Национальная идеология комплексного мирохранения

 УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОГРАММНОГО ДЕЙСТВИЯ


В ситуации, когда пандемия коронавируса вскрыла целый ряд нерешенных проблем в нашей стране, продемонстрировала неустранимую взаимозависимость государств друг от друга,  а также показала хрупкость и уязвимость всего глобального мира, российское общество еще более отчетливо понимает, что для устойчивого развития России требуется качественная национальная идеология как мобилизующий и направляющий фактор эффективного программного действия.
На эту насущную потребность неоднократно указывал президент РФ В. Путин, который, в частности, еще в 2013 году констатировал: «Для россиян, для России вопросы "Кто мы?", "Кем мы хотим быть?" звучат в нашем обществе все громче и громче. Мы ушли от советской идеологии, вернуть ее невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже, также далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма. Очевидно, что наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции». 
По сути, это значит, что нам необходимо как можно быстрее ответить на непростой вопрос: если фундаментальный консерватизм, советский коммунизм (социализм) и буржуазный либерализм не соответствуют требованиям российской нации, то какова должна быть объединительная идеология современной России? Каковы критерии того нового, ранее никем не сформулированного идеологического «изма», принятие которого станет важным ресурсом патриотической консолидации общества на пути создания сильной России и обеспечения ее лидерства в мире? Какова та, принципиально новая идеология развития, которая в ситуации глобального доминирования либерализма, слабости коммунистической идеологии и «размытости» в сознании современных людей консерватизма будет способна вывести человечество из системного кризиса и обозначить разумный путь относительно устойчивого развития человеческого социума?
Очевидно, что идеология, если она претендует быть национальной в прямом, неискаженном смысле слова, т.е. идеологией страны-нации, а не идеологией отдельного народа-этноса, входящего в нацию и безосновательно стремящегося называться нацией, а также не идеологией части нации в лице некой политической партии, должна отвечать идеологическим запросам большинства россиян вне зависимости от их мировоззренческой позиции, этнической, религиозной, партийной или корпоративной принадлежности, административного, общественного или экономического статуса. Она должна ориентироваться на нацию, черпать в нации и ее традиционной культуре свое содержание как концептуально оформленную систему идей, взглядов и ценностей, чтобы давать адекватные ответы на все вопросы существования этой нации, включая вопрос ее сущностной самоидентификации.
Последнее обстоятельство крайне важно для современной России, которая, формально являясь сегодня страной-нацией, сущностно нацией еще не стала, так как пока не сформировала четкого национального сознания, не определила свои базовые ментальные атрибуты (а идеология является одним из таковых) в соответствии с культурным кодом и объективно заданной ей глобально-исторической миссией, не осуществила цивилизационный выбор в соответствии с сакральным предназначением – выступать на планете в роли могущественной державы, удерживающей человечество в эпоху глобализации от создания единого, так называемого «нового мирового порядка», чреватого духовно-нравственной унификацией людей и завершением человеческой истории.

Понятно, что идеологию, соответствующую задаче сохранения традиционного, не нами созданного мира как органичного единства разного, идеологию, к принятию которой российская нация объективно готовилась всей своей историей, нельзя нарочно придумать. Эта идеология возникает как веление времени. Она в нужный момент восходит из потаенных глубин великой русской культуры, опираясь на важнейшее для человечества качество последней – ее глобальный гуманитаризм как порожденное исконным идеалом общинности уникальное свойство русской души, как способность русского человека «переживать за весь мир», как понимание того, что существование каждого обусловлено существованием других. Эта идеология является миру как инновация накопленной и сохраненной национальной традиции. И сегодня время ее явления настало.
Однако при всей своей объективной заданности, современная национальная идеология России нуждается в том, чтобы быть сформулированной, терминологически четко определенной и содержательно скомпанованной. Будучи инновационным ментальным атрибутом нации, она нуждается в нашей готовности ее принять, в адекватной настройке нашего сознания, что требует мужества в отказе от устоявшихся взглядов и привычных подходов, ранее навязанных догм и правил, от многого того, что до сих пор казалось обязательным и незыблемым.

Ввиду масштабности и сложности стоящих перед национальной идеологией задач ее определяющим качеством должна стать универсальность как сочетание разумности и обоснованности, традиционализма и инновационности, уникальности и объединительности, конкретности и всеобщности, светскости и сакральности, понятности и практичности, националистичности и негосударственности.
При этом разумность и обоснованность, призваны обусловить, наряду с рациональной продуманностью, нравственно-позитивную направленность и гуманность идеологических концептов,  традиционализм и инновационность – задать принципиальную новизну идеологии  в сочетании с верностью культурной традиции, уникальность и объединительность – представить идеологию как единственную в мире по способности действительно объединить не только различные партии внутри страны, но и разумные силы человечества вокруг России. В свою очередь, конкретность и всеобщность должны увязать глобальные проблемы развития человечества с вопросами развития российской нации и граждан нашей страны, светскость и сакральность – выразить объективно заданные смыслы происходящих в мире процессов и явлений без демонстративного задействования теоцентристской этической позиции, а понятность и практичность идеологии – обеспечить ее усвояемость людьми и применимость в реальной жизнедеятельности. Националистичность как принадлежность непосредственно российской нации и негосударственность как отсутствие у идеологии государственного авторства призваны обеспечить ее согласованность с Конституцией страны.
Принятие идеологии, отвечающей указанным требованиям, позволит, наконец, российскому обществу выйти из изрядно утомившего всех тупика безидеологичности и, завершив сущностное становление российской нации посредством цивилизационного выбора разумного и потому относительно устойчивого пути развития, приступить к осознанному осуществлению спасительной для мира мисси России в эпоху глобализации.

Эту возможность в свое время предсказал выдающийся российский социолог А. Зиновьев, который заявил: «Будущее всего человечества (нашей страны в первую очередь) решающим образом зависит от того, удастся ли преодолеть глубочайший идеологический кризис, в котором оно оказалось в результате краха марксизма как идеологии эпохального и глобального масштаба. А преодолеть его можно лишь на пути выработки новой идеологии, превосходящей по интеллектуальному уровню марксизм, и более адекватной современной социальной реальности... Она должна быть гражданской (нерелигиозной) и не узконациональной. Она должна опираться на научное понимание опыта реального советского коммунизма, реального западнизма и реальной глобализации. Россия, имеющая в этом отношении исторический опыт, какого не имел ни один народ в мире, и ставшая самой грандиозной жертвой произошедшего в двадцатом веке эволюционного перелома, имеет шансы стать инициатором в выработке такой идеологии как совокупности понятий, суждений, идей, учений, концепций, убеждений, мнений... обо всем том, что в данных условиях и в данной человеческой общности считается важным для осознания человеком самого себя и своего природного и социального окружения».
Понятно, что сказанное может быть эффективно реализовано лишь на базе отечественной инновационной гуманитарно-технологической платформы, созданной в результате творческого переосмысления богатейшего наследия великой российской культуры применительно к современности и предлагающей в рамках четко разработанной концепции нациестроительства такой вариант сущностного становления российской нации, который позволяет без искажения культурного (цивилизационного) кода успешно сочетать светскость нашего государства с традиционной функцией России как хранительницы православия в мире и, соответственно, хранительницы самого мира, объективно обреченного на гибель. 
При этом создание искомой идеологии не должно осуществляться по разделяющему общество принципу проекции прошлого или настоящего на будущее, а требует проекции будущего на настоящее, ибо только правдивое осознание неминуемой трагичности общего для всего человечества будущего, которое вне временной конкретики предопределенно Истиной в лице Творца, может безусловно объединять людей в стремлении продлить человеческую историю. Соответственно, национальная идеология России должна открывать людям Правду, основанную на Истине. Другими словами, опираясь при создании идеологии на Правду как исторически существующий мировоззренческий, познавательный и  нравственно-нормативный принцип русской духовности, необходимо учитывать его субъективно-преходящий, изменившийся в современных условиях характер, а также наличие сегодня у россиян различных, в том числе диаметрально противоположных взглядов на мир. Все это требует основывать идеологию на новой, цельной, убедительной и непротиворечивой «картине мира», на разумной теории Всего, раскрывающей сакральные смыслы существования на планете человека, человечества и конкретно российской нации вне контекста сугубо религиозного теоцентризма и предлагающей такое инновационное мировоззренческое основание, которое устраняет искусственно созданное в человеческом сознании противопоставление материализма идеализму.
Как подчеркивал А. Зиновьев в статье «Идеология партии будущего» (2003г.), «...нужен определенный интеллектуальный материал, отличный от того, на основе которого возник марксизм. Материал для марксизма существовал в наличности, был достаточно широко известен и в какой-то мере признан. Марксизм возник как его продолжение. В той же ситуации, которая в наше время сложилась в интеллектуальном аспекте человечества, такого материала для идеологии более высокого уровня, чем марксизм, в наличности в качестве общественно значимого, более или менее широко известного и влияющего на умы многих людей, просто нет. Для искомой идеологии нужна наука в качестве интеллектуальной основы. Но не наука вообще, не любая наука... Нужна наука, соответствующая философской части идеологии, и наука, соответствующая её социальной части (учению об обществе)». Такой интеллектуальной основой для российской идеологии должна стать принципиально новая комплексная гуманитарная наука, основанная на абсолютном разумно-логическом методе познания и творческом синтезе открытого человечеству физического и метафизического знания.
С позиции инновационной гуманитарно-технологической платформы очевидно, что национальная идеология рождается во взаимосвязи и взаимообусловленности с другими ценностными атрибутами российской нации, определяющими сущность последней, выделяющими ее среди других наций и обусловливающими стратегическую программу действий. В частности, она должна вытекать из изначально и объективно заданной, а потому неизменной идеи нации, т.е. сакрального смысла ее бытия и глобально-исторической миссии, заключающейся в мирохранении. При этом она должна опираться на традиционный нравственный идеал справедливости, на общественный идеал разумной и солидарной государственности, на современную национальную идею патриотической консолидации общества и, наконец, на национальный миропроект как стратегию разумного глобального развития и устройства мирового социума в соответствии с объективно заданным принципом единства разного.
Наличие миропроекта крайне важно для формулирования идеологии российской нации, ибо именно миропроект обусловливает деятельное, а не формальное существование самой идеологии и глобальность ее масштаба, что является обязательным в контексте глобально-исторической миссии России. Показательно, что из трех мировых метаидеологий – либеральной, коммунистической и консервативной – первые две как раз и оформились в качестве деятельных идеологий на базе двух антиподных глобальных проектов неразумного переустройства традиционного мира, тогда как уже существовавший к моменту их появления консерватизм не выдвинул своего глобального проекта разумного мирохранения, а продолжил и продолжает считать своей главной задачей сохранение традиций общества, его институтов и ценностей, в результате чего в значительной мере «потерялся» в истории как идеология практического глобального действия.
Сегодня эта досадная историческая ошибка консерватизма, который, казалось бы, по своему названию вполне соответствует миссии России и по присущему ему традиционализму органично подходит в качестве идеологии для русской (российской) ментальности, требует исправления.

В качестве национальной, гражданской (нерелигиозной), опирающейся на опыт советского коммунизма, учитывающей реалии западной цивилизации и объективность глобализационных процессов нравственно-позитивной идеологии эпохального и глобального масштаба должна выступить идеология с четко обозначенной мирохранительной целью – мирохранизм, где само мирохранение понимается комплексно как хранение мира во всех его проявлениях: как планеты Земля, как человеческого социума, как невоенного состояния человечества и как душевного покоя человеческой личности.
При этом в первом случае мирохранение предполагает разрешение всего комплекса экологических проблем, включая важнейшую проблему экологии духа, во втором – обеспечение справедливого мироустройства и сохранение суверенных стран-наций в качестве носителей различных уникальных культур, в третьем – сохранение института ООН, а также установленных им принципов мирного сосуществования государств и разрешения возникающих между ними спорных вопросов. В четвертом случае душевный мир для человеческой личности обеспечивается сохранением перманентной возможности духовно-нравственного выбора; обретением мировоззрения, адекватного реальности и позволяющего устранить когнитивный диссонанс в процессе взаимодействия с окружающей действительностью; осознанием целесообразности вселенского мироустройства, а также разумности и справедливости общественно-экономического устройства нашей преображенной страны и ее законов, обязательности последних для всех граждан; приоритета мирохранительных интересов российской нации над всеми другими интересами.
Идеология комплексного мирохранизма, являясь надпартийной, надклассовой, надэтнической и надрелигиозной, т.е. общесоциальной, в полной мере используя позитивный опыт всех предыдущих исторических периодов развития России, учитывая современные реалии и будучи устремленной в будущее, обладает огромным творческим и мобилизационным потенциалом. Призванная содействовать реализации наиболее актуальных потребностей российской нации и мирового сообщества, в частности, в разумном осознании объективных смыслов бытия, в конструктивных идеях выхода из системного кризиса, в нравственно-позитивной модели общества, в великой цели России и в стратегическом видении перспективы ее развития, она способна сплотить  не только российскую нацию на базе патриотической национальной идеи консолидации общества, но и всё разумное человечество на основе понимания необходимости совместного противодействия общей угрозе гибели цивилизации в результате бездумной глобализации.
Комплексный мирохранизм  строится в соответствии с национальной духовной традицией и основывается на сакральной мотивации, то есть отвечает непременным требованиям российского менталитета к такого рода идеологиям. По своей глубинной сути он является уникальной, единственной в мире светской идеологией, деятельный посыл которой в полном смысле слова разумен, т.е. одновременно и нравственно позитивен, и рационален, ибо сориентирован в строгом соответствии с абсолютным смыслом бытия сущего в Мироздании.

По своим сущностным характеристикам мирохранизм принципиально отличается от «миротворительной» идеологии либерализма (либерального глобализма) – идеологии неразумной вседозволенности, которая, даже под вывеской «социального либерализма», не перестаёт быть идеологией разъединения людей посредством создания так называемого «нового/единого мирового порядка» в интересах избранных, идеологией антигуманной, извращающей такие важные для человечества понятия, как «свобода», «демократия», «гражданское общество», «качество жизни» и др.
Будучи по определению идеологией единства, сотрудничества и солидарности  граждан России, а также всех людей на планете (чтобы жить в мире, надо совместно хранить мир, который создан не нами), комплексный мирохранизм является одновременно и идеологией российской нации, призванной удерживать глобальный социум от гибельной духовно-нравственной унификации, и идеологий  той части человечества, которая не согласна с установлением на планете «единого порядка». При этом идеология мирохранения исходит из необходимости наличия и в России, и в мире в целом носителей либеральной идеологии «миротворения» как объективно заданной составляющей полноты мира, без которой последний существовать не может. По сути, мирохранизм выступает в качестве идеологии жизни в парадигме разумного и относительно устойчивого развития человечества, в то время как наиболее активный сегодня в мире либерализм – в качестве суицидальной идеологии деструкции сознания, нравственной деградации, неразумного и потому неустойчивого развития, ведущего к гибели человеческой цивилизации.
В противовес коммунистической идеологии, которая, подобно либерализму, создавалась как разновидность идеологии «миротворения» (переделывания традиционного мира в «свой новый мир» или «справедливое общество для угнетенных») и воинствующего материализма, мирохранизм основан на примиряющем мировоззрении материалистического идеализма (дух не существует без материи), согласуется с абсолютной логикой развития человеческого социума, является идеологией глобального общечеловеческого компромисса и истинного, то есть разумного гуманизма. Вместо социально-разделительного марксистского лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», он выдвигает новый и актуальный, основанный на титульном признаке единства биологического вида Человек разумный и потому не только жизненно важный, но и приемлемый для всех людей объединительный лозунг: «Разумное человечество, объединяйся и по возможности сохраняй мир от бездумной глобализации!».
Консервативная новизна мирохранизма со всей очевидностью обусловливает его преимущество перед так и не состоявшимся в качестве полноценной глобальной идеологии консерватизмом, который, во-первых, исторически скомпрометировал себя в сознании ряда людей такими приписываемыми ему недостатками, как «узость задач, ретроградство и сопротивление прогрессу», во-вторых, имеет большие трудности в четком определении своего основного содержания, что значительно снижает его идейное и политическое значение, в-третьих, в силу многовариантности толкования самого названия требует регулярного уточнения последнего определениями «либеральный», «новый», «левый», «просвещенный», «разумный», «здоровый» и т.п. в зависимости от актуальных запросов общества и субъективной позиции того или иного идеолога, в-четвертых, (и это принципиально важно!) своей, как правило, отрицаемой на словах бескомпромиссностью и непримиримостью по отношению к другим идеологическим установкам, внутренней нацеленностью на устранение противодействующих политических сил и тенденций, лишает себя объединительного свойства и потому не может выступать в качестве действительно национальной, то есть общей для всей нации идеологии, чем, кстати, сходен с либерализмом, коммунизмом и прочими менее распространенными идеологиями.
Консервативная новизна мирохранизма, позволяющая ему корректно и в полном объеме вместить в себя консерватизм со всеми его ценностями, проявляется как по форме, то есть посредством подачи себя в качестве инновационной объединительной идеологии национального и глобального масштаба, так и по существу, то есть посредством обозначения многоипостасного мира в качестве требующей сохранения важнейшей и всеохватывающей ценности, которая определяет перспективу развития человеческой личности, российской нации и человечества. Это даёт возможность в полной мере использовать комплексный мирохранизм для эффективного программного действия – реализации устремленного в будущее российского мирохранительного метапроекта, в рамках которого предусматривается проведение разумных преобразований внутри нашей страны и обеспечение глобального гуманитарного лидерства России посредством превращение ее в востребованный сегодня позитивный духовно-нравственный полюс человечества – оплот разума и мирохранения на планете.

Стремясь к позитивным преобразованиям (сплочению общества, улучшению экологии, повышению качества жизни, обеспечению личностного роста, ослаблению коррупции и т.п.), важно помнить, что в основе всех проблем и кризисов развития личности, нации и человечества лежит, прежде всего, искажение человеческого сознания, его нравственная деформация, идущая в разрез с интеллектуальным прогрессом и не только обесценивающая последний, но и придающая ему опасную антигуманную направленность.
Важно отчетливо видеть, что на фоне существующих в мире идеологий только мирохранизм, опирающийся на отечественную традицию и гуманитарно-технологическую инновацию, нацелен на формирование разумного сознания у людей и способен такое сознание сформировать в условиях активного противодействия с применением манипулятивных так называемых «высоких гуманитарных» (High-Hume) технологий.
Важно понимать, что в ситуации не вымышленной, а реальной и перманентно нарастающей угрозы гибели мировой цивилизации комплексный мирохранизм и вытекающий из нее глобальный мирохранительный проект России – это не столько «конкурентный товар на мировом рынке», сколько объективная жизненная необходимость, условие продления нашей общей человеческой истории, разумная ментальная форма деятельного существования российской нации до «конца времен».
Важно осознавать, что идеология комплексного мирохранизма, исходящая из необходимости осуществления ментальной цивилизационной революции человечества и предусматривающая формирование инновационного разумного стиля мышления - сапиентизма, выступает сегодня единственным действенным средством борьбы с пандемией неразума на планете - пандемией демотивирующих мифов, дезориентирующих фейков, создающих иллюзорную реальность симулякров и подавляющих личность манипуляций человеческим сознанием, которая под влиянием основоразрушающего и всеискажающего постмодернизма устрашающе быстро набирает силу, лишая людей их разумности, а значит, и человечности. 


Рецензии