Притча пятнадцатая. Шуршание губ
- Всякая женщина - это змея! А женщина на троне - змея в десять раз опаснее змеи обычной! А лучший знаток змей - это факир на нашей базарной площади. О моя царица, если хочешь услышать от факира правду, а не привычную лживую лесть, какой беспрестанно кормят тебя твои придворные, тогда оденься бедной простолюдинкой и выслушай откровение факира о том, какой должна быть черная змея - чтобы народ был согласен кормить ее и дальше. А не уничтожить безжалостно как мерзкое существо!
Царице некуда было деваться, и она так и сделала: оделась нищенкой-оборванкой, вымазала лицо и руки золой и глиной, чтобы не выделяться из толпы других нищих, и безо всякой охраны никем вокруг не узнанная пришла на базарную площадь. Факир, на которого указал ей Мудрец, оказался вовсе не стариком, а, наоборот, очень щуплым и низкорослым мальчишкой лет десяти. Кобра же, которая выползала из кувшина и качалась под звуки его флейты, была вся черная и гораздо длиннее мальчишки! И от этого казалась очень страшной! Царица разозлилась на Мудреца за его глупый совет общаться на равных с ребенком и уже хотела приказать схватить Мудреца и отрубить ему голову! Но тут Мудрец спросил маленького факира:
- Сколько лет твоей страшной черной кобре?
- Точно не знаю,- ответил тот, - но не менее ста. С ней выступал еще мой дедушка. Змея тогда была совсем маленькая и глупая. Чтобы она скорей выросла, дедушка кормил ее вкусным куриным мясом, но кобре однажды это мясо приелось, и тогда она разозлилась и укусила дедушку. И он тут же покрылся красными пятнами! Потом они быстро стали черными, как кожа змеи! И уже к вечеру дедушка в судорогах и страшных мучениях умер! А кобра уползла и стала жить в каком-то подвале. Но там не было куриц. Там бегали только крысы. И кобра была вынуждена питаться этими адскими тварями целый год. Когда она их всех съела, то, чтобы не умереть с голоду, она приползла к моему отцу и стала выступать уже с ним. Но у отца не было денег, чтобы покупать ей курятину, и он кормил кобру самой дешевой рыбой. Кобре это показалось унизительным, и вскоре она опять разозлилась и укусила уже и отца. И он тоже почти тут же умер! А кобра уползла опять в какой-то подвал и за неимением крыс стала питаться теперь мышами. Но змея выросла, и мышей ей стало не хватать. И тогда, чтобы опять не умереть с голода, она приползла уже ко мне, и стала выступать со мной. Но у меня нет денег, чтобы кормить ее даже самой дешевой рыбой. И я ловлю в нашем озере пиявок и кормлю кобру ими. И пиявки ей понравились больше, чем рыба или даже курица!
- Почему так? - удивилась изумленная царица.
- Потому что пиявки питаются кровью коров, которые заходят в озеро и пьют там воду. Сам я никогда не залезаю в озеро - боюсь заразиться от пиявок какой-нибудь страшной болезнью! И отрываю пиявок от коров на берегу. Пиявки в этот момент жирные и теплые от коровьей крови! Получается, что и моя кобра ест живую кровь!
- И ты не боишься, что кобра когда-нибудь укусит и тебя тоже? - спросила царица.
- Вряд ли теперь она это сделает, - ответил факир. - Ведь тогда ей придется опять жить в подвале. А там не осталось даже мышей - все они, кто выжил, от страха давно оттуда убежали. Навсегда. И на этот раз змея умрет с голода! А пиявок она сама ловить тоже боится - коровы ее от страха тут же затопчут насмерть!
- Почему же кобра, если она такая гордая, танцует под твою флейту? - поинтересовалась царица. - Неужели ей нравится эта однообразная нудная музыка?
- Нет. Что вы! Кобра вообще ничего не слышит. Все змеи абсолютно глухие! И очень плохо видят, - объяснил факир.
- Так почему же она все равно танцует?! - изумилась царица.
- Она вовсе не танцует. Она делает только то, что ей в данный момент хочется. Ей захотелось качаться - вот она и вылезла из своего кувшина. И нюхает воздух. Когда ей это надоест, она спрячется, и ее долго не выманишь наружу уже ничем. Даже едой!
- Но я же своими глазами вижу, что она танцует! - продолжала настаивать царица.
- Нет, - объяснил факир. - Это я повторяю качания кобры. Это я танцую перед ней. А всем вокруг кажется, что - наоборот. Я нисколько не обманываю зрителей. Зрители рады обманываться сами!
- А если на твоей флейте заиграю я, кобра станет танцевать со мной тоже? - не уставала спрашивать любопытная царица.
- Нет! Даже не вздумайте приближаться к ней - вас она сразу же укусит! - предупредил ее мальчишка.
- Почему?! - возмутилась царица.
- Потому что вы для нее - чужой человек. А значит, враг! А врагов кобры кусают мгновенно! Она терпит только меня.
- Но как она узнаёт, что ты - это именно ты? Ведь ты же сам сказал, что все змеи глухие и почти слепые.
- Змеи ощущают этот мир не глазами и не ушами. И не носом - они же не собаки, - объяснил маленький факир. - Они чувствуют только сотрясение земли, когда кто-нибудь по ней ползет.
- Но ты же сейчас не ползаешь. Ты сидишь. И земля под тобой не трясется. И тем не менее кобра ощущает тебя своим кормильцем. Как она это делает?!
- А меня моя змея узнаёт по шуршанию моих губ, когда я играю на флейте.
- По шуршанию губ?! - не поверила царица. - Но ведь этого шуршания совсем не ощущается! Тем более на таком расстоянии - в трёх шагах от змеи!
- А вот змея ощущает именно это. И ей этого достаточно!
И тогда великая царица спросила Старого мудреца:
- Конечно, уличный факир - это очень забавно и необычно. Но зачем ты привел меня сюда? Зачем заставил одеваться в эту рвань и грязь? И вообще зачем мне всё это нужно знать? Не мог рассказать об этом во дворце?
- Нет, во дворце ты не поверила бы ни одному моему слову, - сказал ей на это Старый мудрец. - Ведь там, в твоем роскошном дворце, все считают меня уже давно выжившим из ума... Твои ближайшие советники, всякие там провидцы, звездочеты, чтецы пламени, волнонаблюдатели, предсказатели судьбы по свету солнца или луны и прочие, прочие, прочие всевозможные шарлатаны только делают вид, что они - это самые преданные тебе доносчики, что они - твои верные глаза и уши. Но на самом деле они постоянно и совершенно нагло, в открытую льстят тебе! Приукрашивают жизнь, которая кипит вне стен твоего дворца. Бесстыдно врут тебе! Обогащаются за счет тебя и казны! И таким образом ты не знаешь, чем живет твой народ. Сыт ли он. Одет ли и обогрет. Ты - как эта самая змея: всё равно остаешься слепой и глухой. У тебя есть нос, но до него не доходит запах той грубой пищи, которую вынужден каждый день есть всякий небогатый простолюдин. У тебя есть язык, но им ты пользуешься только для того, чтобы лгать соседним царям о дружбе с ними или приказывать своему палачу отрубить кому-нибудь из твоих подданных голову! Ты не ощущаешь своим языком горького вкуса той еды, которой все матери твоей страны кормят своих детей. Выйти в город самой, без охраны, чтобы всё увидеть своими глазами, узнать, как оно есть на самом деле, ты боишься... И поэтому ты должна брать пример с маленького факира.
- Ну и в чем же я должна брать с него пример? - усомнилась царица.
- Не надо делать вид, что змея танцует под твою флейту, - объяснил Старый мудрец ей. - На самом деле в конечном итоге ты все равно сама подчинишься настроению змеи. Иначе она тебя безжалостно уничтожит! И еще. У тебя есть только один способ узнать настроение народа - и тем самым не измучить народ своими новыми налогами, войнами и прочими глупостями. И тем самым самой остаться живой и прожить во дворце долго и более-менее спокойно. Только один способ! Ему очень трудно научиться. Но он самый надежный!
- И какой же? - спросила царица.
- Брать пример со змеи - ощущать народ по шуршанию его губ!
Свидетельство о публикации №220051101160