Дуб

Часть II. Дуб

 Удочка всегда висела на своём привычном месте в сарае под потолком. Удилище из углепластика находилось не сложенным, как полагается, а всегда готовым к "бою", то есть каждое колено выдвинуто одно из другого до упора и составляет шести метровую палку с металлическими кольцами для лески.

 Тёма вошёл в сарай, задрал кверху голову и ахнул. Удочки на месте не было:

 - Дед, а дед – удочки нет, ты не брал её случайно!?

 - Нет, Тёма, не брал.

 - Так куда же она запропастилась? – испуганно спросил Тёма.

 - Не знаю, не помню, надо поискать.

 После этих слов деда они стали методично обшаривать все углы сарая и садового домика, но удочки нигде не было.

 Тёмка расстроился не на шутку:

  - Ну и куда теперь нам матросики? Если не найдём удочку, то и на рыбалку, значит, не пойдём? Все матросики передохнут.

 - Ладно, Тёма, не расстраивайся, чего-нибудь придумаем. Я помню, как в детстве мы сами делали удилища из тоненьких молодых берёзок.

 - Как это?

 Тёмка, житель огромного мегаполиса даже не предполагал, что кроме искусственных удочек могут быть вполне сносные, самодельные.

 - А вот так! Ищешь молодую, стройную, и ровную, как струна берёзку, срезаешь её и очищаешь от веток. Берёзку лучше брать из чащи, там она ровнее, тоньше и длиннее, так как растёт в тесноте и всё время тянется ввысь. Сейчас прямо и пойдём искать удилище.

 Мы долго бродили в лесочке за речкой, но никак не могли отыскать подходящей берёзки. Тёме надоело это занятие и он стал ворчать:

 - Сдалась тебе эта берёзка, вырежи осиновую, вон их сколько здесь.

 - Нет, Тёма, мы найдём берёзовую. Осина "тяжёлое" дерево и с такой удочкой не будет удачи, на своём опыте проверено.

 Дед сказал это для того, чтобы подбодрить внука, а может это и в самом деле так? И они продолжили поиски.

 Неожиданно Тёма закричал:

 - Дед, я нашёл то, что нужно, иди скорее сюда!

 Деревце берёзки стояло рядом с огромным дубом и густым семейством осинок. Это была тонкая палка высотой около пяти метров и почти без веток.

 - Молодец! Именно то, что нам нужно, сказал дед. Он согнул берёзку почти возле самых корней и двумя ловкими движениями срезал её.

 - На, срезай веточки – это будет твоя удочка, а мне мы найдём ещё.

  Искать пришлось не долго, другая берёзка находилась тут же в нескольких метрах от неё, рядом всё с тем же дубом. Он стоял почти на краю поля, на пригорке. Это было дерево в десятки раз старше остальных деревьев, толпившихся вокруг него, в десятки раз толще и раза в три выше каждой берёзки.  Огромный, в два обхвата дуб, с обломанными сучками и верхушкой, с огромными своими неуклюже растопыренными корявыми "руками и пальцами" и с обгорелой корой, заросшей старыми болячками, явно выделялся среди всей толпы худосочных деревцев. Дуб был старым, сердитым, презрительным, но гордым уродом среди молодняка берёзок и осинок.

 В былые времена, когда в него ещё не ударила молния, дуб слыл красавцем.  Его густая крона привлекала и одинокого путника, и заготовителей сена, и пастухов и случайного прохожего.

 -Дед, а ты раньше видел этот дуб, смотри, какой он красивый, только почему он весь обугленный и без верхушки? Чего ты о нём знаешь, расскажи!?

 - Тебе, наверное, будет не интересно и скучно слушать, да и не очень понятно. Сейчас другие времена, а то время, когда дуб был молоденьким ушло безвозвратно, да и давно это было, - произнёс дед с какой-то грустью.

 - Расскажи, дед, расскажи, я всё пойму. Ведь есть же у этого дуба какая-то тайна или своя история, мне кажется ты её знаешь?!

 -Ну, слушай и не перебивай. Было это лет сорок-пятьдесят назад. Тогда в деревнях жило полно народу, жизнь "била" ключом. Сельское хозяйство – на подъёме. Как грибы росли животноводческие комплексы.

 -А что такое животноводческий комплекс?

 - Раньше, Тёма, почти в каждой деревне была своя ферма, где держали коров. Стада были маленькие до тридцати-сорока коров, но кому-то в голову пришла идея, что это не совсем выгодно и удобно. Вот и решили собрать коров со всей округи под одной крышей в одно стадо, в одно место. Раньше коров доили руками, а на комплексе внедрили машинную дойку – это облегчило труд.

 Но коровы-то есть хотят, а сенокосные угодья далеко остались, корм не выгодно стало возить. Пришлось делать мелиорацию. Уничтожался смешанный лес, не представляющий интереса. Как правило – это были заросли ивняка, ольхи, осины, клёнов и дубков. Елей там почти не встречалось. Сколько леса под нож пустили, одному богу известно. А теперь снова всё зарастает. Чудно всё это! Да и из деревень люди стали разбегаться, работы не стало.

  Ну это я отвлёкся, прошлое вспомнил. Мелиораторы не тронули молодой дуб – то ли пожалели, то ли за красоту его не стали уничтожать, но его на всём поле только одного и оставили.

 Время шло. Дуб разрастался, обрастал сучьями и листочками, толстел стволом. Его могучие корни, как щупальца охватывали всё вокруг. Один корень выступал над землёй; то ли уродился таким, то ли трактором задели и выворотили из земли во время мелиорации, не известно. Он образовал некую дугу. Со временем под ним образовалось пространство, а лисы доделали своё дело и устроили логово. Каждый год здесь появлялось большое семейство лис. Однажды пастухи гнездо разрушили, а взрослых лис убили.

 Спустя какое-то время в дуб ударила молния. Под ним обнаружили убитого пастуха. Все стали говорить, что это в наказание за разорение логовища. Так природа отомстила человеку за его жестокость. Вот и вся история. Хотя при чём здесь дуб, я не понимаю?

 Давай ошкурим удилища и домой, будем делать удочки.

 - А зачем ошкуривать? – спросил Тёма и удивлённо посмотрел на деда.

 - Если ошкурить, то оно станет легче. Мы их потом положим под навес, за ночь их продует ветерком и подсушит. С таким удилищем легче управляться.

 Рыбаки быстро добились нужного результата острыми перочинными ножами. Сырая шкурка берёзы легко отделялась от стволика и ровными лентами падала на землю.

  - Тёма, самую макушку не трогай, пусть шкурка остаётся.

 - Почему, дед?

  - Прочнее будет. Тяжести от неё никакой, а польза большая. Оставь сантиметров семьдесят, а то и с метр. Когда деревце высохнет, верхушка будет хорошо гнуться и пружинить, но не сломается. Это важно.

 - Дед, дед, смотри, я кажется гриб нашёл?!

 - Где, не вижу?

 - Да вот же он, в березнячке.

 И правда, гриб рос среди молодых берёзок, стайкой толпившихся вокруг дуба. Это был большой с тёмной шляпкой поддубовик. Когда его срезали, он скрипел, как снег под ногами в зимнюю пору. Он был крепкий и без единого червячка. Рядом стояло ещё несколько таких же красавцев поддубовиков.

 -Дед, а они съедобные?

 - Очень даже и нет ничего вкуснее белого гриба. Повезло нам, отменный суп получится. Видишь два дела сделали и удилища нашли и грибов набрали. Спасибо дубу. Ну, давай, возвращаться, пора снасти готовить, а то не успеем к рыбалке подготовиться. И они зашагали по полю, уже зарастающему кустарником и маленькими деревьями к себе на дачу.
(Продолжение следует)


Рецензии