Банка

   Удрав из интерната, трое подростков уже несколько месяцев бродяжничали, успешно промышляя воровством, где только придётся. По весне началось по деревьям бурное сокодвижение. И лидер хулиганов белобрысый Пашка Королёв под кличкой «Шестнадцатый», придумал в лесу собирать берёзовый сок. Такая кличка досталась Пашке из-за номеров его комнаты и кровати за номером 16. Его давно нечёсаный длинноволосый товарищ Юрка Брук, с прозвищем «Торгаш», успешно продавал этот сок по электричкам, на вокзалах и на рынках. Третий пацан Сперанский Генка, оправдывающий кличку «Карман», в основном шмонал карманы и подрезанные сумки в тесной толпе на вокзалах, площадях, в автобусах и в электричках.
    Ночкин с малолетства с большой опаской относился к такому роду бродяг, цыган и беспризорников. Бабка всегда ему говорила, что они имеют не только опасный характер, но и опасные болезни такие, как чесотку от грязи, вшей и другую заразу. Помня эти наставления, Ночкин чуть ли не за километр обходил оборванцев. Но судьба всегда делает человеку непредвиденные испытания. Так случилось и с нашим студентом.
   В выходные дни в лагере практиканты не работали. Желающие могли съездить в Ленинград. Дорога на платформу электрички вела через лес. Это была широкая просека. В лесу бегало много белок. Всюду летали птицы. Поговаривали даже, что здесь водятся кабаны. На деревьях лопались почки. И с каждым новым днём зелени было всё больше и больше. Пахло свежестью, прелыми листьями, парной землёй и смолой сосны. Лес просыпался, оживая под тёплыми весенними лучами солнца. А солнце уже пригревало так, что можно было загорать в затишке.
   Ночкин с девчонками не желал ходить в компании. Он любил ходить сам по себе.
   Проходя как-то по лесной аллее, он заметил привязанную к берёзе трёхлитровую банку. Берёза стояла недалеко от дороги в глубине зарослей среди сосен и густых кустов. В банку из надреза на стволе капал берёзовый сок. Мурат отвязал её и попробовал сок. Напиток совсем не был похож на тот, что они с пацанами и девчонками покупали в магазине. Но всё равно был вкусный, хотя и отдавал древесиной. Зато полезно!
   И Мурат, частенько проходя мимо, выпивал этот сок. Он почему-то никогда не задавал себе вопрос – кто, для чего и зачем привязывает эту банку, собирая берёзовый сок? Он отвязывал банку, а кто-то старательно привязывал.
   Было воскресенье. Ночкин решил съездить в Ленинград. Он встал пораньше, взял немного денег и отправился на электричку.
   Увидев издали банку, он свернул с просеки. И, не оглядываясь, прошёл в кусты до берёзы, спокойно отвязал банку, присел и напился сока. Потом выплеснул остатки сока, бросил банку возле дерева, вытер губы и встал.
   И, развернувшись, вдруг перед собой увидел пацана! Позади него стояло ещё два пацана! Их взгляды ничего хорошего не предвещали! Впечатление было такое, что ребята Ночкина пасли заранее. Ночкин в раз сообразил, что дело в банке! Он выпивал берёзовый сок, который они собирали.
   Пацаны, молча и тихо, начали подходить к Ночкину. Мурат очень сильно испугался. Местность неизвестная, мальчишки незнакомые, вокруг лес и ни души. Что делать?! Бежать в лес?! Но это ещё хуже! Не зная, что ожидать, он вжался спиной в берёзу, испуганно глядя на пацанов.
   Ребята были одеты неопрятно. Ночкин не мог понять, то ли это были беспризорники, ищущие приключений, то ли из какой-то деревни оболтусы-хулиганы! Чёрт поймёшь! Они пристально с неприязнью уставились на Ночкина, разглядывая его, как пойманного в капкан зверя, который им изрядно досаждал!
- Пацаны, вам чего? - тихо спросил Ночкин, весь трепеща от неизвестности.
   Белобрысый Пашка мельком взглянул на товарищей, стрельнул глазами на дорогу, вновь уставился на Мурата и тихо потребовал:
- Деньги давай.
   Тихое требование прозвучало настолько зловеще, что Ночкин без слов, вывернул все карманы и отдал всё, что у него было! Королёв забрал деньги и, не сводя с Ночкина леденящего душу взгляда, отдал их черноволосому товарищу. Юрка посмотрел на деньги и передал их Генке. Ночкин, замерев от испуга, смотрел на третьего. Сперанский пересчитал деньги и вдруг сказал:   
- Мало. Давай ещё.
- Пацаны, у меня больше нет, - задрал руки вверх Ночкин и ещё больше труханул.
- Куртку снимай! – вдруг дёрнул Мурата за рукав Королёв.
   Ночкин с испугу готов был даже штаны снять, лишь бы остаться целым! Он снял без разговоров куртку и протянул её пацану. Пашка кинул куртку Юрке. И внезапно придавил Ночкина к стволу дерева! Мурат ещё больше испугался, втянув в плечи голову. Королёв прошил его злобным взглядом почти бесцветных льдистых глаз и неожиданно треснул кулаком по зубам!
- Не надо! Я всё понял! Пацаны, не надо! Я вам соберу целое ведро сока! - закрывая лицо руками от второго удара, присел от страха Ночкин.
   Пашка врезал кулаком по рукам несколько раз с такой силой, что Ночкину показалось, будто он перебил ему пальцы! Королёв бил сильно и больно костяшками руки короткими резкими ударами. И тут он так задвинул в пах коленом, что Ночкин, задыхаясь от нестерпимой боли, согнулся не в силах кричать! Королёв столкнул Мурата на землю. Генка грубо стянул с головы Ночкина шапку, пнул ему под нос пустую банку, и беспризорники направились по просеке в сторону электрички.
   Ночкин долго сидел, переживая острую боль. Если бы не эта боль, он такого стрекача дал бы в лагерь! Но она словно держала его в железном капкане, не давая ему подняться. Мурату даже показалось, что у него заболело сердце от этой боли, настолько ему было плохо и больно. На лбу выступила испарина.
   Банка лежала перед носом, словно напоминая зловещие взгляды неприязни пацанов. Ночкин с ненавистью смотрел на банку, стиснув от бессилия и злости зубы. Наконец, он смог встать. И с такой злостью пнул банку, что она улетела в кусты!
   Постояв ещё немного, прислушиваясь к затихающей боли, он понуро побрёл в сторону лагеря. Без куртки было холодно. Но от боли и пережитого страха было очень жарко.

продолжение следует------------------


Рецензии