Я родом не из детства - из войны

 
  Так назвала свои стихи Юлия Друнина. Сейчас мы, люди из  моего детства, могут так сказать. Да , мы - дети войны имеем на это право. Конечно, я была маленькой и мало что помню  о том, как мы эвакуировались из нашего небольшого курортного городка - Ялты.Я только помню , как прогибались доски трапа под ногами и как было страшно смотреть вниз - на море . А по этим  вибрирующим доскам шли и шли дети, держась за руки мам или старших- брата или сестры.Совсем маленьких несли на руках .Шел поток женщин и пожилых людей , совсем мало было мужчин  - все спешили зайти на пароход , потому уже шли бои в глубине Крыма. И стояла странная тишина , тягостнная и тревожная. Даже молчали дети : они не понимали,но чувствовали тревогу и страх своих матерей. А потом послышались вой пикирующих самолетов  и  взрывы бомб и заплакали дети , и крепче прижимали их к себе мамы. Потом сказали, что шедший перед нами теплоход разбомбили.
  Мы ехали на длинном - длинном поезде , в переполненных вагонах и иногда поезд останавливался, слышался крик :" Кипяток " и взрослыли хватали чайники, кастрюли и бежали за кипятком .В каком-то городе мы вышли - там умерла моя младшая сестренка. И снова звучала сирена и падали бомбы.И снова поезд, и снова переполненные вагоны.Потом  был Ташкент -  там на окраине городе мы жили несколько лет.Я помню арык недалеко от маленького домика, который дали нашей семье. А рядом была бахча - росли арбузы.
  Возвращались мы поездом , потом паромом через Керченский пролив, на попутных машинах с солдатами или матросами- еще шли бои за Севастополь.
    9  мая было шумно :  стреляли  вверх, кричали :"Победа!", плакали и целовались.Прошли годы и сегодня 9 Мая  Праздник Победы у нас отменили. Люди все равно праздновали День Победы, не все , конечно, но все равно поздравляли с праздником, выпивали "фронтовые " сто грамм и по некоторым каналам передавали концерты. И было обидно и за наших отцов и дедов, и за  наших мам, которые ждали этот День с тревогой и надеждой.И  сегодня горько было видеть ветеранов, которым уже много лет , и которые плакали, когда им приносили подарки и видеть их слишком скромное  жилье и поношенную одежду. Горько и то,что закрывают русские школы и скоро на этом сайте не будет русских авторов, и "русскоговорящих" людей.
  Да , странные нынче времена, странные. Я думаю о том, сколько за время разных войн человечество потеряло гениев,талантливых и красивых людей , сколько не досчиталось поэтов и композиторов,художников и артистов, добрых людей с сильными и умелыми  руками! Сколько слез матерей , потерявших  детей в войнах, видел наш несовершенный мир! И как прекрасен был  бы он, если б не погибли сотни миллионов талантов !
   Я прочту стихи , не свои , но поэта, которого мы , дети войны, читали и которые помогают понять истоки нашей Победы :
       Жди меня , и  вернусь.
       Только очень жди.
       Жди, когда наводят грусть
       Желтые дожди.
       Жди, когда снега метут,
       Жди, когда жара,
       Жди, когда других не ждут,
       Позабыв вчера...
       Жди меня и я вернусь
       Всем смертям назло,
       Кто не ждал меня, тот пусть
       Скажет - Повезло.
       Не понять не ждавшим им,
       Как среди огня
       Ожиданием своим
       Ты спасла  меня,
       Как я выжил, будем знать
       Только мы с тобой ,-
       Просто ты умела ждать.
       Как никто другой.
                1941 г. Константин Симонов

        Да , умели ждать своих мужей наши мамы, и верили, что придет этот  День Победы, потому что воевали они за свою землю, за своих детей, за Родину.




               



   
 


Рецензии