Память

Вот как-то с детства мы, внуки, усвоили, что война – это самое страшное, противоестественное. В ней трудно найти правых и виноватых, в ней обесценивается человеческая жизнь и сводится на нет человеческое достоинство. «Только бы не было войны, а все остальное мы переживем», – произносит бабушка свой традиционный тост почти на каждом семейном торжестве.

Всю войну баба Лена прожила в Ленинграде. Тогда 16 - летняя девчонка, гостившая у старшей сестры, в 1941году не успела эвакуироваться. Но и после снятия блокады в 1944 году отказалась уезжать. Ждала и боялась, боялась, что могут не вернуться те, кто на фронте.

Я не помню, что бы баба Лена что- то рассказывала про то время. Но помню, как тщательно собирались крошки со стола. Ни когда, ни что не выкидывалось. При огромном гостеприимстве, всегда готовилось много пирогов, салаты, закуски. Все что оставалось после застолья аккуратно складывалось в баночки и раздавалось гостям.

Я помню фотографии, бережно хранившиеся в альбоме. Фотографии брата Владимира, так и не вернувшегося с войны.

С размытой фотокарточки смотрит молодой улыбчивый парень с копной волнистых волос. Ему было 17 лет. На фронт не брали. Приписал год, и был зачислен курсантом летной школы. Три месяца и на фронт.

Письма приходили каждые две недели. Писал маме жившей в Горьковской области. Писал про лето, про собаку, прибившуюся к их взводу и что обязательно привезет её с собой после окончания войны. И не слова про войну. Только, что все хорошо. Летает.

В 1943 году весной пришла первая похоронка. Потом письмо, что все хорошо, не переживайте, жив здоров. В 1944 оду вторая похоронка. Через два месяца письмо. Я жив.

Писал про лето, про небо. Про скорую победу. Писал, вернусь домой, обрежем яблони, посадим вишню, перекроем крышу и поставим новые наличники на окна. Журил младшего брата, которого в очередной раз сняли с эшелона идущего на фронт. «Ты единственный мужчина в доме, и обязан защищать мать».

В 1945 году письма перестали приходить. И только сухая отписка «пропал без вести»

Прабабушка так и не смогла поверить, что Владимира погиб. Ждала всю жизнь.

И только в 2015 году на сайте «Мемориал» появилась информация старший лейтенант Шахов Владимир Васильевич погиб 18 января 1945 года. Польша. Катовицкое воеводство, пов. Окульш, деревня Михалевка.

Ему было 20 лет. И все что осталось от парня мечтающего сажать вишни весной это письмо с фронта и призывная карточка. И память!


Рецензии