Забытые. К 75-летию победы!

Посвящёно воинам-инвалидам Великой Отечественной Войны.

ЗАБЫТЫЕ*

Забытые, калеки,
Глаза: в слезах, в печали,
Промокли адом веки,
Кричали, но молчали.

Обрубки тела ныли,
И боль пронзала душу,
Ночами люди – выли,
Флаг выбросил на сушу.

Солдат теперь – не воин,
Начальники, как волки,
И славы не достоин,
Слова, как те иголки.

Границу защищали,
И Родину родную,
И Сталина прощали –
За долю в зле больную.

Забытые родными,
Забытые Победой,
Печатями стальными –
Убиты, как торпедой.

Потерянные люди,
Нет лиц и нет историй,
И горести на блюде,
И не видать калорий.

Похлёбка – мать родная,
А хлебушек – приправа,
Глава от слёз седая,
А жизнь, как та отрава.

Страданий: море, чаны,
И сердце словно слепок,
У головы – наганы,
У власти камень цепок.

Истлели кости в мраке,
В аду – погасли очи,
Их души в снах – в атаке,
На подвиги охочи.

Забытые народом,
Забытые врагами,
И остров* год за годом –
Хранил тела штыками.

Земля прогоркла смертью,
Крестов не видно, теней,
За жизни круговертью –
Свобода в виде пеней.

Калеки ведь не люди,
И Сталина приказы –
Горели, как в посуде,
Избавить от заразы.

Младые – все больные,
Слепые и в увечьях,
В ожогах, но не злые,
Зарубины в предплечьях.

Гремят доской и костью,
Глаза налиты болью,
На власть все смотрят с злостью,
Зовёт она их молью.

Приказ: «Очистить грады
От язв – калек и смрадов!»,
Забрали псы награды,
Они ведь хуже гадов.

Базары – не церквушка,
Не паперть для бездомных,
Им мать – слеза-чекушка,
Рисунков нет альбомных.

Ловили их, как мошек,
Как мух, как крыс вонючих,
Чтоб не плодили блошек,
И глаз в народ колючих.

Старик стонал под тыном,
Забрали словно зверя,
Считали за скотину,
Обрубок глазом меря.

Чтоб вид не портил вонью,
И не пугал народец,
Не звал к себе гармонью,
Седой без ног уродец.

Доска – его защита,
А шрамы – цепь болезней,
Душа к кресту прибита,
Но дух не стал железней.

Застенки Валаама,
Как тот ГУЛАГ для черни,
Кровит поныне драма,
А списки словно стерни.

Забрали документы,
И судьбы все, как сито,
Историй всех фрагменты –
Закрыл наш вождь* сердито.

Кто помнит сих уродцев –
Защитников в медалях,
Все помнят полководцев,
Сокрыто зло в вуалях.

Но помнят: дети*, люди*,
И помнят все окопы,
В слезах болели груди,
Травой покрыты тропы.

И подвиг память помнит,
Всех воинов шинели,
Земля – все лица помнит,
И помнят кости – ели.

И вспомним мы их славу,
Поклонимся им с честью,
Посадим слов дубраву,
Стихи граничат с вестью.

Их души ныне живы,
Они Творцом согреты,
Хлебнувшим всем крапивы,
Свет, Небеса – береты.

Поклонимся им низко:
За мир наш, за победу,
Они ведь к Богу близко,
Их не созвать к обеду.

Им не дадут подарки,
Знамёна и награды,
Их слёзы адом жарки,
Забыли их парады.

11.05.2020г.
Автор: Галина Жолонковская (Белая Волчица).
__________________________________________
Забытые*  – воины-инвалиды Великой Отечественной Войны.
остров* – остров Валаам.
вождь* – Сталин.
дети*, люди* – очевидцы.

Картинка из интернета.
Стих "ЗАБЫТЫЕ" посвящён воинам-инвалидам Великой Отечественной Войны,
приурочен юбилею - 75-летию Великой Победы.
Тип текста ямб с вероятностью 100%.
Слоги: 7/7, 7/7.

__________________________________________

Статья "Как Сталин инвалидов после войны "вывез" в дома-интернаты"
Николай Стариков.
Рекомендую ознакомиться, статья в интернете.


ИНФОРМАЦИЯ из интернета, группа "Дзен".
пост от 9 мая 2020 в 11:56
Фотографии воинов-инвалидов ищите там.

Материал сложный. Публикую я его потому, что, оказывается, некоторых вещей не помнят даже люди моего поколения. Например, о том, как однажды из крупных городов пропали инвалиды ВОВ, почти все и практически в одночасье. Чтобы не портили облик социалистической страны, не подрывали веру в светлое завтра и не омрачали память великой Победы.

Массовый вывод инвалидов за городскую черту случился в 1949 году, к 70-летию Сталина. На самом деле отлавливали их с 1946 и вплоть до хрущевского времени. Можно найти доклады самому Хрущеву о том, сколько безногих и безруких попрошаек в орденах снято, например, на железной дороге. И цифры там многотысячные. Да, вывозили не всех. Брали тех, у кого не было родственников, кто не хотел нагружать своих родственников заботой о себе или от кого эти родственники из-за увечья отказались. Те, которые жили в семьях, боялись показаться на улице без сопровождения родственников, чтобы их не забрали. Те, кто мог — разъезжались из столицы по окраинам СССР, поскольку, несмотря на инвалидность, могли и хотели работать, вести полноценную жизнь.
Очень надеюсь, что неадекватных комментариев к этому посту не будет. Дальнейший материал — не ради полемики, политических споров, обсуждений, кому, когда и где жилось хорошо и всего остального. Этот материал — чтобы помнили. С уважением к павшим, молча. На поле боя они пали или умерли от ран после того, как в 45-ом отгремел победный салют.
Остров Валаам, 200 километров к северу от Светланы в 1952-1984 годах — место одного из самых бесчеловечных экспериментов по формированию крупнейшей человеческой «фабрики». Сюда, чтобы не портили городской ландшафт, ссылали инвалидов — самых разных, от безногих и безруких, до олигофренов и туберкулезников. Считалось, что инвалиды портят вид советских городов. Валаам был одним, но самым известным из десятков мест ссылки инвалидов войны. Это очень известная история. Жаль, что некоторые «патриотики» выкатывают глазки.
Это самые тяжелые времена в истории Валаама. То, что недограбили первые комиссары в 40-х, осквернили и разрушили позже. На острове творились страшные вещи: в 1952-м со всей страны туда свезли убогих и калек и оставили умирать. Некоторые художники-нонконформисты сделали себе карьеру, рисуя в кельях человеческие обрубки. Дом-интернат для инвалидов и престарелых стал чем-то вроде социального лепрозория — там, как и на Соловках времен ГУЛАГа, содержались в заточении «отбросы общества». Ссылали не всех поголовно безруких-безногих, а тех, кто побирался, просил милостыню, не имел жилья. Их были сотни тысяч, потерявших семьи, жильё, никому не нужные, без денег, зато увешанные наградами.
Их собирали за одну ночь со всего города специальными нарядами милиции и госбезопасности, отвозили на железнодорожные станции, грузили в теплушки типа ЗК и отправляли в эти самые «дома-интернаты». У них отбирали паспорта и солдатские книжки — фактически их переводили в статус ЗК. Да и сами интернаты были в ведомстве МВД. Суть этих интернатов была в том, чтоб тихо-ша спровадить инвалидов на тот свет как можно быстрее. Даже то скудное содержание, которое выделялось инвалидам, разворовывалось практически полностью.
Всмотритесь в эти лица… / Художник Геннадий Добров 1937-2011 /

"Неизвестный», — так и назвал этот рисунок Добров. Позже удалось вроде бы выяснить (но лишь предположительно), что это был Герой СССР Григорий Волошин. Он был летчиком и выжил, протаранив вражеский самолет. Выжил – и просуществовал «Неизвестным» в Валаамском интернате 29 лет. В 1994 году объявились его родные и поставили на Игуменском кладбище, где хоронили умерших инвалидов, скромный памятник, который со временем пришел в ветхость. Остальные могилы остались безымянными, поросли травой…
Цитата (История Валаамского монастыря): «В 1950 г. на Валааме устроили Дом инвалидов войны и труда. В монастырских и скитских зданиях жили калеки, пострадавшие во время Великой Отечественной войны…»

«Новой войны не хочу!» Бывший разведчик Виктор Попков. Вот только ветеран этот, влачил жалкое существование в крысиной норе на острове Валаам. С одной парой сломанных костылей и в единственном кургузом пиджачишке.
Цитата («Неперспективные люди с острова Валаам» Н.Никоноров): «После войны советские города были наводнены людьми, которым посчастливилось выжить на фронте, но потерявшим в боях за Родину руки и ноги. Самодельные тележки, на которых юркали между ногами прохожих человеческие обрубки, костыли и протезы героев войны портили благообразие светлого социалистического сегодня. И вот однажды советские граждане проснулись и не услышали привычного грохота тележек и скрипа протезов. Инвалиды в одночасье были удалены из городов. Одним из мест их ссылки и стал остров Валаам. Собственно говоря, события эти известны, записаны в анналы истории, а значит, «что было – то прошло». Между тем изгнанные инвалиды на острове прижились, занялись хозяйством, создавали семьи, рожали детей, которые уже сами выросли и сами родили детей – настоящих коренных островитян.»

«Защитник Ленинграда». Рисунок бывшего пехотинца Александра Амбарова, защищавшего осажденный Ленинград. Дважды во время ожесточенный бомбежек он оказывался заживо погребенным. Почти не надеясь увидеть его живым, товарищи откапывали воина. Подлечившись, он снова шел в бой. Свои дни окончил сосланным и заживо забытым на острове Валаам.
Цитата («Валаамская тетрадь» Е.Кузнецов): «А в 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР образовали на Валааме и в зданиях монастырских разместили Дом инвалидов войны и труда. Вот это было заведение!»
Не праздный, вероятно, вопрос: почему же здесь, на острове, а не где-нибудь на материке? Ведь и снабжать проще и содержать дешевле. Формальное объяснение: тут много жилья, подсобных помещений, хозяйственных (одна ферма чего стоит), пахотные земли для подсобного хозяйства, фруктовые сады, ягодные питомники, а неформальная, истинная причина: уж слишком намозолили глаза советскому народу-победителю сотни тысяч инвалидов: безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в поездах, на улицах, да мало ли еще где. Ну, посудите сами: грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит. Никуда не годится! Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться. Но куда их девать? А в бывшие монастыри, на острова! С глаз долой — из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого «позора»! Вот так возникли эти богадельни в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях. Верней сказать, на развалинах монастырских, на сокрушенных советской властью столпах Православия. Страна Советов карала своих инвалидов-победителей за их увечья, за потерю ими семей, крова, родных гнезд, разоренных войной. Карала нищетой содержания, одиночеством, безысходностью. Всякий, попадавший на Валаам, мгновенно осознавал: «Вот это все!» Дальше — тупик. «Дальше тишина» в безвестной могиле на заброшенном монастырском кладбище.
Читатель! Любезный мой читатель! Понять ли нам с Вами сегодня меру беспредельного отчаяния горя неодолимого, которое охватывало этих людей в то мгновение, когда они ступали на землю сию. В тюрьме, в страшном гулаговском лагере всегда у заключенного теплится надежда выйти оттуда, обрести свободу, иную, менее горькую жизнь. Отсюда же исхода не было. Отсюда только в могилу, как приговоренному к смерти. Ну, и представьте себе, что за жизнь потекла в этих стенах. Видел я все это вблизи много лет подряд. А вот описать трудно. Особенно, когда перед мысленным взором моим возникают их лица, глаза, руки, их неописуемые улыбки, улыбки существ, как бы в чем-то навек провинившихся, как бы просящих за что-то прощения. Нет, это невозможно описать. Невозможно, наверно, еще и потому, что при воспоминании обо всем этом просто останавливается сердце, перехватывает дыхание и в мыслях возникает невозможная путаница, какой-то сгусток боли! Простите…

Разведчица Серафима Комиссарова. Сражалась в партизанском отряде в Белоруссии. Во время выполнения задания зимней ночью вмерзла в болото, где ее нашли только утром и буквально вырубили изо льда.

Лейтенант Александр Подосенов. В 17 лет добровольцем ушел на фронт. Стал офицером. В Карелии был ранен пулей в голову навылет, парализован. В интернате на острове Валаам жил все послевоенные годы, неподвижно сидящим на подушках.
Цитата («Тема нашествия» на Валааме В.Зак): «Всех нас, таких вот как я, собрали на Валааме. Несколько лет назад нас, инвалидов, было здесь много: кто без рук, кто без ног, а кто и ослеп к тому же. Все — бывшие фронтовики.»

«Рассказ о медалях». Ощупью движутся пальцы по поверхности медалей на груди Ивана Забары. Вот они нащупали медаль «За оборону Сталинграда». «Там был ад, но мы выстояли», — сказал солдат. И его словно высеченное из камня лицо, плотно сжатые губы, ослепленные пламенем глаза подтверждают эти скупые, но гордые слова, которые прошептал он на острове Валаам.

Партизан, солдат Виктор Лукин. Сначала воевал в партизанском отряде. После изгнания фашистских оккупантов с территории СССР сражался с врагами в армии. Война не пощадила его, но он остался по-прежнему твердым духом.


Михаил Казатенков. «Старый воин». Ратник трех войн: русско-японской (1904-1905 гг.), Первой мировой (1914-1918 гг.), Второй мировой (1939-1945 гг.). Когда художник рисовал Михаила Казанкова, тому исполнилось 90 лет. Кавалер двух Георгиевских крестов за Первую мировую войну, воин закончил свою геройскую жизнь на острове Валаам.

«Портрет женщины с сожженным лицом». Эта женщина не была на фронте. За два дня до войны ее любимого мужа-военного отправили в Брестскую крепость. Она тоже должна была поехать туда чуть позже. Услышав по радио о начале войны, она упала в обморок – лицом в горящую печь. Ее мужа, как она догадалась, уже не было в живых. Когда художник рисовал ее, она пела ему прекрасные народные песни…

Забудьте фразу: "Можем повторить!".
НИКОГДА БОЛЬШЕ!

ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ТОМУ,
КТО ВЫЛОЖИЛ ИНФОРМАЦИЮ И ФОТОГРАФИИ (РИСУНКИ) В ГРУППУ.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

«Мир так устроен — всё к нам возвращается.
Что отдали — вернётся. Не прощается.
Не затухает и не прекращается.
Вращается, всё в мире. Всё вращается.

Добро вернётся доброму. Свет — светлому.
И, получить посылку, от себя ответную —
так ожидаемо и так естественно…
Мир справедлив. Живите — соответственно!»

© Борис Константинович Ратников
Борис Константинович Ратников — генерал-майор запаса ФСБ России в отставке.
Он был ключевой фигурой в охране президента России.
Образование: Академия ФСБ.
Один из создателей группы экстрасенсов и парапсихологов при Главном Управлении Охраны РФ.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Рецензии
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВИДЕО ИЗ САЙТА Музей КарЛаг
Мелодекламация "Поэты о политических репрессиях".
Галина Жолонковская "ЗАБЫТЫЕ"
Посвящёно воинам-инвалидам Великой Отечественной Войны.
http://www.youtube.com/watch?v=viwfAk1o3cM&t=255s
Рекомендую всем посмотреть!
БЛАГОДАРЮ ИВАНА КОНДРАШОВА (сотрудника Музея КарГулаг) –
ЗА ХОРОШЕЕ ВИДЕО И ЗА СИЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ МОИХ СТИХОВ,
И ЗА ДОБРОСОВЕСТНО ПРОДЕЛАННУЮ ДУХОВНУЮ РАБОТУ!
С огромным уважением, и признательностью, Галина Жолонковская.

Галина Жолонковская   13.02.2022 16:53     Заявить о нарушении