Земля необманного военного детства

 ...Перелистываю «Мардакянские этюды».( Мардакяны –это небольшое  селение вблизи Баку). Вот что пишет о нём мой бакинский друг Николай Хатунцев:

Мардакяны – селение мужчин. Так звучит в буквальном переводе.
Это место ( знать, не без причин) издавна прозвали так в народе.
Здесь кругом –куда ты взгляд ни кинь, всюду камень, да пески белеют.
Мардакянская   скупая   синь   дышит   ветром, солью,  суховеем…

Известняк похож на изразцы – так он лунным светом изукрашен.
И отчётливо видны зубцы знаменитых  мардакянских    башен.
Под луною, спелой, как инжир, смутно внемля шорохам оливы,
Здесь Есенин некогда сложил синие персидские мотивы.

 После войны в этом селении остались в основном одни старики…
Многие не вернулись с фронта. И об этом напишет поэт, уже повзрослевшим:
- Что годы?  Здесь не слышен их полёт,
 Они скользят,  медлительны, как чётки.
И странно думать, что вот так пройдёт
Наш век земной – и долгий и короткий.

Последние строки адресовались «детям войны». Многих уже нет в живых,  и  Коли Хатунцева, в том числе.  Но я храню его сборники стихов, и передам потом внукам. В них много мудрости  и  трогательных воспоминаний о нашей «военном детстве»…  Мне особенно дороги его стихи о знаменитых «бакинских двориках». С их плоскими крышами,  увитыми  виноградными деревцами. Оливковыми деревьями и  милыми сердцу  скамеечками…

 Земля необманного детства! Чем дальше – тем сердцу дороже,
Как   видно,  дана нам в наследство, подобно шагреневой коже.
И, съежившись вдвое и втрое, живёт худосочное чудо
 За ветхой кирпичной стеною и шепчет нам тихо оттуда
О том, что мы свидимся  вскоре ( как быстро окончилось лето!)
И снова увидим наш дворик, пятнистый от тени и света.
В подъезде мальчишечьи сходки, игра «на кули», «толковища»,
А   в   послевоенные годы  -  протяжные жалобы нищих.
И вновь возвращается память во двор на шкатулку похожий.
Асфальт размалёван мелками,  как щёки вождей краснокожих.
Старинные вздохи и скрипы живут в деревянных верандах,
 Гуляют по кировым  крышам  котов   голосистые   банды.

Вот она, Связь Времён…  Откуда-то  издалека  кажется звучит голос друга  моего  военного детства, и  я читаю,  выведенные четким  колиным почерком слова – пожелания « здоровья и большого человеческого счастья. Творческих успехов»....
 Прошло более полувека.  Автора стихов Николая Хатунцева уже нет с нами. А память о военном детстве жива!


Рецензии
Отличный поэт! Звучный, камертонный!
Вы знаете, Эмма,я даже порылся в векипедии. Ни слова!?
Нашёл в стихах ру. Последние публикации в 2012ом.
Возможно однофамилец, но и там строки мощные!
Отдаю честь эстафете памяти и верности таланту и другу!

Игорь Наровлянский   12.05.2020 14:48     Заявить о нарушении
Игорь, спасибо, что оценили по достоинству Николая Хатунцева. Он был пом. прокурора республики. Когда сменился клан власти, его посадили на 4 г. и сломали судьбу. Я его кое-как спасла: пристроила редактором в из-во, чтобы не пропал, с юности знала, что он пишет стихи в стол.Но он рано ушел из жизни, такое ломало людей навсегда. А теперь имеем, что имеем: выжили не лучшие!Он мой ровесник: 1933 г.В России не любят и не ценят таланты!Прощают многое "пьяни-рвани" и ворам, а честные не нужны!Все мои друзья юности были из культурных семей и УМНЫЕ РЕБЯТА, дебилов не было среди нас!А старость приходится коротать с кем попало...

Эмма Гусева   12.05.2020 15:54   Заявить о нарушении
В какой республике? В Азербайджане? Прокурорствовать на Востоке очень щекотливое дело. Да и журналистика?..
Я часто бывал в Баку в 70х и 80х. И при Алиеве, и при Багирове.
Всякого повидал! Однако, и друзья приличные были...


Игорь Наровлянский   12.05.2020 16:10   Заявить о нарушении
Игорь, конечно, в Аз-не! и муж мой там работал. А когда делопроизводство перевели на аз. язык,( а муж из дер. Правдино Яросл. обл. взятки не брал,) я боялась, что его возьмут в заложники нац-ты. И перевела его на работу в М-ву, где он полвека работал пом. прокурора Моск. обл. Книгу можно написать о нем и его коллегах!.Но это-не моя тема!Аз-н я люблю больше Москвы!Там я была корром №1! Самая близкая подруга моя из известной в Баку семьи Джафаровых; министр культуры, Полад и Муслим приходили на радио давать интервью, там меня УВАЖАЛИ и ЦЕНИЛИ, А Москва-"проезжий двор" для разного люда...Я-ленинградка и частично-бакинка...

Эмма Гусева   12.05.2020 16:50   Заявить о нарушении