Мокроус. - История элеватора
Общая экономическая политика России в конце 19 начале 20 века бала направлена на искоренение отсталости в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Разработанная программа правительства первоочередной задачей ставила развитие всех отраслей в промышленности, с учетом удовлетворения спроса не только у российских потребителей, но и у иностранных. Стимулом для строительства элеваторной системы стали «голодные» годы вызвавшие осознание у общественных деятелей идеи создания товарных и производственных запасов. В начале XX века уменьшение количества товарного зерна связано с усилением между мукомолами из-за конкуренции и повышенного спроса на него.
Развитие сельского хозяйства при освоении территории современного Фёдоровского района Саратовской области в 19 веке предполагало не только производство зерна, но и возможности его сохранения по следующим направлениям:
1) создание семенного фонда, 2) хранение как пищевой запас, 3) создание резервных фондов на случай неурожаев, 4) торговый запас, 5) фонды на общественные нужды.
Для решения подобных задач проводились следующие мероприятия: 1)в рамках общины создавались общественные запасные склады, 2) в личных хозяйствах строились амбары.
Рыночное аграрное производство предполагало варьирование торговыми зерновыми потоками как во временных лагах (осень-весна), так и в случае колебаний урожайности(неурожаи-урожаи) или конъюнктурного спроса(падения цен в различных традиционных местах продажи).
Традиционно зерновыми рынками сбыта были волжские пристани: Зельман(Ровное), Покровская Слобода(Энгельс), Балаково, Самара.
Самые высокие зерновые цены считались в Самаре.
Земские журналы извещали волостные правления о конъюнктуре цен на зерно с такой целью, чтобы крестьяне могли получить максимальную прибыль за свой труд и были надежными плательщиками по всем статьям, прежде всего местных налогов.
Неурожаи, связанные с засухой, периодически повторялись через 5-7 лет и порой на нет сводили экономическое развитие территории.
Узкими местами становились хранение собранного зерна и его вывоз.
Одной из главных причин строительства элеваторной системы, были неудовлетворительные условия хранения хлеба. В связи с этим, в 1888 году правительством было утверждено «Положение о товарных складах». Согласно этому документу к постройке элеваторов допускались земства, различные общества, организации и отдельные частные лица.
Особый интерес к развитию элеваторной сети проявляли представители крупного торгового капитала. Землевладельцы и крестьяне хотели хорошо налаженной и облегченной системы хлебного рынка. Их заинтересованность в строительстве элеваторной системы была обусловлена возможностью, не продавая хлеб, получить дешевую ссуду и отдать зерно в зернохранилище, принадлежащее тому, кто выдает ссуду. В итоге, функции наложенные на деятельность элеваторов заключались в торговом обезличивании зерна, классификации и обработке зерна, сокращении накладных расходов, упрощении порядка выдачи ссуд. А основная техническая задача – гарантия сохранности хлеба от порчи и потери.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЗЕРНОВЫЕ СКЛАДЫ.
Выход из сложившейся ситуации, по мнению экономистов, - прокладка железной дороги в Заволжье, которая смогла бы решить хотя бы часть накопившихся проблем.
Неурожаи и голод 1890-1891гг. подтолкнуло правительство России принять решение о согласии на создание РУЖД(Рязано-Уральской железной дороги). Это Акционерное общество должно было как агент заниматься в том числе закупкой, частично хранением и транспортировкой зерна.
С открытием 6 ноября(25 октября по старому стилю) 1894 г. железнодорожной станции Мокроус началось целенаправленное выполнение программы по зернообороту.
Во-первых, строились станционные зерновые пакгаузы, размещавшиеся в районе современного расположения здания ДОСААФ. Они были маломощными, но за счет правильно составленного графика подвоза зерна от сельских товаропроизводителей, строительства грузовой площадки и своевременной подачи вагонов шел гарантированный вывоз зерна.
С другой стороны, в начале 20 века железная дорога стала на принадлежащей ей земельной полосе сдавать участки для строительства складских помещений частному капиталу(зернопромышленникам) в основном из Покровской Слободы(Ухин, Куховаренко).
Анализ архивных данных показал, что транспортные зерновые потоки со станции Мокроус в дореволюционный период шли, в основном, на экспорт в Балтийские порты, что говорит о высоком качестве товара.
Многое дополняет перепечатка из «Полного географического описания нашего Отечества: настольная и дорожная книга для русских людей» под редакцией П.П.Семенова - Тян-Шанского. СПБ-1901.». Здесь на стр. 53 читаем: «Возвращаемся к станции Урбах, чтобы отправиться далее по Рязано-Уральской железной дороге. Направляясь к востоку станции, отправляющей грузов свыше 4600 тысяч пудов, железный путь минует разъезд Еруслан и на 118 версте от Покровской слободы подходит к станции Мокроус. Станция имеет небольшое зернохранилище на 12 тысяч пудов и отпускает грузов до 360 тысяч пудов».
Уже в первое десятилетие 20 века зерновых складских площадей, которые размещались на прилегавших к железнодорожному вокзалу территориях, стало не хватать. И РУЖД приступило к строительству складов на тех местах, на которых находится современный элеватор. Туда же было подведено и железнодорожное полотно.
С декабря 1910 года Государственный банк определяет предварительный план постройки элеваторов в различных губерниях России. Их строительство решено было начать с Самарской губернии, как наиболее стабильного хлебного района.
В строительстве элеваторной сети немаловажную роль играли несколько факторов:
местность под постройку выбиралась сухая и возвышенная;
удаленность от других построек;
навозные и помойные ямы не должны соседствовать с территорией элеватора.
Такая постановка дела просуществовала вплоть до 1918 года, когда была национализирована железная дорога вместе с зерновыми складами.
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА.
В данную эпоху зерновые склады использовались для ссыпки зерна, которое изымалось у крестьян прибывшими из промышленных районов бойцами продотрядов. Оно оправлялось в Иваново, Ярославль, Тулу, Москву.
Исторический факт, что во время начала массового сопротивления крестьян начавшегося в 1921 г.(«Армия Правды», «зеленые» и т.д.) повстанческие отряды В.Серова часто захватывали на станции Мокроус зерновые склады и все, что было экспроприировано продотрядами раздавалось крестьянам окрестных сел. В этих действиях повстанческое движение находило социальную базу для поддержки среди населения территории современного Фёдоровского района.
В то же время в эпоху массового голода в Поволжье(1921-1922гг.) зерновые склады стали использоваться для хранения продовольственных поставок иностранных благотворительных организаций и прежде всего американской «АРРА».
На базе сельских школ под контролем церковных служащих, бывших земских деятелей (учителя, врачи, агрономы) открывались благотворительные столовые. Хлеб выпекали из иностранного зерна, временно хранившегося в Мокроусских зерновых складах.
ЭПОХА СТАНОВЛЕНИЯ.
После окончания Гражданской войны товарное зерновое производство на территории пришло в упадок: на складах не оказалось ни товарного, ни семенного зерна.
В период НЭПа создавались условия для поднятия производства.
Реальностью стал фактор большого количества залежных земель, хотя к началу 20 века все площади были в сельскохозяйственном обороте.
С помощью влиятельного «Немволбанка», официально открытого в Покровске и имевшего представительства в Чикаго и Берлине, удалось привлечь на концессионных условиях германский капитал(«ДРУАГ»), которому удалось освоить около 100 тысяч гектаров на территории Фёдоровского кантона. Семенное и товарное зерно от этой деятельности стало аккумулироваться на складах Мокроуса. А они уже в рамках данных концессионных программ перестали принадлежать железной дороге, и в течение нескольких лет стали кооперативной собственностью под государственным надзором.
В 1921-1922 гг. начинается создание системы Государственного хлебооборота.
В 1922 г. в стране создается акционерное общество «Хлебопродукт».
В 1924г. принимается правительственное постановление о развитии элеваторов в СССР, которое предполагало строительство профильных производственных мощностей на территории страны вплоть до 1928 г. Этим занимался Госбанк СССР совместно АО «Хлебопродукт» и «Экспортхлеб».
В рамках данной программы в Мокроусе строятся корпуса элеваторов «канадского типа». Они были деревянные высотой 30 метров, обитые жестью.
В 1924 г. открыт »красный» элеватор»(из красной жести) – снесен в 1968г., а в 1928 г. - »белый« (обитый белой жестью) - снесен в 1991г. Каждый из них вмещал 700 тонн зерна.
Изначально они были деревянные самотечного типа с приемными амбарами без внутренних проездов. Зерно подвозили в мешках.
Данные ретро-объекты были списаны в связи со строительством новых железобетонных корпусов.
ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ.
Со времени коллективизации мелких крестьянских хозяйств и создания колхозов (1928-1929 гг.) и до начала Великой Отечественной войны элеваторно-складское хозяйство объединяется в единую государственную заготовительную систему «Союзхлеб» преобразованную в 1932 г. в «Заготзерно».
В 1930 г. с началом социального переустройства деревни произошли изменения в производстве зерна и его заготовках. Они стали проводиться только осенью - три-четыре месяца, реальностью стало прием товарной массы, поступающее в короткое время. Для этого этапа характерно увеличение количество складов и элеваторных мощностей.
Во время эпохи коллективизации централизовано поступало зерно и для новых колхозов и совхозов.
Мокроусский элеватор стал выполнять и специальные функции по хранению элитного зерна производимого в Семенном совхозе №2(с.Еруслан), который создали 23 июля 1930 г.
ИЗ СТАТЬ В ГАЗЕТЕ" ВПЕРЁД К ПОБЕДЕ"
(№49 от 24.05.1936г.)
«По решению Всесоюзного объединения «Заготзерно» в Саратовском крае намечено выстроить 26 новых элеваторов и расширить 5 элеваторов.
В Немреспублике будет выстроено 7 новых элеваторов: на станции Плес на 10 тыс. тонн, в Мокроусе на 5 тыс. тонн. Сейчас развернута подготовительная работа, проводится подбор площадей под новые элеваторы».
Более высокий тоннаж нового элеватора в Плесе, чем в Мокроусе, связан был с тем, что соседний элеватор обслуживал «Зерносовхоз Спартак» - один из шести крупнейших в СССР.
Эпоха «Большого террора»(1937- 1938 гг.) не обошла стороной и Мокроусский элеватор. Сверху было инспирирована задача по выявлению «врагов народа» в данной отрасли Республики Немцев Поволжья.
В сентябре 1937г. руководством АССР НП была получена телеграмма за подписью И.Сталина и В.Молотова с требованием немедленно провести открытые судебные показательные процессы над вредителями «в деле хранения зерна».
ТЕЛЕГРАММА.Совершенно секретно.
10 сентября 1937 г.
Всем секретарям обкомов, крайкомов, нацкомпартий. Всем председателям облисполкомов и крайисполкомов. Всем председателям совнаркомов, всем наркомвнуделам и УНКВД.
31 августа 1937г. было разослано постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР о борьбе с клещом и ликвидации последствий вредительства в деле хранения зерна.
Из телеграмм с мест выясняется, что вредительство в деле хранения зерна не только не ликвидировано, но все еще процветает. Десятки тысяч тонн зерна лежат под дождем безо всякого укрытия, элементарные условия хранения зерна нарушаются грубейшим образом.
ЦК и СНК обязывают Вас устроить по области, краю от двух до трех показательных судов над вредителями по хранению зерна, приговорить виновных к расстрелу, расстрелять их и опубликовать об этом в местной печати.
Получение и исполнение телеграфировать.
Председатель СНК СССР В. Молотов. Секретарь ЦК ВКП(б) И. Сталин.
Источник: РГАСПИ. Ф. 558. Оп.П. Д. 57. Л. 71. Машинописный текст с правкой рукою Сталина.
На состоявшемся в тот же день заседании бюро обкома ВКП(б) было принято решение создать специальную комиссию «для подготовки 2 – 3 дел».
И она срочно прибыла в Мокроус на элеватор. Проверкой выявлены «грубейшие недостатки», которые квалифицировались как государственное преступление. Руководители предприятия (директор и главный инженер) в 1937 г. предстали перед судом, который проходил публично в кантонном доме культуры (»Старый клуб» - сейчас не сохранился».)
ИЗ СТАТЬИ "ДЕЛО О ВРЕДИТЕЛЬСТВЕ В МОКРОУССКОМ ЭЛЕВАТОРЕ".
(газета «Вперед к победе» - №109 от 30 сентября 1937г.).
Около трех дней в Мокроусе продолжался судебный процесс над контрреволюционной группой вредителей, орудовавших в Мокроусском элеваторе «Заготзерно».
Допросом обвиняемых и показаниям свидетелей суд установил, что враги народа Чернышов – бывший директор элеватора, Лазаренко – бывший технорук, систематически наносили государству огромный вред, подрывая мощь и обороноспособность страны.
Эти вредители умышленно заражали клещом зерно, находящееся на складах элеватора. Гнусные враги Чернышов и Лазаренко покрывали брезентом не зараженное клещом зерно, зараженным клещом. Они оставляли вблизи чистого хлеба кучи зерна зараженного клещом, лишь бы больше заразить хлеба сельскохозяйственными вредителями. В результате вредительства на элеваторе ими было заражено 5495 тонн зерна.
После допроса свидетелей, выступлений прокурора, защитника и последних слов обвиняемых 27 сентября утром, выездная сессия спецколлегии Верховного Суда АССР НП вынесла приговор.
Обвиняемые Чернышов и Лазаренко приговорены к высшей мере наказания – расстрелу с конфискацией всего имущества.
На суде присутствовало более 500 рабочих, служащих кантцентра и колхозников кантона, которые встретили приговор с одобрением».
Одобрение по не писанным законам того времени проявлялось в продолжительных аплодисментах.
Кроме этого 23 сентября в Марксштадте состоялся открытый показательный судебный процесс над работниками Марксштадтского ссыпного пункта, обвинёнными во вредительстве – намеренном заражении зерна нового урожая клещом. Вердикт – высшая мера наказания.
Расстрелы в АССР НП в эпоху «Большого террора» проводились в тюрьме г.Энгельса(сейчас не сохранилась).
В эти же дни в Гнаденфлюре(сейчас с.Первомайское Фёдоровского района Саратовской области, бывший кантонный центр) судили руководителей Плесского элеватора, которых приговорили к длительным срокам тюремного заключения.
НОВАЯ СТРАНИЦА.
Как стратегический объект в 1941-1945 гг. элеватор фигурировал как "почтовый ящик №7".
В годы Великой Отечественной войны в 1941г. со стороны территории элеватора к Мокроусской МТС(машинотракторная станция) проложили железнодорожное полотно. Несколько цехов этого предприятия передано под разместившуюся здесь 35-ПАМ (передвижная авиационная мастерская), которая вплоть до 1943 г. занималась ремонтом самолетов и авиационных двигателей.
В годы правительственной программы по освоению целинных и залежных земель Мокроусский элеватор принимал участие в зерновом обеспечении нового совхоза им.Чернышевского. Несмотря на того, что он административно размещался до 1965 г. в соседнем Краснокутском районе Саратовской области, тем не менее, логистически всегда находился в зоне Мокроусского транспортного узла.
В 1961г. в Мокроусе началось возведение нового крупного элеватора. Сюда прибыл строительно - монтажный поезд разместившийся за запасном пути около центрального железнодорожного переезда. Контингент рабочих состоял в основном из молодежи приехавшей сюда со всех уголков страны. А сам объект объявлен «Ударной комсомольской стройкой».
ЗАБЫТЫЙ ТЕРМИН.
УДАРНАЯ СТРОЙКА — термин, появившийся в СССР применительно к некоторым строящимся объектам. По определению ударная стройка — «важнейший народнохозяйственный объект, строительство которого предусмотрено решениями съезда КПСС, ЦК КПСС и Совета Министров СССР, Государственным планом развития народного хозяйства СССР и над сооружением которого осуществляет шефство Ленинский комсомол».
Ударная комсомольская стройка подразумевала создание специального штаба стройки — комсомольского органа, где на заседаниях в первую очередь командовали (курировали) руководители территориальной организации КПСС.
Набор волонтёров для работы на УКС проходил в рамках государственной системы оргнабора, но чаще — по комсомольскому призыву (комсомольской путёвке).
ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЭЛЕВАТОРА.
Первая очередь нового элеватора была сдана к славной дате социалистической эпохи(7 ноября 1967г.) - 50- летию Октябрьской революции. Он состоял из силового корпуса(центральная башня) и и 3-х силосных корпусов.
На вершине главного корпуса долго крупными буквами была написано:«Слава КПСС». Это словосочетание можно было увидеть за несколько километров по дороге из Саратова.
Вторую очередь, состоявшую из 2-х силосных башен, открыли в 1974 г.
Стоимость 1 очереди-5 млн.руб., второй - 2 млн.руб. Общая стоимость нового элеватора - 7 млн.рублей советского периода.
Вместе с корпусом элеватора построили и два жилых дома: один из них - двухэтажный(ул. Победы-2), другой – общежитие, размещавшееся на улице Железнодорожной. Долгое время не формально местные жители назвали это строение «Кошкин дом» за его необустроенность, отсутствие добропорядочных жителей, постоянным нахождением там каких - то полукриминальных пьяных личностей. В 2017г. здание признали не жилым, его выкупили представители малого бизнеса, отремонтировали и сделали магазин одежды.
Многие молодые строители после вода нового объекта в эксплуатацию в дальнейшем связали свою жизнь с Мокроусом и остались здесь жить навсегда.
Летом 1968 года произошло возгорание одного из складов элеватора. Для его тушения приходил железнодорожный пожарный поезд, шифер крыши взлетал так высоко в небо, что создавался эффект артиллерийской пальбы. А зарево огня было видно за много километров.
ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ.
Из воспоминаний Опара Сергея Ивановича – бывшего директора элеватора в 1987-1995 гг.
- В 80-е гг. максимальное зерновое наполнение элеватора составляло максимум 104 тыс. тонн вместе со складами.
Современный корпус представлял из себя следующее:
две башни 2-й очереди(в каждой по 11,2 тыс.тонн,
три башни 1-й очереди(7,3 тыс. тонн в каждой),
рабочая(центральная) башня – (4,7 тыс. тонн).
Площадь предприятия - около 70 гектаров.
Ведомственные железнодорожные пути - 738 метров.
Штат – около 106 человек, летом дополнительно принимали около 30 человек.
Высота центральной(рабочей) башни - 57м, боковых башен – 36 м.
Дополнительно функционировали 17 складов, а уже к 2008г.- только три склада(№№18, 19, 9) с вместимостью каждого 3,2 тыс. тонн.
Перед новым урожаем остатки зерна составляли 60-70%.
В урожайные годы вместимость элеватора не позволяла принять весь зерновой урожай.
Известно, что 1978 год был уникальным по урожайности. В связи с этим заложили 13 буртов по 5 тыс. тонн в каждом, что в итоге составляло 65 тыс. тонн. Но в результате осенних дождей в них сгнило около 4 тыс. тонн зерна.
Поэтому последние бурты были заложены в 1984 году.
До 1970г. на предприятии не было государственного снабжения электроэнергией, стояли свои 3 двигателя марки »Шкода». В этот год приехал в Мокроус Шибаев Алексей Иванович(1915-1991) - первый секретарь Саратовского обкома КПСС(1959-1975) и решил положительно данную проблему.
На уборку урожая приезжали военнослужащие с автотранспортом даже из Германии и Дальнего Востока. Их численность доходила до 1,5 тыс. человек. Но когда стали появляться крупнотоннажные «Камазы» с прицепами, от услуг военных отказались.
Часто летом на предприятии работали студенческие отряды.
В складах хранились: пшеница(озимая и яровая) ячмень, просо, рожь, горчица, подсолнечник.
Продукция экспортировалась в Венгрию и Румынию.
Предприятие имело статус планово - убыточный.
ЭПОХА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.
С переходом в новую экономическую формацию предприятие прошло в 1994 году акционирование. В течении нескольких десятилетий менялись собственники предприятия.
К настоящему времени через ряд дочерних структур конечным собственником предприятия является ПАО «Акрон» - крупнейший российский холдинг, акции которого котируются на Московской бирже(ММВБ).
К началу 21 века зерно Мокроусского элеватора экспортировалось в Турцию, Египет, Арабские Эмираты и другие страны дальнего зарубежья.
Численный постоянный состав рабочих и служащих около 40 человек.
ЭЛЕВАТОР КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ.
Визуально, духовно, ментально элеватор стал для жителей Мокроуса сакральным символом родины. Высокие корпуса встречают и провожают жителей поселка во время поездок, при встречах и расставаниях. Его виды отображают на картинах учащиеся детской школы искусств, фотохудожники непременно включают в свои выставочные работы. В этом уже закономерная традиция и часть местной культуры.
В 2014 г. поэт Владимир Ананьев(1950 - 2017) написал стихотворение «Мокроус», в котором элеватор отражен как часть эмоционального состояния жителей этого значимого для многих места.
МОКРОУС
Поле, пруды, элеватор, дороги.
И поезда, поезда, поезда.
Едут в них грузы и едут в них люди,
Утром, под вечер и едут всегда.
И проводница смахнёт у вагона
С поручней пыль, и дороги печаль.
Здравствуй, приехали, мы уже дома.
Ты, Мокроус, нас с любовью встречай.
Здесь, средь полей, на равнине широкой.
Там, где гулял Мокроус-атаман.
Нами рабочий посёлок построен.
Степь да ковыль, да под утро туман.
Выстроен степью, трудами и хлебом,
И красотою полей и жнивья.
Наш Мокроус, ты всегда вместе с нами.
Мы же с тобой! Ты Россия моя!
И родилось не одно поколенье,
Чистых и мудрых людей, вот как здесь.
Степь широка, Мокроус будет вечен!
Сердцем спасибо за то, что ты есть!
На снимке: Мокроус. Строительство нового элеватора. Фото 60-х гг. Личный архив.
Свидетельство о публикации №220051101668