Конспект лекции Быкова о Чехове

Проблема не в оптимизме или пессимизме, а в том, что у 90 процентов из 100 нет ума.

А.П.Чехов


Все чеховские герои говорят о трагизме своей жизни и жалуются на бессмыслицу... но им нельзя верить потому, что никто из них ничего не делает, чтобы выскочить из своей ситуации...

"Воспитанный человек - это не тот, кто не пролил соуса, а тот, кто этого не заметил" - говорит один из героев А.П.Чехова.

Это чудовищная глупость, потому что воспитанный человек - это именно тот, кто не пролил соуса.

Пошлая фраза "Рядом с каждым счастливцем должен стоять человек с молоточком и напоминать ему, что в мире есть несчастья" исходит от человека, который неприятно храпит во сне, от его трубки исходит отвратительный запах. Эти дешёвые афоризмы не имеют никакого отношения к Чехову самому. Если бы они так думали, они бы так не жили, а вот это омерзение к тому, как все они живут, это и есть та эмоция, которую мы радостно подхватываем и на которую реагируем.

Порядочность не входит в число добродетелей, которые Чехов уважает, потому что порядочность - это что то такое же естественное, как и "не грызть ногтей", но если хочется, то можно погрызть и ногти.

Порядочность - это что-то бесконечно скучное, как долгий железнодорожный перегон, а красавица - это чудо, которое всегда вызывает грусть, которая скоро увянет, которая достанется, скорее всего, скучному дураку, и в этом главная эмоция.

Мораль выдумали скучные люди, которые не чувствуют правил жизни, и выдумали для того, чтобы укорять ею окружающих. Отношение Чехова к морали.

Чехов и Толстой никогда не обращались к поэзии. Толстой говорил: "Стихи писать - это всё равно что пахать и за сохою танцевать". Исключение составляют только Пушкин и Лермонтов, для которых говорить стихами естественнее, чем прозой.
Чехов написал 4 стихотворения, одна из которых басня.

Иррациональные чувства многие принимают за религиозные. Отношение Чехова к религии эстетическое, больше связанное с понятием красоты, чем с понятием правды и морали.

Очень хочется современным толкователям, которые гораздо дальше от Чехова, чем советские с их навязчивой социализацией, навязать студентам, что Чехов был православным. У них никак это не получается, потому что есть письмо Меньшикову, в котором Чехов пишет: "Если бы я верил, то мне была бы близка вера Толстого".
Есть чеховская цитата, что "между верю и не верю пролегает огромное поле, а не крошечная развилка".

Вера Чехова - это не вера в бородатого бога и не вера в нравственное начало в человеке. Это вера в то, что мир никогда не может уйти от высшего музыкального закона, он не подчиняется не логическому, не социальному, не нравственному. Но эстетическому он подчинён.

Два самых религиозных произведений Чехова.

Чеховский Иона в "Тоске", который погружён в тоску, в страшное чрево этого мира, где никому, кроме лошади, ничего нельзя рассказать о том, что сын помер, что жизнь такая и холод страшный кругом . Никому ничего нельзя сказать.

Ещё более откровенная вещь - это письмо, в котором Ванька Жуков обращает свою молитву на деревню дедушке. Бог - это и есть дедушка на деревне, тот идеальный мир, которого не существует, где возле печки ходит Вьюн и крутит хвостом, и ничего нельзя получить в ответ, потому что это письмо всегда обращено в пустоту, "в ковчег птенец не возвращаясь, подтверждает, что вся вера - есть почта в один конец", как сформулировал Иосиф Бродский 100 лет спустя.

Это ощущение письма, отправляемого на деревню дедушке, и есть, наверное, самый точный образ молитвы, которую можно себе представить. Это и есть то музыкальное чувство мира, когда ты не просишь ни о чём конкретном, когда ты не можешь ни о чём попросить, потому что по большому счёту всё безнадёжно, нельзя ничем конкретным это исправить, а просить можно только об одном: "Милый дедушка, забери меня отсюда", и мы можем не сомневаться, что уж эта то просьба будет услышана.

У Чехова отсутствует начисто тема "дома". Дом - всегда плен, всегда ужас...

Ненависть к дому - это ненависть к тем отношениям, которые эти люди построили для себя. Там находиться невозможно, поэтому единственный образ мира, которая притягивает у Чехова всегда - это степь, и та степь бесконечная, описанная в самой привлекательной его повести, в которой ничего не происходит...

После "Степи" стал ясен истинный масштаб писателя.

...Чехова постоянно тянет не просто вон из дома... Этот образ панического бегства, который так часто прослеживается у позднего Толстого: "мы все должны убежать из горящего дома"... Дом, как образ убогой, лживой, низкопотолочной, сплющенной жизни. Вон из любых отношений...

 У Чехова присутствует ненависть к семье. Он постоянно пытается назвать свою семью "полон дом гостей". Мы, зовущие в дом гостей, понимаем, что это от невозможности быть со "своими", от страшного желания хоть кем-то "разбавить" семью. Когда людям друг с другом хорошо, они гостей не зовут. Они закрывают дом ото всех, чтобы насладиться ощущением "норы".
Все эти празднества и угощения от невозможности жить в семье.

Семейный быт - это футляр, в который замкнут человек. Семью нужно переосмысливать радикально. Ненависть к любым устоявшимся формам жизни. Всё это нужно упразднить и уничтожить.

Мы все чувствуем, что должны прыгнуть на следующую эволюционную ступень. Никакая утопия нам не заменит рутины. Ходить по этому кругу больше невозможно. Человек должен, обязан сделать решительный рывок, иначе его делом на всю жизнь останется "крыжовник".

"Ради этого крыжовника жену уморил"

эти жалкие куски земли, на которых мы стали строить свою дачную утопию

клок земли, вырванный у государства

ужас 20 века, когда казалось, что можно туда укрыться

это ещё один футляр

а избавиться от вонючего холода эпохи невозможно в футляре, здесь нужна степь

все эти плоские потолки, к сожалению, придётся ломать...

Мезанин - бесполезная, совершенно ненужная украшательская надстройка над балкончиком...

Чехов презирает всё, что даётся трудом, ненавидит трудовой пот, ненавидит благотворительность...

тонкое, слабое, непостижимое - вот единственное, что он любит, -вот основа его религиозного чувства...

Там, где у Чехова появляется лицо священнослужителя - это либо дурачок, либо застенчивый, робкий, очкастый, ничего не умеющий объяснить и найти обоснований...

"Мой отец так верил, что когда шёл молиться о дожде после засухи, брал с собой зонтик". Этот неумелый, не умеющий устроить свою жизнь, дьякон, спасает Лаевского в "Дуэли".
Фон Коен выстрелит. Он живёт по принципу: "всё, что мне не нравится, я уничтожаю".

Спасение в неуклюжем, не умеющем себя объяснить добре, которое воспринимает мир не как школу со знаниями, и бога воспринимает не как начальника, а как одно бесконечное чудо, и тоже ничего не любит делать, а любит праздность, любит разговаривать с зайцами и птицами. Человек, который бесполезное сделал своей профессией. Вот это и есть религиозность, а всё остальное, к счастью, абсолютно мимо...

"Вишнёвый сад" - очень мрачная пьеса. Почему же она комедия?
"Ребёнком я сидел и смотрел на то, как мой отец идёт в церковь"... Здесь плачут даже каменные сердца.

Слово "комедия" написано для режиссёров, как над музыкальном произведении пишут""модерато", что означает, что его надо так играть. Если играть "Вишнёвый сад" как комедию, то выйдет трагедия, а если играть, как лирическое произведение, то будет смешно...

Шарлотта, чужая всему миру европейская приживалка, делает тюк из тряпок, изображающий ребёнка, качает его "Не плачь, мой мальчик" и вдруг со злостью бросает в угол со словами: "мне тебя очень жалко!"

Если мы кого то бесим, то это значит, что мы всё ещё не безнадёжны...

Все истории Чехова - это трагические анекдоты, подчёркивающие абсурдность жизни.

"Палата №6" - это русофобский рассказ, как сказали бы наши казённые патриоты, потому что в палату №6 упакована вся Россия.

Мир не ограничивается палатой номер шесть, а вокруг него есть гигантское поле возможностей и надежд, и это самое мощное средство от депрессии, которую излечивает Чехов.

Чехов пытается нам сказать, что ничто вроде не указывает на чудо, а в воздухе оно всегда каким-то образом растворено.

Чехов любит существ робких, не способных себя спасти.

Фильм "Плохой хороший человек" снят по повести Чехова "Дуэль".

- Почему мне в школе было скучно читать Чехова?
- Потому что ваше отвращение к миру ещё не достигло критических величин.


Рецензии