Философия ислама
таких исламских философов как Авицена и Аверроэс ,и иудейских мыслителей ,
например Маймонида. Иудейская философия развивалась в исламском мире , и в
значительной мере зависела от философии ислама. Иудейские философы в
мусульманской Испании часто писали по-арабски . Но при огромном взаимовлиянии
исламские и иудейские мыслители все же принадлежали к разным религиозным
традициям . Религиозной основой ислама является Коран , сообщенный в
откровении пророку Мухаммеду . Теологов называли учителями келама -слова,
веры, данной в откровении . От них отделились мотазилиты ,которые не признавали
безусловной веры в Коран , а придерживались более рационалистического
направления . Развитию исламской философии способствовал перевод на арабский
язык греческой философской литературы. Со времени господства династии
Аббасидов ( 750 год ), наряду с теологией развивается арабо-аристотелевская
философия. Арабская догматика приобрела философский характер и превратилась
в религиозную философию , которая играет важную роль в истории арабской
мысли. Основателем арабо-аристотелевской философии является Аль -Кинди которого
в 9 веке называли "философом арабов ". Он настаивал на гармонии откровения и
разума ,и утверждал , что человеческий разум способен построить обоснованную
философскую теологию. Аль-Кинди написал трактат о разуме и ввел в исламскую
мысль аристотелевское различие между разумом деятельным и пассивным. В 10 веке
философия исламского мира получила мощный импульс благодаря творчеству
Аль-Фараби ( 875-950 ). Он утверждал первенство философии в области
человеческого знания . Аль-Фараби полагал, что философы познают истину
посредством логических доказательств ,а не философы могут познать
действительность с помощью символов. Аль-Фараби сохранил аристотелевское
представление о философии как о высочайшей деятельности человеческого разума.
Философия обеспечивает теоретическое знание , необходимое для правильной
правильной организации общества в соответствии с иерархической моделью сущего.
Но это знание должно быть сообщено людям в символической форме. Поэтому
идеальный правитель должен обладать пророческим даром. Но роль пророка ислама
повторить невозможно. Поэтому Аль-Фараби подчинял мусульманскую теологию
философии ,полагая, что в реальной жизни философ и политик будут действовать
вместе. В 12-13 веках сочинения Аль-Фараби были переведены на латинский язык и
оказали значительное влияние на развитие средневековой мысли.
Выдающимся исламским философом эпохи средневековья был Абу Али Ибн Сина
(980-1037), известный европейцам как Авицена. В творчестве Авицены особое
место занимают трактаты " Аш-Шифа" и "Наджат". В общем делении философии
Авицена следовал Аристотелю . Логика рассматривается им как пропедевтика к
философии. Авицена разделял философию на теоретическую ,включающую физику ,
математику и теологию , и практическую ,объединяющую этику , экономику и
политику. Авицене принадлежит свыше четырехсот сочинений на арабском языке по
всем известным тогда разделам научного знания . Главный труд "Книга исцеления "
состоит из четырех разделов , посвященных проблемам логики, математики и
метафизики. В последние годы жизни он пишет "Книгу указаний и наставлений ".
Это произведение , содержащее итоговое изложение его философских идей ,
написано под воздействием суфизма . Философия Ибн -Сины продолжает
традиции восточного аристотелизма в области метафизики , гносеологии и логики.
Ибн-Сина отрицает сотворенность мира во времени ,объясняя его как вневременную
эманацию (истечение) Бога. Бог является " первой причиной " из которой в
иерархическом порядке истекают умы , души и тела небесных сфер. Бог обладает
абсолютным существованием ,все остальное только возможно и действительно лишь
благодаря Богу. Природа , истекший от Бога , в дальнейшем развивается по
принципу самодвижения ,будучи замкнутой во времени и пространстве.
Мусульманские богословы обвиняли Ибн-Сину в ереси и атеизме. Попытки
Авицены примирить свою философию с исламом свидетельствовали о том , что он
был религиозным человеком. Вместе с тем он отрицал свободное творение Богом
мира и отвергал воскрешение тела. Не удивительно , что теологию обвиняли
философов в том , что они ценили Аристотеля больше , чем божественное
откровение. Выразителем подобных взглядов был Аль-Газали (1058-1111), который
был известен европейцам как Альгазель . В своей работе " Самоопровержение
философов" он выступил с критикой взглядов Аль-Фараби и Авицены . Альгазель
пытался показать , что человеческий разум не способен доказать тезис о
вечности мира. В труде " Воскрешение наук о вере " он пытался соединить
мусульманские учения о предопределении и всеобщей божественной причинности с
мистицизмом . Эта работа оказала большое влияние на сунитскую традицию
в исламе. Исламская культура существовала не только на востоке , но и в
южной Испании. В 756 году исламская Испания отпала от Багдадского халифата и
на ее территории в 9 веке был создан Кордовский халифат. Самым знаменитым из
исламских философов Испании был Ибн-Рушд (1126-1198) , известный европейцам
как Аверроэс . Халиф Марракеша поручил Аверроэсу составить комментарии к
Аристотелю ,благодаря которым он удостоился в христианских кругах титула
Комментатора. Аверроэс видел в гении Аристотеля вершину человеческой
интеллектуальной деятельности. Пытаясь примирить философию и ислам , Аверроэс
различал разные способы понимания Корана , соответствующие разным типам ума.
Аверроэс утверждал , что возможно несколько уровней понимания Корана ,
который является воплощением откровения. Поскольку философию нельзя донести до
умов людей , которые не способны ее оценить , она не представляет опасности для
религиозной веры. В своей метафизике Аверроэс точно следует за Аристотелем .
Основной предмет метафизики -сущее , которое есть объект разума и
умопостигаемо . Из философских доктрина Аверроэса наибольшее влияние на
христианский Запад оказала интерпретация теории разума , изложенной
Аристотелем . Человеческий ум постигает вечные истины ,и тем самым приобретает
универсальный характер . Но человеческий ум может таким образом достичь
бессмертия не как отдельный ум , а как момент в жизни вечного разума.
Аверроэс говорит о своей вере в человеческое бессмертие ,как об одном из
догматов ислама . Смерть Аверроэса в конце 12 века совпала с продолжительным
исчезновением философии и торжеством теологии в исламском мире.
Мусульманская теология -келам , одержала победу над греко-исламским
рационализмом. Но продолжали существовать разновидности суфийской философии ,
сосредоточенной на теме мистического восхождения души к Богу. Аверроэс был
последним средневековым мыслителем , оказавшимся реальное влияние на
христианских философов.
Свидетельство о публикации №220051100328