Азбука свекрови. М - МАМА

М - МАМА

Почти пять лет назад, 1 августа, 2015 года я села писать эту главу. Написала "Мама" и задумалась. Что хочу сказать? Зачем, если итак всё ясно: мама - это мама. Она одна. Пока думала - раздался звонок. Прозвонил Миша и сказал, что наша Натуля стала мамой во второй раз. Она подарила нам ещё одно чудо - Семёна Михайловича Тараховского. Именно поэтому я так хорошо запомнила день написания. От радости и счастья я бросила писать эту главу и только сейчас, спустя пять лет, до неё дошли руки.

Я, с вашего позволения, позволю себе порассуждать на очень важную тему: называть свекровь мамой или не называть? Буду писать, как чувствую, с точки зрения своего опыта и как невестки, и как свекрови и опыта моих друзей и знакомых.

Рассмотрю несколько существующих вариантов, но перед этим  напишу очень важное вступление в тему, подаренное мне моей мудрой подругой Ирой Алексеенко. Именно к ней я обратилась сегодня с вопросом: "А скажи-ка ты мне, Ира, почему раньше было принято называть свекровь мамой?"
И ответ её я записала дословно, потому что это лучший ответ, который я могла бы получить на заданную тему.
"В древности, во всех народах, было особенное почитание своих предков. Считалось, что за каждой женщиной рода стоят поколения всех матерей, незримо помогая, направляя и благословляя их. Если невестка не принимала этот род, как свой, связь поколений обрывалась. К этому можно относиться по-разному, но жизнь доказывает, что утраченные нами традиции предков ведут к развалу самого института семьи.  Поэтому и  было принято издревле называть свекровь мамой. Это была не только дань уважения молодой жены к матери мужа, это был признак принятия и признания невесткой всего рода, в который она входила. Мать же понимала, что только через свою невестку, жену сына, она передаст женскую силу рода, понимая, что её дочь будет передана роду своего мужа".

***Свекровь просит называть её мамой.
Как математик отвечу: у этого события два исхода:
1) невестка хочет называть свекровь мамой и
2) невестка не хочет называть свекровь мамой.

Если невестка хочет назвать свекровь мамой - вопросов нет, пусть и называет. Вопрос возникает такой: искренне или потому что так положено?
Если искренне - радуйтесь. Если потому что так положено - тоже радуйтесь: внутри девочки нет противостояния и кто знает, может, когда-нибудь, она скажет это совершенно искренне.

***Свекровь просит вас мамой её не называть.
Не удивляйтесь - так бывает. Так было со мной. Моя Елена Михайловна так и ответила на мой вопрос «Как мне вас теперь называть?» в ЗАГСе после регистрации. Тогда было так заведено: вошла в семью - получи маму и папу. Многие мои подруги именно так и называли родителей мужа. На «вы», но «мама» и «папа». А некоторые на "ты", у кого сложились совсем чудесные, тёплые отношения. Это было абсолютной нормой.
По глупости своей я обиделась. Может, если бы это было не в ЗАГСЕ, а позже, - я бы пропустила мимо ушей. Конечно, на тот момент я не испытывала никаких дочерних чувств к этим, почти незнакомым для меня людям. Потом, думаю, запросто бы называла. Но дело вот в чём: моя свекровь сразу же перечеркнула для меня возможность стать дочерью. Я так и осталась была невесткой по своей сути. У нас были замечательные отношения, как я писала, но несколько отдалённые: мы жили в разных городах. Я тоже была у неё первой невесткой и, возможно, со второй было бы всё иначе: всё же мы мудреем с годами. Но она, к огромному сожалению, не дожила до нашей Юлечки...

Так что, если вы - свекровь, не спешите отрезать невестку. Дайте ей и себе время. Я знаю семьи, где свекровь, по своей сути, - самая настоящая мама.

***Свекрови неважно, как вы её называете.
Самое страшное, на мой взгляд  не называть никак.

«...Вы сегодня свободны?»

«Скажите..., можно оставить ребёнка?»

«Э... Я не буду кушать».

«А...Что вам подарить?»

«Здравствуйте!... У нас всё хорошо»...

 Прямо напрашивается какое-то слово, согласитесь! Ну хоть что-то!

Девочки, милые, не обезличивайте нас, свекровей. Дайте нам любое имя. Так мы поймём, что мы не пустое для вас место...

***Сейчас принято называть свекровь просто по имени. Меня обе мои девочки называют «Майя». И мне это очень нравится. Ну не тётей же им меня называть, а отчество мне и в школе надоело: я с двадцати двух лет Леонидовна. Только не подумайте, что оно мне не нравится: я обожаю своего папу и своё отчество. Но как-то уж очень официально для семьи, правда?. Хоть я и не представляю себе, чтобы я свою свекровь называла просто Леной. И до сих пор она для меня Елена Михайловна.

 
***Есть ещё вариант: свекровь ЗАСТАВЛЯЕТ невестку называть её мамой.
Я категорически против такого принуждения. В лучшем случае она никак вас называть не будет. Будете «эта» или «она». В худшем - с вами просто не будут разговаривать, чтобы лишний раз не натыкаться на слово «мама».
В этом случае я бы посоветовала не торопить невесток: дайте им возможность определиться и если они созреют и захотят, - когда-нибудь вы услышите "мама" в свой адрес. Если же не назовут - примите, что мамой для девочки вы пока не стали.

 
***У невесток существует такое мнение, что мама может быть только одна. Я думаю по-другому: если вас любит свекровь, как свою родную дочь - почему нет? И если ей было бы приятно, чтобы вы называли её мамой - назовите! Что вам жалко? В семье у моей Иры Алексеенко, Настюша с Олегом имеют две мамы: МАМА ИРА и МАМА ЛЮДА. Ну здорово же! И невестка Ниночка называет Ирочку МАМА ИРА. На мой взгляд - это замечательный компромисс.
 
Дорогие невестки и свекрови! Если хотите, дам вам совет: ДОГОВОРИТЕСЬ В САМОМ НАЧАЛЕ и выберите приемлемый для вас вариант. Но обязательно сделайте это, чтобы в будущем хотя бы на один пункт из многих вопросов, возникающих в отношениях невестка-свекровь,  стало меньше.

Моя Наташа, написав мне письмо, которое я опубликую в конце книги на букву «Я», замечательно сказала по этому поводу: «Я никогда не присматривалась к свекрови. Я просто стала доверять, любить и прислушиваться. Это самая настоящая дружба, как мне кажется...» Я для неё - ПОДРУГА! Вот это статус! Уж не знаю, чем, но я его всё-таки, видимо, заслужила. Очень хочу в это верить. Дорогого стоит!Он включает в себя и доверие, и взаимопонимание, и уважение, и любовь, если хотите.

Не нужно бояться слова "ЛЮБОВЬ" в отношении нас, свекровей. Мы тоже заслуживаем любви, потому что всё равно все мы -  мамы, что бы там ни говорили...

Продолжение: http://proza.ru/2020/05/12/1926


Рецензии
Может, свекрови и будет приятно, что невестка называет ее "мамой" - но что будет чувствовать настоящая мама? что дочь её предает?

Наталия Черн   10.10.2021 13:46     Заявить о нарушении
Наталия, дорогая, спасибо за прочтение, за комментарии, за осмысление написанного. С радостью отвечу на ваши вопросы так, как я это понимаю. Если нет ревности, если отношения выстроены на доверии и любви, то мама дочки воспримет это нормально. Но всё это очень относительно: смотря, какая семья, какие были отношения у мамы с её свекровью. От многого зависит. мы свои отношения выстраиваем без формализма, без предвзятости, предельно честно. Мои девочки не называют меня мамой, но отношения у нас как у мамы и дочек. По крайней мере я их люблю так, как люблю своих сыновей. Потому что нет той меры, какой можно измерить любовь. Но ещё раз повторюсь: всё это выстраиваю я, как свекровь, на том основании, что я старше и мудрее. И если девочки не чувствуют фальши, а у меня её и близко нет, они дарят мне чисто дочерние чувства. Просто нужно любить, а там какая разница: мама, не мама... О предательстве речь вообще не идёт! Синоним предательства: недоверие, а они мне доверяют всецело. Как, впрочем, и я им...

Ася Котляр   10.10.2021 16:25   Заявить о нарушении