Адрей Рублёв. Троица

     Вот моя фотография. На ней я и мой внук. Его зовут Даня. А есть ещё у него и сестра Маша. Она чуть моложе, и это она сделала эту фотографию. Мои внуки пришли в этот славный музей впервые в жизни. А сколько раз пришел я и не сосчитать. Потому как я не просто хожу в этот музей. Я в нём работаю. Работаю вот уже сорок лет. Я вожу экскурсии. Правда моё хождение по бесчисленным залам музея имеет свою существенную специфику. Мои клиенты – иностранцы. А это, скажу я вам, совсем не одно и тоже. Для них, всё что они увидят в залах музея, это всё впервые. Ну совсем также, как и для моих внуков. Всё впервые. А зал, который вы видите на фотографии, это уже, по сути, конец после долгого прохода по всему лабиринту музейной экспозиции.
 
      Три большие иконы, которые находятся за моей спиной, это как раз Андрей Рублёв. Вернее это то, что осталось от этих икон. Сегодня – это не более чем фрагменты. Но бесценные, потому как они сотворены самым известным живописцем икон  России. Все три иконы были совершенно случайно обнаружены экспедицией И.Э. Грабяря в 1918 году. В центре Спас в силах, слева -  архангел Михаил, справа - апостол Павел. Икона Троица, не попавшая в кадр, находится справа от меня в массивном застеклённом  коробе. Но о ней речь ещё впереди.
 
     Это зал древнерусской живописи. И опять всё та же  миссия почти невыполнимая. К примеру, попробуйте объяснить ребенку, что такое икона.  Объяснить надо легко, простыми доступными  словами, без всяких этих известных  искусствоведческих,  наукообразных штучек. Попробуете, а мне было бы весьма интересно послушать, как у вас это получится.

    И говорить о том же самом иностранцам, уверяю вас, почти также трудно, как и  нашим детям. Говорю почти, потому как они, иностранцы, в какой-то мере уже знакомы с Библией. Прошли курс Катехизиса в далёком детстве в школе.  Хотя…, как вам сказать. У меня было столько примеров почти  полного отсутствия знаний библейских историй. Неудобно, но приходиться давать пояснения к иконе Преображения (Transfiguration) или к примеру к иконе Спас Нерукотворный ( Sainte Face). Кстати, а многие ли из наших знают, с какими событиями связаны эти изображения. Проверьте на себе.
 
    Поэтому в этом зале  я и начинаю с такого очень простого, если не сказать глупого вопроса. То есть, он может показаться глупым, а  на самом деле это совсем не так.  Вопрос такой: а что это  такое  икона, раз уж мы пришли в зал русской иконописи. Самые умные и образованные из французов, не забудем, что они приехали  из католической страны, мне отвечают, что это такая живопись, сюжеты которой навеяны библейскими историями и изображениями всех святых.

    Хорошо,  отвечаю я, но допустим, взял я в руку кисточки и изобразил, как умею, вот ту же икону Троицы. И что ,  я икону сотворил? Даже если я и  сильно постарался.  Да нет, это иконой никак нельзя будет назвать. Почему? И дело даже и не в моем умении или неумении писать иконы. Всё гораздо глубже и сложнее.

    Икона никогда не подписывалась мастером так, как это делается на других живописных изображениях, даже если этим мастером  был сам Рублёв. Потому как считалось, что икона – это не творение человеческое. Это творение божие. Это божья Благодать снисходила на художника и позволяла ему уверенно держать кисть в руке. И эта благодать не посещала каждого и любого. Прежде всего этот  художник должен верить в Бога. Верить  искренне, глубоко и  безусловно. Так как Андрей Рублёв. Он был монахом Спасо-Адрониковского монастыря в Москве на высоком берегу Яузы.  Он и кончил свои дни в этом монастыре, да вот только могила его затерялась Сегодня у входа в монастырь стоит замечательная статуя великого иконописца. Он стоит, опираясь руками на две иконные доски. 

  Но и это не всё. Иконописец должен быть характером незлобив, мягкосердечен, милостив. И беспорочен. А я по всему этому перечисленному никак в иконописцы не гожусь. И мое творение не было бы угодно Богу. Было у меня всякое и разное в жизни, и как человек честный, никак не могу сказать, что мне  по силам создать изображение, перед которым можно было бы свечку поставить.
         
 Или другой пример для понимания того, что есть икона. Вот во всей западной живописи во все времена было множество картин на религиозные сюжеты. Картины художников очень разных. Плохих, хороших, талантливых и гениальных. У них, как и у нас, вся культура тоже была проникнута верой в Бога. Одним из самых любимых сюжетов было изображение матери с ребёнком. То есть, Мадонны с младенцем, с маленьким Иисусом Христом. И вот сравним, к примеру, подобное творение Рафаэля и икону Божьей матери Владимирскую.

   Мы любуемся и проникаемся мастерством великого художника  итальянского Возрождения. Но при этом появится ли у вас желание поставить перед Мадонной свечку и сотворить молитву. Не появится. Потому как Мадонна на картине – это только,  пусть и гениальное, но личное творение человека. И не икона эта вовсе, а картина.   Это живопись для глаз, но не для души. Нет здесь у изображения прототипа. А есть только рука, мастерски владеющая кистью. И творение – это всего лишь иллюстрация к Священному Писанию. И все это знают и потому рука никак не тянется перекреститься, да и свечку поставить перед  Мадонной с ребёнком.  Это светская живопись. И очень приземлённое в сравнении с русской иконой
               
                *****   

    Троица.   Все знают эту икону. Знают - редкий случай - и автора-живописца этой иконы. А вот о происхождении иконы и её авторе  знают так до обидного мало. Парадокс. И это несмотря на все старания историков-искусствоведов.

    Начнём с иконы и её истории.  Вернее, с истории, рассказанной самим изображением. А она такова. Праотец Авраам отдыхал после долгого трудового дня на пороге своего дома, греясь под тёплыми лучами заходящего солнца. И вдруг к его изумлению видит он явившееся пред его очами трех крылатых ангелов, вышедших из дубравы. Давайте вспомним это событие так, как это рассказано в Библии. Из книги Бытия. Лучше не скажешь.
 
« И явился ему Господь у дубравы Мамре  , когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и телёнка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.»

     Это, повторяю, из Библии.   Вот этот момент и представлен на иконе с тремя ангелами, сидящими за столом. А до этого Авраам  омыл им ноги. А жена его Сара  замесила тесто и слуга заколол тельца, чью голову мы видим в жертвенной чаше в середине стола. Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. А Сара не поверила. Да и как было поверить. Ей ведь уже почти сто лет. И даже смеяться стала.

 А потом была сообщена ещё одна вещь , куда более важная. По воле Бога  Аврааму было сказано, что от него  должен произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся  все народы земли».

Затем двое ангелов покинули этот гостеприимный дом и  отправились…  Да. отправились в некий город, в котором  знали заранее они не будут искать гостеприимство. Наоборот. В этом городе их совсем не ждали. Город назывался Содом. Пошли они в  город, жители которого  погрязли в известном богомерзком грехе и тем самым прогневали они Бога, и Божья кара постигла их с неумолимой жестокостью. И мы помним как. 
               
                *****

    Вот такая история. А ведь она, я имею ввиду приход трёх ангелов в дом Авраама,  стала одной из важнейших в истории мирового христианства. Это был единственный случай, когда известная Троица – Бог-отец, Бог-сын и Бог- дух святой явились вместе пред очами человека в виде трех ангелов. Три ангела символически раскрывают образ единосущного и триипостасного Бога — Святой Троицы.
 
    Иконное изображение ветхозаветной Троицы существовало и до Рублёва . И композиционное изображение этого сюжета было приблизительно всё то же самое: три ангела, стол и жертвенная чаша. Но из этой традиционной композиции Рублев изъял все лишне, упростил изображение до самого минимума, сосредоточив наше внимание на самом главном. Нет на иконе, как это было принято, ни Араама, ни Сары, Нет сцены заклания тельца, нет и столовых приборов. Ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов.
               
                *****

     А  теперь, какова  сама композиция и отдельные детали иконы. А ведь в иконе много смыслов и символики. И не каждому они знакомы. Вот применимо к иконе «Троица» давайте разберёмся.

   Существует такое понятие о единосущности трех ипостасей Святой Троицы. Было много споров, много суждений, много объяснений. И ничего определённого. Главная загадка. Как три разные ипостаси являют тем не менее одним. Вот живописец Рублёв отвечает на этот вопрос по-своему. Основа композиции – круг. Сами ангелы образуют этот круг так, что взгляд наш не может остановиться ни на одной из трёх фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают. А у кольца, как известно, нет начала и нет конца. Круг – это символ вечности. Бог вечен.

   А в самом центре мы видим чашу. Ещё один символ. Чаша в иконографии – это символ жертвенности. Вокруг  разворачивается безмолвный диалог жестов   между ангелами.
 
    Теперь надо выяснить, кто есть кто среди ангелов. По общему мнению, по-моему, небезосновательному, средний ангел – это Бог сын, он же Иисус Христос. Слева – Бог-отец. Справа – Бог-дух святой.
 
      Средний ангел благословляет чашу, изъявляя тем самым готовность принять на себя жертву искупительную за  грехи человеческие. В знак согласия на этот  жертвенный подвиг он возлагает два пальца на чашу. Почему два? Мы помним, что до реформ патриарха Никона в России крестились двумя перстами. Двуперстие символизировали двойную природу Христа. Мать Мария была всё-таки земной женщиной.  Это сегодня,  осеняя себя крёстным знамением, мы подносим ко лбу три перста – символ Троицы.
 
   Бог- сын повернул голову в сторону своего отца в знак согласия с его волей. И Отец тоже  делает движение рукой в сторону чаши. Он тоже благословляет чашу. Обратите внимание на одну интересную деталь. Внутренние  контуры силуэтов двух ангелов справа и слева тоже символически  образуют  чашу, повторяя  то, что находится посередине стола .Таким образом,  средний ангел, а это Иисус Христос, находится внутри  чаши, подтверждая мысль о предполагаемой жертве.
Ангел справа от зрителя покорно и задумчиво склоняется в сторону среднего ангела, в его облике отражены мир, тишина и согласие, завершающие всё действие.
               
                *****

А теперь обратим внимание на то, что изображено над нимбами каждого из ангелов.  Уже было сказано, что на настоящей иконе нет деталей, не несущих какой-то символической нагрузки. Вот посмотрим на то, что находится над головою Бога – отца. Мы видим какое-то строение. А это дом, который построил Бог. Его дом, который он построил для всех нас. Дом этот – вселенная, которую он сотворил.
 
 За средним ангелом изображено дерево. Оно так склонилось ветвями в сторону головы Иисуса Христа. Это не случайно. Этому есть несколько объяснений. Этот дуб Маврийский, под которым состоялась встреча Авраама с тремя ангелами. А ещё   это «древо жизни», «древо вечности», которое стало символом Воскресения. Оно же и древо познания добра и зла, от плодов которого вкусили Адам и Ева. А ещё это и древо, из которого был изготовлен  Крест, - орудие казни, на котором закончил земной путь сам Иисус Христос.

  И наконец, посмотрим , что находится над головой третьего ангела, Бога – Духа святого. Не сразу и поймём, что это за изображение. А это гора. И снова символ.  Гора – это  древний символ всего возвышенного. В Библии «гора» есть образ «восхищения духа», потому на ней и происходят самые значительные события: на горе Синай Моисей получает скрижали Завета.  Преображение Господне  совершается на горе Фавор, Вознесение Христа — на горе Елеонской.  Вспомним и самую знаменитую проповедь Христа- Нагорную проповедь. 

     И последнее, что касается самой иконы. Иконография – это совершенно особый род живописи. В классической иконографии используется такой прием, который называется обратная перспектива. Что это?  Мы привыкли к прямой перспективе. Каждый художник знает, о чём идёт речь. Представим себе точку где-то за живописным изображением. Чтобы это изображение имело пространственную глубину и рельефность, надо чтобы все воображаемые линии вели к этой точке.

   А вот при обратной перспективе всё наоборот. Эта точка перемещается в сторону зрителя. И в этом случае все лини исходят от самого зрителя. И все строится в обратной перспективе. Вот пример. Посмотрим на стол, за которым восседают ангелы. Вообще-то это не обычный стол. Это престол, с жертвенной чашей посередине. И посмотрим, какой-то он странный Глаз наш не привык к такому восприятию. А ведь этим приёмом нас приглашают войти в икону И занять место за столом рядом с ангелами.

    А всё это зачем? А затем, что икона – это не просто живописное изображение. Это отражение потустороннего света. То есть потустороннего мира, к которому мы пока не принадлежим. Повторяю, это приглашение войти в этот мир и присоединиться к Троице. Принять этот мир.
                *****
   Икона была написана очень давно. Точная дата неизвестна и до сих пор. Есть только предположения и догадки. Известно достоверно, что это было начало 15-го века.
 
   Икона была написана Андреем Рублёвым для храма Святой Троицы. Если вы были в Лавре в Сергиевом Посаде, то не могли не увидеть его, и побывать, конечно в нем. Святое место, в нем находятся останки, или как говорят, мощи Сергея Радонежского.

 Но первоначальных храм, построенный самим основателем монастыря, сгорел.  Сгорел в 1411 году после разорительного набега Едигея. Приемник Сергия Никон построил другую церковь тоже деревянную.  А к 1425 г. был построен каменный Троицкий собор, сохранившийся до сегодняшнего дня. Не очень большой собор. Маленький в сравнении с Успенским собором, построенным Иваном Грозным не так далеко от церкви Троицы.

   Игумен Никон,  предчувствуя свою скорую кончину, пригласил артель Андрея Рублёва и  Даниила Чёрного. Иконописцы должны были  создать многоярусный иконостас. Отсюда и вопрос, для какого храма был написан иконостас – для деревянного или белокаменного. Отсюда и задача в определении датировки главной иконы.

   Икона была написана уже целых шесть веков назад. Это очень много. И она не дошла до нас в первозданном виде. Каждая Икона всегда после завершения покрывалась олифой. Олифа прикрывала краски и делала их более яркими. Но у олифы был один существенный недостаток. Через несколько десятков лет она начинала темнеть сама по себе. Иной раз до черноты. И что делать? Её вновь поверх записывали, следуя оригинальному сюжету. Вот таким образом её поновляли пять или шесть раз. То есть, сначала пытались насколько возможно раскрыть, очистить икону, а потом новыми красками записывали.

       Таким образом от всего оригинального творения остались в первозданном состоянии,  пожалуй только лица ангелов, да и то сильно тронутые временем.

   В первый раз по-настоящему стали реставрировать шедевр в начале двадцатого века. Тогда это называлось открыть икону. Открыли и поразились её красоте. Она по всему отличалась от того, что  создавалось до и после её создания. И это увидит любой, даже не будучи специалистом. Сами посмотрите, сравните и вы убедитесь в этом. А тогда, когда раскрыли икону по-настоящему, искусствоведы   настолько были поражены явившейся красоте, что подумали, что это была работа итальянского мастера.  Но потом было доказано, что в это время в России ещё не было никаких итальянских живописцев, а сам Рублёв не был знаком с живописью далёкой страны.
   
   И с этого момента икона перестала быть только предметом культа. Только, чтобы помолиться перед ней и свечку поставить. И вдруг обнаружили столько времени, столько веков спустя, что это ещё и произведение искусства. Что это живописное отражение нашего православного русского духа. Что это также и творение человеческое,  в котором талант и гений тоже может найти выражение. И как любое произведение искусства икона тоже может иметь свою цену. А Троица и вовсе цены не имеет. Это бесценное достояние народное.

                *****

   Икона Троица долго-долго находилась там, где и должна была быть изначально  – в храме Святой Троицы рядом с мощами Сергея Радонежского. «Троица» находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры, но потом распоряжением Советского правительства она была передана для реставрации в только что учреждённые государственные реставрационные мастерские. А потом был Декрет Совнаркома от 20 апреля 1920 года. Он звучал так: «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры, и в целях демократизации художественно-исторических зданий, путём превращения этих зданий и коллекций в музей».

      Одна существенная деталь. И я не могу не обратить на неё внимание. Декрет от 20 апреля 1920 года. Гражданская война ещё не кончилась. А уже речь идёт о создании музея. А нам всё поминают о том, что большевики решили разрушить всё до основания. Тогда как же музей? А что такое музей.  А существование любого музея направленно как раз на то, чтобы сохранит и сберечь. В этом случае сохранить то, что нам досталось от культуры древнерусского искусства.

  А потом икона Андрея Рублёва «Троица» поступила в собрание Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) в  1929 г.  А взамен оригинала в иконостас был помещён список. Очень хороший список. Не отличишь от оригинала. Я видел его много раз.

Один раз «Троица» покинула  Третьяковку по вполне понятной причине. Враг стоял у ворот Москвы. И всё, что можно было вывезти – спасти вывозили.  И даже в этой суматохи не забыли  Троицу. В 1941 её вывезли далеко за Урал, в Новосибирск.  Её разместили там в здании Оперного театра.

     Опасность миновала и драгоценную икону вернули в Третьяковку, где она пребывает и по сей день. Сегодня она находится в полной доступности, укрытая в коробе из прочного стекла. Конечно, её надо охранять. Помним, как недавно один придурок саданул железной стойкой по картине Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Картина едва не погибла. А что, если подобный придурок-фанатик подойдёт и к «Троице»? Никакая бабка охраница не спасёт.

   Однажды, правда, икону едва не похитили, причём совершенно легально.
Да, была такая история, когда Третьяковка едва не потеряла икону. Она случилась в лихие девяностые годы. Бывший крутой  партийный босс, переобувшись, взял в руки свечку, неумело крестясь, и не зная с какого плеча надо осенять себя крестным знамением, решил всё отдать церкви. Понятно, что и «Троицу»  тоже. Иерархи настаивали. Для них эта икона, как и любая друга, была прежде всего предметом культа.  И ведь чуть не отдали. Тогда министр культуры Юрий Мелентьев добился приема у Ельцина. И убедил его икону не отдавать.

     Аргументы такие. Эта икона не только предмет культа, но произведение искусства, имеющее огромную ценность, и не только материальную. Она можно сказать достояние мирового уровня. Она живое  свидетельство того, каким был уровень живописи в средневековой России. И потом, сейчас икона имеет самый широкий доступ. Для наших людей и для иностранцев тоже. А это миллионы и миллионы посещающие музей. У если увезти её в далёкую церковь в Сергиевом Посаде, кто её там увидит? Кроме паломников да ещё, не удивляйтесь, китайцев, Никто. Почему китайцев. А для понимания этого, надо приехать в Лавру летом , и к вашему удивлению вы увидите, что Лавра превратилась в подобие Шанхая. А китайцам до этой иконы также далеко,  как и нам всем до Луны.

    Но и это не всё. Сохранность иконы требует особых условий, Особый режим температуры и влажности. То есть того, что есть в музее. И нет в церкви.  Словом отстояли икону. Но при Третьяковской галерее существует церковь. Действующая церковь. Носит имя святителя Николая в Толмачах. Так вот один раз в год в день праздника святой Троицы икону со всей тщательностью  и предосторожностью переносят в эту церковь. Для этого даже и не надо выходить наружу.
 
    Поэтому если будете в Москве, надо непременно сходить в Третьяковку и посмотреть на знаменитую икону. Конечно, изображение этой иконы вы можете увидеть повсюду. Да откройте Интернет и там тоже вы её найдете без труда.  Это хорошо. Но если вы стоите перед нею в двух шагах, вы испытаете совсем иные ощущения. Без ложной скромности скажу, что может быть вы увидите и меня с толпой  иностранцев. Я стараюсь им рассказать о всём том,  что было написано выше. Но это только после  пандемии. 


Рецензии
Я была в Третьяковской галерее всего один раз в жизни, в юности. Стыдно.

Спасибо, что передаете и Букву, и Дух, уважаемый Геннадий. Очень важное дело. Особенно сегодня, когда жизнь как-то оскудела чувствами и впечатлениями, и слишком много тревоги в воздухе.

Геля Островская   08.07.2022 08:39     Заявить о нарушении
Добрый день. Я с особым удовольствие прочёл ваш отклик. Спасибо. Да, жизнь оскудела чувствами. Вернее жизнь наполнилась другими чувствами. Каждый за себя. А это даже принцип нашего социального устройства. Пока мы ещё далеки от социального общества. Нас, правда, объядиняет спецоперация на Украине. Борьба с бандераснёй. Но ведь война эта закончится. А дальше, что7 А дальше надо жить А как? Как нам всем вместе жить, не причиняя друг другу зло. Пока существующий режим никак не предполагает решение этой проблемы. Капитализм, о котором Путин стесняется говорить, разделяет. Это его суть. Он по определению разделяет. А вот Троица предполагает совсем другое. Потому как Троица - это единство, это любовь, это совместность. В этом главная идея иконы Троица. Она создавалась в ремена, когда Русь была разделена и шла речь об её объединении. Спасибо ещё раз.

Геннадий Мартынов   14.07.2022 18:40   Заявить о нарушении
Согласна полностью с Вашими размышлениями…
Спасибо.

Геля Островская   14.07.2022 19:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.