Обучение пополнения перед фронтом
Но за памятной шумихой не стоит забывать, что эта Великая Победа была достигнута ценой больших жертв, и не всегда оправданных, не будем на это закрывать глаза. И часто это случалось из-за неподготовленности молодого пополнения перед боевыми действиями. Вспомните фильм «В бой идут одни старики», признанный в нашей стране самым лучшим фильмом о войне. Вспомните фразу, брошенную командиром эскадрильи Титаренко в исполнение Леонида Быкова, на ответ молодого офицера, что он прошел ускоренное обучение? Комэск сказал: «Понятно, взлет – посадка». Именно так, в училище, которое готовило молодых летчиков, только эти элементы отрабатывало у будущих пилотов. А кто видел фильм «Старшина», в котором роль наставника молодых летчиков выполнял бывший командир танка? Его роль блестяще сыграл актер Гостюхин. Да, у наставника работа была на земле, научить молоденьких ребят, многие из которых пришли в летное училище из партизан, из «сынов полков», понюхавших порох на передовой, элементарным правилам поведения. Для них бывший танкист не авторитет, и прошло немало дней, прежде чем они поняли, что перед ними настоящий вояка, чью грудь украшали многие боевые награды.
Но события этих фильмов разворачиваются в 1943 году (первого) и в 1945 году (второго). Тогда уже был сломан хребет немецкого вермахта, война покатилась за Запад, на Берлин. Но враг был силен, о чем свидетельствуют потери среди летчиков. Особенно молодых летчиков. Причем даже не боевые, а во время учебного полета, когда на пару наших истребителей навалилась пятерка «мессеров» (самолет «Мессершмит-109») с бубновыми картами на бортах. Летчики элитной эскадрилья люфтваффе против желторотых пацанов. Итог скоротечного боя ясен – один из наших истребителей упал на землю. Так это изображено в фильме «В бой идут одни старики».
Как наставлял Титаренко молодых перед первым боевым вылетом? «Ваша главная задача – удержаться за ведущим. Можно даже не стрелять. Вертеть головой на 360 градусов, Удержитесь – будите жить», - вот такую нехитрую задачу ставил опытный командир. Ведь от этого зависит, сколько самолетов люфтваффе собьет его «поющая эскадрилья».
Известно, что самые титулованные летчики с нашей стороны в той войне были Иван Кожедуб, сбивший то ли 62, как считалось долгие годы, то ли 64 самолета, включая один американский, и Александр Покрышкин, сбивший 59 самолетов противника. Почему эти два летчика были столь успешны в боях? Потому, что прежде, чем попасть на фронт, они были инструкторами в летных училищах! Учили желторотых пацанов летать. Повторение – мать учения. И показывая молодым, как надо летать, они совершенствовали свое летное мастерство. Кожедуб попал на фронт в 1943 году, Покрышкин воевал с первых дней, но и до этого у него были боевые вылеты. Но вот очень большое количество молодых летчиков после ускоренного выпуска попадало на фронт не к таким асам, и часто первый их боевой вылет становился и последним. Часто такое происходило в первые годы войны, когда немцы наступали на всех фронтах и имели подавляющее преимущество в воздухе. Враг был очень силен, и, чтобы удержать его на подступах к Москве, бросали все новые и новые части, часто совсем молодых солдат, как тех же подольских курсантов. И такие же молодые летчики тоже защищали столицу. Действовали в рамках приказа, полученного от командования, и ни шагу в сторону.
А вот лучший немецкий ас люфтваффе Хартман, на счету которого, по его подсчетам, 352 сбитых самолета, в основном занимался свободной охотой. Забравшись на высоту, прячась за облаками или используя солнечную подсветку, камнем бросался на свою жертву, обычно отбившейся от группы самолет, сбивал в стремительной атаке, и снова уходил на высоту. А заставили его во время Курской битвы охранять бомбардировщики, и его сбили, он попал к нам в плен.
Как известно, Вторая мировая война была «войной моторов». Элитные войска вермахта, покорившие пол-Европы – авиация и танки. Это был тот «меч-кладенец», которому нашли правильное применение перед войной немецкие генералы. Отработав его во время польской и французской компаний, они достигли нужного сочетание родов войск во время стремительных прорывов в тылы наших обороняющихся дивизий и армий. Немцы своими танковыми клиньями, где в основном были легкие танки, не лезли напролом, маневрировали, находили слабые места в нашей обороне, и наваливались на них со всей силы. Основная масса их танкистов прошла обе этих компании, кто-то повоевал в Югославии и Греции. Они знали, как взламывать оборону противника.
А вот наши многочисленные танковые войска не умели этого делать. На учениях против условного у них получалось, а вот в реальном бою против развитой противотанковой обороны немцев не очень. К тому же надежность многих танков оставляла желать лучшего, да и без авиационного прикрытия наши танки несли большие потери. И на Украине во время контратаки под Дубно, и на других фронтах. Но эти жертвы были не напрасны, они приводили к тому, что немецкий план «Барбаросса» стал трещать по швам с первых часов. Героически обороняющиеся войска, даже в окружениях, убивали элиту вермахта, тех самых солдат, что прошли Польшу и Францию, и ударная мощь вермахта к битве за Москву иссякла.
А в это время далеко на Востоке начали ковать меч Победы на заводах, которые были перемещены с территорий, попавших под оккупацию. И начали готовить новые части, молодых солдат и офицеров. Но неудачно складывающая обстановка на фронтах заставляла командование бросать еще мало обученных, необстрелянных бойцов в горнило боев. Так что им пришлось приобретать опыт в самых настоящих боях, учиться и слушать советы бывалых, которые уже полстраны прошли, отступая от границы.
Но не все так хорошо было с подготовкой молодого поколения. Негативные факты прозвучали из уст писателя-фронтовика Астафьева, который прошел большую часть войны рядовым солдатом, в пехоте и в разведке, «на передке», как называли передовую на сленге бывалых бойцов. Но пришлось проходить обучение ратному мастерству добровольцу Астафьеву в суровые годы войны зимой 1941-42 года, когда лучшие воевали на фронте, а молодых обучали, кто попало. Именно такой попал в учебный отряд, где проходил подготовку будущий писатель. И со снабжением у нас было плоховато, только с лета 1942 года заработала на полную мощность перемещенная на восток оборонная промышленность.
Как пишут в своих воспоминаниях ставшие умелыми бойцами Красной Армии солдаты, в учебных ротах их учили знать устройство своего оружия, ходить строем, совершать длительные марши и метко стрелять. В первый период войны «учебка» была весьма кратковременной, в действующей армии были большие потери, и их требовалось компенсировать. Да и патронов не всегда было в достатке, и винтовок, поэтому марши будущие солдаты совершали с деревянными винтовками. И потом недостающее умение приходилось приобретать уже в ходе боевых действий.
И для обучения вождению танка или самолета, попадания по мишеням в это время многого не хватало. В первую очередь, горючего. И приезжали на фронт летчики-новобранцы, как желторотики в эскадрилью Титаренко, умеющие только взлетать и садиться. Но их продолжали учить, давать советы на земле и в воздухе. Аналогично дело обстояло и в танковых войсках, и в артиллерии. На плакатах или теоретических занятиях невозможно было постичь секреты ратного мастерства, поэтому боевые действия на фронте и были самой действенной школой обучения. И, как показали итоги войны, наша солдаты и старшины были способными учениками.
Учились на своих и чужих ошибках и поражениях и наши командиры, в том числе генералы. Кто плохо научился, просто не продвигались по карьерной лестнице, но некоторые получали звания и награды даже в первой половине войны, когда у нашей армии успехов было маловато. Но накопив материальные силы – самолеты, танки, пушки, реактивные минометы «Катюша», в достатке автоматов и винтовок, научившись воевать, наша армия стала теснить врага, выдавливая с нашей территории. Не много, но все же были и бои на окружение противника, когда к нам в плен попадало от 330 тысяч, как под Сталинградом, до 40-50 тысяч в других «котлах». Появилась в наших войсках и средства борьбы с немецкими тяжелыми танками «Тигр» и Пантера». Это и более крупные, 85-мм пушки на танках Т-34/85, противотанковые орудия, укротители немецкого зверинца самоходные СУ-100 и Су-152, подкалиберные снаряды. На танках и самоходках появились радиостанции, которые позволили командирам соединений не просто наблюдать за боем, а своевременно вносить коррективы.
Помните наш старый фильм «На войне, как на войне», о том, как младший лейтенант Малешкин, роль которого блестяще сыграл артист Кононов, командир самоходки СУ-100, выполняя указание командира, ударил в тыл немецким танкам «Тигр», спрятавшимися за избами, и внес перелом в неудачно складывающий бой за эту деревню.
Это был первый бой молодого офицера, а события разворачивались в 1944 году. Тогда уже был внесен перелом в войну, наши войска гнали врага. И торопливости в подготовке молодого пополнения вроде как могло и не быть. Но для приобретения боевого опыта мало хорошо пройти подготовку в училище, надо еще понюхать порох настоящего боя. И этот бой обогатил Малешкина, превратил его в настоящего командира самоходки.
Если бы было возможным, я бы поделил звание лучшего фильма о Великой Отечественной войне между этим фильмом, «В бой идут одни старики», «Горячий снег» и «В августе 44-го». Во всех этих фильмах красной нитью проходит тема подготовки молодых офицеров в боевых условиях. Именно такие подготовленные наши солдаты и офицеры, генералы и маршалы, сломили хребет фашистской Германии и её союзникам, и принесли Победу, 75 лет которой мы только что отметили.
Свидетельство о публикации №220051200679