Великие вальсы

    Великие вальсы
  Мой первый и последний вальс

(Все, разумеется, абсолютно субъективно)
 
   Первым вальсом в моей жизни был «Вальс-фантазия»  Глинки.
У меня в музыкальной школе пятерка была только по музлитературе. Но знания в значительной степени  я получал не в школе, а из радио.  Вальс-фантазия был среди первых моих музыкальных  увлечений.
А последним вальсом стал Вальс Шостаковича №2  из Джазовой сюиты. Интересно, что Шостакович написал свой вальс 100 лет спустя, (1839,   1938).
Оба вальса по гипнотической завораживающей силе равноценны. Только Вальс Шостаковича стал фантастически популярен во всем мире благодаря  знаменитому Рье  (Rieu), а до Вальса-фантазии еще время не пришло.

   Глинка написал фортепианную версию в 1839 году,   посвятив его Екатерине Керн. Не только знаменитый романс на стихи Пушкина, но и этот вальс.
   Держите в уме, что  великий Штраус-сын , написанвший все знаменитые вальсы, родился только в  1825 году, а Голубой Дунай написал в 1866-м,   и еще,  что «Иван Сусанин» был написан в 1836 году,  – такая,  вот,  time frame.

    Глинка, что я не открываю, - Пушкин в русской музыке. Это Стасов  сказал.  А Чайковский сказал:  “Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“/

    Глинка прожил 53 года  (1804-1857) ,   ровно  столько, сколько  и  Чайковский,  (Бетховен 57 лет). Этим сравнением длины их жизни, я хочу подчеркнуть жуткую напряженность их жизни, некоторого рода душевную трагичность  - иначе то, что они написали, написать нельзя  было. В некотором роде самосгорание.
   Оркестровая версия вальса, которую все сейчас исполняют,  была написана Глинкой за месяц до смерти. Нужно учитывать, что последние годы жизни Глинка жил в Германии и находился  в сильной депрессии.

    Сейчас Глинка признан повсеместно как отец русской классической музыки, но  в его времена не все было так гладко. Отчасти   потому что происходило становление русской классики в преодолении моды на западно-европейскую музыку и должно было пройти время для осознания этого феноменального процесса. 
    Кроме  обычного для многих гениев  трудного начала со скептицизмом и критикой,  с Глинкой особая история, (аналогичная у Мусоргского),  которая продолжается в определенном  смысле по сей день.

    Глинка,  воспитанный на колокольных звонах и народных пениях   у себя в Новоспасском Смоленской  губернии   и    влиянием  няни Авдотьи Ивановны, которая   пела ему русские песни и рассказывала  руские народные сказки, писал музыку к Ивану Сусанину по естественному чувству и ощущению, не по призывам Стасова и кучкистов идти в народ. Он вырос «в народе».
 
    Но на премьере Ивана Сусанина  в Большом  Театре  народа этого не было. Рукой   Николая I,  (нужно ему отдать должное за поддержку)   «Иван Сусанин» был заменен на «Жизнь за царя». Та публика,  что там сидела, хлопала потому,  что государь хлопал патриотической опере,  а вкусы у этой публики были воспитаны итальянской музыкой,  - «упоительным» Россини.

    Из свидетельств того времени можно упомянуть Тургенева, которому  опера показалась скучной:
«... исполнение Жизни за Царя мне показалось скучным. Правда, Воробьева, которую я слушал недавно в россиниевской Семирамиде, пела не лучшим образом. Мы обсудим оперу еще раз, когда я прослушаю ее несколько раз. В целом  она не производит  того сильного воздействия на меня, ...  какое на не музыкантов  производят оперы Россини, Беллини, Меербера и других.. Нужно прослушать ее много раз внимательно и привыкнуть к ее музыке, чтобы  вынести правильное суждение».

   Интересная цитата, она, во-первых, точно определяет  вкусы того времени, а во-вторых,  Тургенев правильно понимал, что к  русской классической зарождающейся музыке нужно привыкнуть.
Даже Стасов предпочитал «Руслана и Людмилу».
 
   Парадоксально, что и советская публика, хоть и вышла вся из народа, но воспитана была тоже не на народных напевах и колокольных звонах, (со звонами понятно), а на советской песне. Советская песня это  особый феномен, но это отдельная тема.
   За рубежом к Глинке и Мусоргскому больше интереса как к отчетливо отличной русской музыке. Но и то я говорю о композиторах и музыкантах, а не о публике, о вкусах которой тоже нужно писать отдельно.
   Говоря о композиторах, подчеркну,   особенно у Равеля и Дебюсси. Последний,  если интересно,  в 18 лет был нанят   учителем детей  у той самой Надежды Филаретовны Фон Мекк – покровительницы Чайковского.

   Процесс  осознания русскости  наступил несколько позже,   вехой были Передвижники и Крамской.
   Глинка, Пушкин,   Стасов,  Могучая Кучка,  Мусоргский,   в частности,  и  Николай I   были зачинателями. 
 
   После такого  вступления  слушание Вальса-фантазии приобретает особое значение и осмысливается иначе, чем просто красивая музыка.
   Глинка много жил и путешествовал по Европе,  был знаком с Берлиозом, Мендельсоном и Листом. На него оказали влияние итальянцы  Беллини и Доницетти.
Казалось бы, он был подвержен сильнейшему влиянию музыкальных течений Европы, но Глинка с детства был слишком воспитан на русской народной музыке,  чтобы какая-либо иная музыка могла повлиять на его музыкальное мышление.
   Он приехал из Европы и написал самую русскую оперу «Иван Сусанин».
Он вырос как я написал на колокольных звонах церквей у себя в Новоспасском, а эти колокольные звоны универсальны.
   Что значит универсальны? Потому что в них и музыкальная  классика  18 века,  романтизм  19  и  додекафония 20 – это музыкальное чудо в определенном смысле.
 
   Несколько цитат из интернета на тему о звонах.
   Кроме специальной техники  искусству звонаря, управляющему колоколами обеими руками и ногами, как  органисты органом, меня интересует гармония звучания колокольного звона, которая воспринималась народом как данность и формировала слуховое  восприятие.
   «Основа православного колокольного звона лежит не в мелодии, а в ритме, с его внутренней динамикой и во взаимодействии тембров  различных колоколов».  "Эти последовательности имеют очень особую гармонию, поскольку русские колокола (в отличие от Западноевропейских) не настроены ни на одну ноту. Западные колокола обычно имеют октаву между самым громким верхним тоном («звон») и самым громким нижним тоном («гул»). Русские колокола имеют седьмой между этими звуками. Как правило, хороший русский колокол настроен на создание целой гаммы звуков (до нескольких десятков из них). Этот эффект достигается как составом сплава, из которого отлит колокол, так и лепкой боковых сторон колокола в кристаллизаторе».
 
   Поразительная информация!

https://www.youtube.com/watch?v=rJpLh0IM3b0  (колокольные звоны)

Послушайте обязательно, это может оказаться единственным случаем в вашей жизни,  и обратите внимание на технику звонарей.  И послушайте «Вальс» и звоны попеременно.
https://www.youtube.com/watch?v=19qpESEWPOc    (   это «Вальс»  )
 
   Слушать попеременно -  это я открыл. Попробуйте, не пожалеете. Нужно открыть одновеременно две страницы на Ютюбе и,  послушав 10-15 секунд одну вещь,  поставить на паузу и переключиться на другую и так  насколько хватит интереса.
Впечатление ошеломляющее. Ниже   я предлагаю такое же прослушивание  сделать для Вальса-Фантазии и Вальса Равеля.

   Но не только колокольные звоны, важно упомянуть о народном пении. Оно весьма особенно в России своим  ДИАТОНИЗМОМ, то есть, следованию в них интервалов главным образом по целым тонам, с отсутствием окрашивающих интервалов.

   Объяснять это долго и сложно. Но кратко, если вы пойдете на интернет и послушаете народное пение какой-нибудь деревни, вы сразу обратите внимание на это диатонизм, который  определяет некоторую  схожесть этих напевов с  современной музыкой.

   Найдите и обязательно и послушайте.  Напишите:
«Ансамбль Деревни Федотово Тотемский Район Вологодская Область»

   Мне сильно повезло что Вальс-фантазия и марш Черномора, вся Опера Иван Сусанин, и Борис Годунов, которые я изучал в молодости, подсознательно сформировали мое музыкальное восприятие,  которое  уже позже позволяло мне мгновенно воспринимать с восторгом   Берга, Шенберга, Веберна,  Шнитке  и Губайдулину.

Я очень рекомендую лекцию Казиника о Нововенцах
https://www.youtube.com/watch?v=zLvD7cIzhwg 
Это одна из лучших его лекций.

   У Веберна  есть замечательная фраза из книги, которую я  проштудировал  в 1975 году,   -  Антон Веберн «Лекции о музыке. Письма»,
в  которой меня поразила  такая мысль:

   «..не может быть ничего более ошибочного, чем и ныне еще часто высказываемое, старое как мир, мнени:    «Нужно так, как прежде, - поменьше диссонансов, пожалуйста!»   Ибо на наших глазах происходит непрерывное, последовательное освоение данного природой материала! Обертоновый ряд можно считать практически бесконечным.... диатонический ряд  не был изобретен, он был обретен».
 
Эта последняя фраза особенно.

   Именно, чтобы понять это, нужно послушать Ансамбль Деревни Федотово,    если   не послушали еще раньше, повторяю:
Ансамбль Деревни Федотово Тотемский Район Вологодская Область.

   Они  «обрели» или просто пользовались диатоническим рядом  еще за 200 лет до Нововенцев.

Задержался на первом вальсе.

   Теперь коротко о «Вальсе»  Равеля.   Такой гигантский прыжок, арка, мост над бездной и между ними если и не знак равенства, но удивительное сходство.
На Ютюбе вы можете  также  поставить оба вальса и слушать их поочередно , фрагмент за фрагментом и это может привести вас в странное состояние  единения со вселенной, с ее противоречивой гармонией – ощущение прямо воспаряющее. Проникаешь в суть вещей.
https://www.youtube.com/watch?v=y98qMtlEc2k     (Равель)
https://www.youtube.com/watch?v=19qpESEWPOc    (А  это еще раз Вальс-фантазия)

   О Равеле я распространяться не буду, но   Равель не просто один из французских гениальных композиторов, он оркестровал «Картинки с выставки» Мусоргсого, и не просто так,  а по большой любви к Мусоргского музыке.

   А теперь мы двинемся по этой арке  просто перечисляя великие вальсы.
     Сразу после Глинки    идут великие  вальсы Чайковского. О них писать не нужно. Все время на слуху и в памяти.
Я о них ничего не пишу, потому что вальсы Чайковского, не просто музыка, а как бы часть окружающей нас природы.  Не буду же я вам рассказывать о красоте лугов и лесов и разливов рек.
   Нужно упомянуть, что у Чайковского кроме  всем известных вальсов из трех всем известных балетов имеется еще, по крайней мере,   7-8 знаменитых вальсов, таких, например,   как  вальс из Евгения Онегина, вальс  из Струнной серенады или, известные всем скрипачам,  Вальс-скерцо  и Сентиментальный вальс.

   Далее,   Иоганн Штраус. Тоже можно долго не останавливаться. Также как и Чайковский – часть нашего существования, часть нашей культыры.  У всех на слуху.
   С Чайковским происходит интересная закономерность – знаю, что Чайковский, но не знаю откуда. То же и со Штраусом. Точно Штраус,  но не знаю как называется.
Это нормально.
   У Иоганна Штрауса самый главный вальс,  его визитная карточка - это не Голубой дунай и не Сказки Венского леса, а Весенние голоса.  Но это субъективно.  А еще легко отгадываемый его вальс  из Летучей мыши. Пулеметная очередь в самом начале. Если заинтриговал, послушайте и запомните на всю жизнь.

https://www.youtube.com/watch?v=f3NeXUCIhrw  (Штраус  -Летучая  мышь)

   Вообще, нужно иметь   ввиду, что вальсов несметное количество. Иоганн Штраус   написал, наверное, полтыщи вальсов.
Различть все эти вальсы трудно и удивляешься, он помнили, что такая-то мелодия уже использована – все  ж вальсы разные, хоть мы их часто и не различаем.

   Такая забавная история со мной призошла.  У нас уже несколько лет новый молодой дирижер.  Сказать гений,  сильно очень, но близко к  этому,  великолепно играет на дюжине инструментов, сочиняет музыку.
   Как-то мне пришло в голову  отдать ему все сочиненные мной мелодии, штук 20, чтобы не пропали. Они мне в голову перед сном приходят, я вскакиваю, подбираю мелодию на скрипке,  (слух у меня, увы, не абсолютный), и записываю.
Таскал их с собой и при удобном случае  показал ему с предложением использовать. И вот тут-то произошла поразительная вещь. Он быстро посмотрел мою тетрадку, и 5 или шесть мелодий зачеркнул (даже про одну сказал откуда она),  а остальные взял и сказал, что использует при случае.

   Я не сразу осознал, но потом до меня дошло. То, что он читает с листа – это очевидно, но что он знает все, что в мире написано, – это удивительно. Моцарту, создавшему 870 оригинальных мелодий, нужно было помнить все до него написанное. Каждому последующему композитору нужно было помнить больше и больше.

   Поэтому и появилась серийная музыка, где новизна просто есть новая математическая комбинаци и из двенадцати тонов. (Это я пошутил).

   Вернемся к бесчисленному количеству вальсов.
Ими как бы пронизана вся наша жизнь. Что там Голубой Дунай  или Вальс из Маскарада, а как насчет «В лесу прифронтовом»:  под этот вальс в краю родном ходили мы на круг...,
 или Школьный вальс (Дунаевский, Матусовский):  давно друзья веселые простились мы со школою...

   А Застольная из Травиаты,  чем не вальс.  Или, просто-напросто, божественный  вальс Мюзетты   из Богемы Пуччини.
 
https://www.youtube.com/watch?v=6b7VY52C82k  (Мюзетта)

    И уже совершенно на тему дня «Ария мистера Икс»  из «Принцессы цирка» Кальмана:
Всегда быть в маске судьба моя.

Головокружительный вальс Легара из Веселой вдовы

   Сотни песен написаны в темпе вальса.
Такие  эпохальные вальсы, часть нашей истории, как Амурские волны, Осенний сон , На сопках Манчжурии.
Нино Рота из «Крестного отца»,  Таривердиев из «12 мгновений  весны»....

    Поэтому я буду называть самые, самые.   
После Глинки,  Чайковского и Иоганна Штрауса  по популярности и известности следует Шопен, который тоже написал дюжину популярных вальсов.  Мой самый любимый Седьмой, до диез минор.

   Особняком стоят Грустный вальс  Сибелиуса  и Мефисто вальс Листа.

   После них следуют  неподражаемые вальсы Прокофьева и 2й вальс Шостаковича, который  в последние годы благодаря Рье стал, возможно,  самым популярным вальсом в мире. Написав эту фразу, я пошел на интернет и написал – 10  самых популярнвх  вальсов,  и вдруг в первой десятке,  причем,  не на российском сайте, а на американском,  увидел   Вальс Евгения Доги из  фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Послушал, вспомнил и сердце чуть-чуть защемило.
И, наконец,   Вальс    Хачатуряна из «Маскарада» и «Вальс» Равеля.
Целая жизнь в вальсах.
 
    На этом историю  знаменитых вальсов можно было бы окончить,  но также как целая история вышла из Вальса-фантазии Глинки, не менее интересна история    Второго вальса Шостаковича
   История эта   до конца не прояснена. Написан вальс  в 1938 году.  Шостакович сочинил его по просьбе Матвея Блантера написать что-нибудь для джаз-оркестра.. Это было как раз время после разгрома Ждановым  и Сталиным его оперы «Катерина Измайлова» (по «Леди Макбет Мценского уезда»).
Блантер   хотел помочь ему материально и поддержать его.
Сталин со своей бандой демонстративно покинул театр во время премьеры. "Это сумбур, а не музыка!"» - сказал он.

   Времена были в СССР -  «специалисты»  в искустве Сталин и Хрущев решали, что хрошо и что плохо. Кафка,  Орвелл,  и кто там еще,  Зощенко – все отдыхают. Причем Зощенко с Ахматовой пришлось отдыхать без продуктовых карточек в буквальном смысле....
   Еще интересная деталь. Я написал, что Шостакович написал свой вальс через  100 лет после Вальса-фантазии. Поразительно, что и оперу свою "Катерина Измайлова" на самый-наприсамый русский сюжет он тоже написал через 100 лет после "Ивана Сусанина"
   Но одна вопиющая разница. Николай Первый, который Пушкина вытащил из ссылки,  поддержал оперу Глинки, только попросил заменить название на "Жизнь за царя".
А 100 лет спустя товарищ Сталин  не поддержал оперу Шостаковича....

   Вальс   был использован в двух кинофильмах:  «Первый эшелон»  Калатозова и  у Стенли Кубрика в «Широко закрытых глазах».

   Но чтобы там не произошло,  очевидно для каждого, прослушавшего его, что вальс этот   обладает притягательной силой и в нем есть некая таинственность.
Таинственность  и  притягательность его состоят в том, что  он   содержит  в  себе все  ранее написанные за 100 лет вальсы. Слушатель как бы сразу узнает этот вальс, как давно известный.
Ну, так его же написал гениальный Шостакович!


Рецензии
С большой радостью и интересом прочитала.
Спасибо,Михаил.
Всего вам светлого!

Рада Марванова   02.12.2021 06:45     Заявить о нарушении
отвлечься от политики

Михаил Гольдентул   05.12.2021 03:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.