Поэзия и проза

 Каждый жанр имеет свои преимущества и недостатки. Переходя от поэзии к прозе, я по-привычке попытался сделать ее более громкой и возвышенной.
Примерно так:

Все мы листочки на дереве жизни.
Все мы пожелтеем и улетим под порывом космического ветра.
Но после одних останутся лишь засохшие черенки, а после других возникнут новые побеги...

Вроде все красиво, все правильно, но, что-то здесь не так…
Менторские нотки проглядывают. В народе бы сказали  – мужик умничает.
 Вот в стихах возвышенная стилистика воспринимается привычно и нормально, а здесь… Начал рассуждать.
Чем обычно ценятся стихи?
Сочностью и точностью образов, напевностью строк и их завораживающей ритмичностью. Уберем главный определяющий элемент – рифму, оставим только мысль и ритм. Получим что-то среднее:

 - Нам  для того всем и даны мозги,
Чтоб мы   решали все сердечные проблемы.

- Слов образность сравню я с пышностью листвы,
а краткость речи – с сочностью плодов!

Опять высокопарно! Нет, если уж менять свой профиль, то менять капитально и бесповоротно.
Божий дар (поэзию) с яичницей (проза)не стоит путать – яичница все же вкуснее. К тому же у «божьего дара» есть строгие рамки: длина строки, ритм и рифма. Много времени на подгонку уходит. Легкость в этом деле появляется в связке "талант + труд".  Первое дается свыше,а второе - "тонны словесной руды" высшие силы предлагают лопатить самому автору.
Поэтому у поэтов желательно иметь более широкий лексикон.
Есть еще один момент, на который литературоведы редко обращают внимание. Это способ повествования.   
 Присутствие в стихах авторского я закрепощает автора. Из-за чего у растущего и ищущего поэта появляется ощущение тесноты рамок.
Пьесы, поэмы, сказки в стихах не завоевали массового читателя, кроме гурманов и детской аудитории. И вот многие поэты потянулись к прозе.
Наши классики Пушкин и Лермонтов первыми успешно прошли этот переход в своем творчестве. Тургенев, Бунин, Набоков не так ярко, но тоже. Из поэтов современников Окуджава и Высоцкий подходили к этому рубежу вплотную. Окуджава успел издать свою книгу, Высоцкий лишь сделал набросок первого рассказа или повести.
Главная задача для любого автора – интереснее и ярче показать жизненное событие, явление, ситуацию. В прозе легче закрутить интригу и привлечь читателя к раскрытию загадок и тайн.

Многие начинающие поэты эту тесноту рамок пытаются заполнить многословием и громкостью высказываний, что выливается в графоманство.  Этим же объясняется неумения выразить мысль кратко.
Сам  с этим боролся – нещадно вычеркивал смазливые и пустые строчки. Как потом оказалось, в прозе это обрезаниепоначалу даже мешало.

Заключить мысль в одну строку или предложение – это уже достижение автора. Как-то поймал такую мысль:
 
Чтоб все сказать о вечности – увы, не хватит слов.

Но у многих моих соратников было иное мнение, которое я оформил в свой ярлычок известному литературному качеству воспетого Чеховым:

Краткость – сестра таланта, дочь разума и падчерица гонорара.

Самая короткая проза – это афоризмы и анекдоты. На этом переходном этапе задержался, пока не понял, что афоризм это «упакованная мысль» и не каждый способен ее распаковать. Афоризм, это ведь чаще всего намек, для дальнейшего раскрытия в голове читателя. Даже анекдоты не все люди воспринимают сразу. Да и сами анекдоты часто построены на разности умственных уровне героев.  Простейший пример:

– А что ты можешь делать?
– Могу копать.
– А еще что можешь?
– Могу не копать.

Сочинять анекдоты не так и сложно, что я и делал в стихотворной форме.
 
Жена! Я потерял трояк.
А за какие ж бельма ты залил?
Дак ведь нашел его свояк,-
Он с радости и угостил.

Народ у нас юмор любит и потому веселые нотки в прозе ценятся. Произведение только из серьезных и умных мыслей – не читабельно, а о читателе надо думать. Умные мысли чаще всего с грустинкой:

 Жизнь – это временное явление.
Явление нас самих на этой земле.

В моем сердце есть маленький уголок, похожий на кладбище.
Там покоятся воспоминания о моих бывших друзьях.

Так что главный совет: переходя к прозе нужно спустить себя с поэтических высот на грешную землю и найти в произведениях достойного оппонента. Все-таки авторские монологи не могут представить картину мира объемно. Иот их избытка тексты могут стать занудными.
Общение между людьми включает в себя действия: мимику и жесты, взгляды. А еще есть обмен мнениями И споры. 
Можно, конечно, подарить красиво выраженную мысль одному из эмоциональных героев – это не возбраняется – это пожалуйста:

Мир так прекрасен!
Он обворожил меня сразу, и так, что сотни и тысячи разочарований не смогли поколебать мою любовь к жизни!

Как показала практика, проза не может стать поэтичной в полном объеме. И времена романов и пьес в стихах ушли безвозвратно с появлением массового читателя. Прозу надо писать простым и доступным языком, без перенапряжения читательского мозга. Позже я все же определил разницу жанров в свою очередную «упакованную» фразу:

Прозу можно сравнить с взглядом на окружающий мир через обычное окно, а поэзия – это взгляд на него через цветной витраж.

Зато сколько времени экономится!
В прозе не надо подгонять строку, а слова под музыкальность и легкость в произношении. Возвышенность и красивость в прозе особо ни к чему. А вот философия с иронией там в самый раз:

Душа не может существовать без тела.
Стоит ли критиковать людей за то, что они думают сначала о содержании своего тела? Ведь так важно, чтобы убежище у души было тёплым и уютным.

В бурной молодости мы берем кредит у своего организма, а в старости – платим по векселям.


Переход от поэзии к прозе оказался довольно сложным и растянулся у меня на несколько лет. Сначала записывал отдельные мысли, потом свои байки и миниатюры. Многое потом пригодилось:

ХРОНИКА ДНЯ
День начался плохо – я потерял червонец. А закончился хорошо – я нашел его за подкладкой.

ЕДИНСТВО ВЗГЛЯДОВ

Он так нудно рассказывал про свою жизнь, что в глазах слушателей читалось:
– Уж лучше бы он не родился!



НА СТЫКЕ МИРОВ
 
Над головой сияли звезды. Я чувствовал, как они зовут к себе. Мне оставалось лишь разорвать земное притяжение и оказаться среди них. Я лихорадочно начал искать кнопку запуска и вдруг нащупал ее в кармане…
Но это оказалась пробка от пива, а сам я лежал в какой-то подворотне и был заправлен совсем не тем горючим.

ОТКРОВЕНИЯ СОСЕДСКОГО МАЛЬЧИКА
– Наш
папа (нас у него четверо) во избежание стресса начал бегать трусцой. Поначалу это были короткие дистанции, и он прибегал к завтраку. Потом средние и прибегал уже к обеду, ну а потом длинные и приплетался уже к ужину. А когда папа стал осваивать марафон, то сначала появлялся к утру, а потом вообще перестал появляться дома.
Спросил у мамы где он сейчас бежит? И она ответила – черт его знает!


Рецензии
И вывод: писательство (сочинительство художественных текстов) есть ни что иное как ЗАБАВА. Поэтому и относится к этому занятию нужно с юмором.

Алексей Курганов   13.05.2020 20:32     Заявить о нарушении
Да нет, информационная сторона также важна. Пытаюсь свои тексты и этим фаршировать. Спасибо что прочли и сделали умозаключение.

Алексей Аимин 2   13.05.2020 22:24   Заявить о нарушении
НЕ понял. А какую полезную информацию можно найти в ХУДОЖЕСТВЕННЫХ текстах?

Алексей Курганов   14.05.2020 06:32   Заявить о нарушении
Запрещенную в официальных источниках. Например, в повести "Сон олигарха" у меня мировое правительство представлено и выдержки древних текстов семитских мудрецов. В повести "Голкипер" информация как наши воевали с Израилем в 1970 - сколько погибло и рассказ рядового участника - в Инете такого не найти, только рассказы от полковника и выше, о зарождении бюрократии в Византии и т.д.

Алексей Аимин 2   14.05.2020 06:49   Заявить о нарушении
Соглашусь, но иносказание не каждый поймёт. В таком случае нужны пояснения- а они, что говорится, чреваты.

Алексей Курганов   14.05.2020 12:23   Заявить о нарушении
Да и достать трудно. Вот записи о посещении Иисуса храмов Индии очень засекречены.Все документы института Анаберне тоже.

Алексей Аимин 2   14.05.2020 18:32   Заявить о нарушении