Тень

(Музыкальный театр «ТеНер» в Театральном подвале на Шкулева, 15/18)

«Люди не знают теневой стороны вещей, а именно в тени, в полумраке, в глубине и таится то, что придает остроту нашим чувствам».

(Е. Л. Шварц. «Тень»)

В 1847 году Ганс Христиан Андерсен написал сказку «Тень». Не для детей, а для взрослых, ибо много в ней было наворотов «не для маленьких», да и кончается она печально: смертью молодого ученого, поставившего себе целью сделать все человечество счастливым...
Но вот что интересно: Андерсен совершенно не подумал о том, что если казнить ученого, то вместе с ним (вполне логично) будет обезглавлена и его Тень!
Зато подумал об этом советский писатель, драматург Евгений Львович Шварц, который 1939 году написал пьесу «Тень» по мотивам «сказки для взрослых» Андерсена. У него-то, у Шварца, все случилось по правилам: вместе с ученым обезглавилась и Тень, и всем пришлось срочно оживлять учёного, чтобы воскрес новоиспеченный «принц». Потому как водичка из волшебного источника - она только на позитивных людей действовала.

Интересно, что образ девушки по имени Аннунциата - «молчаливой и прекрасной как статуя Венеры» - Евгений Львович взял из романа Андерсена «Импровизатор». Только в романе эта черноокая красавица - певица, которой вначале сопутствовал ошеломляющий успех, а потом - нищета, болезни и смерть. А у Шварца Аннунциата - очень гордая и смелая дочка хозяина гостиницы, которую в конце пьесы ждёт счастье с ее любимым Учёным.

По пьесе «Тень» Шварца сняты два телефильма и поставлено внушительное количество спектаклей. И вот сегодня я с огромным удовольствием посмотрела один из них в исполнении артистов Музыкального театра «ТеНер».

***

Этот театр всегда радовал меня своими музыкальными спектаклями - с красивыми, непростыми мелодиями, сочиненными ее худруком Александрой Нероновой и очень тонкими, остроумными стихами Ирины Югансон. И «Тень» не стала исключением. Уже «приветственная» композиция в исполнении ученого Христиана-Теодора (Егор Боборыкин):

«Я очень рад вам, господа.
Но чем обязан странной чести,
Что вы явились вдруг сюда -
Так неожиданно, все вместе?» -
с последующим подхватом хора: «Бьют часы дили-дон-динь-дон» - намекают на то, что действо сегодня будет интересным и очень музыкальным.

Так оно и происходит. В этом спектакле поют абсолютно все. Курортница (Мария Лазаревская) воспевает целебную южную воду (а заодно - и «от скучного супружества свободу»). Хозяин гостиницы Пьетро, в миру Людоед (Константин Лазаревский) тут же понимает, что такой случай упускать не стоит, и начинает петь комплименты красавице-курортнице, а заодно и воспевать свои достоинства. У Марии и Константина очень гармоничные голоса, поэтому их дуэт звучит идеально.

Поёт и палач (Микаэль Штерн), периодически вытаскивая из толпы симпатичных девушек и вопрошая:
«Вам шею голова не беспокоит?
Не натирает?
Не велика?»
Его юный помощник (Константин Адров), правда, не поёт, но футляр для скрипки у него тоже имеется. И что-то мне подсказывает, что находится там совсем не музыкальный «инструмент»!

Репортёр Цезарь Борджиа - кстати, тоже людоед (Денис Бенимана) в своих ариях воспевает себя любимого. Он уверен в том, что «если грязи станет он бояться, то тиража газете не видать». Что же касается личной жизни, то Борджиа на все сто уверен, что принцесса просто обязана выбрать в женихи такого «неотразимчика», как он.

В этом спектакле поют даже министры (Владимир Адров и Алексей Колчин), приходя в своих бесконечных спорах к общему согласию: «Ты не продашь - так продадут тебя».
 Тайный советник (Алексей Прокопов) не отстаёт от других власть имущих, обучая Тень науке подобострастия:
«И знай - не грех пониже поклониться,
Пред кем-нибудь из маленьких сиятельств...»

А уж как громко и возмущённо исполняет свою арию, выскакивая из инвалидной коляски, министр финансов (Алексей Колчин), узнав, что его хотят сместить:
«Да я таких как вы, хоть всех перепляшу!
Да я ещё такого выдам антраша!»
И ведь выдаст, такой - точно выдаст!

«Ой-ой, что-то у них там не в порядке, в этой сказочной стране!» - воскликнете вы, и будете очень правы. Да и может ли быть порядок там, где Тень, воспользовавшись добротой и наивностью своего хозяина-ученого, не только начинает самостоятельно дышать, двигаться, мыслить, но и ставит себе цель: жениться на принцессе, в которую влюблён ее хозяин!
В этом спектакле артисту Вениамину Латерману удалось полностью перевоплотиться в жестокую, коварную и эгоистичную Тень. Как ловко сумел он обвести вокруг пальца доверчивого Ученого!

«Забудь о нём, он жалок и ничтожен,
Прости его, он слёз твоих не стоит,
Он оказался слишком осторожен,
Он в уголке сейчас скулит и ноет», -
так презрительно отзывается он о своём сопернике, и принцесса верит ему!

Принцесса (сладкоголосая Анна Трушкова-Васильева) - вообще особа с весьма странным характером. Она, похоже, с молоТком матери вбила в свою прелестную головку мысль: никому нельзя доверять. Вот и получилось у неё все с точностью до наоборот: не поверила она честному Христиану-Теодору и «купилась» на происки коварного Теодора-Христиана - той самой Тени, свершившей головокружительный карьерный прыжок от простого серого «коврика» до жениха принцессы! А когда опомнилась и попыталась расчувствовать всех своей «покаянной» песней - уже поздно было. Как бы ни был «слеп» зацикленный на «счастье всего мира» Учёный - он понял, с какой девушкой ему хочется шагать по жизни, а какую - обходить за милю стороной.

Антиподом капризной, изнеженной и своевольной принцессы в спектакле является Аннунциата (Ева Латерман) - дочь Пьетро, человека и людоеда. Эта девушка легко справляется с постоянными вспышками гнева, одолевающими папашу, весело отвечая на все его вопли и выстрелы из пистолета: «Ах, папочка, и я тебя люблю!» С первой встречи разглядев в Ученом доброго и хорошего человека, она полюбила его всем сердцем. И даже узнав, что сердце самого Христиана-Теодора занято другой, она остаётся гордой и непреклонной. И - готовой в любое время защитить любимого, даже если весь мир будет против них двоих.

В этой пьеса есть ещё два очень интересных персонажа, чьи судьбы показывают зрителю, как эгоистичные правители сказочной страны ломают талантливых людей, делая их покорными своей воле.
Доктору (Михаил Машкилейсон), например, не раз приходилось «отстаивать права, да чудом уцелела голова». Так, обнаруженный им волшебный источник, исцеляющий людей, был засыпан, ибо вода из него влияла лишь на хороших людей. Ну не бедняков же бесплатно лечить, в конце концов!
«Смотрите сквозь пальцы на этот безумный, несчастный мир!» - с грустной улыбкой все познавшего человека советует Доктор Ученому.

«Прогнулся» доктор и в личной жизни, предав ради карьеры замечательную певицу Юлию Джули (Александра Неронова).

«Но в этой жизни феи не встречаются,
А принцы глупы, мелочны и вздорны.
Все Золушки к успеху пробиваются,
Лишь наступив на собственное горло», -

 с какой невероятной горечью звучат в исполнении Александры эти строчки. Да, Юлия Джули знаменита, окружена поклонниками, ей дарят цветы и ее боготворят. Но она страшно одинока, ее любовь принесена в жертву. И даже слабая попытка помочь Ученому пресекается угрозой министра финансов превратить ее из «звезды» в ничто.
У Александры Нероновой превосходный голос, она - действительно настоящая Певица!

В заключение своего обзора спектакля «Тень» я не могу не отметить слаженные действия театральной массовки, изображающей горожан, слуг и т.д. Эти артисты обсуждали, осуждали, поддерживали и отрицали действия главных героев. Возмущались, протестовали, и снова склоняли головы перед власть имущими. Они пели и танцевали знаменитую «Тарантеллу», и они же «провожали» сказку в конце представления:

«Бьют часы: дили-дон-динь-дон,
Мир опять обретает краски,
Скоро занавес и поклон,
И финал этой странной сказки».

***
Сказка кончилась, и хотя конец у неё получился счастливым, мне почему-то было грустно. Может, потому, что теперь Его Величество Подвал уходит на летние каникулы?
Но ничего, надо и ему отдыхать! Будут ещё новые театральные сезоны в уютном подвале на Шкулева, 15/18, и премьеры, и старые добрые спектакли. Жизнь - продолжается!
Спасибо вам, дорогие режиссёры и артисты театров «Своё Время» и «ТеНер», а также всем причастным к постановке и игре спектаклей и самому существованию Подвала.
Вы сделали мой театральный год незабываемым!

(В обзоре спектакля «Тень» использованы отрывки из текстов песен, написанных Ириной Югансон)


Рецензии