Александр Невский
«У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив – чем дальше развивается историческая жизнь народа, тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик тех деятелей, которые, отдав все силы на служение своему народу, успели оказать ему существенные услуги. Такие деятели становятся излюбленными народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших сказаниях и песнях. Это как бы звезды на историческом горизонте, освещающие весь дальнейший исторический путь народа. Еще выше значение тех деятелей, жизнь которых озаряется ореолом святости, которые умели совершать дело служения своему народу в угождение Богу. Тогда они становятся ангелами-хранителями своего народа, представителями за него пред Богом, к ним в тяжелые годины обращается народ с мольбою о помощи, их небесной защите приписывают счастливые и случаи избавления от разных бедствий»
Хитров М. 1893 г.
Родословная Александра Невского
Рюрик
Игорь – св. Ольга
Святослав
Св. Владимир
Ярослав Мудрый
Всеволод
Владимир Мономах
Мстислав 1 Юрий Долгорукий
Ростислав Андрей Боголюбский Всеволод «Большое гнездо»
Мстислав «храбрый» Константин Юрий 2 Ярослав
Мстислав «Удалой»
Феодосия
Св. Александр Невский
Братья! Не в силах Бог, а правде!
Александр Невский
20 мая 1219 года в Переяславле Залесском у князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии родился второй сын, названный при крещении Александром. К сожалению, первые годы детства Александра мало известны. Юные княжичи отдавались на воспитание кормильцам или дядькам, из боярского сословия, которые были обязаны ходить за ними, кормить и оберегать их. Упоминается в качестве воспитателя Александра и его брата Федора боярин Федор Данилович. После четырех лет дети проходили постриги и как бы переходили в другой статус. Обряд пострижения в Руси имел важное значение. Пострижение символизировало признание прав личности и ребенок становился как бы мужем, гражданином. Ребенок от женщин-нянек переходил под присмотр мужчин. Обряд проходил в храме. После пострижения отрока садили на коня. Это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, лук со стрелам - это указывало на обязанность отрока защищать родину от внешних врагов
С молодых лет князей учили грамоте. Дядя Александра Константин Всеволодович был большим любителем чтения, часто читал книги детям и проводил духовные беседы о подвигах русских воинов. Наставниками, конечно, были лица духовные, да и самое обучение имело, главным образом, цель ознакомления с истинами христианской веры и было проникнуто духом христианского благочестия. «Ведай, княже, что душа наша создана дуновением Божиим и по образу Божию. В ней три силы: разум выше других; им-то мы отличаемся от животных; им познаем небо и прочие творения, им у к уразумению Самого Бога, Таково правильное употребление разума!...» «Вторая сила-чувство выражается в ревности и неприязни к врагам…». «Третья сила-воля: при добром направлении ее человек стремится к Богу, не думая о всем прочем, ждет от него просвещения и наслаждается весельем в самых злостраданиях ради Бога».
Кроме чтения священных книг, было пение церковных песнопений. С ранних лет Александр был приучен к посту и воздержанию. Согласно заветам Владимира Мономаха юные князья обучались греческому и латинскому языкам преимущественно. В обучении большое внимание уделялось физическому воспитанию. Верховная езда, стрельба в цель, военные игры, охота в непроходимых дебрях и озерах на дичь и птицу.
Выдающимся событием в жизни Александра было «посажение на стол» в Новгороде 1236 году в соборе св. Софии. Этот обряд считался необходимым, без него князь не считался бы князем. Благословляя своего сына на княжение в Новгороде, отец Ярослав Всеволодович говорил ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старейшее княжение во всей земле русской».
Знаменитый Софийский собор Великого Новгорода в день посажения на стол юного князя окружен новгородцами, внутри собор ярко освещен свечами. Благоверный князь Александр возносит торжественно молитвы Царю. Он прекрасен собой, строен и высок ростом. Слезы блестят в его прекрасных очах. В этот великий момент его жизни он нуждается в поддержке Божьей и, преклоняя колени, дает клятву отдать все силы на благо и защиту горячо любимой русской земли и ее народа.
При возложении руки на главу князя архипастырь вознес молитву Царю царей, чтобы Он «из святого жилища» Своего Благословил верного раба своего Александра, укрепил его силой Пресвятого Духа и показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его «небесного царствия».
Затем весь новгородский народ принес торжественно клятву на верность князю. Все целовали крест громко одушевленно воскликнули «ты наш князь!».
Глашатаи разъезжали по улицам, «созывая к князю на обед, от мала до велика». Народ шел во двор князя Ярослава. Там в изобилии приготовлено вино, мед, всякое кушанье и овощи. Не один день продолжалось пиршество. Народ радовался, любуясь и гордясь своим князем.
Через три года, в 1239 году новгородцам снова пришлось стать свидетелями и участниками семейного торжества по случаю брака своего юного двадцатилетнего князя. Свадьба была отпразднована в Тронце. Невестой была дочь Полоцкого князя Бречислава княжна Александра. В приданное невеста принесла икону Божьей Матери, писанную по преданию, Евангелистом Лукою, которая была получена ее родственницей Святой Ефросиньей Полоцкой от Греческого императора. В Новгороде Александром было устроено второе пиршество из-за желания поделиться с народом своей радостью. Была проведена «каша», приготовлялась и подавалась по особым обрядам новобрачным. В Новгороде молодые супруги поселились в Городище, которое являлось обычным местопребыванием новгородских князей. Оно находилось на правом берегу Волхова в районе вытекающих из него речек Волховец и Жилотурь. Сейчас от княжеских теремов никаких следов не осталось, там находятся обычные поселения, жители которых занимаются выращиванием сельхозпродукции.
Княжеские терема украшались святыми иконами, полы устилались дорогими коврами, стены расписывались. Члены семьи перед обедами и ужинами усердно молились перед иконами. Перед иконами не дозволялось делать ничего предосудительного. Оклады икон украшались золотыми и серебряными, жемчужными и драгоценными изделиями. Скотные дворы и конюшни вмещали в себя множество коней, крупного и мелкого скота. На дворе стояло не менее ста стогов сена. Обширность построек объяснялось неотлучным нахождением при князе части дружины в основном из отроков и пасынков. У князя хранилось и определенное количество коней для военного времени.
Наши князья вели деятельную жизнь, с малых лет привлекались к участию в походах. Вставали они рано поутру с рассветом и шли церковь. В местопребывании новгородских князей, на Городище, было несколько храмов, в том числе церковь Благовещения, построенная Мстиславом сыном Мономаха. Этот храм был часто посещаем Александром во время его новгородской жизни. После божественной службы князья завтракали и затем садились обсуждать текущие дела. Князь умел держать бояр в повиновении пресекал их попытки чинить неправые дела по отношению к подчиненным. Иногда князей навещали духовные лица. Как самые образованные лица своего времени, пастыри церкви пользовались уважением со стороны князей, которые советовались во всех важных делах и ни одного предприятия не начинали без пастырского благословения. В полдень был обед. Как правило, обильный. Всегда воздержанный, Александр был радушным хозяином, но не позволял излишества для себя в пище и питии. Очень строго соблюдался пост. Вечер отдавался заботам о домашних делах, управлению селам, дворами, стадами, принимались и выслушивались отчеты штатных управленцев личными делами знати.
В 1240 году в северные земли Новгородского княжества вошли шведские крестоносцы, совершив переезд через Балтийское море до Або и далее до устья Невы. Шведский правитель Биргер рассчитывал на Ладожскую крепость на Волхове и далее на Новгород, Самоуверенный Биргер, остановившись в Ижоры и не сомневаясь в своей победе, послал сообщение Александру: «Выходи против меня, если можешь сопротивляться. Я уже здесь, пленю твою землю».
Получив такой надменный вызов, Александр приказал немедленно собраться и обратился к своей малочисленной дружине: «Братья не в силах Бог, а в правде!...Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог».
Медлить было нельзя, ждать помощи неоткуда. Враг находился в ста верстах на Ижоре. Между тем неприятели, не ожидая быстрого отпора, бросили якоря у устья Ижоры и предались отдыху после плавания. О возможном нападении со стороны Александра они меньше всего помышляли. Вдруг 15 июля 1240 года Александр Ярославич со своей немногочисленной дружиной совершенно неожиданно появился близ места стоянки неприятеля.
За шведами и их расположением на берегу Ижоры наблюдал ижорец Пельгусий, названный при крещении Филиппом, старшина финской приморской стражи Новгорода. Ижорцы - народ чудского племени, входили в состав Новгородского княжества. Когда утром 15 июля 1240 года Александр стал подходить к берегам Невы, Пельгусий вышел ему навстречу и передал ему сведения о прибывших крестоносцах, данные о месторасположении их станов и путь, по которому можно скрытно к ним подойти. При этом он сообщил, удалившись в сторону с Александром, о странном и страшном видении. «На восходе солнца я услышал страшный шум и увидел ладью с гребцами. Посреди ладьи стояли в алых одеждах, положивши на плечи друг другу руки, Святые мученики Борис и Глеб, а гребцы, сидевшие в ладье, были мглою одеяны». И сказал Борис: «Брат Глеб! Вели грести, да поможем сроднику своему, великому князю Александру Ярославичу». Пельгусий, рассказав об этом дивном видении, сказал: «Я стоял в трепете и ужасе пока видение не исчезло из вида».
Радостно забилось сердце Александра при этом сообщении и прониклось уверенностью в Божьей помощи. Александр тихо проговорил Пельгусию: «Не говори никому об этом, пока не увидим славы Божьей».
Перейдя Ижору, он скрытно подошел к шведскому стану, расположенному на берегу Невы. Утро 15 июля было туманное. С восходом солнца туман понемногу стал рассеиваться, наступал яркий знойный день. Враги ничего не подозревали и не ожидали нападения.
Александр, выстроив свое немногочисленное воинство и присоединившихся к нему по Волхову воинов из крепости Ладоги, смело ударил по врагу, несясь впереди своей дружины. Неожиданное появление русских воинов, налетевших на вражеский стан с громкими криками, вызвало у шведов неописуемое смятение. Александр увидел своего надменного врага Биргера, устремился на него и нанес ему тяжелый удар в лицо, - «возложив печать на лицо его», по выражению летописца. Часть крестоносцев ужасе бросилась к своим судам, спасаясь от убийственной атаки русских, прошедших насквозь весь вражеский стан. Другие оправившись от неожиданного нападения, стали оказывать упорное сопротивление. Жестокий бой продолжался до ночи и закончился полной победой русских. Наши потери в этой битве были малы-всего двадцать человек. Темная ночь спасла остатки шведов. Осознав свое поражение, они не хотели ждать утра и поспешили уйти, погрузив на оставшиеся три корабля тела только знатных убитых воинов, числе которых были их главный воевода Спиридоний и епископ.
Потери шведов были так велики потому, что при внезапном нападении Александра они не успели надеть свои доспехи. В страшном замешательстве и переполохе воины разноплеменного вражеского войска, обманувшись в своих надеждах на богатую добычу и раздраженные неудачей, бросились избивать друг друга и продолжали кровопролитный бой между собою на другом берегу Ижоры. Победители с удивлением на следующий, день увидели множество неприятельских трупов на противоположном берегу Ижоры. «Кто же избил их там?» - с недоумением спрашивали победители, - «Нас там не было».
Так бесславно с большими потерями закончился крестовый поход предпринятый папой Римским против Православия и Руси. Это была блестящая победа Александра на берегах Невы в день Святого равноапостольного князя Владимира и Святых праведных Кирика и Улиты.
За заслуги молодого новгородского князя Александра Ярославича в победе над шведами современники и потомство дали ему славное имя Невский. При возвращении в Новгород Александр Ярославич радостно встречен был ликующим народом, но прежде всего он поспешил во храм воздать горячую благодарность Богу.
«Римляне побеждены и посрамлены!» - радостно восклицали новгородцы, «- не свея…- римляне!» В этом названии побежденных врагов римлянами народ точно и верно угадал смысл нашествия. Православный народ инстинктивно понял в этом нашествии посягательство Запада на русскую народность и веру. В этой битве на берегу Невы был дан первый отпор движению германства и латинянства на православную и святую Русь. К сожалению, это движение упорно продолжалось и продолжается до нынешних времен. Александр Невский первым из великой когорты борцов за православную Русь.
В Новгороде, несмотря на замечательную победу их князя, продолжалась борьба между различными группировками и кланами за власть, и в том же 1240 году Александр, забрав мать, жену и весь свой двор, вынужден был выехать из Новгорода и поселиться в отцовском Переяславле Залесском.
Но покоя не было Александру Ярославичу после победы над шведами пришлось бороться с другими еще более опасными врагами – немцами. Главный враг русской земли и православия папа римский после поражения крестоносцев из Швеции на берегу Невы неотложно требовал от Ливонских рыцарей распространения их власти над русскими, большая часть земель которых была под властью монголов за исключением новгородских земель. Немцы без объявления войны напали на Изборск и взяли его приступом. Убивали всех, кто осмелился защищаться. Псковичи попытались оказать противодействие Ливонским рыцарям и потерпели жестокое поражение. Это происходило в том же 1240 году, когда была одержана победа над шведами не Неве. Весть об этом успехе немецких рыцарей разнеслась по всей Германии. Толпы авантюристов и искателей приключений стали прибывать из Германии и пополнять ряды Ливонских рыцарей.
Вскоре немцы, ободренные успехом, вошли на земли Великого Новгорода, в котором шла своя борьба между группировками, делящими между собой власть, и которым было не до защиты собственных земель. А немцы тем временем стали облагать данью население, построили крепость Копорье на берегу Финского залива, близ мест нынешнего Петербурга. Затем пошли дальше, разоряя население и грабя русских купцов. Они вели себя так, как вели себя всегда, как и в более поздние и близкие нам годы. Нрав и привычки немцев с тех пор не изменились. Тихо-тихо появились они в тридцати верстах от Новгорода. Новгородцы, занятые внутренними разборками и не сумевшие дать отпор захватчикам, стали просить у великого князя им князя. Ярослав согласился и прислал им не Александра, а следующего за ним сына – Андрея. Андрей не смог улучшить дела, которые еще более осложнились из-за набегов литовцев, уводивших людей, лошадей, скот.
Новгородцы были вынуждены обратиться к Александру, занятому строительством в Переяславле Залесском монастыря во имя Святого мученика Александра Персского. Целая делегация из лучших людей во главе с Новгородским архиепископом отправилась к Ярославу с поручением усердно просить о возвращении Александра. Вопрос стоял не об одном Новгороде, а о защите всей Русской земли. Александр решил прийти на помощь, забыв о нанесенных оскорблениях, ради священного долга. И в тоже время, пользуясь обстоятельствами, заставил делегацию принять обязательства, ограничивающие своеволие новгородцев, чтобы иметь больше свободы на будущие действия. Прибывшего в Новгород Александра народ встретил с неподдельной радостью. Вокруг вернувшегося вождя быстро собралось ополчение. Александр, не мешкая, двинулся к Копорью и освободил его от немцев. Для освобождения от ливонских немцев Псков сил было мало. Александр отправился к отцу Ярославу Всеволодовичу в Суздальскую землю просить подкрепления. Ярослав Всеволодович согласился отпустить свои полки. Александр с братом Андреем и свежими силами вернулся в Новгород. По своему обычаю благочестивый князь прежде явился в храм св. Софии и в горячей молитве просил у Господа благословления на новый подвиг. Здесь он возвестил о новом походе на немцев. Не теряя времени, следуя своей тактике, поспешил занять все дороги, ведущие к Пскову, до прихода Суздальских полков. При этом противник не должен знать о его походе на Псков. Об этом немцы узнали, когда Александр находился уже у стен Пскова. Город без особого труда был освобожден. Немецкие предводители, закованные в цепи, были отправлены в Новгород. Занятые немцами псковские земли были освобождены при этом много захватчиков было уничтожено. Весть об освобождении поразила ливонских немцев, не ожидавших такого удара. Вся Ливония приступила к сбору ополчения. Первый магистр ордена и епископ были уверены в своем успехе: «Пойдем погубим великого князя Русского, а Александра возьмем живым в полон». Александр, находясь в Пскове, тоже готовился к встрече с врагом. Подкрепив вместе с горожанами свой дух молитвою в святыне Пскова соборном храме Св. Троицы, князь выступил навстречу с врагом. Наступила весна, но морозы еще держались и водоемы еще были скованы льдом. Передовые легкие отряды должны были выследить движение неприятеля. К несчастью эти отряды наткнулись на главные силы противников и были разбиты. Немцы приняли этот успех, как победу над главными русскими силами, и самоуверенно двинулись вперед по Чудскому озеру в направлении Пскова. К Александру, расположившемуся с войском у скалы «Вороний камень», постоянно подходили новые отряды новгородцев готовых к бою. 5 апреля 1242 года в субботу с восходом солнца русским открылся клинообразный строй немецкого войска, который русские называли свиньей. Александр зорко следил за продвижением неприятельского войска, сверкающего сталью своей броневой защиты, щитами и копьями. Обычно «свинья» своим клином, врезалась в боевые порядки противников, расстраивала ряды и начинала их избиение. Наступил момент сближения немецких и русских войск. Грозная свинья врезалась в наши ряды и прошла насквозь в наши ряды и прошла насквозь. И случилось, то чего не ожидали немцы. Русские расступились, плотно окружили немцев со всех сторон и мужественно стали поражать рыцарей ударами топоров и мечей. Рыцарям, привыкшим вести бой по своим правилам, был навязан бой не в их манере. Порядок всесокрушающей свиньи был нарушен, началась ужасная сеча. Лед от скопления людей начал трескаться тяжело экипированные рыцари стали проваливаться. Многие немецкие воины пытались спастись бегством, но русские легко настигали их. Озеро на протяжении 7 верст покрылось трупами, 400-500 рыцарей пало, до 50 рыцарей было взято в плен. Блестящее и считающее себя непобедимым Ливонское рыцарское войско перестало существовать. После этого беспримерного побоища, названного Ледовым, победители во главе с Александром с великой славой въехали в Псков. Впереди пленных шли 50 знатнейших рыцарей, а за ними множество простых пленных. Торжество победы завершилось в храме Святой Троицы, где была вознесена благодарная молитва за дарованную Богом победу, и жители города обещали вечную признательность Александру и его потомству.
Ледовое побоище вместе с Невской победой показало полное торжество Православия над происками против него со стороны папы и надолго остановило наступательные движения против нас со стороны шведов и немцев в самые трудные годы Русской земли, подвергшейся нападению монголов и попавшей в рабскую зависимость от них. Папские приспешники – шведы, немцы, литовцы воспользовались разрушительным нашествием монголов на Русь для того, чтобы отхватить западные русские земли, не подвергшиеся нападению монголов. Поэтому победа на Чудском озере имела огромное историческое значение. Победа Александра Невского 5 апреля 1242 года указала немцам на пределы их владычества и на то, что захватывать русские земли опасно и всегда можно получить сокрушительный отпор. Но, к сожалению, проходит время, полученные уроки забываются, и попытки захвата чужих земель снова повторяются с таким же исходом.
В этом же 1242 году на русские земли совершили набеги литовцы. При получении первых известий о набегах, Александр со своим немногочисленным войском выступил им навстречу. Недостаток своих сил он компенсировал быстротой передвижения и искусным ведением боевых действий. В этом походе он последовательно рассеял семь литовских отрядов, много литовских князей было уничтожено и взято в плен. После этого литовцы не беспокоили русскую землю до 1245 года, оправившись, стали снова совершать набеги на русскую землю. Они сожгли окрестности Торжка и Бежецка, завладели Торопцом, но город был быстро освобожден Александром. При этом было много перебито литовцев и в том числе восемь князей. Александр, предвидя, что недалеко время, когда более важные нужды отечества надолго отвлекут внимание от западных врагов, решился дать такой урок, который надолго бы остался у них в памяти. Недальновидные новгородцы, довольные победой, не поддержали Александра, тогда он после небольшого перерыва, связанного с поездкой по личным вопросам в Витебск к тестю, решил довести дело до конца собственной дружиной.
Александр вступил в поход и встретился с неприятелем близ Усвята недалеко от озера Суржского. Неожиданное нападение Александра на многочисленное войско литовцев привело их в замешательство, они бросились бежать и потерпели крупное поражение. Действиями Александра руководило не чувство мести или мотивы, связанные с захватом чужих территорий. Его действиями руководила забота о благе родины, о ее целостности. Все войны с западными странами носили характер оборонительных войн, в которых он проявил себя истинным защитником родины.
Все эти победы Александра не имели какого-либо отношения к монголам. В 1243 году великий князь Ярослав, деятельность которого была связана с наведением порядка после страшного погрома, учиненного монголами на родной земле, был вызван вставку Батыя. Положение Ярослава после нашествия и поражения от Батыя обязывало беспрекословно повиноваться. Вслед за Ярославом отправился к Батыю все его родичи, а сын Ярослава – в ставку великого хана, расположенную близ Каракорума. Батый принял Ярослава довольно милостиво и, отпустив сказал: «Будь старший между всеми князьями в Русском народе. В 1245 году молодой князь Константин вернулся из Каракорума, а отец Ярослав должен был сам отправиться и присутствовать на воцарении в 1246 году нового великого хана Гаюка. После церемонии провозглашения Гаюка великим ханом его мать пригласила к себе Ярослава и в знак великой чести дала ему есть и пить из своих рук, от чего он заболел и через семь дней умер. Предполагали, что ханша его отравила, так как тело его посинело удивительным образом, и что это было сделано по навету русского предателя Федора Яруновича. Так закончил свой земной путь Ярослав Всеволодович сын Всеволода «Большое Гнездо» и отец Александра Невского, много потрудившийся на восстановлении разоренной русской земли от нашествия монголов.
После кончины Ярослава, великое княжение Владимирское перешло к его брату Святославу, который сыновей Ярослава утвердил на уделах, данных им отцом. С этого времени началась новая пора в жизни Александра. Он понял, что бороться с монголами в настоящее время бороться невозможно, что Русь не готова противоборствовать им. Спасти Родину можно только беспрекословным исполнением их требованием по уплате дани, созданием условий в отношениях с ними таких, чтобы они меньше вмешивались в наши внутренние дела по укреплению сил для защиты и отпора до времени, когда возможно будет сбросить монгольское рабство. Для достижения этой великой цели он шел на всякие опасности и унижения от захватчиков. При несоблюдении этих условий Русь ожидало разграбление и гибель. В этом вопросе он не всегда находил понимание даже среди своих близких.
Оплакав смерть отца, Александр получил приглашение Батыя явится к нему. Это было в 1246 году. Всех прибывших на поклонение в ставку не сразу допускали к хану. По обычаю отправляли к волхвам, которые заставляли их, как пишут русские летописцы, проходить «сквозь огнь и поклониться кусту и огневи и идолам ихъ». Незадолго до этого события князь Михаил Черниговский, прибывший в Сарай на встречу с Батыем, отказался проходить этот обряд и на глазах умоляющих его родственников и членов русской делегации был умерщвлен. Ту же процедуру предстояло пройти Александру Ярославичу. Александр наотрез отказался подчиняться требованиям противным его христианской совести, зная о мучительной смерти Михаила, он бестрепетно ответил татарским властям. «Я – христианин и мне не подобает кланяться твари. Я покланяюсь Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Богу единому, в Троице славимому, создавшему небо и землю и вся, яже в них суть».
Мужественный ответ Александра поразил придворных хана. «Смерть, смерть , смерть ему!»,-завопили волхвы и начали готовиться к новому зверскому убийству. Приближенные отправились к Батыю известить о поступке Александра. Все были уверены, что Батый примет такое решение, как и князю Михаилу,- «выбирай одно из двух жизнь или смерть! Если не поклонишься кусту, солнцу и идолам, умрешь злою смертью!». Долго пришлось думать Батыю, чтобы принять решение. Он, конечно, был наслышан о победах Александра над шведами, немцами, литовцами. Сам мужественный воин, он наверняка испытывал уважение к невскому герою, приехавшему с земель, где не ступала нога его монголов. Возможно он подумал и о последствиях принятия своего рокового решения, которое может вызвать озлобление в русском народе. Решение было принято. Явились ханские слуги и ко все общему удивлению объявили приказ хана. Не принуждать Александра к исполнению обрядов.
И вот русский князь Александр, знаменитый победитель шведов, немцев, литовцев вошел в шатер и предстал перед Батыем, поработившим его Землю, разложил перед ним дары, пал перед ним на колени и смиренно склонил голову. Так лучший из русских князей искупал чужой грех – отсутствия братолюбия и единства. Величественный вид его поразил хана. Он сразу понял, что перед ним князь, далеко превосходящий по уму и достоинствам других князей. Батый несколько полюбовавшись преклоненным перед ним героем, обратился к окружающим: «Правду говорили мне: нет князя равного этому».
Батый не был самостоятельным властителем, он считался наместником Верховного хана. Чтобы Александру утвердиться, нужно было отправиться в главную Орду на поклонение к Верховному хану в Каракорум, расположенный у истоков Амура. Александр ехал с младшим братом Андреем. Путь предстоял долгий и трудный в течение трех-четырех месяцев, по совершенно необустроенной и безлюдной местности. Как они добирались, сведений нет. Путешественник того времени Рубруквиль, отправленный Людовиком 1Х, французским королем, послом к Верховному хану, рассказывал о страшных трудностях, которые приходилось испытывать в этих поездках. Приходилось переносить голод, жажду, невыносимую жару и страшную стужу. Среди этого царства смерти даже самим татарам, сопровождавшим путешественников, и привыкшим к кочевьям по пустыням, становилось страшно. Необозримые пространства степей, лишенные всякой растительности, наводили на души, попавших туда людей, мрачное и тяжелое впечатление. Местности, по которым передвигались путешественники, напоминались гигантские кладбища, так как под ногами то и дело попадались кости погибших верблюдов, лошадей и мулов. Земля раскалена от невыносимой жары: солнце нестерпимо жжет от восхода до заката. Ветерок не колышет воздуха, нет никакой прохлады. Лишь изредка промчится горячий вихрь и поднимет крутящиеся столбы соленой пыли. На горизонте впереди и по сторонам играют обманчивые миражи. Так пишут путешественники, побывавшие на этом пути.
Какие мысли и чувства пришлось испытать Александру Ярославичу, пройдя этот путь? Это царство белого солнца пустыни. На что он мог рассчитывать, посещая место безвременной кончины его отца, склонив голову перед надменными варварами. Возвращение на родину было под сомнением. Мысли и чувства были у него о Родине, о ее безопасности и сохранении. Он, герой и воин, невзирая на трудности и опасности, шел по этому пути, зная, что только таким образом сможет сохранить родную землю.
После смерти Чингисхана 1227 году обострились взаимоотношения между его наследниками. Ко времени приезда Александра и Андрея умер Гаюк и Верховным на курултае в 1247 году был избран Менгу. Его избранию предшествовала клановая борьба, одни претенденты были умерщвлены, другие изгнаны. Победил Батый, поставив на этот пост племянника Менгу. Утвердившись на престоле, Менгу отдал Персию брату Гулагу, китайские владения достались брату Кубилаю, за Батыем остались его прежние владения. Для Александра это было важно, так как у него с Батыем уже была встреча и были налажены вассальные отношения. Нет достоверных сведений, где точно были представлены хану Александр и Андрей Ярославичи, в Каракоруме или в другом месте. Монголы, как степняки и кочевники, не очень любили пребывать в одном месте. Обычно они перемещались с огромными обозами с награбленными богатствами по территории и останавливались там, где укажет хан. Посередине устанавливался ханский шатер, и на огромном пространстве вокруг него устанавливались шатры. Вокруг обширного стана паслись стада верблюдов, лошадей, коз, овец, рогатого скота. Продолжительность стоянки определялась наличием корма для скота на данной территории. Ханский шатер изнутри опирался на столбы, обшитые золотыми листами. Ковры, золото и драгоценности украшали стены шатра изнутри и снаружи.
После избрания Верховный хан торжественно принимал послов в том числе и наших князей, которые павши на колени, поднесли богатые дары. Менгу сидел на троне в богатой шубе. Он был среднего роста, 40 лет, наружности чисто монгольской. Неизвестно, как закончилась встреча Менгу с русскими князьями, о чем говорили друг с другом, но русские князья после встречи еще не менее двух лет находились в Монголии. Нет четкого объяснения причины столь длительного пребывания Александра и Андрея в ставке Великого хана. В результате Андрею было дано великое княжение владимирское, Александр получил Новгород и Киев. Повидимому эти вопросы решались не быстро. И почему статус великого князя получил младший брат Андрей, а не Александр? Возможно, княжение в Новгороде и Киеве считалось более трудным, так как Киев был разрушен, а в Новгороде не было ноги татар, и он считался вольным и трудно управляемым городом к тому же с запада и северо-запада граничил со странами, находящимися под католическим папским управлением. Вероятнее всего это решение было принято по желанию и совету Ярослава Всеволодовича, в то время, когда он был в Каракоруме. Великий князь Ярослав лучше всех знал возможности своего сына Александра. Такого мнения придерживался Татищев, считавший, что хан сделал свои распоряжения относительно братьев «по завету отца их». Ярослав Всеволодович считал, что Александр, с успехом боровшийся с западными врагами, сумеет более, чем кто-либо другой отстоять от их нападений целостность русской земли, ставши на страже западных окраин.
Время, проведенное в самом центре могущества монголов, не прошло для Александра даром. Нужно было уяснить способ дальнейшего обращения с ними и понять, как можно ужиться с ними. Нужно было понять причину строжайшего подчинения воле одного, доходящую до раболепного поклонения, когда происходило полное уничтожение личности, истоки той сплоченности, из которой исходила сила и могущество монголов. Конечно в это время уже не было в живых властелина Чингисхана, по повелению которого монголы готовы были ринуться сплоченной ордой, как один человек, уничтожая на своем пути государства и народы, но его дух и заветы продолжали оставаться.
Следует отметить, ханы монголов отличались необыкновенной терпимостью по отношению к другим вероисповеданиям и даже покровительствовали в своей ставке священникам православной церкви, которая открыто находилась рядом с палаткой Верховного хана. В семействе хана были православные. Свою терпимость к православию и другим верам хан Менгу объяснял следующим образом: «Мы, монголы, веруем, что есть только один Бог. Но подобно тому, как рукам Он дал много пальцев, так и людям указал много путей в рай». Монголы не были склонны вмешиваться в духовную жизнь покоренных народов, в их нравы и обычаи. Безусловная покорность, подкрепленная грубой силой, была основой в отношениях с подвластными народами. Но это могло продолжатся только до тех пор, пока на них стороне был перевес в боевом могуществе, и при безусловном единстве в достижении захватнических целей. Чингисхан был безоговорочным повелителем, но разделение захваченных территорий и государств между членами семьи неизбежно стало приводить к раздорам, вражде и в конечно итоге к распаду империи в будущем.
Монголы были способны к беспощадной разрушительной деятельности. Они одни из первых в мире создали высококлассную боевую профессиональную армию, но совершенно были не приспособлены к созданию системы управленческих структур, которые могли бы обеспечить продолжительность их господства на завоеванных территориях. Жили они за счет грабежа и сбора дани абсолютно не проявляя никакой заботы о покоренных народах. Такое состояние долго продолжаться не могло. На захваченных территориях постоянно продолжались стычки между сборщиками дани и населением, которое было недовольно грабительским отношением новоявленных правителей.
Возвращение на родную землю состоялось в начале 1250 года. Нам мало известно о путешествии Ярославичей в ставку верховного хана, но без сомнения двухлетнее пребывание в Монголии позволило Александру хорошо изучить монгольские порядки и обычаи и заручиться расположением хана и его подчиненных.
Что же происходило на родной земле во время отсутствия старших братьев на Руси? Александр, уважая права старшинства, после смерти отца признал великим князем дядю Святослава, но не так отнесся к этому его младший брат Михаил, князь московский. Он напал на Святослава, заставил его отказаться от великокняжеского стола и самовольно занял его, нарушив тем самым установленные понятия старшинства. Сделавшись великим князем, Михаил повел свою политику. Собрал большое войско, сумев привлечь к участию в походе других князей, и в 1248 году отправился против литовцев. На берегу реки Протвы на смоленской земле сошлись враждебные стороны, победа была на стороне русских. Михаил в этом бою сложил свою голову. За короткое время правления этот князь заслужил всеобщее расположение. Решительно все – князья, бояре, духовенство и народ горевали о безвременной кончине храброго и доброго князя. Его тело перевезли во Владимир и захоронили в соборном храме.
Святослав снова занял великокняжеский стол, но ненадолго. В начале 1250 года старшие Ярославичи возвратились из Монголии, и Великим князем согласно воле Великого хана стал Андрей Ярославич. Александр некоторое время гостил у своего брата во Владимире, куда в это время собрались родственники, чтобы приветствовать Александра и Андрея. Но светлая радость омрачилась болезнью и кончиной двоюродного брата Ярославичей Владимира Константиновича и племянника Василия Всеволодовича. «Плакося надъ ними Олександръ князь много».
Наконец, настал желанный день прибытия Александра в Новгород, Новгородский народ и стар и млад с неописуемым восторгом встречали Александра Ярославича. «Вот оно, наше солнышко красное!» раздавалось повсюду. «Бысть радость велика въ Новегороде!» пишут летописи. И когда Александр стал собраться в Киев, новгородцы умоляли продолжить свое пребывание у них. Тронутый встречей и всеобщей народной любовью, он склонился на их просьбы. Вся русская земля радовалась благополучному возвращению Александра. Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл и Ростовский епископ Кирилл в начале 1251 года пожелали почтить Александра Ярославича своим посещением в Новгород. Посещение Новгорода верховным архипастырем древней Руси было большим событием. Новгородцы с князем во главе, духовенство с крестами и иконами вышли за городом встречать дорогих гостей. Во время пребывания в Новгороде, по просьбе жителей, митрополит 25 мая 1251 года поставил архиепископом Далмата на место Спиридона, скончавшегося в том же 1251 году. Святые празднества не раз проходили в Новгороде во время пребывания почетных гостей.
После отъезда митрополита по городу разнеслась весть, что князь сильно разболелся. Горожане горячо молились о выздоровлении Александра, храмы с утра до полночи были переполнены молящимися людьми разных сословий о выздоровлении князя. И господь прислушался и не отверг народные молитвы. Александр оправился от тяжелой болезни.
Вскоре, в 1258 году папа Иннокентий Четвертый прислал в Новгород чрезвычайное посольство. Папа прислал Александру двух своих знатнейших вельмож-кардиналов Гольда и Гемента, с письмом, в котором требовал перехода Александра вместе со всем Русским народом в Латинство, утверждая, что покойный отец его Ярослав перед смертью в Монголии обещал это его послу Плано – Карпини. В действительности этого не было, так как в записках оставшихся после смерти посла, где описывается смерть Ярослава, он ничего об этом не говорит. Кардиналы, вручив Александру папское послание, стали всячески уговаривать перейти в Латинство, уверяя его, что только отрекшись от Православия, он найдет помощь от западных государств и тем самым спасет как себя, так и свой народ от татар. Александр, глубоко, православный человек, возмущенный предложением и клеветой на отца, отверг это предложение. Отправил кардиналов с отрицательным ответом домой и продолжил заниматься новгородскими делами, чтобы привести их в порядок и иметь возможность отправиться в Киев.
Весна 1252 года в Новгороде была исключительно неблагоприятной. Шли беспрерывные проливные дожди, Волхов разлился, и произошло сильное наводнение, разрушившее мост через реку, при этом погибло сено, хлеб и другие припасы. Ранний мороз довершил беду. Городу грозил голод. Едва оправившись от болезни, Александр должен был приложить все усилия на предотвращение голода. Занятия этими делами неожиданно были прерваны беспорядками во Владимире, где великим князем был Андрей. История этих событий довольно запутанная, но попробуем разобраться со сложными взаимоотношениями между татарами и братьями. Примерно в это время в Сараевской Орде в связи со старостью Батыя к власти пришел его сын Сартак.
Князь Андрей Ярославович, севший на великое княжение во Владимире, был человеком благородным, но не столь мудрым, как его брат Александр. При назначении его на великое княжение был нарушен порядок наследования. Прямым наследником по старшинству великим князем должен быть его дядя, а затем Александр. Есть много версий и объяснений этому нарушению, но факт назначения совершился. С удовольствием получив такое назначение, не смущаясь и не задумываясь, что при этом нарушены права дяди и старшего брата, Андрей не учел того обстоятельства, что положение Руси при его правлении в корне изменилось. Подвластный ему народ страдает от тяжкого татарского ига, подвергается поборам в виде дани и малейшая неосторожность, неверные действия князя могут навлечь на Русь еще большие страдания. Андрей оказался правителем, не способным переносить для себя зависимость от татар, что проявилось в неохотном выполнении повинностей и препятствии сбору дани татарам. В тоже время дядя Святослав, обиженный лишением его великокняжеских прав, прибыл к Сартаку и пожаловался на Андрея, на лишение его прав столонаследства. Все это вызвало страшное раздражение у нового хана Сартака, выславшего карательный отряд под начальством Неврюя. Случилось то, чего больше всего боялся Александр, прилагавший все усилия к недопущению повторного нападения татар на Суздальско- Владимирский край. В виду сложившихся грозных обстоятельств Андрей тайно выехал из Владимира, а Александр поспешил в Орду, чтобы представиться новому хану Сартаку и умилостивить его гнев.
Татары настигли Андрея у Переяславля, разбили его дружину, а он едва избежать пленения. Затем они прошлись по всей Владимирской земле, жгли, насильничали и убивали. Переяславль, входящий в удел Александра, был разграблен, было убито много жителей в том числе воевода, жена младшего брата Александра – Ярослава и взяты в плен их дети. Вот к чему привели неразумные действия Андрея, убежавшего после этих событий в Швецию, откуда он вернулся через шесть лет и с любовью был принят старшим братом, который дал ему под управление Суздаль.
Для полноты характеристики Андрея сообщу, что в дни своего великокняжеского управления он не проявил себя рачительным управленцем, окружил себя приятелями, занимался охотой и развлечениями, не пользовался авторитетом среди подданных.
А события продолжались так. Александр сумел умилостивить Сартака, вернулся на родную землю, повторно подвергшуюся разграблению. Татары с торжеством уходили, разграбив и разорив все, что было в их силах. Александр вернулся к владимирцам в статусе великого князя. При назначении Александра на великое княжение состояние здоровья Святослава ,законного претендента на этот статус, было безнадежным и 3 февраля 1252 года он умер. Собственное возвышение не радовало Александра: он знал, что происходит на Руси.
Сердечно встреченный владимирцами, Александр, как и его покойный отец, должен был хоронить, трупы, восстанавливать разрушенные храмы и жилища, призывать разбежавшихся жителей вернуться в родные места. Родной город Ярослава Переяславль был разрушен, воевода убит. Застигнув там семью другого брата, варвары убили его супругу, одних детей перебили, других увезли в плен.
Александр Невский, став Великим князем сумел объединить разоренные татарским нашествием княжества и продолжить их существование в условиях, когда каждый неверный шаг порабощенного народа грозил ему уничтожением или потерей национальной особости. При этом он сумел сохранить авторитет и уважение завоевателей, признавших его руководителем подчиненной страны. Но самые трудные годы Александра Невского и его правления впереди.
В 1252 году Александр стал во главе русского народа. Наступил второй этап в его жизни. В первой половине своей деятельности в качестве новгородского князя он проявил себя искусным полководцем и не потому, что искал личной славы. Битвы и победы для него были не целью, а необходимостью для защиты родной земли и вверенного ему народа от посягательств враждебно настроенных соседей, желающих поживиться землей, имуществом, чужим добром. При защите родной земли он проявил решительность и смелость, высокие полководческие качества. Чтил Бога, заслужил любовь и почтение народа. На этапе Великого княжения его задачи усложнились. Он взвалил на свой плечи дела и заботы всей русской земли, разделенной на княжества, где сидел и правил свой князь, и каждое княжество имело склонность к дроблению в силу естественного увеличения членов княжеской семьи. Причем все князья были далеко не единого мнения о существующем положении Руси в окружающем мире. Русь не представляла собой, единого монолитного государства с централизованным управлением. Великий князь во времена ига практически назначался татарскими повелителями, главная задача которых заключалась своевременном сборе дани и сохранении существующего порядка. Малейшее непослушание и нарушение установленного порядка каралось вооруженным нападением, грабежом и убийствами безвинного населения, как это случилось, когда великим князем был Андрей Ярославич.
Среди русских князей были замечательные личности. Возьмем, к примеру, князя галицкого Даниила Романовича, иногда называемого королем галицким, тестя Андрея Ярославича. Почти вся юго-западня Русь была в его владении. «Он обладал выдающимися достоинствами. Отважный, не знавший страха, Великодушный, до крайности добросердечный, он в то же время обладал светлым, широким взглядом на политические обстоятельства того времени» (пишет о нем Данилевский). Волей – неволей ему тоже при шлось побывать в Орде с поклоном ненавистному Батыю. Татарский хан принял его с честью, но эта честь в тяжело отозвалась в сердце человека, любившего свою Родину и преданного ей. Он не смог перенести татарское рабство и не нашел правильный выход из создавшегося положения. Скрепя сердце, обратился в надежде на помощь к западу и решился дать клятвенный обет покорности римской Церкви. Думая о горячо любимой родины, он посчитал, приняв королевский сан, попадет под покровительство папы Иннокентия. Он надеялся, что сближение с западом позволит освоить плоды европейской культуры. Но Даниил Романович не учел, что русские княжества слабы по своему уровню государственного устройства и национального самосознания и не готовы к равным и независимым взаимоотношениям с западными странами, объединенными католическим папским управлением, и неизбежно будут зависимыми партнерами. Он надеялся на помощь запада в борьбе с татарским владычеством, но Запад обманул его, папа не прислал ему помощи. Даниил прервал все отношения Западом и умер сыном православной Церкви. Последствия этого сближения сыграли для Южной Руси после смерти Даниила отрицательную роль. Южная Русь стала распадаться и стала добычей чужеземцев. Южную часть захватили литовцы. Западную – поляки. Народы, населявшие Южную Русь, были оторваны от русской православной веры, а земли, на которой они проживали, постепенно католизировались.
Смысл и значение деятельности князя Александра Невского заключались в том, что он не рассчитывал на чужую помощь, тем более, что среди соседей у Руси друзей не было. Расчет был только на рост внутренних сил и подъем собственными усилиями. Необходимо было создать собственную централизованную власть, сохранить русскую народность, а уже потом можно было бы думать о свержении ига. Он верил в свой народ и был убежден, что под его руководством народ справится с обрушившимся на Русь бедствием, но для этого нужно было укрепиться духовно, собраться с материальными силами. И только тогда Россия, окрепнув будет способна для новой политической и самостоятельной жизни.
Александр прекрасно понимал, что при нынешнем состоянии России бессмысленно бороться и сопротивляться татарам с их подавляющим военным перевесом, с хорошо организованной профессиональной армией. Нужно покориться им и пожертвовать на время свободой и независимостью в рамках существующего положения. При проведении такой политики в отношениях с татарами нужно было учитывать их слабости. Татары при своей дикости и врожденному кочевому образу жизни совершенно не склонны были к оседлой жизни, особенно в лесных болотистых землях. Это позволяло отстранятся от более тесного контакта с варварскими захватчиками, держаться в некотором отдалении от них. Татары были равнодушны к религиозным обычаям и нравам русских других покоренных ими народов предпочитали не вмешиваться в вопросы суда и управления русских князей. Главное, что их интересовало,- получение дани, подарков и соблюдение покорности завоеванного народа.
В Риме после отрицательного ответа Александра послам папы на принятие Русью католичества решили опять начать враждебные действия против Руси. В 1253 году Иннокентий Четвертый в послании духовенству Ливонии проповедовал начать новый поход, причем приравнял в своем послании русских к татарам. И в том же 1253 году рыцари внезапно появились в окрестностях Пскова с надеждой легко захватить его, но были отбиты жителями. На выручку вышли новгородцы, возглавляемые юным сыном Александра Невского Василием, и направились к устью реки Нарвы в расположенные там немецкие владения. Известия об этом заставили немецких крестоносцев отступить от Пскова. Псковичи, видя поспешное отступление немцев, погнались за ними, принудили их вступить в бой и победили. Рыцари, помня о прошлых поражениях, вынуждены были просить мира, который и был заключен на условиях победителей. Кроме немцев, у Руси был еще один заклятый враг – жестокий и коварный объединитель литовских племен Миндовг. Он посчитал, что выгоднее иметь поддержку папы, принял католичество, отрекшись от православия, за что получил королевский титул. Правда, у него была и другая причина смены веры – враждебные отношения с немецкими рыцарями. Получив поддержку папы, Миндовг стал прибирать к себе раздробленные уделы Полоцких князей, в том числе княжество Бречислава, тестя Александра. Во время поездки Александра в Сарай в 1252 году для представления Сартаку, Миндовг пошел завоевывать и опустошать Смоленскую землю и посягнулся на новгородские земли. В Новгороде в это время княжил сын Александра – Василий, которому в то время было 12 лет, но он, руководимый опытными боярами, решительно выступил против литовцев и наголову разбил. Далее вольные новгородцы по какой- то причине не ужились с юным сыном Александра и он в 1255 году вынужден был выехать в более спокойный город Торжок. Александр, в то время сидевший во Владимире отправился со своими войсками в Новгород с целью смирить его, желая сделать это без кровопролития. Не войдя в город, потребовал выдать городского главу Анания, которого считал главным виновником смещения сына, но у Анания были сильные защитники, не желавшие выдавать его, и в результате переговоров по просьбе жителей, Александр ограничился смещением Анания с должности и вернулся домой. В следующем 1256 году ему пришлось вернуться в Новгород по просьбе новгородцев. Шведы и датчане не без влияния папы стали строить крепость недалеко от устья Невы. Александр собрал войско и прибыл в Новгород. Шведы, узнав о намерениях Александра, поспешили уйти не закончив строительство крепости. Александр, зная об этом, все же решил их наказать и несмотря на холодную и морозную погоду продолжил поход. Вместе с Александром в походе участвовал митрополит Кирилл. Никто не знал с какой целью был продолжен поход, но когда войска достигли Копорья и остановились для отдыха. Александр поздравил воинов с походом в Финляндию, где уже более 10 лет утверждались шведы. Здесь Александр решил нанести ряд ударов по шведам и показать финнам силы и возможности русских. Митрополит Кирилл благословил Александра и воинов на тяжкие подвиги и вернулся на Русскую Землю.
Какие цели преследовал Александр, предпринимая поход на Финляндию? Причем он совершил этот поход скрытно от новгородцев, зная, что не получит их поддержки тем более, что поход совершался в трудных зимних условиях. «Бысть золъ путь, акы же не видали ни дня, ни ночи» - говорит летописец.
Финны, проживавшие в те времена в южных землях Финляндии были разделены на две семьи, несколько отличавшиеся друг от друга. Тавасты, «Чудь белоглазая», проживали в юго-западной части. Светлокудрые, голубоглазые, широколицые, широкоплечие. Не буду вдаваться в их этнопсихологическую характеристику, которая мне не нравится. Тавасты были подвержены влиянию шведов. В восточной части Финляндии проживали карелы, более стройные, с правильными чертами лица с серовато – синими глазами, с густыми темно – русыми волосами с ниспадающими на плечи локонами. В духовном отношении карелы были ближе к русским. Они были более общительными, гораздо более живыми, добродушными и ласковыми. С новгородцами имели хорошие отношения, в результате которых начале 13 века они приняли православную веру. Карелы враждовали с тавастами, владевшим ранее территориями между Ладожским озером и Северной Двиной.
Шведы, потерпевшие в 1240 году поражение на берегах Невы от Александра Невского, не отказались от свих планов. Бербер уже не был тем наглым, самоуверенным и считавшим себя непобедимым правителем. Он стал действовать более осторожно и обдуманно. Уже в 1242 году на финской земле шведы построили замок Тавстгус, таким образом закрепляя свою власть в Финляндии. В 1249 году, вступив в союз с ливонскими немцами, Бергер решил окончательно закрепить за шведами всю Финляндию, то есть освободить восточную часть Финляндии от влияния Новгорода. В эти планы входило строительство крепости на реке Нарва, сорванное Александром Невским. Таким образом, шведы, установив свое влияние и покорив Финляндию, думали сделать ее базой для захвата новгородских земель. Александр Невский в отличие от близоруких и недальновидных новгородцев, по-видимому, хорошо знал о положении дел. Сведений о походе в Финляндию очень мало, но поход достиг своих целей. В результате похода были разрушены планы западных врагов потеснить Русь и захватить наши западные земли. Шведы долгие годы не осмеливались вновь начать враждебную деятельность против Руси, и тем самым у Александра появилась возможность к сближению с западными европейскими государями, что позволило русским получить познания в ремеслах и европейских искусствах. Громкая слава Александра привлекала к нему на службу многих иностранцев, которые внесли свой вклад в развитие возглавляемой им страны.
Александр, предотвратив угрозы западных противников, получил возможность серьезно заняться взаимоотношениями с татарами. Дел и вопросов было много. Вмешательство во внутренние дела. Сбор дани. Взаимоотношения между монголами и русским народами. Укрепление взаимных связей между разрозненными, но родственными по духу и языку княжествами. Чтобы государство было единым, в стране должен появиться правитель, способный решать эти вопросы, и убежденный в том, что только решение их позволит выбраться русскому народу из рабского состояния, в котором он оказался. Александр Невский, став Великим князем, подходил на роль такого правителя.
После тяжелого похода в Финляндию Александру пришлось отправиться в Сарай, где произошли большие перемены. Сартак был убит своим дядей Берке, который по воле великого хана объявил себя приемником Батыя, а надзор за Русской землей получил Улавчий, собиравший татар для проведения переписи и сбора дани на Руси. Узнав об этом, Александр поспешил в Орду с подарками для предотвращения посылки отряда татар, так как ему хорошо было известно, как производятся такие переписи на Русской Земле больше похожие на разбой, сопровождаемый бесчинствами. В Орде Александр сумел достигнуть многого: внутреннее управление делами в Русской Земле, право вести войну и заключать мир с кем угодно было оставлено за князьями. Эти договоренности имели громадное значение для дальнейшей судьбы нашей Родины и по сути это был шаг на пути к освобождению от позорного татарского ига.
Но Александру не удалось отклонить приезд татарских чиновников для проведения поголовной переписи. При возвращении домой с ним приехали татары и стали вести перепись всех жителей в Суздальской, Рязанской и Муромской Землях. Для сбора дани были освобождены от уплаты дани. Но на этом дело не закончилось. Уловчий настоятельно требовал, чтобы и новгородцы платили поголовную дань, несмотря на то, что на новгородские земли не ступала татарская нога. Александр знал, что новгородцы откажутся от оплаты дани. Зная буйный нрав новгородцев и свирепость татар, он понимал, что будут большие неприятности, причем пострадают не только новгородцы, но и жители Владимирской, Суздальской, Рязанской и других земель, через которые пройдут татары, отправляясь в новгородскую землю, так как им безразлично кого грабить и убивать в походе. Чтобы отвратить ожидаемую беду, Александр срочно выехал в Орду на встречу с Уловчием. Однако ему не удалось отговорить Уловчия не брать дани с новгородцев. Боясь, что в случае Новгорода варварские события неизбежно состоятся, Александр сам едет с ханскими сборщиками дани из Орды в Новгород. Это было 1257 году. Сообщение о грядущем прибытии Александра в Новгород со сборщиками вызвало яростное выступление толпы, вспыхнул мятеж, были убиты два посадника. Мятежников поддержал юный Александра Василий, сидевший здесь на княжении. Подстрекаемый мятежными советниками, он объявил, что не хочет повиноваться отцу, который ведет сюда оковы и стыд для вольных людей и выехал из Новгорода.
В эти мятежные дни в Новгород приехал Великий князь Александр с татарскими послами. Мятежники отказались повиноваться хану категорически отказались платить дань. Послов отправили обратно в Орду, правда, с хорошими подарками. Александр предвидя, какая страшная беда грозит Новгороду и не только ему, но и Суздальской земле, по которой пройдут татары, усмиряя непокорных, решил сам наказать главных мятежников. Он прибегнул к таким наказаниям – лишение руки, глаз, ушей и других частей тела, чтобы показать татарам в случае надобности, что виновные были наказаны. Сделать это для Александра было не просто. Это было тяжелая пора в его жизни, когда даже родной сын не понял его и выступил против отца. По тем временам такие наказания считались справедливыми сказано в энциклопедии. Он был в то время единственным на Руси правителем, несшим на своих плечах балансир между плохим и хорошим. Он вел Русь по единственному правильному пути к свободному и независимому государству.
Хан был удовлетворен его уведомлением, что новгородцы решили покориться новым владыкам Русской Земли, и хотя затем прошел слух, приведший всех, в ужас, что на Новгород идут полчища татар, на самом деле прибыло только два татарских чиновника с семьями и подручными людьми для проведения переписи и сбора дани. Когда ханские посланные приступили к работе по переписи, новгородцы возмутились такой по их мнению наглостью и перепуганные ханские посланники обратились к Александру с просьбой об охране. Александр назначил охрану из боярских, которые охраняли их круглосуточно, но мятеж не прекращался. Тогда Александр пошел на последнее средство: он выехал из города вместе с татарскими сборщиками и объявил, что навсегда уезжает из города во Владимир, а непокорных жителей передает гневу хана. Только это предупреждение подействовало, и народ согласился принять переписчиков. Перепись состоялась при полном безмолвии и скорби внутренне непокоренного народа. Данщики благополучно закончили свою работу и нагруженные данью выехали из города. После них выехал Александр, оставив на княжение сына Василия. Это было в 1259 году.
После тяжких трудов Александр приехал в Ростов отдохнуть у своих родственников. В Ростове проживала глубоко почитаемая княгиня Мария Михайловна, дочь замученного в Орде Михаила Черниговского и вдова замученного в Шериском лесу Василька Константиновича. Ее сыновья Борис и Глеб очень его любили и более других его понимали. После встречи с епископом Кириллом Александр отправился во Владимир заниматься делами великого княжества и укреплением отношений с Ордой. Много денежных средств он отправлял в Орду для выкупа пленных и на подарки ханским чиновникам.
В 1261 году Александру удалось получить разрешение учредить в Орде Православную Епархию в ханской столице Сарае. Первым епископом в Сарае был преосвященный Митрофан. Святая наша вера начала вскоре пользоваться величайшим уважением среди татар. Некоторые ханши стали исповедовать христианство, а племянник хана Берке тайно бежал в Ростов, там крестился, был наречен Петром, и впоследствии за свою праведную жизнь был причислен к лику Святых.
Сравнительно спокойная жизнь Александра во Владимире продолжалась недолго. На русских княжеских землях появились неизвестные до этого времени пришельцы – «бессермены» - мусульманские и бухарские евреи – купцы из Средней Азии, кстати до сих пор неплохо проживающие в Узбекистане. Они откупили у татар право собирать дань на Русской Земле. Собирали они дань хитро, опутывая неопытных людей процентами за не вовремя внесенную дань, брали в заложники и в большом количестве стали их продавать в рабство. С этих пор появилось переиначенное на русский лад слово «бусурмане». Наконец, русские люди не выдержали взбунтовались и во многих городах под звуки вечевых колоколов стали изгонять бессермен, а в некоторых из них убивали. Конечно, эта расправа должна была вызвать негодование в Орде.
Александр в это время воевал с ливонскими немцами. Узнав об этих событиях он поручил вести войска против немцев сыну Дмитрию, который успешно взял приступом Юрьев и заключил мир с немцами. Сам же Александр, опасаясь, расправы за изгнание бессерменов, выехал в Орду. Ехал он практически на верную смерть, так как Берке, узнав об избиение бессерменов, пришел в такую ярость, что решил послать на место событий 300-тысячную армию, приготовленную для похода в Персию. Но как пишет летописец, милостивый Господь и на этот раз помог Александру спасти родину от гибели. В Орде в это время происходили великие разногласия между ханом Берке и воеводой Нагаем по разделению Орды на две части: Волжскую и Кипчакскую, расположенную по берегам Черного моря. Берке внезапно умер. Новым ханом стал Менгу-Тимур, с которым Александр повел дело так искусно, что тот простил мятеж против бессермен и освободил Русские войска от участия в походах татар, что требовал Берке. Александр прожил в Орде около года. Это была четвертая последняя поездка в Орду.
Завоевательный пыл монголов, в течение несколько десятков лет гнавший их по миру под руководством Чингисхана, в середине 13 столетия стал утихать. Завоеванные земли были разделены и переданы сыновьям и внукам. Походы и завоевания, сопровождавшиеся грабежом и истреблениями сопротивлявшихся стран и народов, стали утихать. Неизбежно наступало, когда нужно налаживать отношения между завоевателями и завоеванными народами. Монголы были не способны создавать государственные структуры. Степная кочевая жизнь не позволяла им подниматься до уровня созидания и строительства, но зато она способствовала организации боевых воинских групп, увеличивая их численность за счет проживающих среди их народов , условно называемых татарами, ведущих кочевой образ жизни и не занимающихся землепашеством и производством продуктов. Создаваемые монголами армии высоко классных конников и вольных стрелков в те времена далеко превосходили все армии существующих в то время государств, и это обеспечивало им военные успехи.
Они могли брать дань, ничего не давая тем, кто обеспечивал их проживание и существование. Для монголов гораздо удобнее было иметь дело князьями, чем непосредственно с народом, поэтому ответственность за покорность народа и исправное исполнение повинностей была представлена князьям.
Четвертая поездка в Орду была самой трудной для Александра и подорвала его здоровье. В дороге он заболел и, изнемогая от слабости, доехал до Нижнего, дальше ехать не смог и вынужден остановиться на несколько дней. Немного оправившись, снова продолжил передвижение. Стояла глубокая ноябрьская, это ускоротило приближение развязки. Александр понял, что приближается конец его многотрудной жизни. По обычаю того времени стал просить о пострижении его в иночество и схиму с именем Алексея. «Отче, се боленъ есмь вельми…Не чаю в себе живота и прошу у тебя пострижения…» С глубокой скорбью и гнетущей сердце тоской в келье, где лежал умирающий Александр, собрались приближенные и близкие ему люди. Слыша громкие рыдания верных слуг вокруг своего смертного одра, смиренный схимник Алексий открыл глаза и кратко произнес: «Удалитесь и не сокрушайте души моей жалостью», затем он еще раз открыл свои очи, орошенные слезами, и сподобился причаститься Святых Тайн, после чего сейчас же отдал Господу светлую душу, на сорок пятом году земной жизни. Это было 14 ноября 1263 года.
Тихо Лампада пред образом Спаса горит…
Князь неподвижен лежит
Словно как свет над его просиял головой –
Чудной лицо озарилось красой.
Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело –
И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»
Майков
В тот день, когда Александр оканчивал свою жизнь в Волжском, его верный друг митрополит Кирилл, гостил во Владимире. Служа в соборном храме обедню и молясь о благополучном возвращении великого князя из Орды, святитель внезапно поднял свой взор вверх и увидел, что перед ним, как живой стоит Александр, озаренный неземным сиянием. Затем тихо, как бы вознесясь на крыльях, скрылось из глас Кирилла «подобие блаженного великого князя Александра». Митрополит понял, что не стало великого защитника и печальника за Родину.
«Зашло солнце Земли Русской»,-проговорил святитель сквозь слезы с амвона. Никто не мог понять значения этих слов.
Кирилл, прерывая слова рыданиями, громко произнес: «Чада моя милая, знайте, что ныне благоверный князь великий Александр преставился»… Ужас охватил всех при этих словах. Храм огласился воплями скорби и отчаяния. «Погибаем!» воскликнуло единодушно все собрание. Это внезапно вырвавшееся восклицание показало все значение Александра для Отечества.
Опустел стольный город, Весь народ устремился на встречу печальной процессии с умершим Александром. Митрополит с церковным людом остановился в Боголюбове, приготовившись встретить тело Александра со свечами и фимиамом кадильным. Бесчисленное множество народа покрыло окрестности, прилегающие к дороге. Показалось печальное шествие. Раздался неудержимый плачь кругом. Волны народа неудержимо ринулись навстречу, желая прикоснуться к телу его. Великий плачь и кричание было такое, что тряслась земля – вспоминают летописцы. 23 ноября состоялось торжественное отпевание в соборном храме. Пение надгробных песен заглушалось рыданиями и вздохами осиротелой семьи и народа.
«И бысть тогда чудо дивно, памяти достойно» зконом Севостьян, приблизившись к гробу, было разогнуть руку усопшего, «да вложить митрополита грамоту душевною». Но блаженный князь «яко жив» сам простер руку, чтобы принять «свиток грехов прощения» и за тем снова сложил крестообразно руки на груди. Это чудо глубоко поразило всех присутствующих.
С глубоким благоговением приблизившись к гробу, соратники с пением понесли его, как инока его, как инока из храма, где покоились славные предки Александра, в иноческую обитель Рождества Богородицы, где положили в соборной церкви.
Принятием схимы было, по словам одного из его жизнеописателей, изволением святого сердца его всю жизнь стремившемуся к Богу. Это было венцом его постоянного и верного служения Богу, Родине и народу. С истинно ангельской просьбой он в последние минуты прощания со своими близкими, слыша их рыдания, сказал: «Удалитесь, и не сокрушайте души моей жалостью». Этом мог сказать великий и святой человек в своем стремлении к богу, которому он посвятил себя у врат смерти на всю вечность приняв схиму.
Так кончилось живое общение Святого князя и земная жизнь и началась другая бессмертная в благодарной памяти народной, передающаяся из века в век до наших дней Слава спасителя русского народа и его героя Александра Невского.
Чтобы оценить заслуги Алксандра Невского перед Россией русским народом обратимся к словам историка Беляева из книги «Великий князь Александр Ярославич Невский»: «Россия, при определении своих отношении к монгольским ханам, во – первых, сохранила власть своих князей, которые сделались таким образом посредниками между государством и ханами; во-вторых, ей оставлены были ее родные законы и собственный суд во всех делах, что в особенности способствовало к сохранению русской жизни и русского характера; в-третьих, ей представлена была неприкосновенность не только религиозных верований, но даже и церковного устройства, что преимущественно питало чувство народной самостоятельности и привязанности к своему родному; и в-четвертых, наконец, Россия, по определению своих отношений к ханам, удержала за собой, как государство самостоятельное право войны и мира без посредство ханов и их сановников. Таким образом, Александр только одним умением вести переговоры, благоразумной настойчивостью и выжиданием времен достиг того, что Россия, совершенно покоренная монголами и решительно не имевшая сил им противиться, получила от могущественных повелителей, имея оружия, права державы почти самостоятельной, то есть достигла того, чего не всегда добиваются другие народы, даже после упорной борьбы, и при том от повелителей не столь могущественных, какими были монголы в 13 столетии. Очевидно, подати, поборы и разные повинности, наложенные на русских монголами были очень тяжелы, и народ много должен был терпеть от посланцев хана, особенно в вначале; но эта тяжесть была временна и, что важнее, за Россией осталась ее народность, эта душа и жизнь государства. Четырехлетние труды Александра в переговорах с ханами и их сановниками не остались без успеха. Конечно, современники, может быть, не замечали этого, но мудрый ратоборец за русскую землю знал, чего добивался и посему заслуживает благоговение и благодарность народа, который , уже зная о последствиях Александровых забот, может с большей справедливостью оценить его труды.».
Среди историков, оценивающих заслуги Александра Невского, находятся и критики его деятельности. Но большинство сходятся на том, что он был одним из немногих руководителей того времени, сумевший проводить верную политику в тяжелейшее время в истории его страны. Он знал силу и слабости поработителей. Знал, что сопротивление и конфронтация с поработителями неизбежно приведет к гибели русской государственности и главное к гибели русского народа, который в тот исторический момент не в состоянии был отстоять свою свободу и не зависимость. Для этого нужно было время, и он знал, как вести эту политику, находясь во главе русского народа. Но Бог дал ему мало времени для осуществления планов освобождения любимой Родины.
Свидетельство о публикации №220051101512
Выводы: 1) пространственное воображение плохое. 100 стогов на дворе можете представить? Попытайтесь..2/) Монголия - это что? Орда - это не Монголия... попробуйте запомнить. 3)приближенные, близкие, в упор притянутые, слитые...ещё ближе градацию не сможете найти? Попробуйте. У вас 100 стогов во дворе помещаются... 4) балансир на плечах между плохим и хорошим... а Церковь тут где? нравственный закон где? Где тут просто закон?
Вы ничего не поняли о святом Александре Невском. Ни-че-го! Зря пробуете писать о том, что просто не поняли.
Григорий Спичак 03.05.2023 08:45 Заявить о нарушении