Камни не плачут

Двое на мотоцикле едут к морю.  Маршрут проходит по горам Кавказа. 
Девчонка хлопает по плечу своего друга.  Он за рулём.  Парнишка притормаживает и прижимается к обочине.  Снимает шлем.
- Что случилось?
- Через метров триста поворот налево … у меня просьба … давай «отнимем» у моря всего лишь одни сутки!
- Я не понял … скажи яснее!
- В общем … если повернём на лево, то тогда мы попадём к могиле моего деда …
- Дальше не говори ничего … конечно повернём!
- Но ехать тогда ещё тридцать километров …
- Ну это вовсе не проблема! – Надевает шлем.  Опущено пластиковое забрало … мотор взревел …
Через полчаса они въезжают в горный аул.  Девчонка вновь треплет плечо парнишки.  Он останавливается.
– Я точно не знаю дома, в который нужно постучать … в нём живёт тот, кто хоронил моего деда.
– Да здесь всего домов пять … так что запутаться нам будет сложно.
Тем временем из-за камней, которые выложены словно крепостная стена вокруг подворья, видна лишь крыша черепичная, на них смотрят два чёрных зорких глаза из-под копны, черных же как смоль волос.
Парнишка снял шлем, на руль водрузил.  Свистнул дважды и поманил рукой дозорного.  Копна волос на мгновение скрылась и тут же тельце мальчонки перемахнуло через забор.  Мальчонка неторопливо подошел к незнакомцам.
- Салям алейкум! – Гость-незнакомец протягивает руку мальчишке для приветствия.  Тот сжимает ладонь своей ладошкой.
- Вуалейкум ассалям!  Вы кто?
- Нам нужен человек из вашего аула. – Говорит девчонка и называет имя.
- Это мой дед!  Сейчас позову … - мальчишка идёт к воротам своей «крепости».  Но из ворот уже выходит мужчина в пиджаке.  Штаны заправлены в яловые сапоги.  На голове кепи-бакинка.
Он машет рукой гостям.
- Мотоцикл загони во двор!  Кто вы, я уже понял … - во дворе приветствия друг другу.  Потом девчонка обращается к хозяину дома.
- Мы собственно заехали на пару часов … хочу увидеть могилу деда.
- Сейчас придёт мой сын и с ним вы пойдёте к могиле.  Здесь не далеко.
- А как вы узнали, что мы, это те, кто должен сегодня в ауле появиться?
- Вчера стонал на могиле камень … обычно он стонет в день гибели твоего деда … вот я и понял, что будут гости.
В это время калитка пискнула навесами.
- А вот и мой сын … знакомьтесь и в путь.  Иначе скоро солнце уйдёт…   
- А я знаю его имя … ведь Вы рассказывали маме о своих детях!  И это Вы нашли нас … прямо и не понимаю, как Вам это удалось!
- Желание и ноги… да и прострелянные документы … неотправленное письмо с адресом.  Отправляйтесь!  Вечером за столом поговорим.
- Ну что, в путь двинемся?  Тут недалеко … час ходу. – белозуба улыбка парня-проводника.
- А может на мотоцикле?  Втроём поместимся!
- У нас в горах, лучший мотоцикл, это конь! – проводник-парнишка вновь улыбнулся.  Обернулся к своему отцу.
- Отец!  Может я оседлаю трёх?
- Нет-нет! – девчонка смотрит на проводника-парнишку с тихим ужасом.
- Я уже однажды была в седле … но это плохо кончилось.
- Тогда пошли!  Иначе в темноте ты не сможешь поговорить с дедом… камень замолчит!
Через час трое были у камня.  Громадный памятник деду девчонки.
Девчонка стала на колени перед камнем и склонив голову молчала.
Потом повернулась к проводнику.
- Я слышала, что камни плачут … а этот тихо стонет … еле слышно.
- Стон … это горе камня … он не смог спасти того, который теперь под ним …
Не могут камни плакать.  Ведь камень мужчина … да и стоны их слышны не каждому.
- Вот я кулёма … даже не принесла цветов.
- Не беспокойся … у него свои!  Видишь на макушке ложбинка … отец сказал, что твой дед, лёжа на выступе валуна, в эту ложбинку клал пулемёт и стрелял … теперь там эдельвейс … Странное совпадение … твой дед сражался с группой альпийских стрелков-егерей … и имя той группы «Эдельвейс» …   
- А как его похоронили?  Ведь камень весит не меньше тонны!
- Отец сказал!  Три женщины, два лома и он … ну и полдня пота ….
Камень сдвинут всего лишь на метр …
Вечером за столом.
- Ну вот шашлык … лепёшки … айран … цыплёнок … форель … - хозяин пригласил за стол.
- Отец!  Разреши по сто грамм водки … не гоже поминать бойца айраном. – сын смотрит на отца.  Тот молча поднялся из-за стола.  Уходит в соседнюю комнату.  Вернувшись, ставит бутылку «Московской водки» на стол перед сыном.  Тот молча откупоривает, наливает в два стакана по сто грамм.
 - Отец!  Мы только помянём!  Не более!
Отец молча кивнул.
Ужин прошел в молчании.  Девчонка всё пыталась спросить, как дед погиб… но что-то её сдерживал.
Закончен ужин.  Парни ушли во двор курить.
- Я вижу!  У тебя желание узнать о гибели того, кого теперь стережет Камень …
Хозяин помолчал … потом продолжил.
- То был високосный 42-ой… Сентябрь … утро… пятница.  Бойцы, наши, цепочкой прошли через аул… я последовал за ними … мне было тринадцать… - помолчал
- В полдень появились немцы … сытые … откормленные … холёные. В ауле не задержались … пуст аул … в нём я и мама. Остальные все подались на кошару … коровы, жители … кони… овец отара. Кошара в другой стороне
Девчонка молчала.  Её так и подмывало спросить – А почему Вы остались?
Хозяин улыбнулся.
- Мать была больна … - сказал, как будто мысль прочёл.
- Ну, бойцы ушли за перевал.  Только один остался … остался у того Камня.  Когда по той же тропе двинулись немцы, он открыл огонь … бой длился часа два … сколько немцев полегло, не знаю … своих они хоронили в конце ущелья … осталось вживых их всего четверо … твой дед погиб от осколка мины. – молчание длилось несколько минут.
- Ночью я ушел на кошару.  Там были только женщины … мужчины ещё в сорок первом на Войну подались. – он вновь умолк.
- После я узнал у вернувшихся с Войны… такие, как твой дед, остаются прикрывать не по приказу … сами … Такие вот дела … - помолчав немного, подкрутил фитиль у лапы.
- Ну вот и всё, пожалуй … много говорить … значит, трудно слушать …………………………..


Рецензии