Поэзия и проза
Примерно так:
Все мы листочки на дереве жизни.
Все мы пожелтеем и улетим под порывом космического ветра.
Но после одних останутся лишь засохшие черенки, а после других возникнут новые побеги...
Вроде все красиво, все правильно, но, что-то здесь не так…
Менторские нотки проглядывают. В народе бы сказали – мужик умничает.
Вот в стихах возвышенная стилистика воспринимается привычно и нормально, а здесь… Начал рассуждать.
Чем обычно ценятся стихи?
Сочностью и точностью образов, напевностью строк и их завораживающей ритмичностью. Уберем главный определяющий элемент – рифму, оставим только мысль и ритм. Получим что-то среднее:
- Нам для того всем и даны мозги,
Чтоб мы решали все сердечные проблемы.
- Слов образность сравню я с пышностью листвы,
а краткость речи – с сочностью плодов!
Опять высокопарно! Нет, если уж менять свой профиль, то менять капитально и бесповоротно.
Божий дар (поэзию) с яичницей (проза)не стоит путать – яичница все же вкуснее. К тому же у «божьего дара» есть строгие рамки: длина строки, ритм и рифма. Много времени на подгонку уходит. Легкость в этом деле появляется в связке "талант + труд". Первое дается свыше,а второе - "тонны словесной руды" высшие силы предлагают лопатить самому автору.
Поэтому у поэтов желательно иметь более широкий лексикон.
Есть еще один момент, на который литературоведы редко обращают внимание. Это способ повествования.
Присутствие в стихах авторского я закрепощает автора. Из-за чего у растущего и ищущего поэта появляется ощущение тесноты рамок.
Пьесы, поэмы, сказки в стихах не завоевали массового читателя, кроме гурманов и детской аудитории. И вот многие поэты потянулись к прозе.
Наши классики Пушкин и Лермонтов первыми успешно прошли этот переход в своем творчестве. Тургенев, Бунин, Набоков не так ярко, но тоже. Из поэтов современников Окуджава и Высоцкий подходили к этому рубежу вплотную. Окуджава успел издать свою книгу, Высоцкий лишь сделал набросок первого рассказа или повести.
Главная задача для любого автора – интереснее и ярче показать жизненное событие, явление, ситуацию. В прозе легче закрутить интригу и привлечь читателя к раскрытию загадок и тайн.
Многие начинающие поэты эту тесноту рамок пытаются заполнить многословием и громкостью высказываний, что выливается в графоманство. Этим же объясняется неумения выразить мысль кратко.
Сам с этим боролся – нещадно вычеркивал смазливые и пустые строчки. Как потом оказалось, в прозе это обрезаниепоначалу даже мешало.
Заключить мысль в одну строку или предложение – это уже достижение автора. Как-то поймал такую мысль:
Чтоб все сказать о вечности – увы, не хватит слов.
Но у многих моих соратников было иное мнение, которое я оформил в свой ярлычок известному литературному качеству воспетого Чеховым:
Краткость – сестра таланта, дочь разума и падчерица гонорара.
Самая короткая проза – это афоризмы и анекдоты. На этом переходном этапе задержался, пока не понял, что афоризм это «упакованная мысль» и не каждый способен ее распаковать. Афоризм, это ведь чаще всего намек, для дальнейшего раскрытия в голове читателя. Даже анекдоты не все люди воспринимают сразу. Да и сами анекдоты часто построены на разности умственных уровне героев. Простейший пример:
– А что ты можешь делать?
– Могу копать.
– А еще что можешь?
– Могу не копать.
Сочинять анекдоты не так и сложно, что я и делал в стихотворной форме.
Жена! Я потерял трояк.
А за какие ж бельма ты залил?
Дак ведь нашел его свояк,-
Он с радости и угостил.
Народ у нас юмор любит и потому веселые нотки в прозе ценятся. Произведение только из серьезных и умных мыслей – не читабельно, а о читателе надо думать. Умные мысли чаще всего с грустинкой:
Жизнь – это временное явление.
Явление нас самих на этой земле.
В моем сердце есть маленький уголок, похожий на кладбище.
Там покоятся воспоминания о моих бывших друзьях.
Так что главный совет: переходя к прозе нужно спустить себя с поэтических высот на грешную землю и найти в произведениях достойного оппонента. Все-таки авторские монологи не могут представить картину мира объемно. Иот их избытка тексты могут стать занудными.
Общение между людьми включает в себя действия: мимику и жесты, взгляды. А еще есть обмен мнениями И споры.
Можно, конечно, подарить красиво выраженную мысль одному из эмоциональных героев – это не возбраняется – это пожалуйста:
Мир так прекрасен!
Он обворожил меня сразу, и так, что сотни и тысячи разочарований не смогли поколебать мою любовь к жизни!
Как показала практика, проза не может стать поэтичной в полном объеме. И времена романов и пьес в стихах ушли безвозвратно с появлением массового читателя. Прозу надо писать простым и доступным языком, без перенапряжения читательского мозга. Позже я все же определил разницу жанров в свою очередную «упакованную» фразу:
Прозу можно сравнить с взглядом на окружающий мир через обычное окно, а поэзия – это взгляд на него через цветной витраж.
Зато сколько времени экономится!
В прозе не надо подгонять строку, а слова под музыкальность и легкость в произношении. Возвышенность и красивость в прозе особо ни к чему. А вот философия с иронией там в самый раз:
Душа не может существовать без тела.
Стоит ли критиковать людей за то, что они думают сначала о содержании своего тела? Ведь так важно, чтобы убежище у души было тёплым и уютным.
В бурной молодости мы берем кредит у своего организма, а в старости – платим по векселям.
Переход от поэзии к прозе оказался довольно сложным и растянулся у меня на несколько лет. Сначала записывал отдельные мысли, потом свои байки и миниатюры. Многое потом пригодилось:
ХРОНИКА ДНЯ
День начался плохо – я потерял червонец. А закончился хорошо – я нашел его за подкладкой.
ЕДИНСТВО ВЗГЛЯДОВ
Он так нудно рассказывал про свою жизнь, что в глазах слушателей читалось:
– Уж лучше бы он не родился!
НА СТЫКЕ МИРОВ
Над головой сияли звезды. Я чувствовал, как они зовут к себе. Мне оставалось лишь разорвать земное притяжение и оказаться среди них. Я лихорадочно начал искать кнопку запуска и вдруг нащупал ее в кармане…
Но это оказалась пробка от пива, а сам я лежал в какой-то подворотне и был заправлен совсем не тем горючим.
ОТКРОВЕНИЯ СОСЕДСКОГО МАЛЬЧИКА
– Наш
папа (нас у него четверо) во избежание стресса начал бегать трусцой. Поначалу это были короткие дистанции, и он прибегал к завтраку. Потом средние и прибегал уже к обеду, ну а потом длинные и приплетался уже к ужину. А когда папа стал осваивать марафон, то сначала появлялся к утру, а потом вообще перестал появляться дома.
Спросил у мамы где он сейчас бежит? И она ответила – черт его знает!
Свидетельство о публикации №220051301182
Алексей Курганов 13.05.2020 20:32 Заявить о нарушении
Алексей Аимин 2 13.05.2020 22:24 Заявить о нарушении
Алексей Курганов 14.05.2020 06:32 Заявить о нарушении
Алексей Аимин 2 14.05.2020 06:49 Заявить о нарушении
Алексей Курганов 14.05.2020 12:23 Заявить о нарушении
Алексей Аимин 2 14.05.2020 18:32 Заявить о нарушении