Добряки и кумиры. Гамбургский счет. Чехов. Pro

ПРЕАМБУЛА.
Рассматриваются именно качества социальных модусов, указанных в заголовке (в ракурсах научной семантики и народных представлений).
Методика оценки. Перечень общественно значимых качеств, полезных дел, благородных поступков.
Автор не произносит приговора и не дает итоговой оценки - просто возлагает на весы человеческих качеств факты жизни исторической личности.
Как говорил Шукшин, умный поймет, а дураку хоть кол на голове теши.

ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ

- В гимназии и во дворе никого не задирал, вел себя скромно, в дурные компании и дома старался не попадать.

- Увлечение с детства фольклором и этнографией [1] во все эпохи значило гораздо больше, чем просто досужее занятие. Оно всегда сочеталось с интересом к народу, отдельным людям, было источником развития серьезных патриотических чувств и размышлений.

- С юношеских лет он считал себя ответственным за семью, за ее единство и благосостояние. [2]

- Каким-то феноменальным образом умел на протяжении всей своей взрослой жизни решать свои финансовые вопросы. Приобретать и содержать большие дома (усадьбы), привечать много численных гостей (хлебосольство - его мания), обеспечил родителям безбедную жизнь, дал образование сестре (высшие женские курсы). Это получалось у него методично и как бы само собой [3].

- Всю жизнь занимался местной благотворительностью (одно время содержал за свой счет приемную для больных, покупал им лекарства), входил в различные уездные организации, занимающиеся помощью бедным и пострадавшим.

- Сумел выбраться из омута коммерческой литературы, мелкотемья во имя насущного заработка, создал десятки рассказов-шедевров и четыре пьесы мирового уровня (1896-1903: "Дядя Ваня", "Чайка", "Три сестры", "Вишневый сад").
Чехов один из трех наших писателей, известных всему миру. [4]
- Сумел удержаться в частной и общественной жизни в образе доброжелательного, умного, высоко эрудированного и просто красивого человека. [5]

- Много говоря и сетуя о нереализованных способностях многих хороших людей, не скатился до выспренних разговоров театральной и прочей творческой среды о, так называемом, таланте, плохо определенном и почти ничем , кроме личных предпочтений, не измеряемом качестве, приписываемым себе творческой богемой. Качестве, якобы возвышающем избранных над прочей "непричастной публикой".





______________________________________________________

1   В частности, он хорошо знал библейские сказания, пел в церковном хоре, имел в гимназии по Закону божьему неизменную "пятерку" (оценку достаточно редкую в его табелях). В зрелом возрасте на основе своих детских впечатлений и ассоциаций он написал великолепные "этнографические" рассказы "Студент", "Панихида", "На переезде", "Ванька" и др., повесть "Степь".
2   Качество особое. Ситуация таганрогского периода этого не требовала. Впрочем, перед отъездом семьи в Москву материальные проблемы были явно заметны. Старшие братья об этом не задумывались и, тем более,  не намеревались взваливать на себя обузу содержания (или хотя бы существенной поддержки) большой семьи. Оставшийся доучиваться в гимназии семнадцатилетний Чехов посылает из своих небольших репетиторских заработков помощь семье в Москву. И потом, приехав в столицу и поступив в университет, сразу же устраивается на работу в больнице, пишет обо всем, о чем только можно писать. лишь бы газеты и газетенки платили гонорары - и каким-то неимоверным образом вытаскивает семью из подвала в приличную квартиру и дает возможность сестре продолжить образование.
3   В его письмах нет бесконечного монолога о деньгах и проблемах материального характера (сравни, например,  с А. Островским, драматургом примерно того же времени - у того, иногда, кажется, других тем, кроме денежных, нет). Стихийная и неорганизованная Лика Мизинова в письмах иногда в шутку называет его "жадным". Эта ассоциация могла у нее возникнуть на самом деле, при наблюдении четкой отлаженности в делах и графиках Чехова, в заготовках и расходах по дому.
4   При довольно низком среднем уровне нашей литературы, по мировой оценке (оценка, конечно, очень условна и относительна - как, например, список Нобелевских лауреатов в области литературы), два русских писателя (Достоевский и Л. Толстой) относятся к величайшим мировым, занимая в глобальных рейтингах первые места, а Чехов считается одним из самых выдающихся драматургов мира, наряду с Шекспиром, Шиллером, Мольером, Еврипидом, Расином и т. п.
5   Не обладая выдающейся эрудицией (ей не от куда было взяться при его происхождении, обычном образовании, постоянной работе), он, в отличие от других известных современников, не наговорил глупости ни по темам, в которых компетентен, ни, тем более, по вопросам в которых недостаточно разбирается


Рецензии