Судьба коллекционера гл. 6 Что в мире дороже денег

                6

  ..Увы, не было в Одессе человека, знающего историю и динамику турбулентности денежных масс и теорию условных ценностей.Ни один человек в Одессе, Киеве, Жмеринке и даже Мариуполе не имел понятия о теории денежных масс Милтона Фридмана, Джона Кейнса и последнего финансового гения Америки Людвига фон Мезиса.Не рождались финансовые гении и великие теоретики бизнеса в СССР.Я штудировал в то лето  труды финансового гения фон Мезиса: «Человеческая деятельность», «Интерпретация социально экономических эволюций», "Либерализм», «Социализм», «Бюрократия и запланированный хаос».Разговор с полковником КГБ можно считать некоей просветительской миссией.Он приоткрывал мне потаенные ниши виденья мира, а я пытался посвятить его в тайны бизнеса произведениями искусства.
- Да, я понимаю, вы не просто инженер, вы антиквар и копаете глубоко.Но кто нам с вами даст ворваться в европейский рынок и зарабатывать валюту? КГБ- это своего фильтр большого бизнеса. Шаг влево- и вы у нас на дознании. Шаг вправо- и вы отдыхаете в зоне на Колыме.Я понимаю:в вас пульсирует некое интегральное виденье мира.Скажите откровенно: сейчас существует в СССР рынок произведений искусства?- спросил Корзухин.- Люди вкладывают деньги в произведения искусства или нет?
-Настоящего рынка искусства нет в СССР. Нет знатоков мирового рынка искусства. Нет людей, которые видят смысл вкладывать деньги в раритеты и создавать незыблемые ценности. Кто может позволить себе купить картину Сурикова или Давида Бурлюка? Картина Сурикова будет подавлять в коммунальной квартире советского человека. Чисто на подсознательном уровне. В наших людях неистребимо и гнетуще живет нечто рабское. Нет меценатов. Нет возможности купить без очередей четырехкомнатную квартиру. В СССР не созданы условия для коллекционеров и просто состоятельных людей. Европе не нужен класс рабочих или богатых людей. Все решают мозги человека. Любой стране выгодно выращивать миллионеров и коллекционеров, только они сохранят народное достояние. Они создают стимул для творцов. На всех аукционах мира ни одно государство не участвует в играх. У СССР нет денег для собирания коллекций. Коллекции собирают частные лица на Западе. Произведения искусства постоянно растут в цене в Европе, в Америке, во Франции. Но только не в СССР. Все деньги мира постоянно дешевеют. Деньги может уничтожить финансовая реформа любого государства. Денежная реформа произойдет в ближайшее время в СССР. И если у вас есть сто тысяч рублей, они превратятся в двести рублей. Большую сумму вам не обменяют при  денежной реформе. Могут спросить, откуда у вас сто тысяч рублей? А дорогие картины, камни, золото, фарфор Мейсона, русский фарфор никогда не упадет в цене. Ни один директор гастронома в СССР не держит деньги в сбербанке. У государства нет информации сколько стоит картины Левитана или Рафаэля.Нет каталога уникальных картин в музеях и картинных галереях. Поэтому товарищ Сталин бесконтрольно продавал картины Ван Дейка, Эль Греко, Рубенса, Рафаэля, Тициана, чтобы  купить в США  партию тракторов, комбайнов, молотилок, породистых коров. Мы каждый год покупаем зерно за рубежом исключительно за золото. Наши рубли не нужны США. Но картины Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Кустодиева, Веласкеса стоят в Америке и  в Европе десятки миллионов долларов. А это надежнее, чем валюта. Валюта- бумага с гербом государства и все. Она не обеспечена ничем. Произведения искусства важнее и дороже долларов, марок, песо. В критические минуты красота спасает человечество.Красота будет измерением ценности всего сущего. Танки и самолеты не спасут экономику СССР в случае финансового или продовольственного кризиса.А кризис экономики СССР не избежен.Вы видите наши нищие колхозы и совхозы. Нам нечего будет жрать. Нищий колхозник нас не прокормит. ПРидет время и исчезнут все колхозы. Человек не может выжить в сельской местности,работая четыре месяца в году.Изжила себя модель советской деревни.Одна голытьба.
-Почему в музеях Одессы  нет картин Эль Греко, нет картин Рафаэля и Веласкеса? Нет картин Натальи Гончаровой и Давида Бурлюка?-спросил полковник. -Что мы можем продать в трудную годину?- спросил с неприкрытой тревогой  полковник Корзухин.- Нам очень нужны сегодня американские трактора, токарные станки, медицинское оборудование, радиотехника, грузовики. Но у нас в стране нет валюты. А вы бизнесмен и коллекционер.Многие могут вас воспринимать как классового врага.Я не говорю за себя.Я тоже хотел бы иметь дома парочку картин Рубенса и Рафаэля. Но где взять валюту?
-Надо выходить на аукционы мира и изучать процессы скупки раритетов мира. Красота  ценнее любых бумажных денег. Это не бизнес. В мире существуют два критерия прекрасного. Редкость- это некий знак всемирной валюты, измеряемой в красоте. Редкость- это предметный мир, а валюта- бумага, не обеспеченная ничем.  В СССР нет науки о всемирных ценностях. Ни доллары, ни марки не являются высшими ценностями, это показа инфляция в Германии после проигранной немцами «Первой мировой войны». Марка превратилась в мусор. Буханка хлеба стоила миллион марок. Это время описал Ремарк в романе «Черный обелиск». Но Ремарк не мог поднять тему: как выбраться из финансовой бездны Германии. "Три товарища" водянистый сентиментальный роман. Не более. Германии нужны инженеры- писатели. Мыслящие шире. Марки Германию не спасли. И Советские рубли не спасут СССР. Гитлер был вынужден продавать Америке картины из Дрезденской галереи. Понятие редкости  существует лишь в мире знатоков и коллекционеров. Назовите мне в Одессе фамилии хоть трех коллекционеров. Их нет. Есть мелкие барыги. Экономика требует обеспеченного энергией рынка. Деньги мира должны нести на себе меру энергии в киловаттах, джоулях, ньютонах и килокалориях. А у людей в СССР нет даже простых денег. У нас не дадут писать такие романы, как писал Ремарк.Финансовая система СССР политизирована и не сможет нас спасти. Коллекционер не живет в СССР. Он не выживет на зарплату. Мы страна бедных людей. И это опасный симптом. Я пытаюсь доказать целесообразность вывоза на Западные аукционы инкунабул, Альдов, Эльзевиров, картин художников авангардистов с целью зарабатывания валюты. И в том числе для государства. Вывоз различных исторических документов на латыни, на готике должен быть легализирован. В том числе лоцманских карт шестнадцатого, семнадцатого веков.Мы не просто варвары, уничтожающие в макулатуре инкунабулы, Альды, Эльзевиры семнадцатого восемнадцатого века на иностранных языках. А на западе эти паритеты ценнее любой валюты.
-Но почему восхваляете книги именно на иностранных языках, а на русском языке?
-А кому они нужны в Европе? Там не ценятся первые издания Пушкина. В смысле тысяч долларов. Бизнес непременно имеет национальную и географическую окраску. Кто спонсировал в Европе тиражи карт восемнадцатого и девятнадцатого веков? Их почти не осталось. Карты мореплавателя Дежнева очень дорогие на Западе.  Вы не представляете какие баснословные цены на раритеты в Европе. Хоть один человек в Одессе может сказать, что у него есть настоящий раритет? Деньги мира в любой момент станут просто мусором. ОНи не обеспечены ни золотом, ни серебром, ни нефть, ни бензином, ни пшеницей. В 1945 году премьер министр Германии обратился к США с просьбой придумать им новую модель денег. Экхард обратился с просьбой не к Сталину, а к Эйзенхауэру. И Американцы придумали модель западной марки, обеспеченной ФУНТОМ ПШЕНИЦЫ. А фунт пшеницы измеряется в энергии солнца в килокалориях. И не инфлирует, как русский рубль.Так США спасли Западную  Германию. А в восточной марки, не обеспеченные ничем. И поэтому ГДР исчезнет, как исчезнет СССР.
  - Ну ты даешь,- сказал полковник.ТРави тюльку да знай меру. И что же нам делать?
  -Старинные карты, древние книги на латыни люди зачастую несут в макулатурные пункты. Нет спроса на антиквариат в Одессе. Нет у людей квартир. Слободка, Молдаванка, Пересыпь, Ближние Мельницы,  Люстдорф- это сплошные трущобы. Какие могут быть в Одессе коллекционеры? В СССР нет научных методов  оценки великого и прекрасного в искусстве  Хотите, я сделаю для вас экскурсию по всем  приемным пунктам макулатуры  Одессы? Посетим заодно когда то богатых,а ныне всеми забытых вдов нуворишей. Наследниц коллекций одесских магнатов, которые бежали в 1922 году на Запад и бросили все. И это добро пылится на чердаках и в подвалах в Одессе..
-Да кто мне позволит шататься по квартирам старушек и макулатурным пунктам?  Позориться я не хочу и не имею права. Ведь засмеют.
- А я каждодневно общаюсь со старушками. Потому что пытаюсь спасти прекрасное. Спасаю инкунабулы, исторические документы, письма Бунина, мемуары Тютчева. Труды Каменева, Троцкого, Рыкова, Зиновьева. Они стоят очень дорого на Западе на аукционах.
-Это твое хобби. Ты фанатик и чудак.
-Я создал науку об  условных ценностях и знаю силу редкости исторических документов. Мы уничтожили почти все тиражи редких журналов, книг и тем самым создали искусственно дефицит и условные ценности. История судит все на свой особый манер. Труды оппозиционеров вывозят по распоряжению Горисполкома в Болгарию для переработки на оберточную бумагу. Почему именно в Болгарии варят из макулатуры оберточную бумагу для продовольственных магазинов Одессы, Москвы? Потому что вокруг  Одессы нет лесов. Товарищ Сталин не интересовался мировыми аукционами. И зря. Мы покупали и покупаем в Америке пшеницу за золото. А Ленин покупал в Риге зерно за "Яйца Фаберже" и картины Рубенса. Сталин мог бы привлечь  знатоков мировых аукционных торгов в советники. Я показал бы товарищу Сталину  сотни старинных книг на латыни, на готике в макулатурных пунктах. Я достал бы товарищу  Сталину валюту для СССР. Но товарищ Сталин не интересовался антикварным рынком. Он отдавал приказ министру экономики: тихо без публикации  в прессе продать картины Веласкеса, Рубенса, Рафаэля, Тициана министру экономики США без аукционных торгов и выяснения спроса и цен на мировом рынке.  Страна теряла сотни миллионов долларов.  Зачем советскому народу  доллары? Это же сегодня просто бумага, ее можно печатать миллиардами тонн. Не было знатоков рынка редкостей в Кремле. Товарищ Сталин решил, что народ обойдемся без картин Рафаэля и Эль Греко. Но  без американских тракторов нам не выжить. Товарищ Сталин не знал, что в подвалах СССР  гниют миллионы тонн иностранных старинных книг. Зачем было спешить и продавать картины Рафаэля?  Мы могли сохранить в музеях СССР  двести семнадцать проданных на Запад картин по смешным ценам с разрешения  товарища Сталина. Мы продали министру экономики США  картины по ценам в двадцать раз ниже рыночных. Где были ваши искусствоведы в штатском? В западных журналах по искусству и антиквариату  отражены  цены,  по которым министр экономики США  покупал картины из Эрмитажа в 1951- 1952 годах и был подвергнут импичменту  в США за скрытие доходов от перепродажи  купленных в СССР картин.
-А можно достать для меня лично эти журналы?
-Вы можете ознакомиться с ними в «Библиотеке иностранной литературы». В Одессе этот журнал имеет один человек. Его Фамилия Флинт.
-Кто такой? Где  работает?- заблестели кошачьим блеском глаза  полковника Корзухина.
-Он главный товаровед букинистического магазина на «Греческой площади». Асс в вопросах коммерции произведениями искусства. Имеет связи в Европе. Заказывает во Франции, в Англии, Америке  журналы по искусству. Ведет переговоры по поставке в Англию на аукционы старинных книг, антиквариата, морских старинных секстантов восемнадцатого века. Сейчас он занят интересной коммерческой операцией. Флинт предложил двум аукционным домам в Лондоне купить у него двести сорок шесть старинных могильных памятника ручной работы известных скульпторов Европы. Среди них есть пять могильных памятников восемнадцатого века работы Огюста Родена. Эти шедевры были снесены бульдозером со старинного «Второго Еврейского кладбища»  два месяца назад по указанию маршала Жукова. Маршал приказал снести все памятники на "Втором еврейском кладбище" по Больше-фонтанской дороге. Жукову нужна  стратегическая высота № 27 для создания артиллерийской батареи и ракетного комплекса. С нее можно взять под контролем весь "Одесский залив".  Могильные памятники были под охраной милиционера на берегу моря до вчерашнего дня. А теперь  бесхозно валяются под обрывом. Коллекционеры Европы готовы выкупить все эти старинные памятники. Богатые евреи Одессы были похоронены на этом кладбище. Их родственники заказывали памятники в Париже, в Риме, в Англии.. Их делали лучшие мастера мира.  Евреи хотят забрать эти памятники, но куда?  Господин Флинт и семь богатых дельцов из Европы решили  вывезти памятники и выставить на аукционы в Европе.  Можно неплохо заработать. Но где хранить памятники? Куда временно сложить? Домой не унесешь. Сейчас эту зону под обрывом со свалкой памятников никто не охраняет. Флинт мучительно соображает, как на кораблях  вывезти памятники морем и  продать на аукционах. Мало кто из одесситов знает, что на дне  обрыве лежат  уникальных памятника работы Огюста Родена и Аристида Майоля. Они стоят миллионы долларов. Об этом не знает никто, кроме вас и Флинта.
- Почему я не был в курсе сноса могильных памятников?- ударил кулаком по столу полковник Корзухин. - Пусть маршал Жуков строит батарею в другом месте и не уничтожает кладбища Одессы. Кладбище можно было перенести за счет Горисполкома.
-У Горисполкома нет средств.  Кто оплатит работу? Надо было давно отвести новую территорию, прежде чем сносить кладбище.  Еще одно старинное еврейское кладбище было  неподалеку от берега Хаджибейского лимана, но его снесли в 1949 году. Построили на этом месте «Крекинг завод». 
-Печальная история,- сказал полковник.- Но я не могу  ничем помочь евреям Одессы. Я не могу спасти старинные памятники. Но я очень хочу познакомиться с антикваром Флинтом.
 - Вы могли бы найти с ним общий язык. Это уникальный антиквар. Лучший эксперт произведений искусства. По штатному расписанию он просто оценщик старых букинистических книг, карт, гравюр, бронзы, фарфора, майолики. Он не держит в Одессе свою коллекцию. Его теща живет в Бердычеве. Там находится его потаенный  склад.
-Вы можете описать  подробно этого человека и дать мне его домашний адрес?
-Но  я не советую вызывать его в КГБ и допрашивать. Этот человек стоит половину Одессы. Он может оказать вам содействие. Это ходячая история Одессы. Сотни богатых евреев бежали в 1922, но никто не подумал о брошенных дачах и заначках в катакомбах. Флинт прекрасно знает, где находятся в Одессе сотни старых заброшенных подвалов и дач.  Где и что спрятано уехавшими коммерсантами в 1922 году в катакомбах.
- Весьма сожалею, что  ничего не слышал прежде о  Флинте?- ворковал полковник и что то черкал в блокноте.
-Он живет как мышь. Я могу попросить у него на время  журнальчик с ценами на антиквариат в Европе.
-А вы можете организовать нам тет-а- тет встречу в ресторане «Красный» на "Приморском бульваре"? Мне нужен такой консультант. Совершенно не обязательно ему говорить, где я служу. Мы оплатим его услуги. Главное- найти общий язык. Ни в коем случае не говорите о моих погонах. Я ведь тоже начинающий коллекционер.
- Он сразу раскусит вас и прикинется полоумным. Он знает всех богатых людей. Многие коммерсанты до революции вкладывали  деньги в  антиквариат,  картины,  саксонской  фарфор, в майолику, марки, монеты.
-Вы могли бы оказать любезность и  прочесть лекцию об антикварных ценностях моим сотрудникам? Что именно собирают коллекционеры Одессы, Москвы, Ленинграда?  Не сочтите за труд. Я не прошу имен коллекционеров. Я понимаю: неудобно выспрашивать о коллегах и предавать их. Но хочется познать тайны миров коллекционеров. Узнать подробнее об аукционных домах   «Сотбис», «Кристи», «Тойярд». Понять, почему богатые люди в Европе скупают редкости,  ночные горшки королевы Анны, Наполеона и Марии Стюарт? Неужели все тайны мира коллекционеров описаны в  двенадцати выпусках журнала «Среди коллекционеров»? Нужно переиздать этот журнал и снабдить информацией сотрудников музеев, чиновников министерств культуры. В каталогах и журналах цены указаны в валюте?- зажегся интересом полковник.
-Конечно. Вы представляете, сколько редкостей прошло через аукционы в Риге по указанию товарища Ленина? Опыт революции научил: красота главнее денег!  Антиквариат за всю историю цивилизации никогда не падал в цене. Уникальные вещи- самое надежное вложение  денег. Доллар может упасть в цене, фунт стерлингов рухнуть, дойче марка превратиться в пыль, но антиквариат, картины Рафаэля, бронзовые изделия Бунвенутто Челлини никогда не упадут в цене.  Красота  не инфлирует, она всегда растет в цене. Я не держу деньги в сберкассе. У меня их нет. Но зато есть две картины.
-Мне нечего держать в сберкассе,- усмехнулся полковник. - Трое детей. Я очень рад нашему знакомству.
 Он нажал кнопку под столом. Нам принесли чай, бутерброды с черной икрой. Мелькнула мысль: а вдруг полковник  начнет меня  вербовать и предложит стать агентом? Но это сперва показалось вздорным предположением. Хотя его всерьез заинтересовали антикварные тайны. Он хотел познакомиться с Флинтом и проникнуть  в тайны антикварного бизнеса. Полковник был по натуре игроком. Он понимал, что Флинт не откроет секреты ине  выдаст ему людей, интересующихся антиквариатом, но зато может  просветить его в вопросах цен и конъюнктуры  рынка. Флинт был интересен, как знаток и теоретик. Он мог открыть полковнику не столько тайну сделок, сколько географию интересов. Ввести в мир  приоритетов коллекционеров. Он ни за что не стал бы пытаться допросить Флинта или вызнать его клиентов. Это было бы предательством по отношению ко мне.  Полковник был тонким психологом. Ему важна была игра и  тайны сделок коллекционеров. И  он понял, почему мое письмо в аппарат Никиты Сергеевича Хрущева было переслано именно ему? Вот что странно. Все мои старания помочь выйти на антикварные рынки практически мало кого заинтересовали в Москве, кроме Екатерины Фурцевой. Она не стала еще в тот год министром культуры, но зато была депутатом «Верховного совета СССР».  И все же при прощании полковник Корзухин просил меня не просто вывести его на Флинта, а встретиться с ним и оценить вместе втроем кое-что из конфискованных вещей на бывшем складе НКВД, переданном недавно в ведение КГБ. Я думал,что  он попросит назвать имена людей, занимающихся антиквариатом, но полковник оказался человеком деликатным и не пытался создать в моем лице стукача.  Он сказал: -Я  не прошу называть мне ни чьих имен в Одессе или Москве. Есть разные полюса бизнеса по разные стороны границы.  И вряд ли я смогу  выйти  на мировые рынки произведений искусства.  Дело даже не в том, что мне не интересно: как люди делают валюту и торгуют старьем.  Мне скорее важно твое научное открытие: как тушишь пожары без воды. Важно создать новое направление в развитии этой технологии. Картины, раритеты, памятники работы Огюста Родена не спасут СССР. Нужны новые направления в науке. Химия может изменить мир. А Флинт навряд ли. Даже все одесские дельцы не смогут изменить мир. Тебе вр\д ли предоставят возможность выехать на Запад и изучить рынки произведения искусства и аукционы мира! А с Флинтом познакомь ради Христа. Посидим в кафе, попьем кофейку. Я хочу понять: насколько сложен антикварный рынок и как можно использовать то, что хранится на нашем старом складе НКВД. Там много старинного хлама из давнишнего конфиската. Мы хотим кое-что ликвидировать. Но прежде надо все досконально оценить.
         - При  виде ваших погон Флинт онемеет.  Вам надо прикинуться чайником. Простым  книжным фанатом. Вы можете сыграть роль простого лоха чайника букиниста? Собирателя первых сборников футуристов?
-Я слаб в поэзии. Слышал, что Маяковский был футуристом. А кто еще футурист,  не знаю.
-Могу просветить.
-А если  Флинт меня раскусит? - сузил веки полковник.
- Раскусит непременно с первой же фразы. У вас начальственный вид. Вы «Трефовый валет».
-Неужели я  «Трефовый валет»?- захохотал полковник.
-Разве вы не знали вашу масть? Вы игрок, вы козырный валет. У вас прищур век, как у прокуратора в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
-К великому стыду  я не читал этот  роман.
-Он был запрещен цензурой до 1950 года. Говорят, будет опубликован в журнале «Знамя». Ходят по рукам машинописные  варианты. Достать?
-Буду много обязан,- улыбнулся полковник. Мы весело поболтали, и он меня отпустил, как скворца из клетки.  Я знал, что отныне буду на крючке. Ничего радужного мне не светило в КГБ.  И к счастью я ошибся.Полковник был человеком чести.РЕдкость в мире КГБ. Это был настоящий одессит.


Рецензии