Воспитание человечества или смысл истории

Попытка осмыслить или объять необъятное

Смысл жизни, смысл истории. Каждый вкладывает в эти слова свои представления. И у каждого свое видение мира. Люди рождаются и умирают, уходят в мир иной, из которого все-таки приходят весточки в лице святых, которые помогают нам, живущим. Так проходят поколения за поколениями, и история циклично повторяется в каждом человеке.
Всякий человек проходит свою историю. Эти истории индивидуальны и неповторимы, и в то же время у них общие закономерности и этапы. Каждый человек рождается на свет младенцем, не умеющим ещё ничего чисто человеческого. Ему предстоит многому научиться от родителей, школы, друзей, института и профессиональной деятельности. Проходят годы и старость завершает жизнь. Затем наступает черёд смерти. И что, всё? Так много приходилось учиться, так много было жертв и что, напрасно, все будет закопано в землю и никогда уже не пригодится?
Получается, что человек к старости, наконец, научается, как надо жить, у него появляется мудрость и вот именно теперь-то и начать бы жить сначала. Этот накопленный опыт мог бы дать уже качественно другой уровень и стиль жизни, без прежних ошибок и глупостей.
Думаете, что опыт жизни пропадает даром? Нет уж, никуда не пропадает! Все гораздо лучше, господа. Так задумал Бог, создавая человека, что не сразу человек должен был войти в настоящую жизнь, которая никогда не кончается. А должен был человек испытать себя, пройти обучение в школе под названием земная жизнь. В этой школе учат всему: начиная от умения говорить, ходить, читать и писать и заканчивая умением строить космические корабли, писать картины и сочинять музыку. Строить дома и дворцы, храмы и музеи, писать стихи и романы, покорять вершины и глубины. Человек призван всему научиться, а, главное, он должен научиться жить вместе с другими, ему подобными людьми в мире и любви друг к другу.
В том, Божием мире, в котором будет разворачиваться настоящая, уже нескончаемая вечная жизнь людей, не место будет ссорам и ненависти. Негоже привносить в вечность разлад. В вечности нужно радоваться и творить, познавать мир и Творца, исследовать материи мироздания, сочинять прекрасные шедевры музыки, литературы, живописи, архитектуры и многое другое. Там в вечности будет играть гимн жизни, насыщенной чистыми мыслями. Там души людей будут открыты друг другу. Там – Царство Божье, которое начинается уже на земле в душах людей, строящих свою жизнь в надежде на это Царство.
Выходит, что Бог через земную жизнь воспитывает людей, их души, готовя к блаженной вечной радости жизни и творчества, нескончаемой любви всех ко всем. Бог, сотворив человека, был ответственен за него, и Он сполна выполнил ответственность свою, придя на землю и умерев за грехи людей и даровав спасение, после того, когда человек согрешил в раю. В принципе, грехопадение было вполне закономерным, поскольку человек обладал свободой воли. Если человек имел право выбора, будучи свободным, то рано или поздно возник бы соблазн его использовать. Вот такой случай и настал. Мне кажется, что и грехопадение было включено в план Бога для нашего воспитания. В том смысле, что нужно было познать, как бывает плохо, если не слушаться Бога. Учеба на своих ошибках трудна, но действенна, закаляет. Крепка рука Господня, больно бьет Господь, но его удары направлены на воспитание людей, на то, чтобы они научились, как надо жить правильно и праведно. Ведь если предоставить людям ходить по своим хотениям, то они быстро расслабятся и погрязнут в удовольствиях, из-за которых теряется жизненная сила. А раз теряется жизненная сила, то на вечность её не остаётся, и люди медленно тлеют и угасают.
Чтобы не терять жизненную силу (благодать), нужно её уметь сберегать. Для этого нужно залатать все дырочки в душе, проделанные смертными грехами, тогда жизненная сила не будет выливаться из души. А затем надо влить эту силу в душу и хранить её. Поскольку грехи случаются постоянно, необходимо постоянно латать дыры в душе (исповедоваться) и восполнять силы (причащаться, молиться). Блюсти себя, одним словом.
В будущем Царстве люди будет заниматься и дальше теми делами и профессиями, что и на земле, развивать дальше те таланты, которые взрастили на земле. Поэтому важно развивать таланты и совершенствоваться в них, от этого будут зависеть стартовые условия в той жизни. Запас жизненных сил дает накопленная благодать. Поэтому параллельно развитию талантов нужно соблюдать гигиену души, т.е. очищать её от нечистоты, латать дырки от грехов и пополнять свой сосуд души благодатными силами. В общении с людьми надо стремиться поддерживать добрые отношения, быть готовым придти на помощь. Эти правила доброго поведения всем известны. В мыслях хорошо помнить источник жизни – Бога и Ему молиться.
Спаситель наш Иисус Христос принес учение, ведущее в жизнь и дал Духа Святого всем верующим в Него, чтобы всякий верующий имел жизнь вечную. Как Адам познал смерть через свободный выбор, так и люди призваны сделать свой свободный выбор принятия жизни через обращение и послушание Иисусу Христу. Христос через Свою Церковь воспитывает людей, призывая максимально реализовать свой потенциал для взаимной пользы членов общества. Земля дает плод, когда на небо уходят созревшие души, т.е. спасенные души, готовые для вечной жизни.
Таким образом, земная наша жизнь есть подготовка и воспитание к вечной жизни. И от того, чему мы научимся на земле, какие способности свои раскроем и разовьем, как научимся поступать с людьми, как сохраним свою душу от потери благодати, зависит наша будущая вечная жизнь. Давайте будем иметь в виду грандиозный замысел Бога относительно нас и стараться не тратить время на ерунду, а шаг за шагом восходить в совершенстве любви друг к другу, стяжевать внутрь себя Царство Божие, которое незаметно вырастает из маленького семени на земле в душе в могучее дерево в вечности.
Дмитрий Щелин 26.12.2009 1:11:45 Архангельск


Рецензии