Добряки и кумиры. Гамбургский счет. Чехов. Contra

ПРЕАМБУЛА.
Рассматриваются именно качества социальных модусов, указанных в заголовке (в ракурсах научной семантики и народных представлений).
Методика оценки. Применяются в первую очередь отменяющий (запрещающий) критерий [1] и критерий нижнего экстремума [2]. Это первоначально техническое изобретение оказалось вполне применимой в гуманитарных сферах.
Для оценок личности по номинации "Contra" эти критерии наиболее объективны.
Автор не произносит приговора и не дает итоговой оценки - просто возлагает на весы человеческих качеств факты жизни исторической личности.
Как говорил Шукшин, умный поймет, а дураку хоть кол на голове теши.

ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ

- Учился в гимназии плохо; два раза по причине неуспеваемости оставался на второй год.
Особых неблагоприятных причин для этого не имелось, так как братья (4 чел.), находясь в тех же условиях,  окончили гимназию в срок.

- Имел много женщин, т. е. был  попросту бабником, хотя серьезных отношений не заводил, сохранял скрытность связей и громких конфликтов избежал.

- Предмет его долгого нравственно-духовного выбора - жена, О. Книппер (любовница и протеже В. Немировича-Данченко), не была ни выдающейся актрисой, ни хорошей женой, ни высоконравственным человеком.

- Уничтожил своими придирками и предвзятыми отзывами хорошую актрису Роксанову, которая ему не понравилась в первом представлении "Чайки" (причем сам он спектакль не видел)[3].

- Знаменитый английский писатель Сомерсет Моэм, симпатик и популяризатор Чехова, оценивая уровень художественной прозы Чехова, давал такую первичную оценку: никаких новых положений и ракурсов автор не обнаруживает, его проза фактически то же, что у многих его русских современников [4].

- Дружил с одиозным А. Сувориным и пользовался его протекцией в литературном мире и театре.

- Общественной деятельностью по масштабу своей известности не занимался,  что в те времена считалось предосудительным.




______________________________________

[1]  Проверяет наличие запретов (нормативно-правовых, административных, образовательных, интеллектуальных, моральных и т. п.) При несоблюдении одного из требований указанной группы система просто не начинает работу ("не включается"). Например, согласно европейским гуманитарным стандартам, при уровне преступности, который был в России в 90-х годах - в стране просто невозможно жить, т. е. нельзя называть жизнью то существование в постоянном риске и страхе. Поэтому бессмысленно проводить по указанному периоду исследования в духе  "развитие прав и свобод российских  граждан", "счастливое детство" и т. п.  - все исследования по положительным качественным параметрам жизни будут некорректными.
[2]  Когда уровень производительности системы оценивается по самому слабому звену.
[3]  Распространенная, в общем-то, ситуация неудачи той или иной постановки в первом представлении у избалованного ранней славой Антона Павловича вызывала чуть ли не помешательство в уме. Так произошло с первой постановкой "Чайки" в Петербурге (17 октября 1896 г. в Александринском театре) и так грозило стать в Москве. Пьеса с ее невнятными символами, преувеличенно-многозначительными акцентами на обычные среднестатистические явления жизни, стремительными карьерами из ничего, прозрениями в том, что понятно с первого эпизода  - по законам высшей справедливости призвана быть вечным актерским тренингом и перманентной сценической неудачей постановщиков и исполнителей главных ролей. Станиславский выжал из литературного материала и артистов все; Немирович-Данченко обеспечил рекламу и публику. Первая постановка в Москве (в Московском общедоступном художественном театре, 17 декабря 1898 г.), по отзывам знатоков и критиков, произвела фурор. В главной роли (Нины Заречной) была М. Роксанова.
[4]  Однако Чехов входит в мировой топ наиболее известных литераторов, а Билибина, Тихонова, Баранцевича и пр. его современников не помнят даже в России. Не зная как объяснить феномен мировой популярности Чехова, Моэм придумает нелепицу вроде того, что там,  где другие авторы говорили еще несколько слов,  Чехов ставил точку - это. де, выделило его над собратьями по перу.


Рецензии