Как злом за добро заплатили

Шёл человек своей дорогой и встретил змея, заваленного камнями. Змей, увидев человека, начал умолять:
- Помоги мне, человече, отсюда выбраться.
Сжалился человек, поддел камень палкой, и змей вылез из-под камня.
Хотел человек идти дальше, но почувствовал что-то на шее. Попробовал рукой, а это змей обвился вокруг его шеи.
- Что это значит? - спросил хлопец.
- Заплачу тебе в соответствии с принятым в мире обычаем. Ты меня спас, а я тебя задушу!
- Подожди, братец, не души, может, нас кто-то справедливо рассудит.
- Хорошо!
Они отправились в путь и встретили страшно худого, облезлого, старого коня.
- Остановись, конь, - сказали они, - рассуди нас.
- О чём речь?
Рассказали ему обо всём.
- Задуши его, - ответил конь, - нет правды в этом мире. Посмотрите, как поступили со мной. Пока был молодым и сильным, пока хорошо им служил, до тех пор заботились обо мне, мыли, чистили, кормили овсом. Когда я состарился – выгнали.
- Не души, - умолял человек. - Конь обижен, поэтому несправедливо судит. Послушаем кого-нибудь ещё.
Пошли дальше и наткнулись на старого, худого, голодного пса.
- Рассуди нас, - обратились они к псу.
- О чём речь?
Рассказали обо всём, а пёс отвечает:
- Задуши его. Со мной как поступили? Пока был молодой и хорошо охранял коней и усадьбу, до тех пор меня кормили, а теперь, когда состарился, выгнали.
- Подожди, - умолял человек, - не души, он тоже обижен, пусть нас рассудит кто-то другой.
Пошли дальше и встретили лиса.
- Рассуди нас, лис, - сказали они.
- О чём речь?
Они подробно рассказали ему обо всём.
- Хорошо, - сказал лис, - рассужу вас, только вначале нужно разобраться в ситуации. Пойдём обратно, покажете камень, под которым лежал змей, а человек покажет, как его спас.
Пошли на место, лис сказал:
- Подними камень, человек, а ты, змей, лезь под камень обратно.
Влез змей под камень, а лис моргнул человеку и шепнул:
- Толкай.
Человек толкнул, и змея придавило.
- Теперь, братец, пойдём отсюда, - сказал лис.
Когда они отошли, лис спросил человека:
- А что дашь взамен за то, что я спас тебя от смерти? Будешь мне каждый день давать курицу?
- Буду, приходи!
Человек пришёл домой, а утром прибежал лис. Человек дал ему курицу. На второй и третий день лис вновь пришёл.
Наконец, жена сказала мужу:
- Ты глуп. Будешь ежедневно давать ему курицу? Возьми ружьё, убей его, и будет у тебя воротник или 3 рубля, и никаких хлопот.
Послушался человек жену и убил лиса.
Вот так на свете платят злом за добро. (12.05.2020)


Рецензии