Притча пятнадцатая. Шуршание губ

   В Индии когда-то правил крайне жадный и жестокий царь. Он обирал собственный народ до последней нитки. И в итоге народ восстал и убил этого царя. И тогда на его место сел брат царя. Но он оказался еще более глупым, жадным и жестоким. Народ опять поднял восстание и тоже убил его. И тогда на троне оказалась сестра этих царей. И,чтобы не быть убитой, как ее братья, она обратилась к своим мудрецам за советом, как ей править, чтобы народ не восставал. В ответ на это одни мудрецы смотрели на звезды и составляли гороскопы. Другие читали будущее по волнам реки. Третьи видели всякие грядущие предзнаменования в пламени огня. Четвертые создавали прогнозы по внутренностям убитых птиц, коров, свиней или овец. Пятые тоже несли всякую заумную и невообразимую чушь! И никому из них царица не верила, потому что все они несколько месяцев назад предсказывали такое же прекрасное будущее обоим ее братьям. И ни одно из этих предсказаний в итоге не сбылось. По смыслу, всех этих якобы мудрецов за подобные ошибки и измены царям нужно было убить! И тут царица обратила свой взор на самого старого мудреца, который с равнодушным и скучающим лицом сидел  в самом дальнем и самом темном углу ее тронного зала и уже давно был слеп и почти полностью глух. И все во дворце над ним смеялись, потому что считали его окончательно выжившим из ума. И все другие мудрецы и даже самые молодые слуги уже приготовились посмеяться над стариком и на этот раз, потому что наперед знали, что Старый мудрец скажет очередную глупость. Так и случилось. Старый мудрец вдруг ответил царице:

  - Всякая женщина - это змея! А женщина на троне - змея в десять раз опаснее змеи обычной! А лучший знаток змей - это факир на нашей базарной площади. О моя царица, если хочешь услышать от факира правду, а не привычную лживую лесть, какой беспрестанно кормят тебя твои придворные, тогда оденься бедной простолюдинкой и выслушай откровение факира о том, какой должна быть черная змея - чтобы народ был согласен кормить ее и дальше. А не уничтожить безжалостно как мерзкое существо!

  Царице некуда было деваться, и она так и сделала: оделась нищенкой-оборванкой, вымазала лицо и руки золой и глиной, чтобы не выделяться из толпы других нищих, и безо всякой охраны никем вокруг не узнанная пришла на базарную площадь. Факир, на которого указал ей Мудрец, оказался вовсе не стариком, а, наоборот, очень щуплым и низкорослым мальчишкой лет десяти. Кобра же, которая выползала из кувшина и качалась под звуки его флейты, была вся черная и гораздо длиннее мальчишки! И от этого казалась очень страшной! Царица разозлилась на Мудреца за его глупый совет общаться на равных с ребенком и уже хотела приказать схватить Мудреца и отрубить ему голову! Но тут Мудрец спросил маленького факира:

  - Сколько лет твоей страшной черной кобре?

  - Точно не знаю,- ответил тот, - но не менее ста. С ней выступал еще мой дедушка. Змея тогда была совсем маленькая и глупая. Чтобы она скорей выросла, дедушка кормил ее вкусным куриным мясом, но кобре однажды это мясо приелось, и тогда она разозлилась и укусила дедушку. И он тут же покрылся красными пятнами! Потом они быстро стали черными, как кожа змеи! И уже к вечеру дедушка в судорогах и страшных мучениях умер! А кобра уползла и стала жить в каком-то подвале. Но там не было куриц. Там бегали только крысы. И кобра была вынуждена питаться этими адскими тварями целый год. Когда она их всех съела, то, чтобы не умереть с голоду, она приползла к моему отцу и стала выступать уже с ним. Но у отца не было денег, чтобы покупать ей курятину, и он кормил кобру самой дешевой рыбой. Кобре это показалось унизительным, и вскоре она опять разозлилась и укусила уже и отца. И он тоже почти тут же умер! А кобра уползла опять в какой-то подвал и за неимением крыс стала питаться теперь мышами. Но змея выросла, и мышей ей стало не хватать. И тогда, чтобы опять не умереть с голода, она приползла уже ко мне, и стала выступать со мной. Но у меня нет денег, чтобы кормить ее даже самой дешевой рыбой. И я ловлю в нашем озере пиявок и кормлю кобру ими. И пиявки ей понравились больше, чем рыба или даже курица!

   - Почему так? - удивилась изумленная царица.

   - Потому что пиявки питаются кровью коров, которые заходят в озеро и пьют там воду. Сам я никогда не залезаю в озеро - боюсь заразиться от пиявок какой-нибудь страшной болезнью! И отрываю пиявок от коров на берегу. Пиявки в этот момент жирные и теплые от коровьей крови! Получается, что и моя кобра ест живую кровь!

   - И ты не боишься, что кобра когда-нибудь укусит и тебя тоже? - спросила царица.

   - Вряд ли теперь она это сделает, - ответил факир. - Ведь тогда ей придется опять жить в подвале. А там не осталось даже мышей - все они, кто выжил, от страха давно оттуда убежали. Навсегда. И на этот раз змея умрет с голода! А пиявок она сама ловить тоже боится - коровы ее от страха тут же затопчут насмерть!

   - Почему же кобра, если она такая гордая, танцует под твою флейту? - поинтересовалась царица. - Неужели ей нравится эта однообразная нудная музыка?

   - Нет. Что вы! Кобра вообще ничего не слышит. Все змеи абсолютно глухие! И очень плохо видят, - объяснил факир.

   - Так почему же она все равно танцует?! - изумилась царица.

   - Она вовсе не танцует. Она делает только то, что ей в данный момент хочется. Ей захотелось качаться - вот она и вылезла из своего кувшина. И нюхает воздух. Когда ей это надоест, она спрячется, и ее долго не выманишь наружу уже ничем. Даже едой!

   - Но я же своими глазами вижу, что она танцует! - продолжала настаивать царица.

   - Нет, - объяснил факир. - Это я повторяю качания кобры. Это я танцую перед ней. А всем вокруг кажется, что - наоборот. Я нисколько не обманываю зрителей. Зрители рады обманываться сами!

   - А если на твоей флейте заиграю я, кобра станет танцевать со мной тоже? - не уставала спрашивать любопытная царица.

   - Нет! Даже не вздумайте приближаться к ней - вас она сразу же укусит! - предупредил ее мальчишка.

   - Почему?! - возмутилась царица.

   - Потому что вы для нее - чужой человек. А значит, враг! А врагов кобры кусают мгновенно! Она терпит только меня.

   - Но как она узнаёт, что ты - это именно ты? Ведь ты же сам сказал, что все змеи глухие и почти слепые.

   - Змеи ощущают этот мир не глазами и не ушами. И не носом - они же не собаки, - объяснил маленький факир. - Они чувствуют только сотрясение земли, когда кто-нибудь по ней ползет.

   - Но ты же сейчас не ползаешь. Ты сидишь. И земля под тобой не трясется. И тем не менее кобра ощущает тебя своим кормильцем. Как она это делает?!

   - А меня моя змея узнаёт по шуршанию моих губ, когда я играю на флейте.
 
   - По шуршанию губ?! - не поверила царица. - Но ведь этого шуршания совсем не ощущается! Тем более на таком расстоянии - в трёх шагах от змеи!

   - А вот змея ощущает именно это. И ей этого достаточно!

   И тогда великая царица спросила Старого мудреца:

   - Конечно, уличный факир - это очень забавно и необычно. Но зачем ты привел меня сюда? Зачем заставил одеваться в эту рвань и грязь? И вообще зачем мне всё это нужно знать? Не мог рассказать об этом во дворце?

   - Нет, во дворце ты не поверила бы ни одному моему слову, - сказал ей на это Старый мудрец. - Ведь там, в твоем роскошном дворце, все считают меня уже давно выжившим из ума... Твои ближайшие советники, всякие там провидцы, звездочеты, чтецы пламени, волнонаблюдатели, предсказатели судьбы по свету солнца или луны и прочие, прочие, прочие всевозможные шарлатаны только делают вид, что они - это самые преданные тебе доносчики, что они - твои верные глаза и уши. Но на самом деле они постоянно и совершенно нагло, в открытую льстят тебе! Приукрашивают жизнь, которая кипит вне стен твоего дворца. Бесстыдно врут тебе! Обогащаются за счет тебя и казны! И таким образом ты не знаешь, чем живет твой народ. Сыт ли он. Одет ли и обогрет. Ты - как эта самая змея: всё равно остаешься слепой и глухой. У тебя есть нос, но до него не доходит запах той грубой пищи, которую вынужден каждый день есть всякий небогатый простолюдин. У тебя есть язык, но им ты пользуешься только для того, чтобы лгать соседним царям о дружбе с ними или приказывать своему палачу отрубить кому-нибудь из твоих подданных голову! Ты не ощущаешь своим языком горького вкуса той еды, которой все матери твоей страны кормят своих детей. Выйти в город самой, без охраны, чтобы всё увидеть своими глазами, узнать, как оно есть на самом деле, ты боишься... И поэтому ты должна брать пример с маленького факира.

   - Ну и в чем же я должна брать с него пример? - усомнилась царица.

   - Не надо делать вид, что змея танцует под твою флейту, - объяснил Старый мудрец ей. - На самом деле в конечном итоге ты все равно сама подчинишься настроению змеи. Иначе она тебя безжалостно уничтожит! И еще. У тебя есть только один способ узнать настроение народа - и тем самым не измучить народ своими новыми налогами, войнами и прочими глупостями. И тем самым самой остаться живой и прожить во дворце долго и более-менее спокойно. Только один способ! Ему очень трудно научиться. Но он самый надежный!

  - И какой же? - спросила царица.

  - Брать пример со змеи - ощущать народ по шуршанию его губ!


Рецензии