Условия морали из давнего

Давнишняя история графа Толстого, безусловно, любящего русский народ,
огромного художника слова, в конце жизни по сути ставшего голосом
совести России, трагична. По одной из исторических версий уехавший из
Ясной Поляны граф стремился воссоединиться со своими последователями
обосновавшимися на Кавказе в общине в районе прекрасного приморского
места Криница. Там люди жили общиной и пытались в жизни проповедовать те
идеи, которые и дал им граф. Как известно, по дороге Толстой заболел, и
по возвращению в родовое имение вскоре скончался. Значение жизни и
морального авторитета в России того времени графа переоценить было
легко, по своему влиянию он был выше царя. И власть старалась держать с
ним дистанцию, полагая, что его идеи, многим нравившиеся, это один из
полюсов не помогающих развитию государственности. Как всегда истина где
то посередине. Знать с осторожностью относилась к Толстому, как к
проповеднику, но любила его как великого литератора. А идеи графа были
безусловно народны. Разночинцы приветствовали их, целая плеяда великих
русских художников, литераторов шла в русле той реки - в русле той
морали, - которую проповедовал граф. Но в повседневной жизни они жили
теми же устоями, что и государство в лице чиновников, судов,
полицейских. Искусство в конце концов проиграло действительности, и
государство под гнётом проблем, под гнётом неравенства, рухнуло. В
данном историческом экскурсе прослеживается простая истина: общество
должно быть здоровым в целом. Должны быть примерно равные возможности
для обучения, для оплаты труда большинства. Трагедия общества в
неравенстве - это порождает массу проблем. Но в реальной жизни всё
сложнее. И потому надо быть честнее, в понимании объективности развития
общества. Нельзя врать. Нельзя заниматься демагогией. Реальность всегда
возьмёт за это оплату. В этой связи выдвижение Грудинина на выборы -
очень прогрессивный шаг. Именно такой человек сумевший взглянуть на
работающих рядом с ним, как на равных, и нужен стране. Нельзя
юродствовать, сегодня ездить в инвалидной коляске, под фотообъективами, а
завтра отправляться на Бали. Это плохо. Плохо из морали делать этакую
рекламу. Жизнь ведь от рекламы не меняется. В этой связи Навальный
смог сделать казалось невозможное - сумел высветить такую проблему, как
двуличие, и это прибавило веры людям, что перемены возможны. В жизни
может правда стать критерием общественных отношений. В этом спасение, в
этом перспектива. Художники слова, ищущие пути народного блага только
тогда оставались в истории своими произведениями, когда были правдивы.
Это же касается и политиков. Им надо присматриваться к искусству, оно
даёт на многое ответы.


Рецензии