Философия ислама

Изучение средневековой философии невозможно , если проигнорировать творчество

таких исламских философов как Авицена и Аверроэс ,и иудейских мыслителей ,

например Маймонида. Иудейская философия развивалась в исламском мире , и в

значительной мере зависела от философии ислама. Иудейские философы в

мусульманской Испании часто писали по-арабски . Но при огромном взаимовлиянии

исламские и иудейские мыслители все же принадлежали к разным религиозным

  традициям . Религиозной основой ислама является Коран , сообщенный в

откровении пророку Мухаммеду . Теологов называли учителями келама -слова,

веры, данной в откровении . От них отделились мотазилиты ,которые не признавали

безусловной веры в Коран , а придерживались более рационалистического

направления . Развитию исламской философии способствовал перевод на арабский

язык греческой философской литературы. Со времени господства династии

Аббасидов ( 750 год ), наряду с теологией развивается арабо-аристотелевская

философия. Арабская догматика приобрела философский характер и превратилась

в религиозную философию , которая играет важную роль в истории арабской

мысли. Основателем арабо-аристотелевской философии является Аль -Кинди которого

в 9 веке называли  "философом арабов ". Он настаивал на гармонии откровения и

разума ,и утверждал , что человеческий разум способен построить обоснованную

философскую теологию. Аль-Кинди написал трактат о разуме и ввел в исламскую

мысль аристотелевское различие между разумом деятельным и пассивным. В 10 веке

философия исламского мира получила мощный импульс благодаря творчеству

Аль-Фараби ( 875-950 ). Он утверждал первенство философии в области

человеческого знания . Аль-Фараби полагал, что философы познают истину

посредством логических доказательств ,а не философы могут познать

действительность с помощью символов. Аль-Фараби сохранил аристотелевское

представление о философии как о высочайшей деятельности человеческого разума.

Философия обеспечивает теоретическое знание , необходимое для правильной

правильной организации общества в соответствии с иерархической моделью сущего.

Но это знание должно быть сообщено людям в символической форме. Поэтому

идеальный правитель должен обладать пророческим даром. Но роль пророка ислама

повторить невозможно. Поэтому Аль-Фараби подчинял мусульманскую теологию

философии ,полагая, что в реальной жизни философ и политик будут действовать

вместе. В 12-13 веках сочинения Аль-Фараби были переведены на латинский язык и

оказали значительное влияние на развитие средневековой мысли.

Выдающимся исламским философом эпохи средневековья был Абу Али Ибн Сина

(980-1037), известный европейцам как Авицена. В творчестве Авицены особое

место занимают трактаты " Аш-Шифа" и "Наджат". В общем делении философии

Авицена следовал Аристотелю . Логика рассматривается им как пропедевтика к

философии. Авицена разделял философию на теоретическую ,включающую физику ,

математику и теологию , и практическую ,объединяющую этику , экономику и

политику. Авицене принадлежит свыше четырехсот сочинений на арабском языке по

всем известным тогда разделам научного знания . Главный труд "Книга исцеления "

состоит из четырех разделов , посвященных проблемам логики, математики и

метафизики. В последние годы жизни он пишет "Книгу указаний и наставлений ".

Это произведение , содержащее итоговое изложение его философских идей ,

написано под воздействием суфизма . Философия Ибн -Сины продолжает

традиции восточного аристотелизма в области метафизики , гносеологии и логики.

Ибн-Сина отрицает сотворенность мира во времени ,объясняя его как вневременную

эманацию (истечение) Бога. Бог является " первой причиной " из которой в

иерархическом порядке истекают умы , души и тела небесных сфер. Бог обладает

абсолютным существованием ,все остальное только возможно и действительно лишь

благодаря Богу. Природа , истекший от Бога , в дальнейшем развивается по

принципу самодвижения ,будучи замкнутой во времени и пространстве.

Мусульманские богословы обвиняли Ибн-Сину в ереси и атеизме. Попытки

Авицены примирить свою философию с исламом свидетельствовали о том , что он

был религиозным человеком. Вместе с тем он отрицал свободное творение Богом

мира и отвергал воскрешение тела. Не удивительно , что теологию обвиняли

философов в том , что они ценили Аристотеля больше , чем божественное

откровение. Выразителем подобных взглядов был Аль-Газали (1058-1111), который

был известен европейцам как Альгазель . В своей работе " Самоопровержение

философов" он выступил с критикой взглядов Аль-Фараби и Авицены . Альгазель

пытался показать , что человеческий разум не способен доказать тезис о

вечности мира. В труде " Воскрешение наук о вере " он пытался соединить

мусульманские учения о предопределении и всеобщей божественной причинности с

мистицизмом . Эта работа оказала большое влияние на сунитскую традицию

в исламе. Исламская культура существовала не только на востоке , но и в

южной Испании. В 756 году исламская Испания отпала от Багдадского халифата и

на ее территории в 9 веке был создан Кордовский халифат. Самым знаменитым из

исламских философов Испании был Ибн-Рушд (1126-1198) , известный европейцам

как Аверроэс . Халиф Марракеша поручил Аверроэсу составить комментарии к

Аристотелю ,благодаря которым он удостоился в христианских кругах титула

Комментатора. Аверроэс видел в гении Аристотеля вершину человеческой

интеллектуальной деятельности. Пытаясь примирить философию и ислам , Аверроэс

различал разные способы понимания Корана , соответствующие разным типам ума.

Аверроэс  утверждал , что возможно несколько уровней понимания Корана ,

который является воплощением откровения. Поскольку философию нельзя донести до

умов людей , которые не способны ее оценить , она не представляет опасности для

религиозной веры. В своей метафизике Аверроэс точно следует за Аристотелем .

Основной предмет метафизики -сущее , которое есть объект разума и

умопостигаемо . Из философских доктрина Аверроэса наибольшее влияние на

христианский Запад оказала интерпретация теории разума , изложенной

Аристотелем . Человеческий ум постигает вечные истины ,и тем самым приобретает

универсальный характер . Но человеческий ум может таким образом достичь

бессмертия не как отдельный ум , а как  момент в жизни вечного разума.

Аверроэс говорит о своей вере в человеческое бессмертие ,как об одном из

догматов ислама . Смерть Аверроэса в конце 12 века совпала с продолжительным

исчезновением философии и торжеством теологии в исламском мире.

Мусульманская теология -келам , одержала победу над греко-исламским

рационализмом. Но продолжали существовать разновидности суфийской философии ,

сосредоточенной на теме мистического восхождения души к Богу. Аверроэс был

последним средневековым мыслителем , оказавшимся реальное влияние на

христианских философов.
 





 


Рецензии