Легенда о святом Алам ед-Дине
Река получила своё название в честь знаменитого проповедника суфизма, богослова, которого местные приверженцы новой веры называли Алам ед-Дин.
Деяния этого святого неразрывно связаны с приспособлением ислама к новым требованиям существования мусульманской общины начиная с VIII века и последующим распространением этих взглядов в XII-XIII веках в тот период, когда кыргызские племена возвращались с Алтая в горы, предгорья и долины Тянь-Шаня. Так как первые проповедники нового течения носили грубые шерстяные одежды (ар. sufi - шерсть), их называли суфиями – одетыми в шерстяные плащи, а новое течение получило название суфизм.
Основными канонами (гр. kanon – правило, предписание) этого течения стало проповедование аскетизма и мистицизма.
Аскетизм = (гр. askёtёs – обученный) – самоотречение, самоограничение, отказ от жизненных благ и большего уделения времени выполнения религиозных предписаний.
Мистицизм = (гр. mystikos - таинственный) – вера в сверхъестественное, божественное, таинственное.
Повсюду начали создаваться суфийские общины и им подобные религиозно-культовые центры. Так, например, в северо-восточной части Ферганской долины таким центром было средневековое селение Испид-Булан (Сафид-Булан, Сафид-Буленд).
Одним из наиболее выдающихся представителей среднеазиатского суфизма был Ходжа Ахмед Ясави(1093-1166 гг.), основавший свой орден, который получил название Ясавийя. По дошедшим до нас легендам у Ахмеда Ясави был предшественник по имени Арстан-баба, по имени которого был назван орехово-плодный массив в Базаркоргонском районе Жалалабадской области, что указывает на длительное пребывание здесь этого суфийского шейха. Среди учеников и последователей Ахмеда Ясави был целый ряд мистиков, писавших на тюркском языке и носивших тюркское прозвание «ата - отец», в том числе Хаким-Ата, или Сулейман Бакыргани, деятельность которого была связана с Хорезмом. Однако, название реки на юге Кыргызстана Ходжа-Бакырган-Сай свидетельствует о его длительном пребывании и в Кыргызстане.
В XII веке в Узгене жил другой великий суфист Бурхан-ид-Дин Кылыч и сведения о его жизнедеятельности и активности в распространении суфизма среди местного населения были приведены в трудах многих учёных: В.В.Бартольда и других. Своё прозвище «кылыч» Бурхан получил за стойкое вероисповедание и часто говорил: «вера – мой меч».
Согласно народной легенде ещё в юности Бурхан-ид-Дин обладал высокой набожностью и глубокой верой в Бога, строго соблюдал все религиозные обряды и предписании и к 50 годам был уже опытным богословом-суфистом. А умер он, когда ему было 70 лет, стоя на коленях, во время вечернего намаза.
Учитывая роль многих суфиев в истории того или иного государства, казахский историк А. К. Муминов пишет что: «могилы суфиев после их смерти, вокруг которых возникали обширные земельные угодья (вакуфы) и поселения влиятельных смотрителей-шейхов превращались в центры экономической и политической жизни региона».
Кроме вышеназванных проповедников суфизма на территории Кыргызстана было много новых послушников (мюридов), искренне верующих в догматы новой религии, но имена их не сохранились в истории. Это произошло по той причине, что после принятия ислама, многие мусульмане меняли свои языческие имена на арабские. Одним из таких проповедников был один из наиболее усердных мюридов (ар. murid – ищущий, стремящийся) – послушник, последователь и ученик шейха, которого его послушники называли Алам ед-Дин (кыр. Алам;д;н = ар. алам – знающий лучше всех; знающий больше всех; обладающий большими знаниями; большой знаток + ед – арабский артикль + дин – вера, религия, ислам) - знающий лучше всех веру.
О том, что такое имя существовало в мусульманской антропонимике, можно убедиться по данным словаря справочника «Мусульанские имена» (Сост. Ибн Мирзакарим ал-Карнаки, СПб: Изд. «Диля», 2009 г., 448 с.), в котором это имя приведено в двух вариантах: Алам ад-Дин (Аламуддин) – знамя религии и Аллам ад-Дин (Алламуддин) – ученейший в религии).
Собрав своих единомышленников, последователей и учеников (ьюридов) в религиозную общину, он стал её духовным наставником, то есть человеком, который оказывает помощь верующим и ищущим в духовном развитии, в просветлении, в решении возникающих проблем и в достижении жизненных целей. Он был хорошим духовным наставником, различающим Добро и Зло, всегда идущим по пути Света, не гонящийся за материальными ценностями, не эгоистичный, полностью «просвещенный» и понимающий истинную природу реальности. Это был человек, который имел достижения в духовном развитии и при оказании помощи людям. Он мог научить других мюридов различным уровням сознания, потому что потратил годы на собственное духовное развитие и обладал большим осознанием.
Прожив на свете более пятидесяти лет, и достигнув преклонного возраста Алам ед-Дин за свои заслуги и достижения в проповедях ислама получил почётный титул шейха (ар. saih, scheich - букв. старик, мудрец) = представителя высшего мусульманского духовенства; видного богослова и правоведа. Шейх по своим функциям близок к учителю, однако в отличие от него он не только преподает предмет, но и устанавливает духовную связь с учениками и является их духовным наставником. Помимо духовного пути, шейх обязан знать и правовые науки, владеть наукой толкования Корана и хадисов. Он должен обладать самыми наилучшими моральными и нравственными качествами. Шейхи также называются муршидами - учеными или праведными людьми, достигшими большого результата в служении Аллаху и имеющими учеников.
Люди шейха уважали,
Как святого почитали.
И когда Алам ед-Дин умер, то был похоронен под высоким деревом в среднем течении реки, которая по его имени с этого времени в русской транскрипции стала называться Аламедин, (на кыргызском языке Аламюдюн).
Почитая святость Алам ед-Дина его последователи, почитатели и просто верующие над его могилой построили кумбёз (мавзолей) (Рис. 3). Это было довольно простое в архитектурно-строительном решении сооружение в виде квадратного в плане здания (2) с куполообразной крышей 3, построенное из самана без фундамента, но возможно с применением каменной кладки. Дверной проём в форме арки вписывался в небольшой портал в центре фасада (1) и был приподнят относительно земли на небольшую высоту. Для горизонтальных связок в стенах и у основания купола в качестве перемычек над проёмами применялись арчёвые жерди и брусья. Купол был выложен кольцевой кладкой. Стены мавзолея были обмазаны лёссовым раствором.
Выполненный из местных глинобитных материалов мавзолей вскоре раскис под дождём и развалился и к настоящему времени от него ничего не сохранилось.
Свидетельство о публикации №220051101153