Новый менеджмент

Новый менеджмент


Основная идея книги сформулирована почти в самом начале.

Собственно, дальше вы можете и не читать.

Сразу предупреждаю, что у меня нет официального образования «менеджера». О том, какое есть, будет рассказано дальше. Если вы всё-таки захотите прочесть.

Почему я основную идею «продаю» в самом начале? А не тяну с нею до конца, как это обычно делается?

Потому что я не люблю такие приёмы. И не хочу ни воспроизводить, ни советовать подобные манипуляции.

И основную идею даю сразу потому, что она «не такая». Она человечная, а не манипуляционная. И я бы хотел, чтобы со мною тоже по-человечески обращались. Золотое правило этики.


Идея эта в том, что «секретного ингредиента нет» ©.


Нет смысла пользоваться какими-то шаблонами, придуманными до вас.


Вы каждый раз придумываете новые методы менеджмента. Потому что всегда нужен новый подход, индивидуальный.


Тем не менее, некоторые опорные точки всё же будут здесь рассмотрены. Это не жёсткие шаблоны, а, скорее, приглашение вместе подумать, как лучше сделать в той или иной ситуации.


* * *

Обещанный рассказ о моём образовании


Чтобы вместе искать ответы, вы должны лучше знать своего собеседника. Вы должны сами решить, стоит ему доверять или нет. Причём, у человека, которому доверять не стоит, тоже можно чему-то научиться.

Получал стандартное образование в самой простой московской школе 630 (про неё есть статья в Википедии). Ходил в бассейн и на самбо, но тогда это особого влияния на меня не оказало. Учился и в музыкальной школе (не буду подробно касаться музыкального образования в той части, в которой оно не относится к предмету нашей работы).

После восьмого класса поступил в физматшколу 542 (про неё тоже есть статья в Википедии).

Там стоит отметить два момента.

1. Ощущение свободы у учеников ведёт к большей эффективности их работы (это известно: «рабский труд непроизводителен»).

2. Открытие, что существуют задачи, в которых нет однозначного, шаблонного ответа.
В которых не надо получить «правильный ответ». Любой результат, который ты честно получишь, и будет ответом.

После школы поступил в МИФИ. Мы вернёмся к этому периоду, когда будем рассматривать такую интересную вещь, как обучение методом развивающего дискомфорта (© В. С. Юркевич, Москва — Ярославль, 2001).


В музыкальном училище мы изучали курс педагогики и психологии, я впервые почувствовал искренний интерес к этим темам.

В МГУ психологию нам читала «Березань» (Н. Б. Березанская), и я до сих пор удивляюсь, как можно было так скучно читать этот курс. Я буквально засыпал на её лекциях. Ну, может, она умело так меня в транс вводила, не знаю.

Вот проф. А. А. Каменский с биофака читал курс ВНД (включая психопатологию) так, что не уснёшь у него. Эти лекции запомнились практически целиком.

Ну и В. Н. Романов. Про него будет разговор отдельный, это благодаря ему был совершён поворот от сухой рациональности к человеческому, диалогическому подходу.

Список литературы будет в конце, но вы без подготовки вряд ли там чего поймёте. Его надо было слушать, и не один год.


* * *

Потом я начал работать, собственно, менеджером.

Параллельно прошёл несколько хороших тренингов (вот ни один из них меня не разочаровал): это и психодрама у Шадуры, и арттренинг Оксаны Слепченко, и практически весь Синтон (от Первого шага до Концлагеря, всё у самого Козлова), включая Дистанцию, и, наконец, Лайфспринг.

Плюс большое количество литературы, в том числе и не совсем научной (это и Карнеги, и Анти-Карнеги, и Романов, и Тарасов, и Берн, который меня в своё время поразил, и «Гарри Поттер и Методы рационального мышления» Юдковского, и довольно сомнительные вещи вроде рассылки Гильбо — но, повторю, научиться можно даже у того, кому не вполне доверяешь).

На моей основной работе я занимаюсь вещами, к которым не то что никогда не лежала душа, но которые откровенно у меня не получались. Ну есть такие навыки, которые даются с рождения, — или не даются, и хоть ты расшибись, нет у тебя способностей. Кстати, именно поэтому я не стал всерьёз заниматься музыкой, хотя было и образование, и эксклюзивные знания — я понимаю свои ограничения. Если ты маленький и худой, ты не станешь чемпионом по боксу (хотя в ММА шансов побольше). Если у тебя нет голоса, ты не станешь победителем «Голоса», хотя можешь стать лидером группы «Ва-Банк» и даже попасть в жюри.

Именно поэтому мне приходилось постоянно придумывать всякие хитрости — в делах, которые другие люди решали щелчком пальцев.

Я переговорщик. Причём договариваться приходится с людьми, которые не принадлежат к твоей культурной общности, у которых совсем другой менталитет (с иностранцами).

Это дико трудно. Иногда мне от бессилия хотелось буквально плакать. Я не мог понять, как добиться от людей того, чего они делать не хотят. Сколько раз я слышал от вполне вменяемых людей «идите и свергните своего Путина, поменяйте законы».

Но здесь я понял одну вещь, которая тоже стала ключевой. Это она — главный метод. И состоит она из двух ступеней.

1. Осознать, что проблема есть.
Это важно, потому что можно долбиться в закрытую дверь, терять кучу сил и даже не понимать, что происходит (пока не окажешься на больничной койке).
«Признать: я озадачен» (© Юдковски, HPMoR).

2. Подойти к решению проблемы бесстрастно и рационально. Как к решению математической задачи. Как Уинстон Вульф. Так, что тут у нас? Негр без головы? Вся машина заляпана? Ок, я скажу, что делать. Это прекрасная иллюстрация правильного подхода к проблемам.

Признать, что проблема есть, и начать решать её отстранённо, как абстрактную задачу.

Вы же знаете, что чужие проблемы решать всегда проще. Посмотрите на свои так же, со стороны, чужими глазами.

Следующая хорошая школа — это Википедия. О, это чудесное изобретение. Знаю, что всякие глупые люди любят критиковать её. Но на самом деле в ней ничего нет, кроме самих участников (и пары-тройки ограничений, которые в нашем реальном мире никто и не заметил бы, но внутри сетевого проекта они почему-то вызывают жуткий баттхёрт).

Это выглядит, как какой-нибудь Стэнфордский эксперимент. Поместить разных людей в одно пространство и дать им небольшие начальные условия. О, всё остальное они сделают сами.

Помните, Довлатов писал о своём брате, что тот сделал такую карьеру в уголовной среде, которая в нормальном мире соответствовала бы взлёту до уровня министра. Вот статус администратора Википедии примерно так же.

А попробуйте договориться с человеком, если у вас нет технической возможности заблокировать его? И нет никакого "начальника Википедии", которому можно было бы пожаловаться (хотя многие его ищут) (а кто-то даже находит)?



...... to be continued .....






Романов В. Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. — М., Наука. 1991. — 190 стр. — 2000 экз.

Исповедь научного работника, Или утешение методологией. // В сб. Три подхода к изучению культуры / Под редакцией В. В. Ива;нова. — М.: Изд-во МГУ, 1997. — 128 с., с. 93—127. — ISBN 5-211-03782-0

Историческое развитие культуры (психолого-типологический аспект). — М., Савин. 2003. — 448 стр. — ISBN 5-902121-03-5

Культурно-историческая антропология. — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2014 г. — ISBN 978-5-98712-130-6


Рецензии