Что на свете не имеет ни цены, ни меры, ни веса

 — Деда, а правда, бабушка из лесных будет?
— Правда, внученька, правда.
— Деда, а я тоже лесная тогда?
— Нет, внученька, чтобы лесной девкой стать, нужно с лешим пожить да разным премудростям поучиться.
— Деда, расскажи.

* * *
Давно это было. Бабушка твоя Василиса еще девчонкой была. Пошла как-то с подружками в лес по грибы да и заблудилась. К ночи-то совсем страшно стало. А как не испужаться? То выпь болотная словно дитя кричит, то тени от деревьев оживают и следом идут.

Тут Василиса и встретила странного старика. Попросила его из лесу вывести. Согласился он, но поставил условие: отгадает она три загадки, проводит её до дому, а нет — десять лет будет у него жить, по хозяйству помогать.

Согласилась Василиса.

— Глянешь, заплачешь, но краше его нет на белом свете, — загадал старик первую загадку.
— Ну, деда, это легко, — засмеялась Василиса, — это солнышко ясное!
— Хорошо, вот тогда тебе вторая загадка: что любишь, того не купишь, а чего не любишь — не продашь.
Думала, думала Василиса и догадалась:
 — Это ж молодость и старость, дедушка.
— Молодец. А что на свете не имеет ни цены, ни меры, ни веса?

Долго думала Василиса, разные варианты предлагала, да всё не то. Так и забрал леший её в свой дом. Так и стала бабка твоя лесной девкой.

За характер добрый да душу отзывчивую он её как родную дочь растил. Обучил знахарству да заговорам заповедным, а как подросла Василиса, стал жениха ей присматривать.

Я в то время в силу вошёл, охотой промышлял. Бил для царского стола дичь всякую, тем и жил. А матушка моя мне покою не давала: женись да женись, хочу, мол, на старости лет внучат понянчить. То одну девицу мне присмотрит, то другую.

Надо сказать, на селе я жених завидный считался. Дом крепкий, сам работящий, да и собой недурен. Только снился мне из ночи в ночь один и тот же сон. Являлась мне несказанная красавица в венке из цветов лесных. Я во сне к ней иду, она от меня, и манит, манит. Я бегу за ней, а догнать не могу.

Замучили меня сны, с лица спал и весь исхудал. Матушка моя перепугалась да к ведьме за советом. Взглянула на меня та и сказала:
— Зовет тебя лесная девка. Скажу тебе, где ее найти, только ты должен все точь-в-точь выполнить. Но смотри, Иван, либо девку в жёны возьмешь, либо сам пропадешь.

И рассказала мне ведьма что делать надо.
— Встань на заре, натяни тетиву, и пусти стрелу в лес со словами:
— «Встану я пред ликом солнышка красного, в чистом поле на запад хребтом, на восток лицом, позрю-посмотрю на ясное небо. Куда летит огненная стрела, туда и я иду, судьбу ищу».

Так я и сделал, как ведьма велела. Пустил стрелу в лес. Сам следом пошёл. Стрела летит, за ней хвост горит —едва поспеваю.

Лес свой как пять пальцев знаю, а гляжу, на полянке дом стоит.
— Вот ведь диво дивное, сколько здесь ни хожу, ничего не было, а нынче какой дом выстроен. Кто-то живет в этом тереме? Не мой ли тесть? — крикнул.
— Угадал, — послышался из леса незнакомый голос. — Заходи ко мне в дом, у меня есть для тебя невеста.

Приняли меня, как гостя дорого. Вина налили да к хозяину дома проводили. Хозяин — седой старик в бархатном кафтане. Кафтан цветами да травами лесными вышит, усыпан речным жемчугом. Пригласил меня за стол откушать. Много расспрашивал о житье-бытье, о селе, о матушке.

Долго мы разговоры вели, как тихо отворилась дверь, и в ней показалась молодая красавица. Я так и обомлел: предо мной стояла дева из снов моих.

— Ну, Иван,  — сказал хозяин, — отгадаешь загадку, отдам в жены тебе Василису. Не отгадаешь, век тебе стоять на посту у моего крыльца орешником.
— Загадывай, отец, всё равно без дочки твоей нет мне жизни.
— Что на свете не имеет ни цены, ни меры, ни веса? – хитро прищурившись, спросил старик.
— Любовь, отец, цены не имеет. Нельзя ни купить её, ни взвесить.
— Молодец, Иван, — хлопнул по столу хозяин, — до тебя то все женихи всё на деньги да власть мерили. Бери Василису в жёны. Богатое приданое дам.

Так все и случилось. Одели нас в роскошные платья. Попировали на славу и поехали венчаться. Перед отъездом леший мне наказ дал:
— Смотри, Иван, как вернешься из церкви в свою избу и начнешь пировать — оставь наружную дверь полуотворенной.

Я так и сделал.

Во время пира никто с Василисы глаз не сводил, такая красавица была. А жена кузнеца смотрела, смотрела и говорит:
— Еремей, ведь невеста-то — наша дочка!
— Угадала, точно ваша! — ответил из сеней незнакомый голос, и вслед затем хлопнули в ладоши и захохотали.

Тут уж все поняли, кто такая Василиса, и кто мне тестем стал.

* * *
— А вот и бабушка пришла. Беги внученька, время травы разбирать.


Рецензии
Вера, прекрасная сказка! Спасибо!

Валентина Шабалина   11.05.2020 14:44     Заявить о нарушении