Три шага от кризиса к единству

Ездра – руководитель, который имеет полномочия и от царя, и от Бога. Показательно то, что столкнувшись в Ездр.9 с практической проблемой, он не выдает на-гора конкретное решение или хотя бы перечень возможных мер, а начинает молиться. Причем молится он довольно необычно: в его словах слышны растерянность и сокрушение, просьб о прощении и выравнивании ситуации в ней нет, а надежды на изменение к лучшему в заключительной части молитвы я не вижу. Тем не менее, уже через полглавы (в Ездр.10) рабочий план действий, с которым согласна основная часть народа, сформирован. Полезно обратить внимание на последовательность решения этой проблемы:

• Во-первых, Ездра молится, рассматривая себя как часть народа и обращаясь к Богу от лица согрешивших. Он дает волю эмоциям, молится искренно и честно. Это настраивает и остальных на тот же лад, побуждает к покаянию. Сердце, смягченное сокрушением, скорее готово к исправлению. Вот на эту тему история про молодого еврея, который оставил Тору. Его уговорили сходить к раввину. Он согласился, но перед визитом говорил всем, что его ничем не пронять. Парень вошел в дом к раввину на одну минуту, вышел и полностью возвратился к Торе. Когда его спросили, как раввин его убедил, он сказал: «Тот ничего мне не объяснял, он посмотрел на меня, заплакал, взял за руку и сказал одно слово: «Шабес» (суббота)». Слезы Ездры вызвали слезы и желание исправиться у тех, о ком он молился, хотя изначально он такого эффекта не планировал. 

• Во-вторых, когда человек из народа предлагает вариант решения (ст.2-4), Ездра соглашается с этим вариантом. Ездра позволяет другим участвовать в процессе принятия решений. Он не узурпирует власть. Кстати, интересно обратить внимание на то, кто такой Шехания. Это представитель заинтересованной стороны – его отец как раз тоже женился на язычнице (10:2,26). В церкви бывает, что запреты и огранчения накладываются братьями, которых эти решения непосредственно не коснутся. Из практики известно, что по нескольким причинам объяснения этих ограничений от этих братьев теми, кого эти решения затрагивают, воспринимаются тяжело. Возможно, предложенный вариант был принят особенно быстро по той причине, что исходил именно от Шехании. (Еще в числе возможных причин надо назвать а) предварительную наставническую работу Ездры, которую ему поручил царь, о которой ничего не сказано, но которую он, скорее всего, проводил, б) молитву Ездры и смягчение сердец тех, кто эту молитву услышал и к ней присоединился, в) общее настроение переселенцев, в памяти которых были свежи предыдущие дисциплинирующие действия Бога).

• В-третьих, когда план натолкнулся на практические трудности и люди из народа предложили конкретную стратегию реализации его деталей (ст.13-14), это предложение было тоже принято. Таким образом, хотя Ездра имел полномочия действовать самостоятельно, он привлекал других людей ко всем этапам процесса решения проблем. Урок для руководителей: не подавлять инициативу людей из народа; урок для людей из народа: эту инициативу проявлять.

12.05.2020


Рецензии