Ушедший в небо c журавлиной стаей

Фото:  Лейтенант Меркурий Усков. Из семейного архива в Мюнхене. С разрешения правообладателя.


     Во многих семьях бережно хранят фронтовые письма отцов и дедов. Некоторые письма 19-летнего  младшего лейтенанта,командира пулеметного взвода  войсковой части № 07636 "ю"  Третьего Прибалтийского фронта Ускова Меркурия Михайловича, а также его  боевых товарищей имеются и в семейных архивах Вологды и Мюнхена. Письма по традиции передаются одним поколением родственников другому. Мюнхенские хозяева этих раритетных документов времен войны лично не видели и не знали  молодого бойца, погибшего  в 1944 году  на латвийской земле. Кроме писем  сохранились и копии двух прижизненных фотографий: портрет лейтенанта М.Ускова и  и довоенный  снимок с  изображением  играющего  на гармошке школьника Меркурия.
 

    С содержанием фронтовых писем Меркурия Ускова познакомил меня его
племянник по имени Анатолий, проживающий ныне в Баварии. Письма в форме треугольников и цветных  бланков  с боевыми девизами и  с изображениями  А. Суворова и  И. Сталина   их автор, боец Красной Армии  Меркурий Усков отправлял полевой почтой своим родителям по адресу: Вологда, ул. Пролетарская, дом 75, кв. 1.

   Меркурий родился 20 апреля  1925  года  в деревне Стрелково Кубено-Озёрского района, Вологодской области. Он был вторым  ребенком в семье  Августы Сергеевны  и Михаила Васильевича  Усковых, воспитывавших  в семье  трех дочерей: Клавдию (1922 года рожд.), Маргариту (1927 года рожд.) и Нонну (1930 года рожд.). Никто из родственников сегодня не может объяснить, почему мальчику, любившему  рисовать и играть на гармошке, дали имя  Меркурий. Так называется  ближайшая к Солнцу планета Солнечной системы, наименьшая из планет земной группы.  В доме Усковых   сестры обращались проще к братику  - "Меркушa" и "Мики". 

    Меркурий  учился  в  8-м классе, когда  началась в стране война. Как и  все его друзья-одноклассники юноша  загорелся  желанием   как можно скорее     попасть на фронт и сражаться с  ненавистным  врагом. "Однако комсомольцам   пришлось дожидаться  окончания  школы, а далее  их  отправили в учебку стрелков-зенитчиков", рассказывают в семье Усковых.  Младшего лейтенанта  Меркурия Ускова, освоившего в дни учебы  устройство и эксплуатацию  зенитки и  способы уничтожения  самолетов во время  воздушного  нападения противника,  в  январе 1943 года отправили на фронт. Это было  время, когда  советские  войска продвигались боями   к западным границам. Меркурия, которому еще не исполнилось 18 лет, назначили  командиром  пулеметного взвода, где  рядом с ним  служил и его школьный друг Виктор Кукушкин.

   Обратимся к фронтовым письмам, отправленным Меркурием своим  родным за месяц до гибели. Вот один  фрагмент из краткого послания от 2 октября 1944 года, отправленного в Вологду из Латвии:

"...Двое суток стоял на отдыхе, а теперь снова в бой вместе с пехотой на прорыв. Если этот бой пройдет хорошо, то все будет в порядке. Вообще пока живу хорошо, не беспокойтесь за меня".

    Ситуация на фронте менялась с каждым днем. Враг жестоко сопротивлялся, по этой причине  письма отправлялись  в родительский дом с  некоторыми перерывами. Читаем строки из письма от 25 октября: «... не обижайтесь, что редко пишу письма. Вот и сейчас пока, что вышли из боя, но ненадолго. Действовали вместе с пехотой на переднем крае. Мы были рядом с Виктором. Трое суток поддерживали наступление пехоты и отражали контратаки противника. В ночь на 21 –е окт. мы с Виктором получили приказ продвинуться вперед. Он продвинулся благополучно, а я налетел на минное поле врага. Один солдат у меня был убит и один ранен, не знаю, как я остался цел, ведь стоял рядом с ними, мне только обожгло немного глаза, но сейчас все в порядке. 22 –го противник пошел в контратаку. Вот тогда было жарко. Виктор стоял немного левее и впереди меня. Все же контратаку мы отбили, но в этом бою погиб Виктор. Он был один у пулемета, но не отошел... Да, очень жалко его".

   26 октября 1944 года Меркурий  вновь пишет  своим родным о смерти боевого друга:

"Привет с фронта! <...>Дорогие мои, спешу сообщить вам свое горе. Убит мой друг Виктор. Подробнее напишу после боя, если буду жив. Мама, сообщи об этом его родителям. Он погиб как герой. До последней минуты своей жизни был ненавистником  нашего врага и не отходил от пулемета. А  за смерть его я отомщу  проклятому врагу..."

Через два дня  Меркурий сообщает: «...Я живу пока хорошо, письмо пишу в землянке, немного холодновато. С наземного положения снялись, стоим в зенитном. Продвигаемся вперед, фрицы еще сопротивляются. Могу вас, родные, порадовать. Я награжден правительством орденом «Красной Звезды» за сбитый самолет, сегодня или завтра буду его получать. Это только еще начало. Жаль только, что нет больше с нами  Виктора...

Недавно к нам приезжал военторг. Я купил две пары носков, но жалко, что не теплые.

Крепко-крепко целую вас всех».

    Это было  последнее письмо Меркурия. Родители приобрели ему шерстяные носки и другие теплые вещи, чтобы отправить сыну посылку. И вдруг - эта ужасная новость: "1 ноября командир взвода  Меркурий Усков погиб от разрыва мины".
 
В похоронке  Августа  Сергеевна и  Михаил Васильевич  с придыханием и со слезами  несколько прочитали краткие  подробности о погибшем: «Ваш сын младший лейтенант командир взвода Усков Меркурий Михайлович в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 1 ноября 1944 года и похоронен с отданием воинских почестей - Латвийская ССР, район Лиэлблидиэне, местечко Цемети».

    Написали в Вологду  с фронта и боевые товарищи  погибшего: « ...Меркурий был замечательным и смелым командиром и погиб от вражеской мины при выполнении боевого задания...». К письму приложили аккуратно  нарисованную от руки топографическую карту той местности с крестиками на ней, обозначающими места,где пал молодой боец и где был погребен.
 
   Сохранились  у родителей и письма-утешения  комсорга  Екатерины  Григорьевой:

"... Cын ваш находился в нашей части. Вместе мы переживали смерть Виктора. Ведь, конечно, он был ему близкий друг жизни. Он все время уговаривал меня, чтобы я так не переживала. И вот я вам описываю его судьбу. 1.11.44 он погиб при выполнении боевого задания. Погиб о вражеской мины. Похоронили его в одном лесу Здельма (надпись). Хоронили все его  боевые друзья. Похоронен он от Виктора  в 6 километрах. Был он в нашей части замечательным смелым командиром. Дважды награжден за свои боевые дела".

    Отец  погибшего Михаил Васильевич в письме Екатерине Григорьевой попросил сообщить и некоторые другие подробности гибели сына. Вскоре получил  от нее  ответ с фронта:

"...Меркурий пошел с командиром подразделения смотреть местность и вышел на поляну. Противник находился в 150 метрах от них. Прямым попаданием  мины в голову   Меркурий погиб. У него только одна голова сильно разбита, но больше ничего не тронуто. Он  даже не вымолвил ни одного слова. Сразу погиб. Похоронен он в лесу. Могилка у него отдельно  поставлена. Надпись на ней "Погиб геройски на   боевом задании".

    Дорогие родители Меркурия! Мы вас заверяем, что отомстим этим проклятым гадам. Все боевые друзья сейчас мстят и будут мстить за всех наших молодых командиров, которые геройски погибли в боях за Прибалтику. Я сама тоже дала клятву на их могилах, что буду мстить до тех пор, пока не останется ни одного проклятого изверга. И вот я в свободное  от медицинской службы время занимаюсь снайперским делом. На моем счету уже 28 уничтоженных лично мною фрицов. Также все боевые друзья  мстят за наших любимых командиров. Долго будем помнить и поминать в наших сердцах  молодых командиров. Они отдали  жизни ради любимой Родины.
 
    На этом я кончаю свое письмо. Боевой привет от его бойцов, которыми он командовал, и почти от всех наших командиров.

     С боевым приветом
старшина м/ч комсорг Григорьева Екатерина Васильевна."

     Сохранилась и еще одна страница  письма старшины  Е. Григорьевой, написавшей такие строки: "...Августа Сергеевна, вы можете гордиться своим  любимым сыном Меркурием, ведь он отдал все как комсомолец, как командир, защищая Родину". В этом же кратком письме сообщается  и о гибели другого командира, но имя его отсутствует в тексте.

...Молодые бойцы Меркурий  Усков, Виктор Кукушкин и неизвестный командир, упоминаемые во фронтовых  письмах  в Вологду, - все они ушли в небо с  журавлиной стаей. Однако они навсегда остались в сердцах и памяти их близких родных. В числе их и  племянник Анатолий Ф., родившийся в Вене в семье военного врача  уже после Дня Победы, в конце июля. Его мать Клавдия Ускова, работавшая на разных   должностях в военных госпиталях, была всего на два года  старше родного брата Меркурия. Его фронтовые письма в  Вологду она прочитала уже по  возращении на Родину и завещала своим двум повзрослевшим сыновьям  хранить их вечно, присовокупив  к ним фотокарточки времен войны и боевые награды.


Рецензии
Тяжёлое им досталось время. Столько отличных парней погибло. Мой дядя в ноябре 1944 года погиб в Карелии. Старший лейтенант - командир взвода разведки. В похоронке написано "Остался на вражеской территории". А было ему всего 22 года.

Саша Егоров   19.05.2020 18:41     Заявить о нарушении