Колье

 

Арман был талантливым инженером. Первое время, после окончания Ереванского политеха, он работал в институте Мергеляна, непосредственно под руководством мастера. А потом его направили в Москву, как ценного сотрудника. Там - конкуренция естественно была выше, он поступил в аспирантуру ( до этого теоретическая наука и соответственно степени, его мало интересовали, однако, покрутившись в московской тусовке, он понял - без кандидатской и затем докторской, даже если ты гений, в Советском Союзе - никуда и реализовал намеченные планы ).
Его научным руководителем был интересный, талантливый физик, как раз представитель той самой непрактической части этой элитарной сферы.
Говорил он прекрасно и, конечно, очень изысканно разбирался во всех тонкостях своей профессии. В общем - идеальный руководитель.
Постепенно они сблизились.
И однажды, условно - Павел Николаевич, достаточно неожиданно - пригласил юного аспиранта к себе домой. Было лето - супруга и дети отдыхали на даче. Так что они с удовольствием и в полном покое дискутировали на разные отвлечённые темы - от политики до науки и будущего вообще.
Ближе к вечеру Павел Николаевич, вплотную подойдя к Арману, вдруг тихо, почти шепотом спросил у юноши:
- Послушай, только это между нами, - даже жена моя не знает. Ты всё-таки армянин... Хотел кое-что показать.
Арман немного напрягся, а его руководитель пошёл в другую комнату. Через минуту он вернулся с небольшой, невзрачной, чёрной коробочкой.
- Повторяю - никому.
Дело в том, что моя бабушка была дворянкой, настоящей. Конечно, после прихода коммунистов они всё потеряли - недвижимость, деньги, даже то, что сейчас называют антиквариатом... Так вот - посмотри...
В коробке было роскошное колье, из бриллиантов, одного - двухкаратных. Стоило это всё, вероятно, каких-то несметных денег.
- Я знаю, что в армянской и еврейской среде - много ювелиров, скупщиков, теневых, подпольных... Ты, хоть и совсем из другого мира, может найдёшь мне кого-то?.. Я тебе доверяю. Очень прошу.
Арман уже успел познакомиться с представителями армянской общины Москвы и в Ереване, понятно, у него много было знакомых и друзей...
Он подумал с минуту.
- Павел Николаевич, спасибо за доверие. Я, обещаю, никому ничего. Поспрашиваю, аккуратно... Не наводя тень... Единственное - эта вещь стоит очень дорого.
- Это произведено в Британии, тамошним ювелирным домом.
- Да, я заметил. Проблема в том, что сложно будет её сбыть, из-за дороговизны. Это скорее надо выходить на творческую богему - артистов, писателей. У них денег много. Или высокопоставленных чиновников.
- А это опасно. Я боюсь. Поэтому даже супруга не знает.
- Обещаю, я попробую.
И Арман честно, в течение месяца " шерстил " по разным знакомым, но... безрезультатно. Все ювелиры и скупщики говорили одно и тоже, собственно - то, что в первые секунды сказал сам Арман. А чтобы выйти на творческую богему... Тут уже национальность не поможет. Надо кого-то было знать из " тусовки ". Он попробовал, но люди были не того калибра. В общем - по бабушке дворянин и молодой армянский физик, говоря современным языком, " обломались ". Но, всё же Павел Николаевич не терял надежды...
Арман в итоге защитился, успешно, и сразу поступил в докторантуру. Научный руководитель у него не поменялся.
- А зачем вам такая сумма, вы же ( теперь ) - Советский человек? - как-то спросил уже можно сказать друг своего учителя.
- Сейчас время меняется, ты же видишь ( были 80-е ), перестройка и прочее. Повеяло свободой. Я хочу в политику - тоже теоретическая вещь, но не такая мудреная.
- И не такая " чистая ", как наука...
- Да, но я вижу в себе потенциал. Для этого нужны большие деньги.
- Ладно, я понял. Есть у меня один вариант, это, конечно, риск, но попробую - ради вас.
- Да?.. И что за...
- Я лучше не буду говорить. Потом, если получится.
Прошёл месяц, потом ещё. Павел Николаевич ничего не спрашивал, а Арман на эту тему не говорил...
Однако однажды, сияющий, молодой человек пришёл в просторный кабинет к своему руководителю:
- Всё получилось!
Павел Николаевич тихо приложил палец к губам. Он отправил жену и детей на дачу ( по телефону ) и пригласил Армана к себе. Там, за бутылкой армянского коньяка, молодой физик рассказал уже пожилому дворянину душещипательную историю...
- У меня в Армении - дядька, артист в местном драматическом театре, мы с ним близки. Он мне и помог. О деталях говорить не могу. Но тот, кто заинтересовался - человек из Москвы, тоже артист, известный. Я вас и сведу. Но, чуть позже. Сумма приличная, даже очень. Столько вам больше никто не даст.
- Я тебе процент отдам.
- Нет, я не возьму. Это от души.
- Ладно, как-нибудь сочтёмся.
Через 2 месяца сделка была совершена, прямо в квартире у Павла Николаевича. Известный актёр получил своё, а хозяин - своё. Потом Арман блестяще защитил докторскую, его руководитель продвигал его по службе и прочил на своё место. ( У Павла Николаевича уже наклевывались какие-то дела с политикой. ) Но, неожиданно, молодой армянский учёный, очень одарённый, отказался от всех перспектив ( тогда ещё в СССР ) и попросил достаточно влиятельного руководителя поспособствовать его отправке в Америку. Павел Николаевич со всем азартом взялся за это дело, а Арман пока совершенствовал  и без того неплохой - язык. В итоге, через полгода, к радости многочисленных родственников и тех, кто " метил " на его будущее место, он отправился за границу - там у него сложилась блестящая карьера, ему для работы предоставили целую лабораторию, у Армана были изобретения в своей области и так далее.
А Павел Николаевич начал, и тоже с успехом, свою политическую карьеру, ещё в 89 г., а после распада Союза стал вообще успешным и богатым политиком. Так что, бабушкино колье, думаю, окупилось и принесло пользу не только хозяину, но и нескольким семьям, которые с трепетом и благодарностью вспоминают эту таинственную историю!


Рецензии