Португалия. Вечерний Порту 2018

После посещения винных погребов экскурсия по городу Порту превратилась в расслабленную прогулку. Надегустировавшиеся и отоварившиеся портвейном туристы с трудом воспринимали информацию о португальских королях и достопримечательностях города. Удалось посмотреть меньше, чем хотелось. После экскурсии нас развезли по отелям. Нас с внучкой и еще одну женщину поселили в отеле «Black tulip» (Черный тюльпан), находящийся на левом берегу Дору. Это уже в городе Вила Нова ди Гая. Отель четырехзвездочный вполне приличный. Но не сидеть же в нем, если еще не поздний вечер.

Быстро помылись, переоделись и решили сами погулять по Порту. Наша попутчица Соня, с которой мы познакомились еще в автобусе по пути в Порту, с радостью приняла наше предложение прогуляться вместе с нами. Она была из Азербайджана, путешествовала одна, очень приятная интеллигентная женщина.

По совету нашего гида на стойке администрации я взяла карту города с достопримечательностями и отмеченным на ней местом нашего отеля, чтобы легче было ориентироваться.

Мимо отеля проходила трасса скоростного трамвая, больше похожего на наземное метро. На нем можно легко проехать по мосту Луиша I на другую сторону реки и оказаться в центре Порту.
Собственно это и было метро. Его открыли в Порту в 2002 году.  С этого времени построили 6 веток, 81 станцию, из них 15 подземных, 1 станцию пересадочную, при этом в Порту (большом) проживает 2,1 млн. жителей. Для сравнения: в моем Санкт-Петербурге 5 веток, 72 станции и год открытия 1955, проживает больше 5 млн. человек.
Всю эту информацию я прочитала по возвращении из путешествия. А заодно и как пользоваться метро в Порту. Это вам не Питер или Москва, купил жетон и поезжай куда хочешь. Тут все по зонам, но сначала надо купить карту. Короче, задний ум хорош. Собираясь путешествовать по Португалии в составе группы, я не предполагала, что придется воспользоваться каким-нибудь другим транспортом, кроме туристического автобуса. А зря!

Итак, встретившись с Соней в фойе, мы пошли на остановку метро. Там стоял автомат для продажи билетов. Инструкция была, естественно, на португальском языке, но она была и на английском. Но это не помогло. Безуспешно мы пытались понять, как купить билет. Подошла женщина. Пристали к ней: Соня на английском, я на немецком. Она с готовностью пыталась поговорить с нами на португальском. Поговорили каждый о своем. Подошел поезд, и она уехала в другую сторону. Больше спросить было некого. Проехать «зайцами» мы не решились. Воспитание не то. Надо было лучше готовиться к поездке. Пословица про язык и Киев не всегда работает, особенно сейчас. 

Махнули рукой на этот «труднодоступный» вид транспорта и пошли ловить такси. Странно, но что-то не ловились тут такси. Соня вспомнила, что его можно заказать прямо из отеля. Отель недалеко, вернулись и минут через 5-10 мы уже сели в машину, а еще через 15 минут были в центре. 6 евро на троих вполне нормально.

Порту это город, у которого есть свое лицо. Холмистый рельеф, узкие улочки, красивые здания. В Порту находится вокзал Сан Бенту, один из самых красивых вокзалов Европы, больше напоминающий музей. Внутри на стене  большое панно, изображающее батальную сцену, выполнено  в стиле азулежу.
Далее  дошли до церкви Клеригуш в барочном стиле с высокой колокольней (76 м), дата постройки 1763 год. Она никак не хотела помещаться в объектив фотоаппарата. Долгое время башня служила ориентиром для кораблей. Наверх не поднимались, хотя оттуда, наверное, потрясающий вид на город. Церковь проектировал и строил итальянский архитектор Никколо Назони для братства клириков, в которое он вступил  в 1770 году в возрасте 79 лет и жил после этого при построенной им церкви, где по его завещанию и был похоронен. За время жизни в Португалии им построено много интересных зданий.

Начало смеркаться, и мы решили двигаться уже в сторону нашего отеля. По дороге прямо в центре города набрели на необычный садик треугольной формы со скульптурами, статуями и оригинально подстриженными деревьями. Это был сад Кордоариа (изготовителей канатов). Так называлось это место, потому что там была площадка, где делали канаты вплоть до середины 19 века.

К реке спускались по очень крутой улице-лестнице. Интересно и необычно для нас с внучкой, жителей равнины. Пройдя по набережной, зашли в кафе и по отработанной методике попросили вызвать такси. Молодой человек вежливо ответил нам по-английски, что за углом на площади стоянка такси.

Действительно, завернули за угол, вышли на площадь. На стоянке такси были сразу три машины. В одной из них за рулем сидела немолодая женщина. Почему-то меня потянуло именно к этой машине. Мои спутницы не возражали.

- Вы свободны? – спросила Соня.
- Yes! – женщина широко улыбнулась.
- Отель «Black tulip».
- OK – кивнула водитель.
Соня села рядом с ней, а мы с внучкой поместились на заднем сиденье. (Я перестала любить ездить в машине на переднем сиденье, когда сама стала водить машину: все время жму на тормоз и слежу за движением.) Дверцы захлопнулись и машина как-то резко рванулась с места. Затем наш водитель лихо развернул автомобиль  на площади, выехал на набережную и помчал нас в сторону океана. Странная манера езды для таксиста, но в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Может, тут так принято.

А куда это она поехала? Нам ведь надо на мост Луиша I, а он остался позади. Соня тоже напряженно смотрела вперед.
- Разве нам туда? - спросила я Соню.
- Сейчас выясню, у нее же навигатор. Может, на мосту пробки?
- Да какие у них пробки? Мы сюда ехали в час пик, никаких пробок.
- Простите, я думаю, что мы не туда едем – обратилась Соня к нашему водителю.
- Here I am a driver! -  с важностью ответила женщина и показала на себя для пущей убедительности.
- Ну хорошо, везите, раз драйвер – усмехнулась Соня.

Мы проехали по набережной и въехали на Арабский мост, тот, который был ближе к океану. Город был весь в огнях, открывалась красивая панорама. Я залюбовалась блестящей на самом деле "золотой" рекой и городом, который в ней отражался своими огнями. Океана видно не было, уже стемнело. Хорошо, что мы поехали этой дорогой, а то бы и не увидели такую красоту.

Мост кончился, и мы вдруг погрузились в темноту. Редкие фонари тускло освещали дорогу. Это уже был не город, а явная окраина: преимущественно одноэтажные дома, узкие неосвещенные улочки. Мне стало тревожно. Соня тоже заволновалась. Она взглянула на счетчик и не выдержала:
- До центра от отеля мы доехали за 6 евро, а сейчас на счетчике уже 12. Экскурсия к нашему «тюльпану» затянулась. Может, этот крутой драйвер нас везет к натуральным тюльпанам?

Во мне с каждой минутой нарастала тревога, в голову лезли мрачные мысли. Денег у нас с собой было немного, но была двенадцатилетняя девочка, и за нее мне стало страшно. Начитаешься всякого.

Обратившись к водителю, уже еле сдерживая свой южный темперамент, Соня грозно спросила по-английски:
- Куда ты нас завезла? Где наш отель? – наверное, так это звучало в переводе.
Драйвер ничего не отвечала, а сосредоточенно вглядываясь в темноту, вела машину по пустым и безлюдным улицам. Ситуация напоминала действия Ивана Сусанина с поляками. Машина выехала на круглую площадь с нелепо торчащей посреди нее инсталляцией в виде огромной клубничины, объехала ее и свернула опять на какую-то темную улицу. Налево, еще раз налево, и мы опять возле той же ягоды.

Почему она тут кружит, - думала я, - ждет сообщников? И ягодка эта странная наводит на нехорошие мысли.
И тут Сонин южный темперамент прорвал плотину молчания:
- Если не знаешь, куда ехать, включи навигатор, дура! – это она по-русски. Дальше речь продолжилась на азербайджанском вперемежку с английским и русским.

Машина внезапно затормозила и встала. Наш драйвер заглушила двигатель (чтобы не мешал) и включила свой тоже очень южный темперамент. Она кричала что-то на своем языке, размахивала руками и сопровождала речь резкими жестами. Внучка выдернула из ушей наушники и стала с интересом смотреть этот необычный спектакль. В отличие от нас, она сохраняла олимпийское спокойствие.

Страсти тем временем накалялись: драйвер уже пыталась распахнуть дверцу со стороны Сони и вытолкать ее из машины. Соня отчаянно сопротивлялась.
- Никуда мы не выйдем, вези нас в наш отель. Я записала номер твоей машины, буду жаловаться! – кричала милая интеллигентная женщина на смеси всех языков, которыми владела. Однако, мат не использовала!

Я с ужасом представила себе, как наш водитель, высадив нас в этом незнакомом безлюдном месте, удаляется на машине. На чем отсюда выбираться?

В это время на улице появился молодой мужчина. Он с удивлением посмотрел в нашу сторону и стал прислушиваться к нашей «беседе». На бандита он не был похож.
Тут наш «Сусанин» открыл дверцу и спросил что-то у мужчины. Я разобрала только слово tulip. Он показал направо. Машина завелась и рванулась теперь направо, немного проехала, и мы увидели одноэтажное здание. На нем ярко светилась вывеска «Golden Tulip». Это был спа-отель, видимо, на берегу невидимого в темноте океана. Машина остановилась. Наш крутой драйвер посмотрела на Соню с нескрываемым торжеством.

- Tulip – сказала она презрительным тоном крутого таксиста.
- Это не наш тюльпан. Я же тебе по-английски сказала: Black tulip, а это Golden tulip, понятно?
Теперь торжествовала Соня. Драйвер была в растерянности, пыталась возражать. Но Соня достала визитку отеля.
- Вези нас теперь к нашему тюльпану бесплатно, раз завезла на край света.
Это точно был край. По крайней мере, Европы. Счетчик показывал 13 евро. Женщина перестала быть крутым драйвером. Она бормотала sorri, sorri и напряженно смотрела в навигатор. Но ничего там не видела, потому что стала что-то искать. Оказалось, искала очки, надела их, но это не помогло.

Я поняла: не дружила она с навигатором, потому что видела плохо (как и я, навигатор обычно мне только мешает). Дома я его включаю, изучаю маршрут в спокойной обстановке, а когда еду, все внимание на дорогу. Иногда с навигатором сидит внучка и подсказывает, у нее это хорошо получается. А вообще-то, карта как-то привычнее.

Карта! Как же я про нее забыла? Достала из сумочки карту, протянула нашему драйверу, показав на кружочек с отелем. Как же она обрадовалась! Посмотрела на меня, как на спасителя, взяла карту, надела очки, увидела кружок.
- Thank you – сказала она, как-то облегченно выдохнув.

Нет чтобы мне сразу эту карту достать, ведь мы ею пользовались, когда гуляли по городу. Но я - человек прошлого века, тогда таксист без навигатора знал город, а иначе его в таксисты не брали. Да и навигаторов тогда не было. А теперь у нас в Петербурге так: вчера приехал из ближнего зарубежья, сегодня он уже таксист, хоть по-русски не говорит и город не знает, да и права у него неизвестно кем выданы.
Знакомая моя садится как-то в такси в Выборгском районе и говорит:
- Мне в Купчино, сейчас адрес уточню.
- Далеко Ваша деревня? – спрашивает ее таксист, с трудом говорящий по-русски, а то я далеко не поеду.
- Вы давно в Петербурге? – спрашивает его моя знакомая.
- Да, уже две недели.
- Понятно, - говорит она и выходит из машины.
- Э, Вы куда? –
 - Моя деревня далеко, поеду лучше на метро.

Ну об этом можно много рассказывать, а я вернусь в Порту к местному таксисту.
Первым делом она выключила счетчик, и мы поехали. Два раза опять объехали «клубничку», пока не попали на нужную полосу. Внучка засунула в уши наушники, Соня обиженно молчала, а я уже следила за дорогой и пыталась помочь, вспоминая английские слова: направо, налево. Очень уж расстроена была женщина за рулем.

 - Не будем ей ничего платить! – сказала Соня, - не умеешь водить – не берись, надо на нее пожаловаться.
Мне стало жалко нашего горе-драйвера. Что за нужда заставила уже немолодую женщину с неважным зрением зарабатывать извозом? Видимо, отсутствие другой работы.

 - А какую выручку она отдаст своим работодателям? Она ведь еще на бензин столько потратила, пока тут вокруг клубнички колесила. – пыталась умилостивить я Соню.
-  С нами ведь ничего не случилось. А она же не может своим работодателям сказать, что заблудилась, ее просто уволят.

Соня смягчилась:
- Знаешь, я же не за нас, я за внучку твою переживала.
- Я знаю.
Женщина за рулем была очень расстроена и оттого путала дорогу. В результате она сначала привезла нас на то место, где взяла, вернувшись по тому же Арабскому мосту. Я даже насторожилась. А потом оттуда уже по мосту Луиша вновь переехала на левый берег и, наконец-то, благополучно доехала до нашего "тюльпана". Развели тюльпанов, будто других цветов нет, подумала я.

Мы заплатили нашему драйверу по остановленному на 13 евра счетчику, чему она была несказанно удивлена и обрадована, не уставая извиняться и благодарить.
- Поезжай потихоньку, - сказала я ей по-русски, и она меня поняла и закивала головой.

Хорошая вещь карта, надежная. Навигатор может зависнуть, телефон разрядиться, а зарядка дома остаться, и тогда спасет карта! Интересно убедиться в этом в Португалии – стране, в которой издавна пользовались картами и покоряли океан.


Рецензии
Покружили по Порту, зато получился интересный и полезный рассказ! С уважением,

Борис Готман   20.05.2020 14:30     Заявить о нарушении
Спасибо! Ну не знаю, насколько полезный. Но теперь буду к путешествиям готовиться основательно. Если этот кошмар кончится.

Людмила Петрова 3   21.05.2020 00:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.