Я памятник воздвиг...

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
         Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
         Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
         Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
         И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
         И не оспаривай глупца.
Совсем не случайно вспомнил в это утро не стареющее в веках стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.
Для себя, как утешение выделяю слова-мысли:
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
         И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца...
Да извинят меня за нескромность, слова эти держу-помню в утешение себе, что пусть не сейчас, в наш бешено мчащийся век в неизвестность, моя еле  бренчащая "лира" будет потребна и что-то расскажет о моих днях моему редкому, от того ещё более дорогому, читателю.
У  РОДНИКА.
--------------------
                «Картины далёкого детства
                Порой предо мною встают…»
                ( А.Плещеев)
Картины далёкого детства! Всё дальше уходят они , всё дороже , теплее становятся , настойчивее просят , требуют разбудить засыпающую память!..
Вот и возвратился я к тебе , родник!. Сколько же лет , вёсен и зим я не видел тебя? Много! Не сосчитать!
А было время , когда и дня не проходило , чтобы ватага поселковых ребятишек , собравшихся утром как по команде , дружно мчалась наперегонки через поле по узкой тропинке во ржи , пшенице, кубарем скатывалась по крутоярью , поросшему вековыми дубами и орешником с дозревающими на солнцепёке орехами…
Какие игры устраивались здесь! Как туго приходилось «немчуре» - были мы послевоенные мальчишки. Даже довоенные , родились в самый её канун…
А спустя некоторое время , когда на экране появился «Тарзан» , какие дикие гортанные звуки доморощенных «тарзанов» эхом отдавались в лесу.
Сколько штанов и рубах разодрали прыгая по сучьям , подражая трофейному киногерою!?
А однажды поздним летним лунным вечером наш постоянный заводила всех историй – приключений Борис предложил :»Давайте сгоняем к роднику!»
И ватага помчалась через поле. В лесу тёмном , ночью незнакомом , чужом , притихшем , казалось за каждым деревом кто – то прячется. Невольно и мы притихли , говорим тихо…
Памятное мгновение!
Как давно это было ! Как всё неузнаваемо изменилось вокруг!
Некогда оживлённое место покинули люди. Куда они ушли? Да и что им теперь делать в лесу – луг больше не косят , траву не заготовляют , дрова тоже . Ушли , покинули эти места люди. Да они и из соседних деревень уходят. Оставив природу , дедовские места, потянулись в город , часто в рабство и унижение.
Неужели никогда сюда больше не вернутся люди? Как ни грустно думать – очевидно , никогда! Жаль , что больше не повторятся  поистине  чудные картины.
С каким душевным волнением вспоминаю их теперь , сидя в одиночестве у некогда всеми любимого и нужного каждому проходящему родничка.В те давние годы к нему вела натоптанная тропа , теперь её не видно , да и сам родничок еле – еле пробивается сквозь неведомую болотную траву ,  сруб сгнил и совсем не виден в иле и старых листьях. Ручеёк из родника по - прежнему бежит в соседнее озеро сквозь разросшиеся тальник и камыши…
Сижу на сухом бережку и вспоминаю картины далёкого детства.
Стреножив лошадей , оставив на лугу косы , грабли и другой нехитрый инвентарь , шли к роднику разогретые работой и летним солнцем работящие люди. С говором и смехом рассаживались на бережку , где я теперь сижу , на платки , фартуки , кепки а иногда и на сорванный большой лист лопуха раскладывали свой обед : ломоть ржаного хлеба , тройку картофелин , пару яиц , зелёный лук и аппетитно обедали , сдабривая солью , запивая холодной родниковой водой…
Какая же вкусная вода! Живая! Сказочная!
А иногда после обеда , что теперь совсем редкость ,и песнь раздавалась,
«…имел бы златые горы!»…
Как ласково , звонко отзывалось лесное эхо! Кажется , весь лес , лошади в отдалении , птицы , перелетавшие с дерево на дерево , прислушивались с почтением и уважением : поют труженики! Поют душой!
Смолкали и мы , озорная ребятня .Закрыв глаза , чтобы лучше вглядеться в далеко ушедшие годы – вспоминаю , вспоминаю!
Сюда , к роднику , приходили мы со своими детскими думами и мечтами…
Сколько же людей , поколений сменилось!? А ручеёк из родника по- прежнему журчит меж корней состарившихся вётел.
Кажется , только вчера взбирались мы на их вершину , чтобы срезать молодой побег и сделать свисток.
Где то здесь , под корягой – ветлой доживающей свой век , лежит и мой перочинный нож , оброненный мной с ветлы. Как же я долго искал! Как мне было жалко , это был подарок мамы!
Может быть ,это  была моя первая жизненная потеря выдавившая слезу…
Рядом , за косогором и полем , проходила столбовая , скотопрогонная , широкополосная дорога , по ней гоняли в давние времена скот с юга , от казаков в Сибирь. Возможно мчались лихие тройки , верховые служивые … Слышал от стариков , на дороге стоял щит с надписью , указывая тропинку к роднику : больше негде тогда было взять питьевой воды…
Здешние плодородные земли народ звал «Вольница».
Ушла теперь дорога на левый берег Вороны и покрылась асфальтом…
Какое же многолюдье было в те времена! Эх, война , война , что же ты наделала!...
Совсем рядом на цветущей соседней поляне среди орешника и клёнов , располагалась колхозная пасека. Иногда на ночлег приглашал нас пчеловод дед Сергей , угощал сотовым мёдом , запиваемого нами родниковой водой.
          Ночлег в лесу никогда не забудется , особенно ночёвка в детские годы : заманчиво – тревожно , всю ночь в лесу не затихает жизнь : вскрикивают ночные птицы , кто то толи стонет ,  толи плачет.
Под предрассветным верховым ветерком клонятся вершины деревьев , скрипят сучья , где то вдали призывно трубит лось , заливается хор лягушек…
Надолго и далеко уезжал , улетал от родных мест ,другие картины природы пленяли , но не забывал свой родничок. Иногда в том  вдалеке в туманно – серое утро так хотелось вернуться сюда , почему то думалось . что здесь то на этой полянке всегда уютно , тепло , солнечно как теперь.
А во время весенних школьных каникул , когда разлившаяся маленькая речка Ржакса становилась полноводной и вплоть до родничка заливала широкий луг и дубовый лес – поляна перед родником была лучшим местом наших игр , она уже просушена весенним ветром и солнцем, пробивались синие подснежники , какие то жёлтые цветы , на орешнике зацветали серёжки – а мы наблюдали : со свистом и негромким кряканьем на залитый луг приземляются , приводняются прилётные утки…
Золотое было время! Золотые были денёчки! Весёлые друзья – мальчишки!
Не хочу сравнивать с днём сегодняшним , не вправе  делать. Я теперь человек из другого века , человек немолодой.
Беседуем с родником – ручейком : слышится мне в тихом голосе его недоумение и упрёк : «Почему покинули люди? Почему не слышен женский смех , детские голоса? Давно по лесу не раздаются нетерпеливое ржание непоёных лошадей…Неужели люди забыли , что слово родник и Родина одного корня?...
Родина начинается с родника…»
Ошибку допускают современные молодые люди теряя дружбу с природой , забывая тропинку к роднику своего детства. Это бесценный дар природы! Его ничем , никакими новомодными техническими штучками не заменить! С ним не сравняются никакие заморские Куршовели , где мы только гости…Живи мой родник! Крепись! Ты много знаешь , много помнишь , многое видел. Какие только люди не склонялись перед тобой желая ключевой воды – почему бы нам не помечтать : когда то люди научатся читать , воспроизводить картины – события , поглощённые веками , тогда к тебе придут новые люди и ты неспешно и подробно всё расскажешь , вспомнишь , надеюсь , и меня.
Я тебе говорю спасибо и за былое и за будущее! Ты бесценный памятник!
Уверен , у каждого человека в душе , в памяти есть какой ни будь свой памятник : приметный дуб , крутой берег реки ,поросший мхом многовековой камень – памятник , обязательно есть , только неторопливо вспомни и к тебе вернётся солнечное детство , радость и счастье и утихнет физическая и душевная боль!
 Как будто бы мой родник на картине - янтарной мозаики!
Что может быть приятнее , прекраснее и милее родного края!
 Случайно встретится тебе картина, ранее совсем незнакомого художника» и пробудит она такие
дорогие и одновременно горькие упрёки:»Почему за столько лет жизни, не нашёл времени в лунную ночь побывать с детства знакомом лесу?
Что дороже и ближе моему сердцу?»
Эх, суета-сует!                Разбуди свою память и перед тобой встанут картины далёкого детства , и зажурчит родничок – ручеёк.
И обязательно с грустью и благодарностью вспомнишь людей, с кем делил туесок живой воды.
 И такой прекрасной станет жизнь при всех невзгодах!
День за днём, месяц за месяцем идут года. Всё быстрее идут! И куда они спешат!?
А я всё не соберусь посетить свой родник детства. Никак не могу преодолеть около сотни километров. По теперешним временам разве это расстояние!
Длинными бессонными ночами он всё настойчивее просит меня:»Приезжай! Повидаемся! Вспомним былое! Не опоздай…».
Почти физически ощущаю его призыв, часто и в шумном окружении людей, сидя на скамейке, слышу его журчание, вижу его холодную, прозрачную струю воды…
До чего же я стал тяжёл на подъём. Как трудно стало решиться отправиться в недалёкую дорогу !
Соберу завтра скромную котомку, возьму посох и весело зашагаю под гудки бешено мчащиеся в некуда сверкающие автомобили.
А если кто меня удивлённо окликнет, гордо отвечу:»Иду к роднику моего детства!».
          Март 2010 год.   Январь 2017 года. Июнь 2017 года.


Рецензии