Вездеход Неверавичюса

                В  Е  З  Д  Е  Х  О  Д      П.  Н  Е  В  Е  Р  А  В  И  Ч  Ю  С  А.               
                / история одного изобретения /               

                История открытий и изобретений хранит немало примеров,когда простые люди,   
не имевшие специального образования,но наделённые талантом от Бога,стали предвосхитителя -   
ми технических новшеств,сделавших настоящий переворот в науке или технике.К таким,с пол   -   
ным правом ,можно отнести Пшемыславаса Неверавичюса – жителя небольшого литовского мес -   
течка Немакщяй жемайтийского края,сконструировавшего в 1908 году самоходную восьмиколёс-   
ную тележку.На её создание изобретателя подвигло желание сделать возможным и удобным пере
движение по бездорожью,царившему тогда,в начале ХХ века,повсеместно на селе.               
                Тележка П.Неверавичюса имела несколько большие размеры,чем обычная повоз
ка.Эксцентриковое колесо,расположенное на платформе,приводили во вращение два человека.            
Это усилие через червячную передачу шло на предпоследнюю колёсную ось,и тележка приходи    
ла в движение.Четыре передних колеса имели меньший диаметр,чем задние.Передние колёса мог 
ли прижиматься ко дну тележки.Самоходка поворачивалась почти на месте и успешно преодоле -   
вала неровности грунта и бездорожье.Весной 1910 года сам конструктор совершил на ней поезд -   
ку в город Шауляй,проехав без поломок расстояние в 70 км.В том же году П.Неверавичюс получа   
ет патент на своё изобретение за №-12458 с гербом Росийской империи и создаёт «Общество во -    
сьмиколёсных самоходов»,надеясь производить тележку серийно.Изобретением заинтересовался    
русский инженер Энгельмейер,а немцы,узнав о тележке,предложили конструктору немалую сум -   
му – 150 тысяч золотых рублей,но он не продал патент,надеясь запустить производство на родине   
Мечту начать серийное производство тележек перечеркнула первая мировая война,во время кото-   
рой был уничтожен прототип самоходки.Позднее конструктор пытался заинтересовать литовских   
инженеров,в 1930 году получает государственный патент,его тележка была зарегистрирована в    
литовском автоклубе.Однако,П.Неверавичюс не получает должной поддержки,его изобретениепо   
считали громоздким и не отвечающим общим тенденциям машиностроения.Отчаявшись,П.Неве -   
равичюс обращается в английское патентное бюро «Salters Hall Court» в Лондоне.Бюро обещает      
запатентовать изобретение,запросив определённую сумму денег и пояснения к конструкции.Кон-   
структор высылал деньги четыре раза,наконец,в 1931 году получил ответ,что подобное изобрете -   
ние уже запатентовано английским гражданином.Так бесславно закончилась история изобрете  -      
ния и,возможно,она навсегда была бы забыта.Вернул её из небытия уроженец Немакщяй – меха -   
ник Леонас Тамулявичюс,который заинтересовался гербом родного местечка,не случайно изобра-
жавшем четыре чёрных колеса и линию,их соединявшую.Тамулявичюс по крупицам открывал      
вновь историю изобретения П.Неверавичюса,разыскал старые чертежи самоходки и задумал вос -   
становить её.Создавать тележку помогали друзья,и по прошествии некоторого времени местечко   
Немакщяй стало популярным,там появился музей с экспозицией,посвящённой изобретателю-са -   
моучке П.Неверавичюсу.Самым главным экспонатом в нём – восстановленная модель самоходки, 
на которую посмотреть и опробовать в движении стремятся многие.Кто знает,возможно,именно 
здесь закладывались основы конструкций будущих вездеходов и луноходов,ставших уже реаль -    
ностью нашего времени.               



Июль 2013 г.               


Рецензии