Кого провозгласили имамом Чечни в 1825 году?
Летом 1824 года (по другим данным — весной 7 апреля) Бейбулат Таймиев (1779–1832) приезжает в Южный Дагестан для переговоров с главным идеологом муридизма шайхом накшбандийского братства Мухаммадом ал-Йараги (1772/73–1838). Известно, что в 1824–1826 гг. Б. Таймиев был одним из самых авторитетных военных руководителей чеченцев конца XVIII — первой половины XIX века, а А.С. Пушкин в своём очерке «Путешествие в Арзрум» называет его «грозой Кавказа». Однако, его политическое лидерство оспаривалось претендентами на роль имамов Чечни. Все изменилось после встречи с шайхом ал-Йараги: Таймиев начинает активно готовиться к Общечеченскому съезду духовных лидеров Чечни.
И так, 25 мая 1825 года в селе Майртуп собирается Общечеченский съезд. На съезде, имамом Чечни выбирают некого «Магому Кудуклинского из Дагестана», сподвижника шайха Мухаммада ал-Йараги. Личность имама Чечни «Магомы Кудуклинского» до сих пор не идентифицирована. В данном материале мы попробуем собрать все исторические сведения, а новом, на том момент, имаме Чечни, и Съезде, на котором он был избран.
«С 1824 года чеченское духовенство развернуло агитацию за новое восстание, и уже на следующий год состоялись выборы имама (им стал Магома Майртупский), военного лидера (Таймиев) и глав селений. Кроме того, был объявлен рекрутский набор: с каждого двора по одному вооруженному всаднику. Вскоре Кавказ снова запылал». 1.
«В результате на Общечеченском съезде в селе Майртуп, где присутствовал и известный дагестанский богослов Мухаммад Ярагский, имамом Чечни был избран дагестанец Магомет Кудукли, хотя войну на территории Чечни против российских войск и казаков вёл Бейбулат Таймиев». 2.
«Известно, что весной 1824 года Бейбулат побывал у Мухаммеда Ярагского. Он привез в Чечню из Дагестана муллу Мухаммеда Кудукли, получившего в Чечне известность под именем Махомы Майртупского». 3.
По другой версии Съезд состоялся 29 мая 1825 года:
«29 мая 1825 года в Майртyпе в торжественной обстановке открылся всечеченский съезд лидеров народа. Присутствовавшие на нем представители чеченского, ингушского, кумыкского, дагестанских и кабардинского народов и представители духовенства официально провозгласили имамом Махому (Магомеда Кудуклинского)».
«29 мая 1825 г. в Майртупе состоялся съезд старшин, на котором майртупский мулла Магома (Магомед Майртупский) был провозглашен имамом». 4.
По следующей версии Съезд прошел в конце 1825 года и на нём был избран имам – Магома Майртупский:
«В конце 1825 г. под религиозными лозунгами Бейбулату удалось провести целый ряд серьезных административных мероприятий на общенародном чеченском съезде был избран имам —Магома Майртупский, как духовный руководитель, а военно-политическое руководство Бейбулат взял на себя также были избраны туркхи — главы селений Горский дуумвират, олицетворяющий светскую и духовную власть, стал своего рода прообразом будущего Имамата». 5.
Согласно другому источнику Магомеда Майртупского объявили имамом в 1821 году:
«1821 г. — объявление в Майртупской мечети духовным вождем Чечни известного алима —муллы Магомеда Майртупского». 6.
Согласно некоторым чеченским источникам «Магомед Кудуклинский был лезгином». 7.
По мнению учёного-богослова Хайдар-бека ал-Гиничуки (1829–1883) он погиб в 1832 г. в сел. Гимры вместе с первым Имамом Чечни и Дагестана:
«Вместе с Гази-Мухаммадом мучениками за веру стали его лучшие товарищи, а также благородные вожди: превосходный учёный, святой хаджи Али Харахинский; блистательный, чрезвычайно одарённый ученый-богомолец Нур-Мухаммад-эфенди из Инхо; мудрый учёный, большой труженик, борец за веру (гази) Саид Хариколинский; достойный учёный, имамский муфтий Мухаммад Кудутлинский и другие благонравные и благочестивые люди. Произошло это в понедельник месяца джумада ул-ахир 1248 (ноябрь 1832) года, на закате». 8.
По этой версии Съезд состоялся в том же году что и встреча Таймиева с шайхом ал-Йараги, и на нём было провозглашено два имама:
«В 1824 г. Бейбулат встречается в Дагестане с проповедником «мюридизма» Мухаммедом ал-Яраги и начинает готовить общечеченское выступление против русских — снова, как и во времена шейха Мансура, под знаменами газавата. 25 мая того же года на поляне возле селения Майртуп состоялся съезд представителей чеченских селений, на котором было провозглашено сразу два имама: мулла Магомед (Махома), привезенный из Дагестана, и Ховка Унгаев из селения Герменчук».
Таким образом из приведённых источников следует что имамов провозгласили некого «мулла Магомед (Махома), привезенный из Дагестана». О «мулле Магомеде» сообщает и следующий источник:
«1825 г. июня 22 — по призыву Бейбулата и муллы Магомеда на помощь восставшим в Ичкерию прибыли отряды дагестанских вольных обществ». 9.
Из другого источника нам становится известно, о совместной кооперации Таймиева и Махомы против царских войск при штурме Герзель-аула, что на границе с Дагестаном, а также последующего раскола между двумя лидерами:
«Бейбулат направился к Грозной, сюда же из Герзель-аула выдвинулся Греков. Вновь уклонившись от столкновения, Таймиев отправился в восточную Чечню, соединился с отрядом Махомы и обложил Герзель-Аульское укрепление… Однако уже 25 июля 1825 г. на втором Общечеченском съезде в селе Майртуп между руководителями движения произошел раскол. Бейбулат был сторонником наступательной стратегии: он потребовал возвращения в родные аулы всех жителей, укрывшихся в горах и укрепления плоскостных селений. Напротив, Махома Майртупский предложил полностью переселить плоскостные селения в горы, где имелась возможность к длительному сопротивлению карательным экспедициям». 10.
Из этого источника становится известно, что на «уже 25 июля 1825 г. на втором Общечеченском съезде в селе Майртуп между руководителями движения произошел раскол» и на котором «Махома Майртупский предложил полностью переселить плоскостные селения в горы, где имелась возможность к длительному сопротивлению карательным экспедициям».
Историк Михаил Рощин отдельно выделяет Магомеда Майртупского:
«В самой Чечне преемниками шейха Мансура в 1820-е годы стали шейхи Абдул-Кадыр, Авко и Мухаммад Майртупский, а также имам Яух». 11.
Следующий источник говорит нам о том, что Магомед (т.е. Махома) Майртупский и шайх Мухаммад ал-Йараги это одно и тоже лицо:
«Знамя антиколониальной борьбы чеченцев было подхвачено в начале XIX века Бейбулатом Таймиевым — выдающимся политическим и военным деятелем Чечни 20-х годов XIX столетия, Абдул-Кадыром Герменчукским, Магомедом Майртупским (Ярагским), Авко Герменчукским и имамами Чечни и Дагестана Гази-Магомедом Гимринским, Гамзат-беком Гоцатлинским и Шамилем Гимринским». 12.
Дагестанский хронист Мухаммад Тахир ал-Карахи (1808–1880) в своей работе также упоминает некого «ал-Кудуки»:
«Рассказ. Рассказывалось среди жителей Чахаля от старшего к старшему, со слов ученого Махада ал-Чохи, о том, что известный учёный Мухаммед, уроженец Кудуки, а родом происходивший из Ругжа, да помилует его аллах всевышний, поднялся однажды на крышу мечети в день пятницы и, смотря на селение Чох, сказал: "Истинно, оно будет сожжено в день пятницы". И вот оправдалось его предсказание. И хвала аллаху, владетелю щедрот и милостей. Данияль оставался там 4 дня. Захваченное имущество было разделено на 5 частей и были подсчитаны павшие смертью праведников в этой битве и раненые. Павших оказалось около 200 человек, раненых — около 1025 человек. Этот кадий передал некоторые из бывших у него книг этому передатчику, и я доставил их сыну имама Гази Мухаммеду, а некоторые из них были доставлены его сыну, [т. е. сыну автора], а среди них [книг, доставленных сыну автора] «Дары Мекки», которую переписал ал-Кудуки». 14.
Из текста следует Кудуки уроженец Ругжа, и он является переписчиком сочинения «Дары Мекки». Здесь скорее всего ал-Карахи имеет ввиду учёного–богослова Мухаммада ибн Муса Кудутлинского, известного также как Мусалав из Кудутли и Хаджи-Мухаммад ал-Кудуки ад-Дагистани (1652–1717), автора популярных сочинений по исламскому праву (фикх) и богословию, арабской грамматике, логике, философии, математике, хронологии, древним языкам и т.д. Учился Мухаммад ал-Кудуки в медресе своего отца Мусы ибн Ахмада, затем отправился на учёбу в селе Ругуджа (ныне Гунибский район) к Абубакару, впоследствии ставшему его тестем. Завершив традиционное образование, он на 15 лет покинул родину совершенствуя свои знания в Египте, Хиджазе (совр. Саудовская Аравия) и Йемене; в течение 7 лет учился под началом факиха Салиха ал-Йамани (ум. 1697). Вернувшись в Дагестан после смерти Салиха, он сначала открыл медресе в селе Корода (ныне Гунибский район), а затем и в родном селе Кудутле. Благодаря перевезённой им библиотеки, кудутлинское медресе стало крупным центром переписки книг. Сам Мухаммад тоже являлся переписчиком и за всю свою жизнь переписал более 300 различных книг по исламским дисциплинам. В начале 1717 года, в знак протеста против пренебрежения нормами шариата со стороны земляков, покинул Дагестан, отправившись вместе с двумя сыновьями в паломничество в Мекку. Скончался от холеры в Алеппо (совр. Сирия), похоронен там же. 15.
«Идейную подготовку взяло на себя духовенство, выступившее на политическую арену, среди которого выделялись шейхи Абдул-Кадыр из Герменчука, шейх Магомет из Майртупа, шейх Авко из Герменчука, шейх Ахмет из селения Эндери и шейх Уди-мулла из селения Гордали. Но выступление чеченцев в 1821–1822 гг. было скорее ответом на усилившийся гнет с Севера, чем поддержкой единоверных турок. В тон воинственным воззваниям духовенства освободительное движение против царских войск в Чечне возглавил Бейбулат Таймиев, состоятельный уздень, уроженец селения Илисхан-Юрт. Селение Майртуп превратилось в центр организации сопротивления чеченцев. Сюда начали стекаться вооруженные отряды из горных районов Большой и Малой Чечни. Сюда же на помощь чеченцам прибыло до 300 дагестанцев от муллы Мухаммеда. Общество было готово принять нового религиозного деятеля. В мае 1821 г. в майртупской мечети состоялся всечеченский съезд. Другой представитель духовенства — Магомед Майртупский — был признан «духовным лидером». Таким образом, оставаясь военным руководителем, Бейбулат способствовал избранию имамом Чечни Магомеда Майртупского. «Поселившийся в Майртупе мулла Магомед, проповедовал, что скоро придет пророк, который сбросит иго неверных». 13.
Из следующего источника становится известно, что «в 1828 году Таймиев разорвал отношения с Махомой Кудуклаем (а в его лице — с дагестанским духовенством)». 16.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ИТОГИ:
1) Большинство источников единодушны в том, что встреча шайха Мухаммад ал-Йараги и Бейбулата Таймиева состоялась летом (или весной 7 апреля) 1824 года в Южном Дагестане.
2) Большинство источников единодушны в том, что Съезд, на котором был выбран имам при участии шайха Мухаммад ал-Йараги состоялся в 25 мая 1825 года (т.е. через год после встречи Таймиева с ал-Йараги). Кроме того, упоминаются следующие даты — 1821 год, конец 1825 года.
3) Большинство источников единодушны в том, что избранный имам на Съезде был последователем учения шайха Мухаммад ал-Йараги и он был выходцем из Дагестана.
4) Большинство источников единодушны в том, что на Съезде присутствовал и сам шайх Мухаммад ал-Йараги.
5) В приведённых источниках, имя выбранного имама приводится в следующих вариациях — «Магома Кудуклинский», «Махома Кудуклинский», «Магомет Кудукли», «мулла Мухаммед Кудукли», «Магомед Кудуклинский», «Махома Кудуклай», «Магома Майртупский», «Махома Майртупский», «майртупский мулла Магома», «Магомед Майртупский», «мулла Магомед», «Мухаммад Майртупский».
6) Из приведенного материала становится ясно что выбранный на Съезде имам «Магома Кудуклинский» и Мухаммад ибн Муса Кудутлинский, известный также как Мусалав из Кудутли или ал-Хаджжи Мухаммад ал-Кудуки ад-Дагистани — не одно и тоже лицо. Так как первый умер предположительно в 1832 г. (при штурме) в сел. Гимры, а второй умер в 1717 году от холеры в Сирии, т.е. за 112 лет до известных событий.
7) Версия о том, что «Магома Кудуклинский» и «Мухаммад ал-Йараги» являются одним лицом, представляется маловероятным.
Вопрос о количестве «общечеченских съездов» остается открытым, в связи с этим не совсем ясно, являются ли «Магома Майртупский» (избран в 1821 году) и «Магома Кудуклинский» (избран в 1825 году) одним тем же лицом. Остается загадкой личность избранного имама-дагестанца в 1825 году на Общечеченском съезде. Если же предположить, что он и погибший при штурме Гимры в 1832 году «Мухаммад Кудутлинский» (его упоминает ал-Гиничуки) и выбранный имам в 1825 году одно и то же лицо, то кроме того, что он был «достойным учёным и имамским муфтием», нам ничего о нём не известно.
Автор: ‘Али Албанви
ЛИТЕРАТУРА
1. Зыкин Д. Большая игра. Британия и США против России [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/NJJu7, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.05.2020). — Яз. рус.
2. Сусуев З.А. Чечено-российские отношения и идея чеченской государственности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/NJK4b, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.05.2020). — Яз. рус.
3. Третья Кавказская Война (1817-77 гг.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/NJK7r, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.05.2020). — Яз. рус.
4. Товсултанов Р.А. Бей-Булат Таймиев – выдающийся военно-политический деятель Чечни первой трети XIX века // Самарский научный вестник. 2016. № 4 (17). С. 109–113.
5. Мусхаджиев С.-Х.Х. Ислам или мюридизм: к вопросу об идеологии горцев в Кавказской войне. С. 204 //Ислам на Северном Кавказе: история и вызовы современности. Издательство Института Центрально-Восточной Европы в Люблине. Люблин-Майкоп-2014.
6. Хасмагомадова Х. Исторические моменты Грозного [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/NJKDi, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.05.2020). — Яз. рус.
7. Лезгины в Кавказской войне [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/NJKG3, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.05.2020). — Яз. рус.
8. Историко-биографические и исторические очерки хаджи Хайдарбека Геничутлинского [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/NJKJw, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.05.2020). — Яз. рус.
9. Айдамиров А.А. Хронология истории Чечено-Ингушетии. Грозный: Книга, 1991. — 112 с.
10. Дмитриевский С.М., Гварели Б.И., Челышева О.А. Международный трибунал для Чечни: правовые перспективы привлечения к индивидуальной уголовной ответственности лиц, подозреваемых в совершении военных преступлений и преступлений против человечности в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике. В 2-х т. Т.1: ч. 1–5: Коллективная монография. – Нижний Новгород, 2009. С. 46.
11. Рощин М. (при участии Джульетты Месхидзе). Ислам в Чечне. Россия и мусульманский мир. С. 33–45.
12. Асхабов И.А. Чеченское оружие [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/NJKRW, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.05.2020). — Яз. рус.
13. Овсянников Д.В. R вопросу о роли исламского фактора в военно-политических событиях в Чечне в первой четверти XIX в. // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2014. Вып. 1. С. 12–18.
14. Мухаммад Тахир аль-Карахи «Блеск Дагестанских сабель в некоторых Шамилёвских битвах». (Перевод с арабского А. Барабанова, комментированный перевод Т. Айтберова) Типография МСХ ДАССР г. Махачкала, 1990 год.
15. Кемпер М. Ислам как общенациональное культурное наследие в послесталинском Дагестане: из иджтихада в просвещение // История, археология и этнография Кавказа. Т. 14. №2. 2018. С. 128–143.
16. Тесаев, З.А. Таймиев Бейбулат и новые аспекты русско-чеченских отношений (1-я треть XIX в.).
17. Волконский Н.А. Война на Восточном Кавказе с 1824 по 1834 г. в связи с мюридизмом [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 13.06.2020). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №220051100740
Сажидин Саидгасанов 16.10.2023 18:10 Заявить о нарушении
Али Албанви 18.10.2023 07:24 Заявить о нарушении