Бесконечность за окном

1.Бесконечность за окном
Когда был юношей со взором горящим был уверен - до столька не живут. Дожившие казались ископаемыми из мезозоя. Наступило время признавать ошибки. Заблуждался - признаю. В оправдание представляется разумным прислушаться к мнению Лакана, что не стоит понимать всё слишком быстро, ибо ничего нового мы не узнаём, а лишь подтверждаем то, что и так в нас было: предубеждения, заблуждения, иллюзии. Ибо ныне сам по Лакану брожу нелепым шерстистым носорогом посреди малознакомой природы. Печально посвистываю-похрюкиваю что-то из книг Соломона, что-то про белых яблонь дым.
 
Много чего было приобретено, многое пролетело над Парижем, еще больше потеряно без надежды обрести вновь. Жалко людей - люди болеют и умирают. Жаль безвозвратно ушедших ощущений. От тёплой травы под босыми ногами, от цветущей вишни за окном бабушкиной спальни до трехколесного велосипеда и пестрой курочки, которая, когда я надолго, почти на год, заболел, каждое утро моего угасания, а потом выздоровления, приходила к окну, прыгала на подоконник и стучала в стекло клювом, чтобы убедиться, что я шевелюсь, а значит всё ещё жив.
 
А ещё запах крепкой осенней антоновки, который валил быка между рогов, стоило только открыть ту самую книжку Бунина. Вкус поездного чая, ложечка в стакане, стакан в подстаканнике, за вагонным стеклом бесконечность, тихий, задушевный разговор с попутчиком под неровный перестук колес. В этом и состоит волшебство - уехать далеко, а потом вернуться совсем другим.
 
Нет, не то, не то. То ли трава другая, то ли велосипед, то ли ноги. И антоновка изменилась - буквы мельче, бумага офсет. И чай как чай, ничего особенного. Купить, что ли, подстаканник.


2. Вплотную без маски
Хочу нынче вечером перечитать "Идиота". Почему? Элементарно, Ватсон  - в этой книге нет античного рока, и апокалипсис, который грозит человечеству гибелью нам, по Достоевскому, не грозит. Россия его давно пережила и выжила, потому что покаялась. В чем покаялась, зачем и перед кем -  отдельный вопрос. Русский народ, который вынес на себе основные тяготы чего только можно, включая проклятую войну, в которой понес самые большие потери, все время за исключением совсем короткого времени, жил, а теперь снова живет в условиях, какие даже вообразить себе не смог бы ни один цивилизованный народ в мире. Но, как сказал Экклезиаст - от извините спина не отвалится. Покаялись и хвала Аллаху.

Такшьт человечество тоже выживет если покается. Покается и будет спасено, - как Ниневия после пророчества Ионы. Трагизм может быть преодолен. Вот Соня Мармеладова спасает Раскольникова и сама спасается. То же пытается Мышкин - и погибает. Однако ничего болезненного, исступленного в его попытке я не вижу, просто совершенная открытость чужой боли. Логика характера Мышкина не ведет к гибели. Его губит Россия, вымечтанная им в Швейцарии.

Мысленно перенесите Мышкина на планету Смешного человека, и он там дома. А здесь его губит неопытность. Он вплотную без маски и желтого костюма приближается к зачумленной страстями стране своих снов, не понимая главного - жить в России - вообще особое призвание. Необходимо иметь особенный талант - талант быть русским. Рогожиным, Настасьей Филиповной,.. да хоть капитаном Лебядкиным..

Ведь мир досмотренный до самой своей глубины целен. И Россия досмотренная до самой своей глубины - цельная. Мышкин умирает не вследствие устройства страны или мира, а вследствие устройства своего ума, не совпадающего с ними.
Поэтому трудно читать Бердяева, который пишет: "Образ Мышкина - это образ тихого беснования". Бердяев опять ничего не понял. У него Мышкин - это он сам, только доведенный до карикатуры. Хотя, с другой стороны, его мрачные , но величественные, манихейские проникновения в нравственную космогонию героев Достоевского всегда впечатляли дилетантов.


Рецензии