Переписка Достоевского и Толстого 14

А.В. Миронов

Не отправленная переписка Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
(Серия: Не избранное и неизданное)

Письмо Л.Н. Толстого гг. Достоевскому и Менделееву

Милостивые государи!

До меня дошли слухи, а уж так Россия устроена, что я все про всех раньше вас узнаю;, что вы замыслили недоброе. Химия, как известно каждому крестьянину, до добра довести не может. Одно спасает Дмитрия Ивановича, шитье чемоданов из чертовой кожи. А г-ну Достоевскому и на это рассчитывать не приходится. Народу отвлеченные размышления не требуются, ему бы с голоду не умереть! Что ему химия и «Бесы», ему сено требуется заготовить на зиму, дров запастись, да зерно посеять, собрать, обмолотить, да в амбар понадежнее от мышей спрятать. А тут еще царские налоги, подати, да каждому судейскому, да полицейскому взятку дай! А не дашь, так его всеми силами и засудят! Где вздохнуть, где продохнуть мужику? Не о том думаете, не о том размышляете. Вся жизнь под гнетом у простого крестьянина, а Вы в Петербурге, да по дачам мировые вопросы решать удумали! А кто, позволю спросить, вас уполномочил за мужика такие ответы давать? Я вас спрашиваю?!!

Вот Родион Раскольников с жиру беснуется! «Кто он», – размышляет, «тварь или власть имеющий», а того не ведает, что под боком у него живут мужики, и не на тридцать рублей, а вообще без денег обходятся. Однако в безысходности своей, топорами людей не рубят и денег не грабят. О чем этот роман? Дрянь, а не роман! Мужик такое читать никогда не станет. Вот я «После бала написал» – рассказ, а не роман, так у меня в деревне все его наизусть знают. Иду бывало по Ясному, а меня в дом позовут и детишки хором от корки до корки все произносят и не абы как, а с уважением.

Кто бы Достоевского в России знал, если бы он на потеху публике не стал «Дневник писателя» публиковать?

Я такой славы не хочу и противоестественными  способами добывать ее не желаю. И ладно бы один «Дневник» опубликовал, так вот уже конец лета, а он все пишет и пишет – неугомонный. Скоро под озимые пахать, а он все публикует и публикует! Когда же пахать? Нет, все должны читать, что там еще Федор Достоевский удумал! И публике даже в голову не приходит, что все только ради гонорара делается! Вот я без копейки денег живу, как простой крестьянин, о деньгах не забочусь и у народной массы последней копейки не отбираю. Должно быть стыдно за это, господа.

Лев Толстой - великий писатель земли русской


Рецензии