Рахиль

В партийной организации совхоза «Айский» были шофёры, пастухи, доярки, строители, управляющие ферм, работники конторы и учителя. Были русские, немцы, украинцы и один еврей. В отчётах так и значилось евреев – один. Конечно, это было не совсем так. Евреев во всём селе вообще ни одного не было. Была еврейка, Рахиль Абрамовна Мильнер, пенсионерка, наша учительница химии и биологии.

Рахиля, так звали мы её. Пацаны издевались над Рахилей безбожно. Вспоминая нашу химичку, ловлю себя на том, что причастен к тем детским шалостям, которые портили жизнь этой несчастной одинокой женщине. Нет, я не участвовал в них, но не могу сейчас вспомнить хотя бы один момент, когда бы я попытался защитить её или хотя бы упрекнуть одноклассников в содеянном.

«Люди – это обезьяны, а дети – это сущие обезьяны!» - так внушал нам в педучилище преподаватель психологии. Когда я услышал это, то сразу вспомнил нашу Рахиль Абрамовну. В пятом классе она предложила нам принести на урок ботаники по кусочку арбуза. Золотая осень, картошку убрали, тыква, дыни и арбузы ещё оставались. Растительную клетку можно разглядеть на любом растении, но лучше всего на арбузе.

Весь класс предвкушал открытие тайны. Рахиля заверила нас в том, что арбуз состоит из клеток. Примерно, как кирпичный дом из кирпичей. Это хорошо видно под микроскопом. Нам всем очень хотелось разглядеть арбуз под микроскопом.

На перемене перед ботаникой мы про растительные клетки все разом как-то забыли. Пацаны посадили Нэльку на шкаф. Нэлька дико завизжала. Не из-за высоты, а из-за наглядных пособий для уроков анатомии. 

Самым страшным пособием был разукрашенный муляж головы человека. Половина лица нормальная, с другой половины сняли скальп вместе с костями, из черепа выглядывают мозги, с лица содрали шкуру, вырвали веко и губы, глаз вылезает из орбит, зубы белеют страшной улыбкой. Этот муляж привёл Нэльку в ужас. Она на шкаф взглянуть то боялась, а тут вдруг оказалась рядом с наглядным пособием.

Звонок, Рахиля заходит в класс с микроскопом. Все стихли. Нэлька перестала визжать. Кто-то хихикнул, кто-то прыснул в кулачок, а второгодник Саня громко заржал. Рахиля приказала Сане немедленно снять Нэльку со шкафа и встать в угол. Саня снял Нэльку со шкафа, Нэлька села за парту, Саня встал в угол и начал корчить ржи. Это отвлекало. Рахиля сказала Сане, чтобы покинул позорное место и встал за шкаф, чтоб его рожи не видно было.

Саня спрятался за шкаф, его рожу не видно, видно только Санину руку, она тянется к шее отвратительного наглядного пособия. Саня берёт пособие за горло и душит его. Весь класс хохочет. В клубе на детских сеансах не было ни одной кинокомедии, на которой бы так хохотали.

В каждом классе на её уроках что-то похожее происходило. Рахиля не умела спокойно выходить из таких ситуаций. Она не таила обид. Её раздражение было направлено не против нас, а против нашего поведения. В перспективном плане каждый из нас должен был стать всесторонне развитой личностью, сплавом духовного, физического и умственного совершенства. Рахиль Абрамовна отвечала за умственное совершенство, а мы вели себя как дебилы и своим поведением подрывали веру в наше светлое будущее.

Рахиля никогда не сдавалась. Она вела урок дальше и не отставала, пытаясь вдолбить в наши головы всё то, что предусмотрено программой. Она никому не жаловалась на нас. Нам не снижали оценки по поведению, не вызывали ни к завучу, ни к директору, ни на педсовет. Став взрослыми, мы по-другому оценивали своё поведение. Особенно те, кто, став учителями, побывали в её шкуре.

Если уж быть точным, то в её шкуре никто из нас не был. Никто. Во всяком случае, я таких людей в жизни не встречал. У неё был парень, готовились к свадьбе, но война началась раньше. Суженый ушёл на фронт, её эвакуировали на восток. Похоронка перечеркнула все надежды на счастливую совместную жизнь. Соединять свою судьбу с кем-то другим она не хотела, прожила всю жизнь верной своей первой и единственной любви.

Это про любовь. Теперь про деньги. Она их откладывала. Всю зарплату. Почти всю. Пару рублей тратила на хлеб, на соль, на сахар и на крупу и всё. Картошку и овощи выращивала сама, держала поросёнка. Не покупала ничего из одежды. Вместо зимнего пальто у неё была тёмная жакетка. В ней она проходила полвека до конца своих дней. Деньги откладывала не на чёрный день, она собиралась их инвестировать в светлое будущее всего человечества. Не в своё будущее, в наше будущее, в будущее тех, кто над ней в детстве своём потешался.

Выйдя на пенсию, она добровольно взвалила на себя нагрузку лектора в системе политического просвещения. Тему выбрала оригинальную – про любовь. Любовь к политике не имеет никакого отношения. Рахиль Абрамовна так не считала. Карл Маркс, основоположник научного коммунизма, ещё подростком влюбился в Женни фон Вестфален. Став совершеннолетним, обручился с ней, через семь лет они поженились.

Рахиль даже не догадывалась о том, что по теме «Любовь и Верность» Карл Маркс ей самой даже в подмётки не годится. Тему лекции утвердили в райкоме партии и пенсионерка Р.А. Мильнер просвещала по этой теме рабочий люд совхозного гаража и РТМ.

В 1969 году застопорилась стройка новой школы. Строители не вложились в бюджет. Прораб наезжал на финотдел, там отнекивались, проблема стала достоянием гласности, слухи дошли до Рахили. Она заявила в райком, что вложит в стройку 24.000 рублей.

Это были деньги, которые она накопила за всю свою жизнь. Деньги, заработанные честным трудом. Рахиль Абрамовна могла несколько раз побывать на морских курортах, посетить Большой театр, посидеть в дорогом ресторане... Она заслужила это, но ни разу в своей жизни ничем этим не воспользовалась. И вот этот момент настал. Она готова отдать родной школе всё, что за свою жизнь накопила.

Просьба была небольшая. Чтобы после её смерти Айскую среднюю школу назвали её именем. В райкоме партии выпучили глаза от удивления и возмущения. Ей отказали. Сказали, что нужды в деньгах никакой нет. Деньги есть. Их очень быстро нашли и школу достроили.

Рахиль Абрамовна решила подождать и найти выход своим сбережениям. Выход перекрыла экономическая реформа 90-х годов. Триста месячных зарплат и все её пенсии обесценились в тысячу раз.

Старость взяла своё и Рахиль слегла. Соседка Мария за ней ухаживала, жалела, успокаивала как могла. Рахиль тяжело умирала. В нищете. Нищета её не угнетала. Она всю жизнь прожила в нищете, сама, добровольно выбрала нищенский образ жизни. Угнетала гибель мечты, которой она посвятила всю свою жизнь.


Рецензии
Да, вот это судьба... Я пыталась собрать коллекцию современных произведений, которые должны прочитать все дети. Ваше туда очень подходит. Если дам на ваш рассказ ссылку, не обидитесь?

Таня Белова   17.11.2020 16:09     Заявить о нарушении
Таня, добрый день! Я ж учитель. Как могу я обидеться?! Для меня это будет как выход из чащи на цветущую поляну, залитую солнцем.

Фёдор Тиссен   18.11.2020 11:55   Заявить о нарушении
спасибо:)

Таня Белова   18.11.2020 20:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.