С кислородом шутки плохи! Поучительная история...

                Фото из семейного архива.

    Это случилось в марте 1945-го года, когда наши войска уже зачищали от фашистов соседние с СССР страны. Перед тем, как перебазироваться на освобождённый от немцев румынский аэродром, наши лётчики для дозаправки приземлились на пограничном с Румынией аэродроме Бельцы в Молдавии. Во время посадки отец почувствовал падение давления воздуха в тормозной системе шасси и обратился к борттехнику с просьбой – проверить, нет ли утечки в шлангах.
      Надо сказать, что давление в системе самолёта требовалось приличное – 150 атмосфер! (В автомобильном колесе – 2 атмосферы). Почему такое высокое? Дело в том, что пятицилиндровый бензиновый двигатель самолёта конструктора Лавочкина заводился подачей сильно сжатого воздуха в часть цилиндров, поршни в которых приводились в движение, увлекая за собой коленчатым валом поршни других цилиндров, в которые в тот момент впрыскивалась горючая смесь. Всё придумано очень просто, но  позволяло заводить мощный мотор без тяжёлых аккумуляторов и стартёров, что было очень важно для облегчения конструкции самолёта, у которого крылья и рама были обшиты обыкновенной фанерой. Теперь надо было только найти баллон со сжатым воздухом и заправить им системы самолёта.
      Аэродром Бельцы до этого использовался немцами, и баллоны, обнаруженные в аэродромном сарайчике, тоже оказались немецкими.  Часть из них была наполнена кислородом, обеспечивающим дыхание лётчика при высотных манёврах, а часть –  сжатым воздухом для систем пневматики и запуска самолёта.   
      Борттехник не знал немецкий язык, поэтому отец предупредил его: «Ни в коем случае не перепутай баллоны! Открой краник и поднеси спичку – если ярко горит – кислород, если затухнет – воздух. Его и бери!». Но он не знал, что у борттехника в кармане не оказалось ни спичек, ни зажигалки. Тот выбрал баллон «наугад», соединил заправочный шланг с системой самолёта и сказал отцу: «Командир, включай зажигание и открывай топливный кран».  Как только отец включил зажигание, раздался страшный взрыв, кабина загорелась, а его, всего объятого пламенем, выбросило взрывной волной из самолёта, который сам завёлся и начал разгон по взлётной полосе. Ещё секунда, и он мог улететь в неизвестном направлении, так как все закрылки были установлены в положение «взлёт». Только в конце полосы он  «дал козла» и уткнулся в землю под углом в 45 градусов.
      У отца было предчувствие, что борттехник может перепутать баллон, поэтому он не стал пристегиваться ремнями как положено при взлёте, и это спасло ему жизнь. Вся одежда сгорела, сильнейшие ожоги лица и рук. Надо было срочно везти его в ближайший госпиталь, но место незнакомое, поэтому бойцы решили сначала отнести его в одну из избушек возле аэродрома. И здесь ему опять повезло. Увидев ожоги, хозяйка дома – старушка, сказала: «Оставьте его у меня. Я его вылечу!».  И точно! Какими-то своими народными мазями она его выходила. Коричневая корка снялась как маска, обнажив свежее молодое лицо. Новая кожа выросла и на других частях тела.  Через неделю он уже сидел в кабине своего отремонтированного самолёта. 
       Вот что бывает при неправильном обращении с кислородом. При его контакте с машинным маслом он вызывает взрыв и пожар. Масштаб происшествия зависит только от объёма компонентов.
    Это был единственный эпизод за время войны, когда отец горел в собственном самолёте. То, что нередко случалось во время воздушного боя в небе, настигло опытнейшего лётчика на земле.
      Его самолёт прошивали снаряды зениток, пулемётные очереди «мессеров», но он всегда возвращался на аэродром даже с серьёзными ранениями и сквозными дырами в крыльях и фюзеляже. С осколками от снарядов он впоследствии залёг и в могилу. Их нельзя было удалить без ампутации ног…
      Эту историю, рассказанную отцом лет сорок назад, я вспомнил сейчас, узнав о происшествиях - пожарах с аппаратами подачи кислорода ИВЛ в больницах, где лечатся пациенты с тяжёлой формой коронавирусной инфекции . Кислород –  не только важнейший жизненно необходимый всему живому компонент воздуха, но ещё и взрывоопасное вещество, при контакте с машинным маслом и любой смазочной жидкостью способное вызвать взрыв и пожар! Это надо знать и помнить!


Рецензии
Русское АВОСЬ...

БЕЛЬЦЫ БЫЛИ ЧАСТЬЮ румынии

Зус Вайман   14.05.2020 13:10     Заявить о нарушении
К тому моменту оккупация города румынами была уже снята, и Бельцы снова стали Молдавией, как и до 1918-го года. Жители Бельц всегда считали себя молдаванами, хотя город многократно переходил "из рук в руки" за свою более чем двухсотлетнюю историю. У меня дома хранится лента отца и диплом "Почётный гражданин города Бельцы Молдавской ССР". А Румынии мы войну даже не объявляли - просто "освободили" её от фашистов в ходе Ясско-Кишинёвской операции.

Алексей Раздорский   14.05.2020 14:13   Заявить о нарушении
И ещё. С 1940-го года Бельцы вместе с Бессарабией стали частью СССР.

Алексей Раздорский   14.05.2020 15:28   Заявить о нарушении
Да, но для румын Бельцы и сейчас Румыния

Зус Вайман   14.05.2020 16:33   Заявить о нарушении
Зус, но это уже "совсем другая история"! Для японцев Сахалин японский.... Не только Южный... У меня есть книга на японском столетней давности с фотографиями генерал-губернатора Сахалина.

Алексей Раздорский   14.05.2020 17:20   Заявить о нарушении
Алексею Раздорскому. Простите, разве Румыния не объявляла нам войны в 1941? К концу Ясско-Кишинёвской операции она переметнулась. Это в 1940 обошлось без войны с нею, хоть "товарищ" Антонеску и призывал брать пример с Финляндии.

Михаил Струнников   22.06.2021 15:08   Заявить о нарушении
Она вступила в "ось" в январе 42-го, но напрямую нам войну не объявляла. Так пишут источники.

Алексей Раздорский   22.06.2021 16:09   Заявить о нарушении
Значит, сидели тихо 22 июня 1941 года.

А палестинский король Хуссейн в 1967 году обшибся, начал стрелять, когда арабские армии на Синае и в Галилее пошли на приступ

Зус Вайман   22.06.2021 18:14   Заявить о нарушении
Зус, я не историк, а мой отец, участник событий, уже в ином мире. Так что спросить мне не у кого, поскольку все вокруг врут! Но у отца есть шикарный румынский орден от социалистической Румынии и настоящая лётная книжка, где отмечен его каждый боевой вылет и точная дата одержанных им побед(сбитых самолётов противника) с подписью командира полка и печатью. Не у каждого Героя есть такая книжка, поэтому я не очень-то верю цифрам, озвучиваемым бездоказательно историками и биографами наших воздушных асов! А Бельцы были и частью Молдавии до декабря 1941-го года,хотя чьи они сейчас - меня вообще-то мало интересует!

Алексей Раздорский   22.06.2021 20:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.