С кислородом шутки плохи! Поучительная история...
Это случилось в марте 1945-го года, когда наши войска уже зачищали от фашистов соседние с СССР страны. Перед тем, как перебазироваться на освобождённый от немцев румынский аэродром, наши лётчики для дозаправки приземлились на пограничном с Румынией аэродроме Бельцы в Молдавии. Во время посадки отец почувствовал падение давления воздуха в тормозной системе шасси и обратился к борттехнику с просьбой – проверить, нет ли утечки в шлангах.
Надо сказать, что давление в системе самолёта требовалось приличное – 150 атмосфер! (В автомобильном колесе – 2 атмосферы). Почему такое высокое? Дело в том, что пятицилиндровый бензиновый двигатель самолёта конструктора Лавочкина заводился подачей сильно сжатого воздуха в часть цилиндров, поршни в которых приводились в движение, увлекая за собой коленчатым валом поршни других цилиндров, в которые в тот момент впрыскивалась горючая смесь. Всё придумано очень просто, но позволяло заводить мощный мотор без тяжёлых аккумуляторов и стартёров, что было очень важно для облегчения конструкции самолёта, у которого крылья и рама были обшиты обыкновенной фанерой. Теперь надо было только найти баллон со сжатым воздухом и заправить им системы самолёта.
Аэродром Бельцы до этого использовался немцами, и баллоны, обнаруженные в аэродромном сарайчике, тоже оказались немецкими. Часть из них была наполнена кислородом, обеспечивающим дыхание лётчика при высотных манёврах, а часть – сжатым воздухом для систем пневматики и запуска самолёта.
Борттехник не знал немецкий язык, поэтому отец предупредил его: «Ни в коем случае не перепутай баллоны! Открой краник и поднеси спичку – если ярко горит – кислород, если затухнет – воздух. Его и бери!». Но он не знал, что у борттехника в кармане не оказалось ни спичек, ни зажигалки. Тот выбрал баллон «наугад», соединил заправочный шланг с системой самолёта и сказал отцу: «Командир, включай зажигание и открывай топливный кран». Как только отец включил зажигание, раздался страшный взрыв, кабина загорелась, а его, всего объятого пламенем, выбросило взрывной волной из самолёта, который сам завёлся и начал разгон по взлётной полосе. Ещё секунда, и он мог улететь в неизвестном направлении, так как все закрылки были установлены в положение «взлёт». Только в конце полосы он «дал козла» и уткнулся в землю под углом в 45 градусов.
У отца было предчувствие, что борттехник может перепутать баллон, поэтому он не стал пристегиваться ремнями как положено при взлёте, и это спасло ему жизнь. Вся одежда сгорела, сильнейшие ожоги лица и рук. Надо было срочно везти его в ближайший госпиталь, но место незнакомое, поэтому бойцы решили сначала отнести его в одну из избушек возле аэродрома. И здесь ему опять повезло. Увидев ожоги, хозяйка дома – старушка, сказала: «Оставьте его у меня. Я его вылечу!». И точно! Какими-то своими народными мазями она его выходила. Коричневая корка снялась как маска, обнажив свежее молодое лицо. Новая кожа выросла и на других частях тела. Через неделю он уже сидел в кабине своего отремонтированного самолёта.
Вот что бывает при неправильном обращении с кислородом. При его контакте с машинным маслом он вызывает взрыв и пожар. Масштаб происшествия зависит только от объёма компонентов.
Это был единственный эпизод за время войны, когда отец горел в собственном самолёте. То, что нередко случалось во время воздушного боя в небе, настигло опытнейшего лётчика на земле.
Его самолёт прошивали снаряды зениток, пулемётные очереди «мессеров», но он всегда возвращался на аэродром даже с серьёзными ранениями и сквозными дырами в крыльях и фюзеляже. С осколками от снарядов он впоследствии залёг и в могилу. Их нельзя было удалить без ампутации ног…
Эту историю, рассказанную отцом лет сорок назад, я вспомнил сейчас, узнав о происшествиях - пожарах с аппаратами подачи кислорода ИВЛ в больницах, где лечатся пациенты с тяжёлой формой коронавирусной инфекции . Кислород – не только важнейший жизненно необходимый всему живому компонент воздуха, но ещё и взрывоопасное вещество, при контакте с машинным маслом и любой смазочной жидкостью способное вызвать взрыв и пожар! Это надо знать и помнить!
Свидетельство о публикации №220051301047
Алексей Раздорский 14.05.2020 14:13 Заявить о нарушении
Алексей Раздорский 14.05.2020 15:28 Заявить о нарушении
Алексей Раздорский 14.05.2020 17:20 Заявить о нарушении
Михаил Струнников 22.06.2021 15:08 Заявить о нарушении
Алексей Раздорский 22.06.2021 16:09 Заявить о нарушении
А палестинский король Хуссейн в 1967 году обшибся, начал стрелять, когда арабские армии на Синае и в Галилее пошли на приступ
Зус Вайман 22.06.2021 18:14 Заявить о нарушении
Алексей Раздорский 22.06.2021 20:35 Заявить о нарушении