Сурикова, 24

               

Поселок художников… Он уже не   тот , что был, конечно. Каменные и кирпичные коттеджи пришли на смену милым  и незатейливым деревянным домикам.
Теперь вроде и не солидно , проживая в одном из самых фешенебельных районов Москвы,
«не уподобиться сильным мира сего  хотя бы в плане богатства материального) .А посему теперь поселок больше похож на один из  новомодных  рублевских монстров ,имя которым-легион.
Тем не менее, кое-где, ветхими заплатками , они сохранились ,позволяя окунуться в атмосферу воспоминаний и переживаний.
Забегая вперед, скажу. что сколько-нибудь осознанных воспоминаний на мою долю выпасть и не могло, поскольку неполных двух лет от роду меня привезли по второму моему московскому адресу, в Ясенево, но рассказы мамы и старшей сестры  отложились в памяти настолько ярко, что Сокол навсегда стал местом духовного притяжения и отдохновения, словно  души предков  остались там навсегда ,радуясь нечастым встречам с задавленными бытом потомками.
К счастью, мне удалось, полагаю, передать и своим дочерям   если и  не  любовь к дому ,то хотя бы осознание того, что когда-то в нем были счастливы их прабабушка с прадедушкой ,бабушка, да  и другие родственники, о которых они  знают лишь по фотографиям и семейным преданиям.
История самого поселка началась в 20-е годы прошлого столетия. При проектировании улицы Сурикова,24  использовалась теория динамического восприятия линии Фаворского ; замысел  состоял в том ,что улица казалась просторнее за счет сужения и расширения в определенных точках. Впрочем, человек , несведущий в архитектурных изысканиях ,сей  эффект ощутит навряд ли.
Суриков, Поленов, Шишкин, Васнецов, Серов и другие , не менее славные живописцы (всего 12 имен) и примкнувший к ним советский архитектор Алабян ,получили вторую «жизнь» в названиях улиц поселка. Малый Песчаный переулок же топонимически и вовсе с искусством не связан.
Дом №24 по улице Сурикова построен был в 1950-м, а заселяться (в основном сотрудниками 2-го часового завода «Слава» ,что стоял у метро «Белорусская и впоследствии, в нулевых, был уничтожен по непонятным причинам) стал годом-двумя позже.
Среди одноэтажных деревянных домиков он  казался  исполином : четырехэтажное кирпичное сооружение с удобствами внутри-невиданное дело. Остальные обитатели поселка все удобства имели на улице. И воду качали из колонок вплоть до 70-х годов.
Дед мой, , инженер вышеуказанного завода, привез сюда из коммунальной квартиры на Трубной жену с двумя детьми  в 1952-м году.
Собственно, жилищные условия семьи улучшились весьма условно, поскольку и новая квартира была коммуналкой, переставшей быть таковой лишь к концу 60-х.
  Увы, прожил на Соколе дед мой совсем не долго, скоропостижно скончавшись в 1959 году, успев проверить и подписать   дипломную работу своего студента.
Каким-то волшебным образом сложилось так, что прочие родственники обитали неподалеку, что, как я понимаю, было свойственно для московских семей образца первой половины минувшего столетия.
И вот этого родства, ощущения себя песчинкой большого «клана» не хватает уже много лет, с тех пор, как ушли в мир иной «патриархи »  нашего  рода.
А ведь были времена когда количество родственников, собравшихся на какое-нибудь семейное торжество , доходило до двух десятков ,но это было так давно ,что порой задаешься вопросом : а было ли?
К сожалению  , не слишком ,мягко говоря ,тесное общение троюродных и даже двоюродных братьев и сестер-примета уже нового времени.
Старшая моя сестра успела вкусить все прелести дворового детства в самом лучшем его выражении. Мне, конечно, в этом вопросе повезло куда меньше, поскольку двор в спальном районе, хотя и был уже «моим», с такими же  играми и  своим же укладом, но таким шармом обладать не мог по определению.
Нет-нет, да и подумаю : какой же пласт жизни потерян безвозвратно ! Ведь нет такого уже  у новых поколений , да и быть не может, поскольку пропала некая аура, если хотите, эстетика московского двора. Хотя ,  конечно ,в старых московских районах остались те самые хрестоматийные дворы, но вот дух дворового детства, похоже, покинул и их.
Разросшаяся семья Нечаевых покинула «родовое гнездо»  в  1977-м году, когда дом расселили ,превратив  в заводской техникум .а позже-в бизнес-центр.
Бывшие же жильцы отправились обживать новостройки Москвы в разных районах.
Ровно 25 лет (четверть века, однако!) моей жизни прошло  в  Ясенево . но. практически каждый день бывая там, не ощущаю того «зова предков» ,который неизменно чувствуется при виде старой четырехэтажки на Соколе.
Наверное , любой москвич, оторвавшись от старого своего района ,испытывает сходные чувства ,но это-уже прерогатива поколений «от сорока и старше».


Рецензии