Обучение пополнения перед фронтом

Отгремели праздничные фанфары в честь 75-летия Великой Победы, хотя в этом году их была намного меньше, чем обычно, и уж если бы не было пандемии, то они, видимо, превзошли все предыдущие празднования Дня Победы в нашей стране.

Но за памятной шумихой не стоит забывать, что эта Великая Победа была достигнута ценой больших жертв, и не всегда оправданных, не будем на это закрывать глаза.  И часто это случалось из-за неподготовленности молодого пополнения перед боевыми действиями.  Вспомните фильм «В бой идут одни старики», признанный в нашей стране самым лучшим фильмом о войне.  Вспомните фразу, брошенную командиром эскадрильи Титаренко в исполнение Леонида Быкова, на ответ молодого офицера, что он прошел ускоренное обучение? Комэск сказал: «Понятно, взлет – посадка».  Именно так, в училище, которое готовило молодых летчиков, только эти элементы отрабатывало у будущих пилотов. А кто видел фильм «Старшина», в котором  роль наставника молодых летчиков выполнял бывший командир танка? Его роль блестяще сыграл актер Гостюхин.  Да, у наставника работа была на земле, научить молоденьких ребят, многие из которых пришли в летное училище из партизан, из «сынов полков», понюхавших порох на передовой, элементарным правилам поведения.  Для них бывший танкист не авторитет, и прошло немало дней, прежде чем они поняли, что перед ними настоящий вояка, чью грудь украшали многие боевые награды.

Но события этих фильмов разворачиваются в 1943 году (первого) и в 1945 году (второго).  Тогда уже был сломан хребет немецкого вермахта, война покатилась за Запад, на Берлин. Но враг был силен, о чем свидетельствуют потери среди летчиков. Особенно молодых летчиков. Причем даже не боевые, а во время учебного полета, когда на пару наших истребителей навалилась пятерка «мессеров» (самолет «Мессершмит-109») с бубновыми картами на бортах. Летчики элитной эскадрилья люфтваффе против желторотых пацанов. Итог скоротечного боя ясен – один из наших истребителей упал на землю.  Так это изображено в фильме «В бой идут одни старики».

Как наставлял Титаренко молодых перед первым боевым вылетом? «Ваша главная задача – удержаться за ведущим. Можно даже не стрелять. Вертеть головой на 360 градусов, Удержитесь – будите жить», -  вот такую нехитрую задачу ставил опытный командир. Ведь от этого зависит, сколько самолетов люфтваффе собьет его «поющая эскадрилья».

Известно, что самые титулованные летчики с нашей стороны в той войне были Иван Кожедуб, сбивший то ли 62, как считалось долгие годы, то ли 64 самолета, включая один американский,  и Александр Покрышкин, сбивший 59 самолетов противника.  Почему эти два летчика были столь успешны в боях?  Потому, что прежде, чем попасть на фронт, они были инструкторами в летных училищах! Учили желторотых пацанов летать. Повторение – мать учения. И показывая молодым, как надо летать, они совершенствовали свое летное мастерство.  Кожедуб попал на фронт в 1943 году, Покрышкин воевал с первых дней, но и до этого у него были боевые вылеты.  Но вот очень большое количество молодых летчиков после ускоренного выпуска попадало на фронт не к таким асам, и часто первый их боевой вылет становился и последним.  Часто такое происходило в первые годы войны, когда немцы наступали на всех фронтах и имели подавляющее преимущество в воздухе.  Враг был очень силен, и, чтобы удержать его на подступах к Москве, бросали все новые и новые части, часто совсем молодых солдат, как тех же подольских курсантов. И такие же молодые летчики тоже защищали столицу.  Действовали в рамках приказа, полученного от командования, и ни шагу в сторону.

А вот лучший немецкий ас люфтваффе Хартман, на счету которого, по его подсчетам,  352 сбитых самолета, в основном занимался свободной охотой. Забравшись на высоту, прячась за облаками или используя солнечную  подсветку, камнем бросался на свою жертву, обычно отбившейся от группы самолет, сбивал в стремительной атаке, и снова уходил на высоту. А заставили его во время Курской битвы охранять бомбардировщики, и его сбили, он попал к нам в плен.

Как известно, Вторая мировая война была «войной моторов».  Элитные войска вермахта, покорившие пол-Европы – авиация и танки. Это был тот «меч-кладенец», которому нашли правильное применение перед войной немецкие генералы. Отработав его во время польской и французской компаний, они достигли нужного сочетание родов войск во время стремительных прорывов в тылы наших обороняющихся дивизий и армий. Немцы своими танковыми клиньями, где в основном были легкие танки, не лезли напролом, маневрировали, находили слабые места в нашей обороне, и наваливались на них со всей силы.  Основная масса их танкистов прошла обе этих компании, кто-то повоевал в Югославии и Греции.  Они знали, как взламывать оборону противника.

А вот наши многочисленные танковые  войска не умели этого делать. На учениях  против условного у них получалось, а вот в реальном бою против развитой противотанковой обороны немцев не очень. К тому же надежность многих танков оставляла  желать лучшего, да и без авиационного прикрытия наши танки несли большие потери. И на Украине во время контратаки под Дубно, и на других фронтах.  Но эти жертвы были не напрасны, они приводили к тому, что немецкий план «Барбаросса» стал трещать по швам с первых часов.  Героически обороняющиеся войска, даже в окружениях, убивали элиту вермахта, тех самых солдат, что прошли Польшу и Францию, и ударная мощь вермахта к битве за Москву иссякла.

А в это время далеко на Востоке начали ковать меч Победы на заводах, которые были перемещены с территорий, попавших под оккупацию.  И начали готовить новые части, молодых солдат и офицеров. Но неудачно складывающая обстановка на фронтах заставляла командование бросать еще мало обученных, необстрелянных бойцов в горнило боев.  Так что им пришлось приобретать опыт в самых настоящих боях, учиться и слушать советы бывалых, которые уже полстраны прошли, отступая от границы.

Но не все так хорошо было с подготовкой молодого поколения. Негативные факты прозвучали из уст писателя-фронтовика  Астафьева, который прошел большую часть войны  рядовым солдатом, в пехоте и в разведке, «на передке», как называли передовую на сленге бывалых бойцов.  Но пришлось проходить обучение ратному мастерству добровольцу Астафьеву в суровые годы войны зимой 1941-42 года,  когда лучшие воевали на фронте, а молодых обучали,  кто попало. Именно такой попал в учебный отряд, где проходил подготовку будущий писатель.  И со снабжением у нас было плоховато, только с лета 1942 года заработала на полную мощность перемещенная на восток оборонная промышленность.

Как пишут в своих воспоминаниях ставшие умелыми бойцами Красной Армии солдаты, в учебных ротах их учили знать устройство своего оружия, ходить строем, совершать длительные марши и метко стрелять.  В первый период войны «учебка» была весьма кратковременной,  в действующей армии были большие потери, и их требовалось компенсировать. Да и патронов не всегда было в достатке, и винтовок, поэтому марши будущие солдаты совершали с деревянными винтовками.  И потом недостающее умение приходилось приобретать уже в ходе боевых действий.

И для обучения вождению танка или самолета,  попадания по мишеням в это время многого не хватало. В первую очередь, горючего.  И приезжали на фронт летчики-новобранцы, как желторотики в эскадрилью Титаренко, умеющие только взлетать и садиться.  Но их продолжали учить, давать советы на земле и в воздухе.  Аналогично дело обстояло и в танковых войсках, и в артиллерии.  На плакатах или теоретических занятиях невозможно было постичь секреты ратного мастерства, поэтому боевые действия на фронте и были  самой действенной школой обучения. И, как показали итоги войны, наша солдаты и старшины были способными учениками.

Учились на своих и чужих ошибках и поражениях и наши командиры, в том числе генералы. Кто плохо научился,  просто не продвигались по карьерной лестнице,  но некоторые получали звания и награды даже в первой половине войны, когда у нашей армии успехов было маловато.  Но накопив материальные силы – самолеты, танки, пушки, реактивные минометы «Катюша», в достатке автоматов и винтовок,  научившись воевать,  наша армия стала теснить врага, выдавливая с нашей территории. Не много, но все же были и бои на окружение противника, когда к нам в плен  попадало от 330 тысяч, как под Сталинградом, до 40-50 тысяч в других «котлах».  Появилась в наших войсках и средства борьбы с немецкими тяжелыми танками «Тигр» и Пантера».  Это и более крупные, 85-мм пушки на танках Т-34/85,  противотанковые орудия,  укротители немецкого зверинца самоходные СУ-100 и Су-152, подкалиберные снаряды.  На танках и самоходках появились радиостанции, которые позволили командирам соединений не просто наблюдать за боем, а своевременно вносить коррективы.

Помните наш старый фильм «На войне, как на войне», о том, как младший лейтенант Малешкин, роль которого блестяще сыграл артист Кононов, командир самоходки СУ-100, выполняя указание командира, ударил в тыл немецким танкам «Тигр», спрятавшимися за избами, и внес перелом в неудачно складывающий бой за эту деревню.

Это был первый бой молодого офицера, а события разворачивались в 1944 году. Тогда  уже был внесен перелом в войну, наши войска гнали врага. И торопливости в подготовке молодого пополнения вроде как могло и не быть. Но для приобретения боевого опыта мало хорошо пройти подготовку в училище, надо еще понюхать порох настоящего боя.  И этот бой обогатил Малешкина, превратил его в настоящего командира самоходки.

Если бы было возможным, я бы поделил звание лучшего фильма о Великой Отечественной войне между этим фильмом, «В бой идут одни старики», «Горячий снег» и «В августе 44-го».  Во всех этих фильмах красной нитью проходит тема подготовки молодых офицеров в боевых условиях. Именно такие подготовленные наши солдаты и офицеры, генералы и маршалы, сломили хребет фашистской Германии и её союзникам, и принесли Победу, 75 лет которой мы только что отметили.


Рецензии