Мокроус. - История элеватора

                СТАНОВЛЕНИЕ
 
   Общая экономическая политика России  в конце 19 начале 20 века бала направлена на искоренение отсталости в  промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Разработанная программа правительства первоочередной задачей ставила развитие всех отраслей в промышленности, с учетом удовлетворения спроса не только у российских потребителей, но и у иностранных. Стимулом для строительства элеваторной системы стали «голодные» годы вызвавшие осознание у общественных деятелей идеи создания товарных и производственных запасов. В начале XX века уменьшение количества товарного зерна связано с усилением между мукомолами из-за конкуренции и повышенного спроса на него.
    Развитие сельского хозяйства при освоении территории современного Фёдоровского района Саратовской области в 19 веке предполагало не только производство зерна, но и возможности его сохранения по следующим направлениям:
1) создание семенного фонда, 2) хранение как пищевой запас, 3) создание резервных фондов на случай неурожаев, 4) торговый запас, 5) фонды на общественные нужды.
   Для решения подобных задач проводились следующие мероприятия: 1)в рамках общины создавались общественные запасные склады, 2) в личных хозяйствах строились амбары.
    Рыночное аграрное производство предполагало варьирование торговыми зерновыми потоками как во временных лагах (осень-весна), так и в случае колебаний  урожайности(неурожаи-урожаи) или конъюнктурного спроса(падения цен в различных традиционных местах продажи).
    Традиционно зерновыми рынками сбыта были волжские пристани: Зельман(Ровное), Покровская Слобода(Энгельс), Балаково, Самара.
    Самые высокие зерновые цены считались в Самаре.
    Земские журналы извещали волостные правления о конъюнктуре цен на зерно с  такой целью, чтобы крестьяне могли получить максимальную прибыль за свой труд и были надежными плательщиками по всем статьям, прежде всего  местных налогов.
     Неурожаи, связанные с засухой, периодически повторялись через 5-7 лет и  порой на нет сводили экономическое развитие территории.
    Узкими местами становились хранение собранного зерна и его вывоз.
    Одной из главных причин строительства элеваторной системы, были неудовлетворительные условия хранения хлеба. В связи с этим, в 1888 году правительством было утверждено «Положение о товарных складах». Согласно этому документу  к постройке элеваторов допускались земства, различные общества, организации и отдельные частные лица.
   Особый интерес к развитию элеваторной сети проявляли представители крупного торгового капитала. Землевладельцы и крестьяне хотели хорошо налаженной и облегченной системы хлебного рынка. Их заинтересованность в строительстве элеваторной системы была  обусловлена возможностью, не продавая хлеб, получить дешевую ссуду и отдать зерно в зернохранилище, принадлежащее тому, кто выдает ссуду. В итоге, функции наложенные на деятельность элеваторов заключались в торговом обезличивании зерна, классификации и обработке зерна, сокращении накладных расходов, упрощении порядка выдачи ссуд. А основная техническая задача – гарантия сохранности хлеба от порчи и потери.


             ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЗЕРНОВЫЕ СКЛАДЫ.
   
   Выход из сложившейся ситуации, по мнению экономистов, -  прокладка железной дороги в Заволжье, которая смогла бы решить хотя бы часть накопившихся проблем.
   Неурожаи и голод 1890-1891гг. подтолкнуло правительство России принять решение о согласии на создание РУЖД(Рязано-Уральской железной дороги). Это Акционерное общество должно было  как агент заниматься в том числе закупкой, частично хранением и транспортировкой зерна.
    С открытием 6 ноября(25 октября по старому стилю) 1894 г. железнодорожной станции Мокроус началось целенаправленное выполнение программы по зернообороту.
    Во-первых, строились станционные зерновые пакгаузы, размещавшиеся в районе современного расположения здания ДОСААФ. Они были маломощными, но за счет правильно составленного графика подвоза зерна от сельских товаропроизводителей, строительства грузовой площадки и своевременной подачи  вагонов шел гарантированный вывоз зерна.
    С другой стороны, в начале 20 века железная дорога стала на принадлежащей ей  земельной полосе сдавать участки для строительства складских помещений частному капиталу(зернопромышленникам) в основном из Покровской Слободы(Ухин, Куховаренко).
     Анализ архивных данных показал, что транспортные зерновые  потоки  со станции Мокроус в дореволюционный период шли, в основном, на экспорт в Балтийские порты, что говорит о высоком качестве  товара.
     Многое дополняет перепечатка из «Полного географического описания нашего Отечества: настольная и дорожная книга для русских людей» под редакцией П.П.Семенова - Тян-Шанского. СПБ-1901.». Здесь на стр. 53 читаем: «Возвращаемся к станции Урбах, чтобы отправиться далее по Рязано-Уральской железной дороге. Направляясь к востоку станции, отправляющей грузов свыше 4600 тысяч пудов, железный путь минует разъезд Еруслан и на 118 версте от Покровской слободы подходит к станции Мокроус. Станция имеет небольшое зернохранилище на 12 тысяч пудов и отпускает грузов до 360 тысяч пудов».

     Уже в  первое десятилетие 20 века  зерновых складских площадей, которые размещались   на прилегавших к  железнодорожному вокзалу  территориях, стало не хватать. И РУЖД приступило к строительству складов на тех местах, на которых находится современный элеватор. Туда же было подведено и железнодорожное полотно.
     С декабря 1910 года Государственный банк определяет предварительный план постройки элеваторов в различных губерниях России. Их строительство  решено было начать с Самарской губернии, как наиболее стабильного хлебного района.       
     В строительстве элеваторной сети немаловажную роль играли несколько факторов:
       местность под постройку выбиралась  сухая и возвышенная;
       удаленность от других построек;
       навозные и помойные ямы  не должны соседствовать с территорией элеватора.
     Такая постановка дела просуществовала   вплоть до 1918 года, когда была национализирована железная дорога вместе с зерновыми складами.
 


                ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА.

     В данную  эпоху  зерновые склады использовались для ссыпки зерна, которое изымалось у крестьян прибывшими из промышленных районов бойцами продотрядов. Оно оправлялось в Иваново, Ярославль, Тулу, Москву.
     Исторический  факт, что во время начала массового сопротивления крестьян начавшегося в 1921 г.(«Армия Правды», «зеленые» и т.д.) повстанческие отряды В.Серова часто захватывали на станции Мокроус зерновые склады и все, что было экспроприировано продотрядами раздавалось крестьянам окрестных сел. В этих действиях повстанческое движение находило социальную базу для поддержки среди населения территории современного Фёдоровского района.
     В то же время в эпоху массового голода в Поволжье(1921-1922гг.)  зерновые склады стали использоваться для хранения продовольственных поставок иностранных благотворительных организаций и прежде всего американской «АРРА».
      На базе сельских школ под контролем церковных служащих, бывших земских деятелей (учителя, врачи, агрономы) открывались благотворительные столовые. Хлеб выпекали из иностранного зерна, временно хранившегося в Мокроусских зерновых складах.
   
                ЭПОХА СТАНОВЛЕНИЯ.

    После окончания  Гражданской войны товарное зерновое производство на территории  пришло в упадок: на складах не оказалось ни товарного, ни семенного зерна.
    В период  НЭПа создавались  условия для поднятия производства.
    Реальностью стал фактор большого  количества залежных земель, хотя к началу 20 века все площади  были в сельскохозяйственном обороте.
    С помощью влиятельного «Немволбанка», официально открытого в Покровске и имевшего представительства в Чикаго и Берлине, удалось привлечь на концессионных условиях  германский капитал(«ДРУАГ»), которому удалось освоить около 100 тысяч гектаров на территории Фёдоровского кантона. Семенное и товарное зерно от этой деятельности стало аккумулироваться на складах Мокроуса. А они уже  в рамках данных концессионных программ  перестали принадлежать железной дороге, и в течение нескольких лет  стали кооперативной собственностью под государственным надзором.
   В 1921-1922 гг. начинается создание системы Государственного хлебооборота.
   В 1922 г. в стране создается акционерное общество «Хлебопродукт».
   В 1924г. принимается правительственное постановление о развитии элеваторов в СССР, которое предполагало строительство профильных производственных мощностей на территории страны вплоть до 1928 г. Этим занимался Госбанк СССР совместно АО «Хлебопродукт» и «Экспортхлеб».
   В рамках данной программы в Мокроусе строятся корпуса элеваторов «канадского типа». Они были деревянные высотой 30 метров, обитые жестью.
   В 1924 г. открыт »красный» элеватор»(из красной жести) – снесен в 1968г., а в 1928 г. - »белый« (обитый белой жестью) - снесен в 1991г. Каждый из них вмещал 700 тонн зерна.
  Изначально они были деревянные самотечного типа с приемными амбарами без внутренних проездов. Зерно подвозили в мешках.
   Данные ретро-объекты были списаны в связи со строительством новых железобетонных корпусов.   
   


                ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ.

    Со времени коллективизации мелких крестьянских хозяйств и создания колхозов (1928-1929 гг.) и до начала Великой Отечественной войны элеваторно-складское хозяйство объединяется в единую государственную заготовительную систему «Союзхлеб» преобразованную в 1932 г. в «Заготзерно».
   В 1930 г.  с началом  социального переустройства деревни  произошли изменения в производстве зерна и его заготовках. Они стали проводиться только осенью - три-четыре месяца, реальностью стало прием  товарной массы, поступающее в короткое время. Для этого этапа характерно увеличение количество складов и элеваторных мощностей.
   Во время эпохи коллективизации централизовано поступало зерно и для новых колхозов и совхозов.
   Мокроусский элеватор стал выполнять и специальные функции  по  хранению элитного зерна производимого в  Семенном совхозе №2(с.Еруслан), который создали 23 июля 1930 г.

             ИЗ СТАТЬ В ГАЗЕТЕ" ВПЕРЁД К ПОБЕДЕ"
                (№49 от 24.05.1936г.)

    «По решению Всесоюзного объединения «Заготзерно» в Саратовском крае намечено выстроить  26 новых элеваторов и расширить 5 элеваторов.
    В Немреспублике будет выстроено 7 новых элеваторов: на станции Плес на 10 тыс. тонн, в Мокроусе на 5 тыс. тонн. Сейчас развернута подготовительная работа, проводится  подбор площадей под новые элеваторы».
    Более высокий тоннаж нового элеватора в Плесе, чем в Мокроусе, связан был с тем, что соседний элеватор обслуживал «Зерносовхоз Спартак» - один из шести крупнейших в СССР.

    Эпоха «Большого террора»(1937- 1938 гг.)  не обошла стороной и Мокроусский элеватор. Сверху было инспирирована задача по выявлению «врагов народа»  в данной  отрасли Республики Немцев Поволжья. 
    В сентябре 1937г. руководством АССР НП была получена телеграмма за подписью И.Сталина и В.Молотова с требованием немедленно провести открытые судебные показательные процессы над вредителями «в деле хранения зерна».

            ТЕЛЕГРАММА.Совершенно секретно.

               10 сентября 1937 г.
      Всем секретарям обкомов, крайкомов, нацкомпартий. Всем председателям облисполкомов и крайисполкомов. Всем председателям совнаркомов, всем наркомвнуделам и УНКВД.
     31 августа 1937г. было разослано постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР о борьбе с клещом и ликвидации последствий вредительства в деле хранения зерна.
Из телеграмм с мест выясняется, что вредительство в деле хранения зерна не только не ликвидировано, но все еще процветает. Десятки тысяч тонн зерна лежат под дождем безо всякого укрытия, элементарные условия хранения зерна нарушаются грубейшим образом.
     ЦК и СНК обязывают Вас устроить по области, краю от двух до трех показательных судов над вредителями по хранению зерна, приговорить виновных к расстрелу, расстрелять их и опубликовать об этом в местной печати.
Получение и исполнение телеграфировать.
   Председатель СНК СССР В. Молотов. Секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин.
   Источник: РГАСПИ. Ф. 558. Оп.П. Д. 57. Л. 71. Машинописный текст с правкой рукою Сталина.


    На состоявшемся в тот же день заседании бюро обкома ВКП(б) было принято решение создать специальную комиссию «для подготовки 2 – 3 дел».
    И она срочно прибыла  в Мокроус на элеватор. Проверкой выявлены «грубейшие недостатки», которые квалифицировались как государственное преступление. Руководители предприятия (директор и главный инженер) в 1937 г. предстали перед судом, который проходил публично  в кантонном доме культуры (»Старый клуб» - сейчас не сохранился».) 
      
      ИЗ СТАТЬИ "ДЕЛО О ВРЕДИТЕЛЬСТВЕ В МОКРОУССКОМ ЭЛЕВАТОРЕ".
       (газета «Вперед к победе» - №109 от 30 сентября 1937г.).

    Около трех дней в Мокроусе продолжался судебный процесс над контрреволюционной группой вредителей, орудовавших в Мокроусском элеваторе «Заготзерно».
    Допросом обвиняемых и показаниям свидетелей суд установил, что враги народа Чернышов – бывший директор элеватора, Лазаренко – бывший технорук, систематически наносили государству огромный вред, подрывая мощь и обороноспособность страны.
    Эти вредители умышленно заражали клещом зерно, находящееся на складах элеватора.  Гнусные враги Чернышов и Лазаренко покрывали брезентом не зараженное клещом зерно, зараженным клещом. Они оставляли вблизи чистого хлеба кучи зерна зараженного клещом, лишь бы больше заразить хлеба сельскохозяйственными вредителями. В результате вредительства на элеваторе ими было заражено 5495 тонн зерна.
     После допроса свидетелей, выступлений прокурора, защитника и последних слов обвиняемых 27 сентября утром, выездная сессия спецколлегии Верховного Суда АССР НП вынесла приговор.
     Обвиняемые Чернышов и Лазаренко приговорены к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией всего имущества.
     На суде присутствовало более 500 рабочих, служащих кантцентра и колхозников кантона, которые встретили приговор с одобрением». 
    
     Одобрение по не писанным законам того времени проявлялось в  продолжительных аплодисментах.   

    Кроме этого 23 сентября в Марксштадте состоялся открытый показательный судебный процесс над работниками Марксштадтского ссыпного пункта, обвинёнными во вредительстве – намеренном заражении зерна нового урожая клещом. Вердикт – высшая мера наказания.
    Расстрелы в АССР НП в эпоху «Большого террора» проводились в тюрьме г.Энгельса(сейчас не сохранилась).
   В эти же дни в Гнаденфлюре(сейчас с.Первомайское Фёдоровского района Саратовской области, бывший кантонный центр) судили руководителей Плесского элеватора, которых приговорили к длительным срокам тюремного заключения.


                НОВАЯ СТРАНИЦА.
      Как стратегический объект в 1941-1945 гг. элеватор фигурировал как "почтовый ящик №7".
      В годы Великой Отечественной войны в 1941г. со стороны территории  элеватора к  Мокроусской МТС(машинотракторная станция) проложили железнодорожное полотно.  Несколько цехов этого предприятия  передано под разместившуюся здесь 35-ПАМ (передвижная авиационная мастерская), которая вплоть до 1943 г. занималась ремонтом самолетов и авиационных двигателей.
    В годы правительственной программы по освоению целинных и залежных земель Мокроусский элеватор принимал участие в зерновом обеспечении нового совхоза им.Чернышевского. Несмотря на того, что он административно размещался до 1965 г. в соседнем Краснокутском районе Саратовской области, тем не менее, логистически  всегда находился в зоне Мокроусского транспортного узла.
     В 1961г. в Мокроусе началось возведение нового крупного элеватора. Сюда прибыл строительно - монтажный поезд разместившийся за запасном пути около центрального железнодорожного переезда. Контингент рабочих состоял в основном из молодежи  приехавшей сюда со всех уголков страны. А сам объект объявлен «Ударной комсомольской стройкой».
 


                ЗАБЫТЫЙ ТЕРМИН.

   УДАРНАЯ СТРОЙКА — термин, появившийся в СССР применительно к некоторым строящимся объектам. По определению ударная стройка — «важнейший народнохозяйственный объект, строительство которого предусмотрено решениями съезда КПСС, ЦК КПСС и Совета Министров СССР, Государственным планом развития народного хозяйства СССР и над сооружением которого осуществляет шефство Ленинский комсомол».
   Ударная комсомольская стройка подразумевала создание специального штаба стройки — комсомольского органа, где на заседаниях в первую очередь командовали (курировали) руководители территориальной организации КПСС.
   Набор волонтёров для работы на УКС проходил в рамках государственной системы оргнабора, но чаще — по комсомольскому призыву (комсомольской путёвке).


                ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЭЛЕВАТОРА.
 

     Первая очередь нового элеватора была сдана к славной дате  социалистической эпохи(7 ноября 1967г.) - 50- летию Октябрьской революции. Он состоял из силового корпуса(центральная башня) и и 3-х силосных корпусов.
     На вершине главного корпуса долго крупными буквами была написано:«Слава КПСС». Это словосочетание можно было увидеть за несколько километров по дороге из Саратова.
     Вторую очередь, состоявшую из 2-х силосных башен,  открыли в 1974 г.
Стоимость 1 очереди-5 млн.руб., второй - 2 млн.руб. Общая стоимость нового элеватора - 7 млн.рублей советского периода.
     Вместе с корпусом элеватора построили и два жилых дома: один из них - двухэтажный(ул. Победы-2), другой – общежитие, размещавшееся на улице Железнодорожной. Долгое время не формально местные жители назвали это строение  «Кошкин дом» за его необустроенность, отсутствие добропорядочных жителей, постоянным нахождением  там каких - то полукриминальных пьяных личностей. В 2017г. здание признали не жилым, его выкупили представители малого бизнеса, отремонтировали и сделали магазин одежды.
     Многие молодые строители  после вода нового объекта в эксплуатацию в дальнейшем связали свою жизнь с Мокроусом и остались здесь жить навсегда.
     Летом  1968 года произошло возгорание одного из складов элеватора. Для его тушения приходил железнодорожный пожарный поезд, шифер крыши взлетал так  высоко в небо, что создавался эффект артиллерийской пальбы. А зарево  огня было видно за много километров.


              ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ.

   Из воспоминаний Опара Сергея Ивановича – бывшего директора элеватора в 1987-1995 гг.
 - В 80-е гг. максимальное зерновое наполнение элеватора составляло максимум 104 тыс. тонн вместе со складами.
   Современный корпус представлял из себя следующее:
 две   башни 2-й очереди(в каждой по 11,2 тыс.тонн,
 три  башни 1-й очереди(7,3 тыс. тонн в каждой),
 рабочая(центральная) башня – (4,7 тыс. тонн).
 Площадь предприятия - около 70 гектаров.
 Ведомственные железнодорожные пути - 738 метров.
 Штат – около 106 человек, летом дополнительно принимали около 30 человек.
 Высота центральной(рабочей) башни - 57м, боковых башен – 36 м.
 Дополнительно функционировали 17 складов, а уже к 2008г.-  только  три склада(№№18, 19, 9) с вместимостью каждого 3,2 тыс. тонн.
 Перед новым урожаем остатки зерна составляли 60-70%.
 В урожайные годы вместимость элеватора не позволяла принять весь зерновой урожай.
   Известно, что 1978 год был уникальным по урожайности. В связи с этим заложили 13 буртов по 5 тыс. тонн в каждом, что в итоге составляло 65 тыс. тонн. Но в результате осенних дождей в них сгнило около 4 тыс. тонн зерна.
   Поэтому последние бурты были заложены в 1984 году.

   До 1970г. на предприятии не было государственного снабжения электроэнергией, стояли свои 3 двигателя марки »Шкода». В этот год приехал в Мокроус Шибаев Алексей Иванович(1915-1991) - первый секретарь Саратовского обкома КПСС(1959-1975) и решил положительно данную проблему.
   На уборку урожая приезжали военнослужащие с автотранспортом  даже из Германии и Дальнего Востока. Их численность доходила до 1,5 тыс. человек. Но когда стали появляться  крупнотоннажные  «Камазы» с прицепами, от услуг военных отказались.
   Часто летом на предприятии работали студенческие отряды.
   В складах хранились: пшеница(озимая и яровая) ячмень, просо, рожь, горчица, подсолнечник.
   Продукция экспортировалась в Венгрию и Румынию.
   Предприятие имело статус планово - убыточный.


            ЭПОХА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

   С переходом в новую экономическую формацию  предприятие прошло в 1994 году акционирование. В течении нескольких десятилетий менялись собственники предприятия.
   К настоящему времени через ряд дочерних структур конечным собственником предприятия является ПАО «Акрон» - крупнейший российский холдинг, акции которого котируются на Московской бирже(ММВБ).
   К началу 21 века зерно  Мокроусского элеватора экспортировалось в Турцию, Египет, Арабские Эмираты и другие страны дальнего зарубежья.
   Численный постоянный состав рабочих и служащих около 40 человек.



              ЭЛЕВАТОР КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ.

  Визуально, духовно, ментально элеватор стал для жителей Мокроуса сакральным символом родины. Высокие корпуса встречают и провожают жителей поселка во время  поездок, при   встречах и расставаниях. Его виды отображают на картинах учащиеся детской школы искусств, фотохудожники непременно включают в свои выставочные работы. В этом уже закономерная традиция и часть местной культуры.
   В 2014 г. поэт Владимир Ананьев(1950 - 2017) написал стихотворение «Мокроус», в котором элеватор отражен как часть эмоционального состояния жителей этого значимого для многих места.

         МОКРОУС

Поле, пруды, элеватор, дороги.
И поезда, поезда, поезда.
Едут в них грузы и едут в них люди,
Утром, под вечер и едут всегда.

И проводница смахнёт у вагона
С поручней пыль, и дороги печаль.
Здравствуй, приехали, мы уже дома.
Ты, Мокроус, нас с любовью встречай.

Здесь, средь полей, на равнине широкой.
Там, где гулял Мокроус-атаман.
Нами рабочий посёлок построен.
Степь да ковыль, да под утро туман.

Выстроен степью, трудами и хлебом,
И красотою полей и жнивья.
Наш Мокроус, ты всегда вместе с нами.
Мы же с тобой! Ты Россия моя!

И родилось не одно поколенье,
Чистых и мудрых людей, вот как здесь.
Степь широка, Мокроус будет вечен!
Сердцем спасибо за то, что ты есть!

  На снимке: Мокроус. Строительство нового элеватора. Фото 60-х гг. Личный архив.


Рецензии