Нагайбакские казаки,

   Материала набралось  много. О нагайбаках не писал только ленивый!  Только каждый со своей колокольни. У меня колокольня  тоже своя-нагайбакская, так как  и папа и мама -нагайбаки, потомки Нагайбакских казаков  из села Кассель Нагайбакского района , Челябинской области.
   У меня был первоначальный побудительный к поискам  достоверный факт:" Моя мама -нагайбачка в компании с сибирской татаркой , с которой встретились впервые запела-и обе стали петь песню! Вначале одну , затем ещё с десяток! И слова  поют одни и те же и мелодию. Я был в шоке! Если  сибирские татары  пошли с Чингизханом (волею или по принуждению) то песни расставшись тогда-встретились через...тысячу лет! Это  первый РЕПЕР.Буду искать , когда песни расстались! Это позже, мои друзья из группы "Астраханские  нугаи"  прислали родословную  Кучума-хана и сведение о том . что Сибирских татар четыре рода. Два из них Каракалпаки и Ногаи. И что Хан Кучум  после разгрома его войск ушёл в астраханские степи!В родословной  хана в седьмом поколении  четыре хана Ишимовы  . Этот факт интригующий, мы его зафиксируем и будем искать  дальше!
  Вторая составляющая- крешины, то бишь крещёные булгары.  Крестились булгары  в 619 году . за 300 лет до Русов! При хане Кубрате. Существовало государство Великая Булгария.
 Если коротко-после разделения булгар на Дунайских и волжских-  одни дунайские  примкнули к славянским племенам- , ассимилировали приняли язык, культуру- и вот вам БОЛГАРЫ! С царём Борисом!
 А прошедшие до Паннонии угорские булгары- называли себя Hungaria- государство Гуннов!
 Об этом , не вдаваясь в подробности прочесть можно следующее:
После падения аваров первостепенная роль в тюрко-монгольской Европе перешла на некоторое время к булгарам. [384] Этот народ, который имеет тюркское происхождение и относится к гуннам кутригурам, во второй четверти VII в. создал сильное царство на северо-западе Кавказа, между Кубанью и Азовским морем, под властью хана Кубрата (умер в 642 г.), вождя булгарского племени оногундуров. После смерти Кубрата, продвижение хазар разделило булгарские племена на две части. Одна часть, под руководством одного из сыновей Кубрата, по имени Баян, осталась в стране под властью хазар (потомки этой ветви позже продвинутся на север в направлении Камы и Казани, где они станут основателями Великой Булгарии, которая в XIII в. будет разрушена монголами Чингиз-ханидами; их последними потомками будут современные чуваши).(Груссе Рене.  (Французский  историк)" Империя степей." Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан)
 В видео "  Кряшены-История потерянного народа" можно узнать  какую территорию  заняли  крешины- крещёные булгары.( кстати к названию  "КРЕШИНЫ" слово "Крещёный"  не имеет отношения! Крещёный по-крешински-"ЩУКЫНГАН"! Есть сведения , по которым для победы над аланами хан Курбат  решил заручиться поддержкой Константинополя,для чего со своим народом принял христианскую веру!Крестили булгар  священники-архоны- Урумы и Рамеи( тюркоговорящие  греки , имеющие  прозвище "КРЕШИ", потому , как они называли остров КРИТ! Вот и их крестников стали называть"Креши"! Полагаю  слова Керч , и КУРЕШ-борьба на поясах - от этого слова ! )
  Вот и привели мы крешинов из Великой Волжской булгарии в Татарстан.
  Когда Иван Грозный осадил Казань ,(отвлекусь и отвлеку Вас как в сказке "Золотой петушок" царь "клюнул" на прелести регентши девятнадцатилетней красавицы -вдовы...") тогдашняя правительница ханства  Сююмбике; (ног. Суьйимбийке, тат. С;ембик;) — правительница Казанского ханства, жена казанских ханов Джан-Али (1533—1535), Сафа-Гирея и Шах-Али, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Едигея) призвала прекратить сопротивление , чтобы избежать  бессмысленного кровопролития. 600 Гвардейцев из знатных ногайских родов, присланных для защиты Сююнбике , её отцом Юсуф-бием, расквартированных в Арской заставе, недалеко от Казани, после падения последней не могли вернуться домой-их ждала смертная казнь  за невыполнение  приказа об охране  Сююнбике! Они подали прошение разрешить им жениться на крешинках! Ответ был: "Разрешить, но  принять христианство, вначале!"Но царица царицей, а вот личная ее гвардия ногайских беков,  , по преданию, дала в Казанском ханстве многочисленное потомство.С местными татарами не смешалась, образовав свой этнос. Но фамилии  свои ногаи сохранили- до сих пор вместе с Петровыми , Васильевыми, Танаевыми и Бургучёвыми -появились Маметьевы , Ишмаметьевы, Утешевы и т.д.!
  Меня интересовал вопрос:"Когда же Ишимовы добавились в этот конгломерат казачьих народов?" И  второй , почему же "Нагайбаки?"
   
Определённый П.И. Небольсиным особый род нагайбаков подтверждается у автора тем, что он публикует один из вариантов возникновения их самоназвания и пишет об одном из слагаемых в их происхождении. Когда он посетил Астрахань, то местные знакомые ему представители из юртовских и кундровских татар сообщили, что несколько ногайских семей княжеского рода, повздорив с соплеменниками, удалились из устья Волги в Нарын-Пески, а затем вдоль левого берега р. Волги дошли до р. Кинели откуда затем добрались до р. Ик, где и поселились. Поселение их стало называться Нагайбаком. Далее информаторы П.И. Небольсина сообщают о том, что эти ногайцы на новом месте сблизились с другим мусульманским населением, а при Анне Иоанновне были освобождены от ясака и причислены в казачье сословие1.
 А казаков размещённых в Нагайбакском- стали называть"Нагайбакские  казаки"! Отсюда и НАГАЙБАКСКИЙ район! И , друзья,поговорка "Эше булмаган-аштарканга барган"! Очень понятна , что  родилась она  у живших недалеко от Астрахани родичей Каибхана и Убетуллы хана Ишимовых..( Правда  , говорят , что Аштаркан"-это по ногайски-орех! А я думаю, вот возили гостинцы из Астрахани , детишки назывли  их "Аштаркан куштенеше"- астраханские гостинцы. А может  и не называли так , а мои аппоненты выдумали!
  Вывод: Ишимовы -потомки хана Кучума , пришли на Бакалинскую землю, основали село "НАГАЙБАК" , давшее название  нашим казакам! Перешли в казачье сословие , крестились, (А отец  говорил :  "Щиркэуден кайткащь базга тёшёп  намаз укый торганнарые бабайлар!" (Вернувшисб с вечерней деды спускались в подпол и читали намаз!)- Правильно всего-то лет 90  прошло . как они на реке ИК в Нагайбакской станице приняли христианскую веру! Когда я в первый раз написал про "НАМАЗ" в подполе- многие зашикали на меня:"Никогда крешины не были мусульманской веры!" Я и не спорю, но вот те , кто  пришли с Астраханских степей- были мусульманами , видно  не  очень просто было жить на вольных хлебах, в окружении недружественных соседей! Пришли в казачество-и они под защитой! Подтверждает мои слова и 

  "Они являются православными, хотя с этим и возникали трудности: крестить-то их крестили, а вот священники жаловались с 18-го века, что проповедей он не понимают, молятся формально, при том , что крешины Татарстана очень ревностно блюли все чины христианской веры!
 Казаки как сословие были образованы указом "сверху": Императрица Анна Иоанновна 11 февраля 1736 года повелела всех этих потомков   перевести в казачество и создать в Закамье казачьи  станицы, пусть, дескать, потомки воинов, стерегут окраинные земли.
 И вот здесь материал из интернета , о том . что в Закамье же  перебрались  ПОТОМКИ Кучума, братья ИШИМОВЫ с семьями из Астраханских степей! Кочевали в районе реки Ик. и  стоянку свою называли "Нагайбакская"! Казаки разместившиеся в  Нагайбакской построили дома , Церковь , огородили  крепость!(были и другие казачьи крепости "Бакалинская"...). Казаков , видимо для  краткости стали называть "Нагайбакскими", выходит  названию "Нагайбакские казаки" мы обязаны этим потомкам хана Кучума! Поскольку  имена их были Каибхан Ишимов и Убетулла Ишимов , прозвища у них были "КАИШ" и УБИШЬ"! Таковые прозвища (кушаматы) сохранились до сих пор! Я до сих пор помню, как мама в сердцах называла отца "УБИШШШШ"! Специальным указом в состав казаков  добавили освобождённых из киргиз-кайсацкого плена на шёлковом пути иноверцев :Аравитян , Персов, Калмыков,Арабов и т.д! Смешение  разных народов  не привело к разнородности казачьего народа! Язык , основная часть песен ,  обычаи, блюда традиции- общие у всех,  за небольшим исключением!  Сказалось общее служение в регулярных войсках, общие военные походы , жизнь в относительной изоляции от  других народов: Русские считали нагайбаков инородцами , башкиры и татары- кафырами- неверными!
 В Башкирии наши шутки  не понимали, над языком и многими понятиями надсмехались другие представления! В этих условиях  объединение было единственным способом выжить! (окончание будет)
   


Рецензии