Пунские
***
Компиляции
Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.
Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.
Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.
Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие
‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.
Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.
Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.
В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.
Род:Пунские
***
Меў сыноў — Іслама, Цімура і Селіма, якія выкарыстоўвалі і княжацкі тытул. Як і царэвічы Астрынскія, П. не ўваходзілі ў склад татарскіх
Ветвью Пунских были Гиреевские, происходящие от Ислам-Гирея Пунского. Пунские существовали в Великом княжестве литовском до конца XVII в.
Кроме того, татарские царевичи Остринские (потомки крымского хана ХаджиГирея) и Пунские (из ханского рода Большой Орды) имели право
Царевича Острынского (3; 1378). „Ostrynos carai;io”; gen. sg. Царевича. Пунского (3; 1378) „Punios carai;io”; царевичъ пунский
Род
Пунские
Всего записей в роду «Пунские»: 6
; Пунский
* ; Пунский
* ; Виталий Овсеевич Пунский
; Ислам-Гирей Пунский
; Селим Пунский
; Тимур Пунский
https://ru.rodovid.org/wk?title=:&limit=20&offset=0
Акты, издаваемые Виленской комиссией для разбора древних актов. Т.31. Акты о литовских татарах.
***
Имена татар литовских
…
С.41 1571 Ислам царевич Пунский
…
http://history-fiction.ru/books/all/book_521_1/
Шейх-Ахмед
***
Сам Шейх-Ахмед не получил в Литве пожалований, он считался «гостем» короля.
Однако два царевича из его рода поступили на королевскую службу и стали родоначальниками царевичей Острынских и Пунских.
ТАТАРСКИЕ ЦАРЕВИЧИ
В ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ
(XV-XVI вв.)
Автор статьи : С.В.Думин
Источник: Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1987 г.
Отв. ред. А.Н.Новосельцев. Академия наук СССР. Институт истории СССР. М., «Наука», 1989 г., с.107-113.
Список фамилий татар Речи Посполитой
***
Сайт
TATARZY POLSCY
… ,
Пулторзыцкие
,
Пунские
,
Пуцевские
…
http://who-is-who.by/wp-content/uploads/2017/05/----.pdf
Список фамилий татар Речи Посполитой
***
…..Поскевич , Потушинский , Прзесецкий, Прошчевич , Пружинский , Пулторакевич , Пулторзыцкий, Пунский , Пуцевский
https://vk.com/topic-163461381_37474926
Пунские
***
Татары Пунские
Фамилию Пунских, кроме вышеупомянутых царевичей, носила и довольно рядовая, даже не титулованная, семья служилых литовских татар. Автор «Гербовника татарских семей в Польше» С. Дзядулевич причислил и их к роду царевичей [73, k. 258-260], но для этого нет ни малейших оснований. Происхождение их хорошо прослеживается по документам, а фамилию они приняли по землям в той же Пунской волости, причём довольно поздно, в то время, когда заволжские царевичи уже отказались от такого наименования.
Их предок, толмач и писарь татарский Адам Давидович в феврале 1528 г. получил от короля Сигизмунда I подтверждение на пустоши в Пунской волости, Ратовщизну и Мокотовщизну. Первая из них была пожалована ещё королём Александром, т.е. до 1506 г., толмачу татарскому Янушу, на вдове которого Адам Давидович женился, с королевского разрешения получив имение её мужа, а Моковщизну он получил от самого Сигизмунда I [25, л. 65 об.].
Эти же имения принадлежали ему в середине XVI в. и перечислены в ревизии татарских имений 1559 г. в Юшинском (Трокском) хорунжестве. Согласно информации, воспроизведённой в следующей ревизии (1631 г.) Адам Давидович Пунский, который по жене, вдове «Янушовой Кодзиоховича», владел пустошами Дудзишки и Аратовщизна и тремя службами тяглых людей, «выслуги на короле Александре». Тот же Адам Давидович Пунский, от короля Сигизмунда I «особую выслугу имел», пустошь Вышкишки в Пунской волости, а также пустошь Мокотовщизну.
В 1631 г. первым из его имений владели Давид, Исмаил и Абрагим Пунские (внуки или правнуки, но это не уточняется), кроме того, там же половину волоки в приданое за их сестрой (не названной по имени) получил татарин Богдан Андржеевич. Вышкишками владел в 1631 г. татарин Шагун Янушевич вместе с Янусом Захарьяшевичем Ловчицким, которому эта земля досталась по жене, а Моковщизна перешла к тому времени к христианской шляхте [54, л. 231-233 об.].
Никто из известных представителей этой семьи не титуловался царевичем, и отсутствие титула в привилее Сигизмунда I 1528 г. окончательно убеждает, что эти Пунские не имели никакого отношения к своим соседям по Пунской волости, одноименными царевичами.
Для цитирования: Думин С.В. Татарские царевичи в Великом княжестве Литовском (XV-XVIII вв.) // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 385-419.
От татарских ханов и мурз произошли польские князья
***
Ассанчуковичи (прямые потомки Джучи),
Барчынские,
Юшыньские,
Кадышевичи,
Корыцкие,
Крычиньские,
Лостайские,
Левчицкие,
Смольские,
Ширинские (одна из ветвей),
Тальковские,
Тарашвиские,
Уланы и Завицкие.
Два татарских рода в Литве и Польше сохранили султанские титулы:
Острыньские (от Азубек-Солтана)
и
Пуньские.
Их потомков называли царевичами.
Они участвовали в Грюнвальдской битве.
Знатных татар называли в Польше магометанской шляхтой — Фурсов-Белицких, Карачевичей, Рудницких и других.
https://vk.com/topic-3760513_23658270
«Царевичи Заволжские», они же царевичи Пунские
***
3. «Царевичи Заволжские», они же царевичи Пунские
В конце 1504 г., после разгрома войск польского короля Менгли-Гиреем, в литовских владениях укрылся последний хан Большой Орды Шейх-Ахмед (Шах-Ахмат) [18, с. 240-241]. В Литве он фактически находился на положении почетного пленника, хотя титуловался «царем Заволжским» и сопровождал короля Александра и Сигизмунда I в некоторых торжественных случаях.
Мацей Стрыйковский даже упоминает, что на Брестском сейме 1505 г. «король Александр и царь Заволжский возвели в рыцарское звание («ра801аН па гусегту») много поляков, литовцев и татар» (<^е1е Ро1ако1, Litwy i Та!аго,^>) [82, 8. 576].
Среди татар, служивших великому князю, Шейх-Ахмед пользовался определенным авторитетом. Так именно к нему татарские князья обращались с просьбой подтвердить их место в старшинстве родов. И эти свидетельства признавал Сигизмунд I [24, л.145 об.-147, 336-336 об.].
Для цитирования: Думин С.В. Татарские царевичи в Великом княжестве Литовском (XV-XVIII вв.) // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 385-419.
Польско-литовские татары
***
Первыми татарами, оказавшимися в Польше и Литве, были татары КараКисека.
Кара-Кисек был
сыном Джеке,
сына Ногая (знаменитый золотоордынский темник),
сына Татара,
сына Бувала,
сына Джучи,
сына Чингиз-хана.
Кара-Кисек после борьбы с Токтой бежал в Польшу, в Краковскую область.
Позже другая волна татарских переселенцев пришла с Тохтамышем и его
детьми. Сын Тохтамыша Джелаладдин участвовал в Грюнвальдской битве
на стороне Витовта и Ягайла. Именно легкая татарская конница своим
первым натиском, а потом притворным отступлением помогла полякам и
литовцам одолеть Орден.
В 1455 году младший сын Тохтамыша Сеид-Ахмед попал в плен к
Казимиру. Он был поселен в Ковно (Каунас), девять его сыновей осели
среди польских татар [8].
Один из его сыновей Джанибек смог на время вернуться в степь, где на два
года стал ханом в Крыму [9]. Еще два сына Сеид-Ахмеда, Воймин и Кирко,
известны по литовским источникам. Мы считаем, что царевичи Пунские
были по происхождению от детей Сеид-Ахмеда, так как они имели статус
царевичей, хотя также нам не известно, какую фамилию носило
многочисленное потомство Сеид-Ахмеда. Такое отнесение Пунских имеет
под собой основания, хотя и возможны другие варианты. Ветвью Пунских
были Гиреевские, происходящие от Ислам-Гирея Пунского. Пунские
существовали в Великом княжестве литовском до конца XVII в.
По семейной легенде к чингизидам относились также Бердибековы.
По легенде сын Бердибека уехал сначала в Крым, а потом в Литву.
Имя его неизвестно.
Потомок Бердибека Иван Бердибекович оставил трех сыновей – Мишка, Семена и Павла, упомянутых в 1470-95 годах в актах метрики Литовской. Павел был жив еще в 1528 году.
У него было два сына Петр и Грегорий, известных по описи 1567 года.
Следующей семьей, потомками чингизидов, были Острынские, происходящие от сына последнего хана Большой Орды Узбека ШейхАхмедовича. 11 апреля 1514 г. Сигизмунд I известил острынского наместника о пожаловании царевичу Узбек (Азубек)-солтану 70 конюхов, 6 пустошей и двух паробков под Острыной (Лидский повет).
По местоположению этого имения (позже известного как Рыча) Узбека и его
потомков стали именовать царевичами Острынскими.
После возвращения хана в Орду Азубек-солтан оставался в Литве
(первоначально, видимо, в качестве одного из заложников, вместе с ханским
братом Халлеком и упоминавшейся выше женой Шейх-Ахмеда) [10].
В начале 17-го века род Острынских пресекся.
Польско-литовские татары делились на шесть групп: Баргын (Барын),
Джалаир, Юшинь (Уйсун), Конграт, Найман, и Улан.
Из этих шести групп пять были племенами Золотой Орды, а слово Улан
происходило от названия Оглан (титул, который носили представители
рода Чингиз-хана). В Великом княжестве литовском было много уланских
родов. Уланов от царевичей Острынских и Пунских отличал статус:
Острынские и Пунские происходили от золотоордынских ханов ШейхАхмеда и Сеид-Ахмеда (есть версия что Пунские происходят от крымских
ханов), в то время как уланы происходили от прочих чингизидов, не
правивших Золотой Ордой.
На основании книги Дъядулевича [11], дадим короткое резюме по уланским (чингизидским) родам среди польско-литовских татар:
Самым большим уланским родом были Асанчуковичи.
По информации, доступной в Интернете, род Асанчук происходит от Кара-Кисека, внука
Ногая, но в литературе эта версия не нашла подтверждения. Асанчук
известен в 1425-1430 годах, он и его потомки владели имением Засуле, близ
Минска. У него было четыре сына – старшего звали Шатыш (упомянут в
1460 году), имена двух средних сыновей неизвестны, младший – Чадет-улан
(упомянут в 1480 году)
…
https://www.anatole-klyosov.com/2_4_2009.pdf
Пунские
***
…В 1570-е 1580-е годы Астафий Волович значительно расширил свои владельческие имения, приобретя новые поместья и угодья.
В 1571-1585 годах он приобретает у сыновей татарского царевича Пунского - Енбек-солтана, Ислам-солтана, Темура и Селима Ямбековичей - имение Колдычево.
Тема татарских царевичей в ВКЛ вообще крайне интересна.
В связи с ней нами когда-то была обнаружена запись о том, что король Зигмунд (Сигизмунд, или Жигимонт) I Старый 11 апреля 1514 г. написал послание острынскому наместнику о пожаловании царевичу Узубек-солтану (Азубек-султану), которого считают сыном Шейх-Ахмеда, 70 конюхов, 6 пустошей и двух паробков под Острыной в Лидском повете, и того времени Азубека и его потомков стали именовать царевичами Острынскими (позже Острына стала именоваться Рыча).
Известен также привилей Стефана Батория 1585 г. (ABAK. Вильна, 1906. Т. 31. с.с. 42-43, 49, 50-53), который вносит известную путаницу, т.к. по этому документу Колдычево было пожаловано Азубек-солтану.
Надо полагать, что связи Астафия Воловича с татарскими царевичами не ограничивались чисто экономическим интересом. В свете дальнейшего наступления польской знати на права литовской элиты и на суверенитет Великого княжества Литовского, связи с татарами становились козырем в рискованной и сложной политической игре.
Пунские
***
Статья Рахмет Baitasau-
Орда - польский дворянский герб. Герб используют Gerejewski, Gierejewski (Гераевский), Marylski, Orda, Ordycz, Pronowicz.
По С.Дзядулевичу Гераевские герба Орда подтвердили дворянство в 1859г. в Минском дворянском депутатском собрании. По его мнению, фамилия, происходящая от имени Гирей и название герба, указывают на их происхождение от аристократического татарского рода.
Возможно они потомки Ислама-Гирея Пунского, в 1631г. владельца части Torszyc (Торшич) в новогрудском павете.
Креститься мог сын Ислама.
Пунские, возможно, потомки крымского хана Хаджи Гирея и чингисиды.
В настоящее время Гераевские полностью забыли о своем татарском и чингисидском (монгольском) происхождении.
Так, в базе данных "Жертвы политического террора в СССР"; Книга памяти Смоленской области, есть сведения о Гераевском Иване Ануфриевиче (1917г.р.), уроженце г. Вязьма. Указано: поляк; красноармеец, арестован 1.07.1941г., приговор 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 31.10.1997г.
В Латвии, в Елгаве известен белорусский активист и поэт Вацлав Гераевский. Ниже приведено его стихотворение.
Што сення хоць за день такi,
Снуюць усюды мужыкi,
З прыметаю адной асобай,
У паперы кветкi розных формаy.
I гэтак важна з iмi iдуць.
Каму яны усе iх нясуць?
Што сення хоць за дзень такi,
Нясуць букеты мужыкi,
Нясуць цукеркi i тарты.
Нясуць заботу i каханне.
Увагу, радасць i прызнанне.
Ты здагадалася... маучы.
Няхай нясуць усе мужыкi!
https://vk.com/photo12523752_456239393
Пунские
***
УДК 930.23
C.B. Думин1,2
1 Российская генеалогическая федерация
111250, Москва, Российская Федерация
2 Российское Дворянское Собрание
109028, Москва, Российская Федерация
В статье рассмотрена генеалогия трёх поселившихся в Великом княжестве Литовском в XV - начале XVI в. семей ордынских царевичей (солтанов).
Первый из них происходил от «царевича Сихдохмана с Перекопа» (по всей вероятности, хана Сиди-Ахмеда).
Второй, царевичи Острынские, были потомками крымских Гиреев, третий, «царевичи Заволжские», впоследствии именовавшиеся царевичами Пунскими, были потомками Халлек-солтана, племянника последнего хана Большой Орды Шах-Ах-мата (Шейх-Ахмеда).
В начале XVI в. эти царевичи поддерживали контакты с Большой Ордой и Крымом и играли определенную роль в дипломатических отношениях Великого княжества с татарскими ханствами. Позже они превращаются в обычных служилых землевладельцев, хотя и занимали среди литовско-татарской аристократии почетное место и сохраняли свой традиционный титул царевича.
Для цитирования: Думин С.В. Татарские царевичи в Великом княжестве Литовском (XV-XVIII вв.) // Золотоордынское обозрение. 2016. Т. 4, № 2. С. 385-419.
Адам Давидович Пунский
***
Статья Рахмет Baitasau-
Герб сельской коммуны (gmina wiejska) Пунск (Punsk) Подляского воеводства (Польша).
В XVIв. землями в Пунской волости были пожалованы татарский царевич, потомок хана Ахмата и служилый татарин, толмач, потомки которых стали носить фамилию Пунский. При этом, потомки толмача стали использовать эту фамилию после того, как царевичи-султаны, перестали ее употреблять, приняв фамилию Царевич.
Толмач и татарский писарь Адам Давидович в феврале 1528г. получил от короля Сигизмунда I подтверждение на пустоши в Пунской волости, Ратовщизну и Мокотовщизну. 1-я из них была пожалована ещё королем Александром, т.е. до 1506г. татарскому толмачу Янушу, на вдове которого Адам Давидович женился.
Эти же земли принадлежали ему в 1559г. Согласно информации, воспроизведенной в ревизии 1631г.
Адам Давидович Пунский по жене, вдове "Янушовой Кодзиоховича", владел пустошами Дудзишки и Аратовщизна и тремя службами тяглых людей, "выслуги на короле Александре".
Он же, от короля Сигизмунда I "особую выслугу имел", пустошь Вышкишки в Пунской волости и пустошь Мокотовщизну.
В 1631г. 1-м из его имений владели Давид, Исмаил и Абрагим Пунские.
https://stapico.ru/photos/1788392075595850157_3134560184
Свидетельство о публикации №220051301516