История научных школ. Привет личности от академии

Сладка жизнь академиков. Покоя не дает. Вот и дергаются соискатели всяких благ


Президиум ВАСХНИИЛ
ст.н.с. Лагутова В.В.

По выборам в члены-корреспонденты ВАСХНИИЛ  д.т.н. Сергеева Б. И.

Случайно ознакомился со списком  кандидатов  в члены-корреспонденты ВАСХНИИЛ по секции гидротехники в газете Сельская жизнь от 17 апреля 1988 года.
Так сложилась моя жизнь в науке, что начало её пришлось на совместную работу с Б.И.Сергеевым, с начала 7Ох годов в Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте. Именно ему я обязан богатым опытом как... не надо делать науку. Потерей десяти лот своей жизни я не могу считать эти года по большому счету, ведь кроме потери самых продуктивных лет в творческом плане, получен очень ценный опыт в прямо противоположном - на моих глазах бал осуществлен разгром нового научного направления в гидротехнике, т.н. мягких плотин.   Возглавлял это направление в ту пору к.т.н., а затем уже и доктор тех.наук Б.И.Сергеев, и именно принципиальными взглядами на ход ведения технической политики в мягких плотинах и обуславливались наши разногласия.

    Именно провал данного направления: государство выделило на данные работы более миллиона рублей, но из десятков построенных объектов практически ни один не отработал, за редким исключением, планируемого срока, и предопределил отъезд Б.И.Сергеева из Новочеркасска. Доверие в новому направлению было полностью подорвано и теперь требуются многие годы, чтобы наше народное хозяйство получило работоспособные конструкции.   
 
  Наш естественный для науки конфликт был достаточно острым и прекращение совместных НИР было вызвано тем обстоятельством, что я, как научный сотрудник, не имел никакой возможности спасти проводимую Б.И.Сергеевым технический политику от провала. Усугубляло ситуацию и неразборчивость в средствах для достижения своих целей д.т.н. Б.И.Сергиева. Мы расстались с ним в 1976 году, а в 1977 опять таки «случайно» в Московском гидромелиоративном институте его аспирант В.Н.Щедрин защитил диссертацию по работе, к которой ранее не имел никакого отношения (этой тематикой занимался другой аспирант А.Д.Попов, изгнанный   Б.И.Сергеевым), и в которой не сделал никакой ссылки на своих предшественников. При разбирательстве данного случая нарушения научной этики В.Н.Щедрин собственноручно в письме на имя секретаря совета признал факт и объяснил его тем, что был оформлен на хоздоговоре по теме руководителем (задним числом). Если В.Н.Щедрин просто показал свою безнравственность, то поведение  Б.И.Сергеева как руководителя было просто за гранью закона: он тут же организовал подлог в виде документации о якобы имевшем место заседании товарищеского суда и осуждении коллективом А.Д.Попова и меня как нарушителя спокойствия. Естественно, что все было проделано в тайне от нас и ныне находится в деле В.Н. Щедрина в спецсовете.   На мое прямое обвинение Б.И.Сергеева в уголовно наказуемых деяниях он ответил, что уже и фашистов простили, а я его все но хочу простить, добавил, что все равно ничего с ним не сделают, так как он использует пороки нашей системы. Он был отчасти прав, так как прокуратура но захотела заниматься этим делом, да и годы были, так называемые застойными.

    Если этот факт его биографии один из многих характерных для его методов подготовки научных кадров, то в плане научных достижений положение не лучше. Техническая политика мягких плотин провалена, из десятков полученных им авторских свидетельств значительная доля получена им по оставленным мною в группе работам. Ни одна из разработок группы так и не дошла до серии. Изобретательский бум, им проводимый, закончился бесславно, так как на любое из изобретений группы зарубежные исследователи, в частности, японские, ответили своими более совершенными патентами. Сняв пенку с нового направления и не пожелав заниматься черной работой по внедрению, он бесславно бежал из Новочеркасска, бросив свою группу, для такого бегства были причины: в процессе следствия облпрокуратуры Ростовской области по фактам злоупотреблений при внедрении новой техники в ЮжНИИГиМе были выявлены десятки объектов неработоспособных, но оформленных актами под получение премий.   Тот период его деятельности описан суровым словом служителей закона в уголовном деле облпрокуратуры (№7-30-4581/79 от 30.5.79) и статье в газете «Правда» от 6.5.78 "Пыль в глаза". В Деле забытом в застойное время, но до сих пор не закрытом, так как комиссия КРУ и следственная группа так и не обнародовала своих материалов, но Б.И.Сергеева очень быстро убрали из заместителей проштрафифшегося директора ЮжНИИГиМа.

     В период  своей работы в Новочеркасске он не показал себя как большой  ученый и практически невозможно найти какое-либо достижение его в научном плане: даже пропагандируемые им эвристические приемы, как надо изобретать, на деле являлись компиляцией из уже готовых конструкций созданных мною и другими способными членами группы.

    Я имею право оценивать таким образом ситуацию, так как за истекшее десятилетия мною создано новое научное направление (регуляторы переменной сквозности) в гидротехнике, но мне неизвестны аналогичные достижения д.т.н. профессора Б.И.Сергеева из днепропетровского СХИ (Позже проректора Симферопольского университета, а ныне уже неизвестно где в дебрях Окраины...)

29.04.1988
 Лагутов В.В.


      


Рецензии