Гномики и Пивоваров с Дризом
Гномики и Пивоваров с Дризом
Днём солнце сияло и было очень холодно. Очень – с непривычки. Погода ушла в минус. Сделал небольшой круг по посёлку на велосипеде. Ехать против солнца трудно, глаза слепит. Сияние и холод – космос.
В детском саду круговорот: кухню перестраивают, пыль и грязь. К тому же, сегодня праздник гномиков, детишки возятся под столами и под пёстрыми покрывалами.
Начал читать книгу, снятую с полки хозяина художественных салонов в Дмитровском и на Тверской. У меня сплошные пробелы в современном искусстве, надо заполнять.
В книге множество имён, совсем неизвестных мне, или где-то когда-то промелькнувших, не более того. Читать занятно. Есть сюжеты мне очень близкие… очень…
Виктор Пивоваров, "Влюблённый агент". Artguide Editions, 2016
стр. 61-63
«… новое понимание картины не как замкнутого «мира в себе», завершённой самоценности, а как чего-то разомкнутого, что обретает смысл в диалоге со зрителем, в контексте с другими картинами, моими собственными и моих современников.
Такую разомкнутую картину я назвал «открытой» картиной. Даже чисто внешне такая картина отличается от традиционной, она не нуждается в раме, которая её отделяет от остального мира, изолирует её. И классическая, и модернистская картина – всегда окно, за которым какое-то пространство. Открытая картина не прикидывается, что она пространство. Она демонстративно заявляет себя как плоскость. Любое же изображение на плоскости – будь то фигура человека, дом или яблоко – всегда тяготеет к знаковости. Поэтому открытая картина очень быстро включила в себя знаки другого рода, слова и тексты. Так, как это было у её родителей – стендов и щитов.
Любое расшевеление формы, ослабление её заржавевших дверей освобождает путь к новому содержанию, которое через старую форму не может прорваться. …
… многие вещи, которые сознание моё не фиксировало, но которые были во мне в свёрнутом, нераскрытом, неясном для меня самого виде, стали «вылезать» через щели освобождённой картины.
… Связь абсурдного и трансцендентного я ощущаю как некую внутреннюю данность, она мне представляется естественной и само собой разумеющейся, как воздух для дыхания».
Новое для меня не только в части изобразительного, но и в поэзии. Неожиданно появляется Овсей Овсеевич Дриз (Шике-Бен-Шике Дриз), еврейский советский поэт, писавший на идише.
Родился: 29 марта 1908 г.
Умер: 27 февраля 1971 г. (62 года)
А что на календаре автора книги? – Виктор Дмитриевич Пивоваров родился 14 января 1937 года в Москве. В 1957 окончил Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина.
Замечательно. Теперь стану отмечать День Рождения не только вместе со Швейцером, но и с Виктором Дмитриевичем. В достопамятном 1957-м я проживал в окрестностях Фрунзенской набережной. Интересно, в каком районе стольного града бытовал в ту пору Пивоваров…
Заносит, теряю тему. Возвращаюсь к Дризу. Пивоваров знал его. В книге цитирует:
Мы играли в прятки:
Я,
Анька голубоглазая,
Рива,
Еся,
Зося
И Петя курносый.
Я спрятался за деревом.
А они должны были меня искать.
Они должны были меня найти.
Я слышал их голоса.
Они были рядом,
Близко-близко.
Казалось, вот-вот
Меня найдут.
Но они пробежали мимо.
Они забыли про меня.
Они забыли меня найти.
Так я простоял всю весну,
Всё лето.
Осень роняла листья
К моим ногам.
Зима нахлобучила на меня
Белоснежную шапку.
А я всё стоял, ждал.
Я слышал их голоса:
Голос Аньки голубоглазой,
Голоса Ривы, Еси и Зоси,
Голос Пети курносого,
Но они пробежали мимо.
Они забыли меня найти.
Я устал стоять. Прилег,
Укрылся теплой землей
И уснул.
Но однажды сквозь дрему
Я услышал звонкую капель,
Птичий гомон и детские голоса.
Я слышал их всё ясней и ясней.
Вот голос Аньки голубоглазой,
Вот голос Пети курносого,
Ривы, Еси, Зоси.
Они уже рядом.
Они положили цветы к моим ногам.
Всё же меня нашли.
Шике-Бен-Шике, в свою очередь, за руку приводит меня к Илье Верховскому, пишущему о Дризе (05/08/05).
Сшей мне зелёную старость
Одно из удивительных, по-детски простых и по-волшебному-загадочных стихотворений Овсея-Шике Дриза. К вопросу о тайнах времени, мальчишках, стариках, колыбельных, зимних колясках с полугодовалым сыном и сороках в лесу Долины Ручьёв в Ханты-Мансийске. Напевал её в колясочных путешествиях на идиш, постепенно она перевелась на русский.
Тайерэр шнайдэр, х’бин гэкумэн дих бэтн -
Отхоб их гэбрахт дир а кошэк мит блэтэр, -
Из зай зих матриэр, лэйг нит оп аф шпэтэр
Ун нэй мир уф агринээлтэр…
Вэлн мэйнэн ди фэйгл – с’из а бойм ойсгэваксн,
Ун бойэн зих нэстн ба мир аф ди аксл,
Зайн вэт а стэшкэ цу мир ойсгэтротн
Ун вигн а вигл мэ вэт ин майн шотн.
Лу-лу-лу-ли-лу
шлоф, ингэле, шлоф!
Лу-лу-лу-ли-лу
Шлоф, клейнеле, шлоф…
Портняжка, тебя попрошу об одном
Я листьев корзину принёс тебе в дом
Из листьев из этих, будь добр, поскорей
Зелёную старость мне сшей.
Пусть птицы подумают – дерево тут
И гнёзда птенцам на плечах моих вьют
И мама тропинкой придёт в мою тень
Качать колыбельку весь день…
Бай-баю-баю
Спи, маленький, спи!
Бай – баю-баю
Спи, мальчинька, спи…
Поразительная близость младенчества и смерти, детства и старости. Круг замыкается, движение продолжается.
Шлоф – немецкое "шлафен" – спать; клейнеле – немецкое "клайн" – маленький…
Похоже, идиш – европейская версия еврейского языка.
Что до Верховского, отмечаю внимание к тайнам времени и лес Долины Ручьёв в Ханты-Мансийске. Ищу в Сети. Да, действительно, Илья пребывает в Ханты-Мансийске. Интересный товарищ. Философ, музыкант, общественный деятель…
Пивоваров, Дриз, Верховский…
Всё дальше и дальше… от чего? – От книги, в которой закладка лежит на 82-й странице.
11.05.2020 (1)
Гномики в тот день появились в детском саду. Сегодня, вернувшись к отложенным некогда запись, нахожу у Пивоварова в письме, адресованном философической даме Ольге Серебряной:
«А еще я обнаружил, к предыдущему разговору это не имеет отношения, что тела ведут себя так, как будто они полностью подчиняются ньютоновскому закону о гравитации. На самом же деле у них для этого недостаточно энергии, и их, для поддержания видимости закона о гравитации, подталкивают гномы. Однако гномы в 2042 году перестанут тела подталкивать, что будет означать конец всех физических законов».
Дама отвечает:
«По поводу гномов совершенно с Вами согласна. Вообще, эти законы физики слишком уж однообразны – почему все только тяготеет? К тому же их так давно уже придумали, что пора бы и поменять. Аристотель вот, например, считал, что вещи не только тяготеют, но и легкотеют, то есть тяжелые стремятся вниз, а легкие – вверх. Сам он приводил в пример камень и дым, но мой университетский учитель придумал для объяснения этого тезиса другой пример: деньги, которые из кармана явно легкотеют, иначе как еще объяснить их стабильное неминуемое исчезновение? Ваша теория про гномов мне очень близка. Она многое помогает понять: почему сегодня в гору подниматься легче, чем вчера (гномы устали); почему коньки по льду скользят (гномам не угнаться) и даже почему так неожиданно быстро рухнули башни-близнецы (гномам стало нечем дышать при пожаре, и они все обрушили, чтоб долго не мучиться). Мне только не нравится, что они все устанут именно к 2048 году. Это, на мой взгляд, излишний детерминизм. Некоторые профсоюзные группы гномов могут гораздо раньше объявить забастовку. Или они просто могут все напиться на чьей-нибудь свадьбе».
Очень хочется присутствовать в 2048 году на чьей-нибудь свадьбе.
12.05.2020 (2)
И ещё. У Виктора 2042, у Ольги 2048. Ольга философ, не оттого ли она выбрала в качестве даты одиннадцатую степень двойки? Или же исходно письма писались от руки, и двойка оказалась похожа на восьмёрку. Впрочем, текст беру из Сети, вполне может статься, что расхождения в бумажном экземпляре нет.
Переписка, из которой извлечены фрагменты писем, составляет содержание книги Ольги Серебряной и Виктора Пивоварова «Утка, стоящая на одной ноге на берегу философии». Издательство НЛО, 2014.
Так что, правильно было бы озаглавить этот текст: "Гномики и Пивоваров с Дризом, Верховским и Серебряной".
Свидетельство о публикации №220051201540
Вера Июньская 13.05.2020 10:00 Заявить о нарушении
Вот что надо сделать - учредить раздел "В процессе чтения". "Гномики" там станут первым текстом. Нет ощущения завершения, процесс продолжается.
Род конспекта, который ещё не дописан... в процессе.
Владимир Каев 14.05.2020 10:46 Заявить о нарушении