Лунный свет. Притяжение

НАТ. БЕРЕГ ПОДКАМЕННОЙ ТУНГУСКИ.1912 ГОД. НОЧЬ

На берегу реки возле костра мечется в трансе ШАМАН ЗААРИН (высокий эвенк плотного телосложения). Заарин кружит вокруг костра в обрядовом танце, вызывая духов-помощников. Дикие прыжки сменяются бешеным вращением на одном месте.
В такт звукам бубна пляшут жуткие тени злых и добрых духов, вызванные камланием шамана.
Внезапно костер гаснет и в свете луны из дыма костра проявляется ДУХ БЕЛОГО ВОЛКА. Он угрожающе нависает над шаманом. Шаман падает в изнеможении возле костра.

НАТ. СТОЙБИЩЕ ЭВЕНКОВ НА БЕРЕГУ ПОДКАМЕННОЙ ТУНГУСКИ. НОЧЬ

Излучина реки, верхушки крон сосен и лиственниц - все вокруг залито призрачным лунным светом. Между трех чумов, стоящих полукругом на берегу реки, горит костер.
За одним из чумов стоят два оленя. Возле костра сидят древняя старуха, по имени ЧЕРНАЯ РЕКА, с трубкой в желтых зубах и юная красавица ЛУННЫЙ СВЕТ – пятнадцатилетняя дочь вождя племени.
Старуха помешивает варево в котле, висящем над костром. Девушка поет заунывную песню, она плетет наощупь туес из бересты, ее прекрасные, но незрячие глаза обращены к луне.
Старуха качает головой и сочувственно гладит слепую девушку по голове. Девушка ловит ее руку, прижимается к ней лицом. По лицу старухи, изборожденному глубокими морщинами, текут слезы.
 
НАТ. ТАЙГА В РАЙОНЕ ПОДКАМЕННОЙ ТУНГУСКИ. ВЕЧЕР

Кровавый закат в полнеба освещает долину, с одной стороны окаймленную снежными вершинами гор, а с другой стороны – рекой, грозно ревущей на порогах.
По долине бегут из последних сил, спасаясь от преследователей, огромный БЕЛЫЙ ВОЛК и волчица размером поменьше. За волчицей тянется кровавый след. Слышен злобный лай собак и гортанные крики охотников.
В узком перешейке долины сидят в засаде два охотника: вождь племени ГАНТИМУР (крепкий мужчина лет сорока) и его дальний родственник ИНДАК. Они прислушиваются к звукам погони и держат ружья наизготовку.

ИНДАК
Шаман сказал, что спасти твою дочь может только кровь белого волка, принесенная в жертву Духу Неба?

ГАНТИМУР (НЕОХОТНО)
Да… после обряда Заарин так сказал…

Сгущается темнота, но зоркие глаза охотников стерегут малейшее движение на опушке перед их схроном. Ветерок колышет ветви вековой ели, под которой расположились охотники. Сквозь облака проглядывает луна.
 
ИНДАК (НАСТОЙЧИВО)
И ты обещал Лунный Свет отдать в жены тому, кто сможет убить белого волка?

ГАНТИМУР (сквозь зубы)
Да, ты все верно понял, Индак…

На опушку леса выскакивают волчица и Белый Волк. Волчица делает несколько заплетающихся движений, шатается и бездыханная падает посреди поляны. Из ее ощеренной пасти струйкой на траву бежит кровь. Белый Волк по инерции делает рывок вперед, но возвращается к телу своей подруги.
Он толкает ее носом в бок, лижет ей морду, но она не реагирует.
В застывшем зрачке волчицы отражается луна.
Белый Волк садится возле тела волчицы и тоскливо воет на луну.
На опушку выбегают собаки, затем охотники.
Охотники видят белого огромного волка, и пораженные его жутким воем останавливаются в мистическом ужасе – они принимают его за ЭЖИНА – ДУХА ТАЙГИ. Собаки, поджав хвосты, скуля, жмутся к их ногам.
Белый Волк скалит зубы. Густая шерсть становится дыбом на его загривке. Рык волка становится сигналом к бегству - эвенки бросаются наутек.
Молодым охотникам Чекарену и Тыманче, влюбленным в дочь вождя, тоже не по себе, но они не собираются покидать поле битвы. Они, взяв зверя на мушку, пятятся под защиту леса.

ЧЕКАРЕН
О-о! Эжин – Дух тайги, заклинаю тебя обратить свой гнев на врагов моего рода… обманувших…

Чекарен запинается и падает на спину, нечаянно нажав на курок ружья. Пуля уходит в небо.
Тыманча бросает свое ружье и оттаскивает незадачливого соперника в лес.
В это время в засаде, услышав звук выстрела, напуганный Индак, стреляет в Белого Волка, но промахивается.
Белый Волк бросается на охотников, затаившихся в засаде.
Гантимур, зажав зубами висящий на шее оберег, тщательно целится в Белого Волка и недрогнувшей рукой нажимает на курок.
Белый Волк, сраженный в прыжке выстрелом вождя, падает к ногам охотников.
На белоснежной груди волка расплывается кровавое пятно. В неукротимой жажде мести он ползет к остолбеневшему от ужаса Индаку и вцепляется ему в руку мертвой хваткой. Над тайгой разносится душераздирающий вопль Индака.   

НАТ. СТОЙБИЩЕ РОДА ГАНТИМУРА. ДЕНЬ

На опушке кедрача вдоль ручья стоят двенадцать чумов. Возле некоторых чумов привязаны олени. Между чумами бегают ребятишки, за ними с заливистым лаем носится щенок хаски. Возле крайнего чума грызется свора собак из-за обглоданных ребер какого-то большого животного.
Возле ручья моет котел Черная Река. Она слышит лай собак, встает с колен и, прикрывшись рукой от солнца, смотрит в сторону леса.
Из леса появляется группа охотников верхом на оленях. Впереди них, скуля от нетерпения, рыскают собаки. Два оленя тащат волокуши с каким-то грузом.
Черная река, бросив котел на берегу ручья, торопится в стойбище с вестью, что возвращаются охотники.

НАТ. СТОЙБИЩЕ РОДА ГАНТИМУРА. ДЕНЬ

В центре стойбища собралось все население. Ребятишки шныряют между взрослыми. Слышен детский смех и крики.
Подъезжают охотники на оленях, спешиваются, снимают поклажу с оленей. У них усталые, хмурые лица.
Взрослые шикают на балующуюся ребятню, наступает гнетущая тишина. В расступившуюся толпу олени втаскивают волокуши: на одной из них лежит Белый Волк, не подающий признаков жизни, со связанными лапами и спекшейся окровавленной шерстью на груди, на второй – связанный веревками по рукам и ногам Индак с обезумевшим взором. Вместо правой руки у него культя, обмотанная кое-как кровавыми тряпками.
На грудь Индаку с плачем падает женщина с седыми косами – его мать. Ее поднимают и пытаются успокоить другие женщины. Она рвет себе волосы и царапает лицо в кровь.

ИНДАК ( БЕЗУМНЫМ ШЕПОТОМ)
Не надо плакать… мы все скоро умрем - Эжин, Дух тайги будет мстить… он всем отомстит: и живым, и мертвым…
 
Между волокуш стоят Гантимур и его дочь Лунный Свет. Он гладит дочь по волосам.

ГАНТИМУР
Не нужно слушать Индака – в него вселился злой дух… Только шаман сможет его прогнать!

ЛУННЫЙ СВЕТ
Отец, а какой он – белый волк?

ГАНТИМУР (С ТРУДОМ ПОДБИРАЯ СЛОВА)
Белый Волк – он большой… и белый… ты можешь его потрогать, если не боишься.
 
Он берет руку дочери и проводит ею по шерсти Белого Волка. Она присаживается на корточки возле волка и гладит его по голове. У волка дергается ухо.

ГАНТИМУР
Лунный Свет – это твое спасение… В новолуние шаман Заарин сделает жертвоприношение из крови Белого Волка  Духу неба и ты выздоровеешь!

Лунный Свет плачет, обнимая Белого Волка за шею.

ЛУННЫЙ СВЕТ
Отец! Нельзя убивать Белого Волка! Он хороший… Я не хочу…

У нее начинается истерика. Вождь делает знак Чекарену и Тыманче, чтобы дочь увели в чум. Чекарен и Тыманча поднимают отбивающуюся от них дочь вождя и уводят. Следом за ними идет расстроенная Черная Река.

ИНДАК (ПЫТАЯСЬ ПОДНЯТЬСЯ С ВОЛОКУШИ)
Вспомните, братья! Удача отвернулась от нас четыре года назад - когда Лунный Свет увидела битву духов Неба и Земли на Тунгуске. Заарин за три месяца предупредил, что небесный огонь выжжет глаза тем, кто посмеет смотреть на битву духов!

Гантимур, зло сверкая глазами, делает знак нести больного в его чум. Двое эвенков постарше отвязывают Индака от волокуши. Он пытается вырваться. Часть эвенков прислушивается к словам Индака, другие начинают расходиться по чумам. Индак беснуется с пеной у рта.

ИНДАК (ПОТРЯСАЯ ОКРОВАВЛЕННОЙ КУЛЬТЕЙ)
Братья! Дух неба и Дух тайги жаждут отмщения! Только кровь отступницы сможет умилостивить их гнев! Эжин, Белый Волк уничтожит нас всех! Братья…

Четверо эвенков тащат извивающегося Индака в чум. Один из них накидывает ему на голову шкуру рыси, чтобы заставить его замолчать.

ИНТ. РОДОВОЕ СТОЙБИЩЕ ГАНТИМУРА. ЧУМ ГАНТИМУРА. НОЧЬ

Слева от входа в чум на оленьих шкурах спят Лунный Свет и Черная Река. По другую сторону от входа спит, громко храпя, Гантимур. Между ними кучей лежат торбы с рухлядью, приготовленные для откочевки на летнее стойбище. На жердях чума висят туеса с припасами и сушатся пучки трав.
Сквозь выходное отверстие для дыма над очагом струится столб лунного света.
Черная Река кашляет и, не просыпаясь, поворачивается на другой бок. Лунный Свет спит беззвучно, разметав черные змеи кос по светлым шкурам, одна из кос попала под бок старухе.
Безмятежно спавшая девушка вдруг начинает тревожно ворочаться, из-под ее век текут слезы – ей снится сон.




НАТ. РАЙОН ПАДЕНИЯ ТУНГУССКОГО МЕТЕОРИТА. 30 ИЮНЯ 1908 ГОДА. РАННЕЕ УТРО. СОН - ВОСПОМИНАНИЕ ЛУННОГО СВЕТА.

Таежная падь в районе взрыва тунгусского метеорита освещена ласковыми лучами утреннего солнца. По мокрой от росы траве на коленях ползают, собирая землянику, Лунный Свет, Тыманча, Чекарен и другие ребятишки. Детям по восемь - двенадцать лет. Черная Река поодаль от них, сидя под старой склоненной березой, перебирает собранную ягоду в туеске из бересты.
Мирная пастораль прерывается свистящим звуком. Ребятишки вскакивают и оглядываются кругом. Черная Река свиста не слышит – она глуховата.
Раздается грохот – по небу летит огненный болид.  Ребятишки визжат от страха и падают на землю, закрыв головы руками.
Лунный Свет, растерявшись, стоит и смотрит на болид.
Черная Река, упав на живот, что-то истошно крича, ползет в сторону внучки, но ее не слышно.
Все вокруг заливает невыносимо яркая вспышка света, раздается оглушительный взрыв…
Старая береза ломается как спичка. Взрывной волной девочку отбрасывает в сторону. Лунный Свет падает возле старухи, ударившись головой об березовый комель сломанного дерева. Вокруг головы девочки расплывается лужа крови. 
КОНЕЦ СНА – ВОСПОМИНАНИЯ

ИНТ. РОДОВОЕ СТОЙБИЩЕ. ЧУМ ГАНТИМУРА. НОЧЬ

В чуме тихо. Все спят. Беспокойно ворочается Лунный Свет. Она стонет во сне и открывает глаза, полные слез.
Широко раскинув руки, девушка в состоянии сомнамбулизма, выходит из чума и идет в сторону чума, куда поместили Белого Волка.
За ней следом крадется Черная Река. За старухой крадется еще какая-то фигура с кинжалом в руке.

ИНТ. РОДОВОЕ СТОЙБИЩЕ. ЧУМ БЕЛОГО ВОЛКА. НОЧЬ

В пустом чуме на земле лежит Белый Волк со связанными лапами. Рядом сидя спит, опершись на ружье, Тыманча.
Белый Волк смотрит на Тыманчу и пытается встать, но у него ничего не получается. Он ползет в сторону выхода. Тыманча вздрагивает и открывает глаза, смотрит на зверя.
Тот притворяется, что спит.



НАТ. ВОЛЧЬЕ ЛОГОВО НЕПОДАЛЕКУ ОТ МЕСТА ТУНГУССКОЙ КАТАСТРОФЫ. УТРО – ВОСПОМИНАНИЕ БЕЛОГО ВОЛКА

Раннее утро. Возле волчьего логова под поваленным деревом играют три волчонка. Один волчонок белый с голубыми глазами – он самый крупный среди волчат. Самый настырный волчонок кусает белого за уши, тот ударом лапы заставляет его ретироваться в логово.
Раздается громкий свист. В небе появляется огненный болид. Свист переходит в грохот. Волчата непонимающе смотрят на странное явление.
Яркая вспышка света и взрыв заставляют волчат припасть на лапы. Взрывная волна швыряет волчат на каменистую россыпь. Вокруг падают деревья, словно скошенные гигантской косой, летят камни, ветки, трава, листья – все это закручивается огромной воронкой с бешеной скоростью в пыльный смерч, который выплевывает волчат из своего чрева на склон сопки.
Сквозь оседающую пыль белый волчонок видит багровое небо с серебристыми облаками, внизу в распадке логово завалено буреломом. Он слышит жалобное повизгивание и, повернувшись на звук, видит неподалеку от себя ползущего волчонка с перебитым хребтом.
Голубые глаза белого волчонка вспыхивают красным фосфоресцирующим светом.
КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ

ИНТ. РОДОВОЕ СТОЙБИЩЕ. ЧУМ БЕЛОГО ВОЛКА. НОЧЬ

Неподалеку от входа в чум лежит Белый Волк, он смотрит на клюющего носом Тыманчу. Белый Волк ползет к выходу. Когда до желанной свободы остается чуть больше метра, он слышит шорох. Белый Волк закрывает глаза, притворяясь, что он спит.
В чум входит дочь вождя. Она продвигается мелкими шажками в глубину чума, но запинается за Белого Волка.
Она присаживается на корточки и гладит Белого Волка.

ЛУННЫЙ СВЕТ (НЕЖНЫМ ШЕПОТОМ)
Я спасу тебя, Белый Волк…  Я знаю – ты хороший…

На морду волка капают горячие слезы девушки, он приоткрывает глаза и видит юную красавицу, ее глаза полны слез.
Неведомые прежде чувства наполняют все его существо. Он пытается выразить распирающий его восторг и благодарность странным для зверя способом – он машет хвостом, будто собака.   
Внезапно полог чума откидывается и в чум врывается жуткое растрепанное существо с кинжалом в руках. Это обезумевшая от горя мать Индака.

МАТЬ ИНДАКА
Где ты, злой Дух Тайги?! Я пришла мстить за своего сына!

Она запинается за распростертого на земле Белого Волка и падает на Лунный Свет. У них завязывается борьба. Белый Волк пытается укусить мать Индака за руку с кинжалом.
В чум врывается Черная Река, она пытается отобрать нож у матери Индака, но в свалке на земле получает удар кинжалом в сердце.
Проснувшийся от шума Тыманча не может разобраться, что случилось и стреляет вверх.
Сбегается все население стойбища.
В чум входит Гантимур с керосиновой лампой в руках.
Перед их взором предстает страшная картина: на Белом Волке лежит в обмороке, вся в крови, дочь вождя; Черная Река смотрит в потолок невидящими глазами, в груди у нее торчит кинжал; мать Индака качает на груди, словно маленького ребенка, свою прокушенную волком руку, из раны хлещет кровь. 

ИНТ. РОДОВОЕ СТОЙБИЩЕ. ЧУМ ГАНТИМУРА. ДЕНЬ

На оленьих шкурах лежит Лунный Свет с забинтованными руками. Она страшно бледна, но все также прекрасна. Возле изголовья стоят на коленях Чекарен и Тыманча.

ЛУННЫЙ СВЕТ (С ТРУДОМ ПРОИЗНОСЯ СЛОВА)
Мои верные друзья… Я умираю…

ЧЕКАРЕН (СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ)
Что ты говоришь, Лунный Свет… Заарин просит помощи духов – ты обязательно выздоровеешь…

Лунный Свет останавливает его слабым жестом.

ЛУННЫЙ СВЕТ (С БОЛЬШИМИ ПАУЗАМИ СЛАБЕЮЩИМ ГОЛОСОМ)
Приближается новолуние… Вы помните… пещеру, где мы играли… в детстве… Поклянитесь выполнить… мою последнюю волю…

Тыманча и Чекарен переглядываются и кивают головой. Лунный Свет протягивает им дрожащую руку. Тыманча и Чекарен накрывают ее руку своими руками.

ТЫМАНЧА И ЧЕКАРЕН (ВМЕСТЕ)
Клянемся…

ЛУННЫЙ СВЕТ
Укройте в пещере… Белого Волка… Он должен жить…

НАТ. ПЕЩЕРА В ГОРАХ НЕПОДАЛЕКУ ОТ РЕКИ. ДЕНЬ

В глубине пещеры горит огонь, возле которого сидят Тыманча и Чекарен с грустными лицами. Они жарят мясо и изредка перебрасываются фразами.
Возле дальней стены, испещренной рисунками, изображающими сцены охоты на странных зверей, лежит на охапке травы Белый Волк с перевязанной грудью.
В стороне от волка лежит куча костей каких-то животных.
Волк иногда приоткрывает глаза, поглядывает в сторону эвенков, затем снова закрывает глаза – он мечтает.

НАТ. СКАЛИСТЫЙ БЕРЕГ ОЗЕРА. НОЧЬ – МЕЧТА БЕЛОГО ВОЛКА

Лунный свет струится на скалистый берег горного озера, дробится на тысячи осколков лунной дорожки на водной глади озера. Противоположный берег теряется в тени скал.
По берегу озера бежит Белый Волк. На нем верхом, обняв его за шею, сидит юная дочь вождя – совершенно здоровая и счастливая.
Она ликующе поднимает руки вверх, смотрит на звездное небо и задорно смеется, потом обнимает волка снова за шею.
Они поднимаются на вершину скалы возле устья горной реки, впадающей в озеро, и садятся на самом краю скалы.
У их ног в призрачном лунном свете простирается чудесный мир.
КОНЕЦ МЕЧТЫ



НАТ. СКАЛА ВОЗЛЕ УСТЬЯ РЕКИ, ВПАДАЮЩЕЙ В ГОРНОЕ ОЗЕРО. НОЧЬ

Лунная ночь. На голой вершине скалы качается на цепях, прикованных к вбитым в скалу кольям, гроб. Рядом с гробом, на краю скалы, сидит Белый Волк.
Он смотрит вниз – там, в белой пене, ярится и бьется в порогах грохочущая река.
Он задирает голову к небу и воет на луну – достичь своей мечты он может, только перестав быть Волком.
Перед его взором возникает быстро вращающаяся поверхность реки, искрящаяся в лунном свете, которая приближается с бешеной скоростью.
За мгновение до погружения Белого Волка в реку, поверхность воды превращается в звездное небо.
Среди звезд танцует полупрозрачная пара – это Луна с обликом дочери вождя и Белый Волк.


   


Рецензии