Реквием по России. Гл. 7, 8

            «Реквием по России».  (Финал).      
                Глава седьмая «Россия Распятая».
Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящия.
 
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
 
 Глава «Распятье» - наверное, «кульминация», если слово сие здесь применимо!   Распята Святая Русь! Неслучайно многие места, где земля пропитана кровью убиенных жертв террора  называют «Русской Голгофой» - «Левашовская пустошь», «Бутовский полигон», «Сандармох». Неважно – где  - страшно от того, во что Россию превратили. Помните  пронзительное стихотворение М. А.Волошина «На дне преисподней», к которым мы недавно обращались?!
  Но твоей Голгофы не покину,
   От твоих могил не отрекусь –
обращается  поэт к России лет за пятнадцать до создания А.А.Ахматовой «Реквиема».
 По сути, сбылось страшное пророчество…
Образ Креста, о котором «ночи  белые …говорят», появляется в Поэме несколько раньше.  А теперь «крестами» на которых русские люди распяты, «покрыта» вся Россия… И стоят рядом матери – тысячи матерей – таких, как в очереди в печально известные «Кресты»...
   Есть в западной духовной музыке такой жанр «Stabat mater» - полностью  «Stabat mater dolorosa» - «Мать, стоящая у Креста». При чтении этой главы невольно  вспоминается...
А ещё написанные  автором «Реквиема»  в трагическом 1914 г. слова о России:
 
Низко, низко небо пустое,
И голос молящего тих:
«Ранят тело Твое пресвятое,
Мечут жребий о ризах Твоих».
 

Добесились, добезумствовали, дали в слепоте духовной разгуляться силам ада, забыв                о корнях духовных, – и вот теперь страшно поднять глаза – и говорить можно  только «шёпотом», как в тюремной очереди у «Крестов»…
                Глава восьмая «Да не повторится»!
 И вот звучащий поминальной молитвой эпилог.
 
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
    Невозможно не увидеть, что с самого начала молитва или просьба «помолиться»  звучит неоднократно. А как же без молитвы?! Сколько кругом смертей...
 Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
   Молитва обо всех умученных, убиенных, безвестно сгинувших.
И ещё - мы знаем, что всё изображённое - воспоминания – горькие, скорбные, трагические воспоминания.
Однако, с самых первых строк, каждый, погружаясь в произведение, начинает воспринимать происходящее как реальность – и не прошлую, а настоящую.
Всё - и «чёрные маруси», и «Кресты», и безутешных стрелецких вдов, и Мать, у Креста стоящую. Всё это  – наша память  - историческая, «генетическая».  Всё  это – изначально  трагическая духовная реальность.
 Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Эти строки, можно сказать, стали крылатыми. Хотели отнять у нас память – оттого                и убиенных, словно мусор, бульдозерами закапывали. Но нельзя «закопать» душу...
 
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь -
    Нельзя забыть, чтобы никогда больше трагедия «расчеловечивания» не повторилась…
     Потом, в год  столетия октябрьского переворота по всей России пройдёт Молитва Памяти…   
А тогда, словно в катакомбах времён гонения на христиан, молились русские люди, души не утратившие, о невинно убиенных...
     В самом начале мы вспомнили музыкальный  «Реквием».  «Покой вечный…», «Грозный Царь», «Судный День», «Слёзный День» и т.д.  Нельзя, наверное, искать «похожести» в Поэме А.А.Ахматовой. Разве, пожалуй, глава «Приговор»  «Слёзный День» напоминает… 
  Только в финале любого Реквиема словно стихают слёзы и стенания – и воцаряется тишина. Так и в поэме великого, последнего поэта Серебряного Века А.А.Ахматовой.
 
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
 
И Памятник, о котором она говорит, воздвигли...
А потом и памятники жертвам  незаконно пришедшей кровавой  власти.
   Вечная  Память невинным жертвам кровавой, нард ненавидевшей власти!
  Упокой, Господи, души умученных, убиенных!
    Вразуми народ русский, чтобы никогда больше не тонула Россия в крови  народа своего!

 


Рецензии