Вруново

 Я много где побывал, по России матушке. Геолога ноги кормят, как говорится. Много каких деревень видел. И на краю обрыва, и на речном острове. И брошенных и возрождающихся. А такой, как Вруново, никогда раньше не видел, одна она такая.

С виду обычная, почти все постройки деревянные. Оно и понятно, лес рядом. Церковь есть, своя, православная, два магазина, в разных концах деревни, клуб раньше был, Сейчас без крыши стоит, материальную помощь ожидает.  Дорог нет, одни направления. Да и не нужны они тут, на тракторах все катаются. Памятник воину, у кладбища есть. Вроде как девять солдат, из деревни погибло, все вруны. Их так тут называют.

И то ли от обиды, что деревня их так названа, а может и совсем наоборот, потехи ради, все деревенские скрывать перестали, что врут под час, напропалую.  И спрашивать у местного вруна, врёт он или нет, смысла нет никакого и так всё понятно.

-Ты геолог, если чё, ко мне приходи. Если лодка нужна, снасти какие, то ко мне. У меня их сроду не бывало. Всем раньше давал, а тебе ни по чём не дам!- говорит мне сосед из дома напротив, где я комнату снимаю. Понятно вам что-нибудь? Вот и мне ничего не понятно. А они, вруны, хохочут без остановки.
-Ты, сынок, в бога-то веруешь или сам своей защитой занимаешься?- встречает меня на тропинке священник местный.
-Пока что сам, батюшка,- отвечаю со всей серьёзностью.
-И сколько ещё дней прожить собираешься?
-Почему дней, батюшка. Много лет прожить хочу.
-С такой-то защитой дырявой? Вон вся обветшала и песочком за тобой по тропинке стелется. Неужели не видишь?
-Нет. А вам видно?
-Да конечно. Так что давай, в воскресенье с утра ко мне в церковь, на службу, ремонтировать защиту будем.

Я к хозяйке дома своего с вопросом про батюшку кинулся.
-Да врёт он всё. Ничего он не видит дальше носа своего. Вруны мы, понимаешь?

И так везде. Дорогу спросишь, не туда пошлют. В магазин пойдёшь, со сдачей обманут.

Вот, вчера, у пасечника банку мёда купил. Так и он обманул. Вместо пятисот грамм, шестьсот пятьдесят отмерил. Ладно хоть точно мёд оказался, а не сахар разбавленный.

Решил я в вопросе этом разобраться, докопаться, как говорят, до истины. Я же геолог, пока всю руду не перелопачу, не успокоюсь.

Не с первого раза, так как ни туда два раза меня посылали, нашёл я в деревне двух старожилов. Матвей Степанович и София Маркеловна. Обоим по сто восемь лет. Ничего такие, живчики. Сами картоху сажают, а в свободное время семечки в шелуху превращают, на завалинке.

Приняли они меня хорошо. Руки помыть в туалет отправили, а вместо кофе, чая налили. Так за столом с пирогами, картошечкой молодой с укропчиком, они мне клятвенно пообещали, что правду расскажут, без вранья всякого, но только ради гостя дорогого.

Было это давно, ещё их родители детьми были. Жил в деревне крестьянин зажиточный. Будилин, фамилия его была. Очень уж крутой мужик был. Налево и направо плетями махал, руки свои, тяжелые, по поводу и без повода, распускал. Боялась его вся округа.

И вот, заболела у него жена шибко. Отвёз он её лекарю в деревню соседнюю. А всем своим сельчанам наказал, будучи в деревне соседней, о её здоровье справляться, да ему, при въезде в нашу деревню, докладывать.

Жена его дня три у лекаря помучилась, да отдала богу душу. Лекарь гонца Будилину отправил, а у того смелости не хватило правду сказать и соврал он, мол лечение жена проходит, скоро выздороветь должна. И так каждый, кто в деревню въезжал, смелости в себе не обнаружил. Так и врали ему больше месяца.

Вскрылось всё, когда Будилин жену проведать приехал. Эх и скандал был, на всю округу. Кто только по мордасам не получил. Все, от батрака до околоточного, своё получили. Целую неделю Будилин бесновался, людей по обеим деревням гонял.

А как успокоился немного, решил, что месяц, им во вранье прожитый, выздоровление жены ожидая, не самым плохим оказался. Не зная правды, ему, легче жилось, чем после правды о смерти жены его любимой. Горевал он очень, на глазах темнеть стал. Да так и сгинул, до пятидесяти не дотянув. А перед смертью, деревню свою, Будилино, во Вруново переименовать наказал и всем своим крестьянам врать разрешил.

Так и появилась у местных жителей привычка обманывать. По-доброму конечно, не по-злому. Сначала, как игра была такая, а потом уж как знак наш особый, вруновский.

Вот такая история друзья. Вот чего я, геолог, тут накопал.
А правду я вам рассказал, или нет, уж сами решайте. Я ж из Вруново недавно приехал.


Рецензии
Здравствуйте, Андрей ! Первое определение правде, которое приходит на ум - это горькая ! Горькая правда - а всегда ли она так нужна нам ?! Молодцы жители Вруново - добрый и беззлобный обман много лучше !
И Вы - молодец !
С уважением !
Владимир.

Владимир Лоскутов   12.05.2020 20:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте Владимир. Спасибо Вам и с наступившими праздниками Вас!

Андрей Немоляев   12.05.2020 23:23   Заявить о нарушении