Рука подающего

В рассказе «Рука помощи» американского фантаста Пола Андерсона повествуется о вооруженном конфликте между человекоподобными расами двух разных планет с почти фатальными для рас последствиями. Впрочем, Андерсон поспевает к самому финалу драмы. О предыстории ничего не известно, но, похоже, что расы, не успев толком освоить космические путешествия, сразу же ввязались в обоюдоострую драку, которая быстро истощила их силы и породила на обеих планетах хозяйственную разруху. И тут, как черт из табакерки, прямо из ниоткуда появляется некто под именем «солярианин» и в привычном для себя амплуа миротворца усаживает стороны за стол переговоров. Разумеется, мирных переговоров.
Читатель Пола Андерсона без труда угадывает в солярианине эмиссара исключительной североамериканской нации, а в упомянутых космических расах – неких аборигенов Европы, Азии, Африки или той же Америки. И принимает, как должное, что в качестве приманки расам обещана всесторонняя помощь. Когда переговоры вступили в финальную стадию, представитель одной из рас вдруг повел себя демонстративно и вызывающе, и, явно отдавая отчет в своих действиях, оскорбил представителя противной стороны, по сути, сорвав торжественную церемонию. Хотя до подписания договора дело не дошло, расы были настолько измождены и обескровлены, что о продолжении бойни не могло быть и речи.
Соляриане выполнили обязательства, и помощь была предоставлена, но только «хорошей» расе поэтов и мечтателей, а грубияне и варвары не получили ничего. Они сознательно отказались не только от рыбы, от удочки и от инструментов для изготовления удочки, но также и от знания, как эта удочка устроена.
Нет, это не назидательная история с порицанием плохих манер и хэппи-эндом для послушных деток. С явной симпатией к грубым и непослушным Андерсон далее пишет о том, что принесла рука солярианина «хорошей» планете, и что пришлось пережить грубиянам на «плохой».
Помощь поэтам пришла, но вместе с нею не особо желанным гостем нарисовался беспардонный эмиссар со своим штатом, выпроводить которого восвояси было бы тактически неправильно, раз уж протянули руку за подаянием.
В разгар поступления помощи солярианин, недовольный тем, как ею распоряжаются, затратив минимум слов на дипломатические выкрутасы, объявил, что в поэтическом раскладе «кое-что придется изменить». Он убедил хорошую и послушную расу отказаться:
от фиесты и 4-х часового рабочего дня в пользу более продолжительного,
от своей денежной системы,
от собственной системы мер и весов,
от собственной религии,
от веками выработанных философских воззрений,
и, наконец, от собственных языков, которые не подходили для «оперирования научными терминами».
В конце концов, солярианин потребовал ни много ни мало, как «полной перестройки образа мышления», и поэты с охотой, особенно поэтическая молодежь, приступили к исполнению.
О чем умалчивает Андерсон?
О том, что в свое время самым непонятным образом мечтатели и поэты при всей своей неорганизованности смогли создать космолеты, вследствие чего ввязались в космическую драку. Уж не соляриане ли поставили им технику – свою под чужими клеймами или привезенными из галактики, которую (галактику), как следует из текста рассказа, уже освоили? Уж не соляриане ли, играя на чувствах и поэтов, и грубиянов, плетя кружева интриг, создали конфликтную ситуацию? Впрочем, это не более чем предположения, но факт, как говорят, налицо: выгодоприобретателем произошедшего конфликта оказались только соляриане.
О том еще умолчал автор рассказа, что бесплатная помощь обязательно закончится и именно в тот самый момент, когда в результате перестройки образа мышления падет трупом не выдержавшая конкуренции местная промышленность, солярианский бизнес оприходует местный рынок, а с уничтожением собственного производства для поэтов не будет пути назад. Разумеется, следующая за бесплатной платная помощь уже не будет помощью, как таковой, и должна называться как-то по-другому.
Тем не менее, из рассказа нам стало известно, что «поэты» утратив религию, язык, культуру и самобытность, все-таки не оправдали надежд соляриан, да и собственных, не сумев отдаться полностью духу стяжательства. Бизнесмен неизвестного происхождения, посетивший поэтов, нашел их неспособными к деловому сотрудничеству, и выразил желание отправиться к их бывшим смертельным врагам – грубым и некрасивым варварам, имеющим деловую хватку.
Самое время вспомнить о варварах, которых мы, увлекшись поэтами, выпустили из вида. Как они без помощи-то, не околели? Совсем нет и даже наоборот: преодолели трудности и намного превзошли поэтов в развитии. Варвары оказались на редкость смышлеными, сумев за тридцать лет не только накормить и оздоровить население, но также изобрести наряду с новой, весьма продуктивной философией еще и космические корабли четвертого измерения. Что это за зверь такой не совсем понятно, и, как я в порядке шутки полагаю, создание их в реальности исключено, поскольку космос слишком большой, и на каждого строителя космолетов никаких измерений не напасешься.
Приняв близко к сердцу судьбы братьев по разуму, впору в припадке назидательности заключить данную статью русской поговоркой: не все золото, что блестит. Но если мы никуда не спешим, то можем полнее исследовать тему.
Пол Андерсон, используя приемы гротеска, художественной прозой ярко и образно обрисовал ситуацию, которую, конечно, всеми силами нужно было избегать российским перестройщикам и реформаторам. Но те, если и читали этот рассказ, то, очевидно, не приняли его на свой счет.
Но автор умалчивает еще об одной альтернативе. Что если варвары были бы не столь смышлеными и, кое-как наведя на планете сносный порядок, так и не смогли бы создать ничего стоящего вроде новой философии и новых космолетов? Что если такое было бы им не по зубам? Ведь не каждому дано.
И не могли бы они, перебиваясь с хлеба на воду, из-за слабости медицины хороня пачками безвременно ушедших соплеменников, так и не освоив высоких технологий, десятки раз сожалеть об упущенной возможности? Обязаны ли будут соляриане в этом случае свою помощь им силой или хитростью навязать, конечно, из лучших побуждений? Где грань добра и зла, за которой уже допустимо вмешательство в суверенитет?
Впрочем, для грубиянов все окончилось вполне приемлемо, и теперь их ждали не отсталость и забвение, как ошибочно уверял солярианин, а полеты к звездам. Они сами будут готовы протянуть нуждающимся руку помощи. С какой целью?


Рецензии