Бунин Иван Алексеевич

В композиции участвуют мужчина (М:) и женщина (Ж:). Иногда звучит музыка, фоном,                подтверждающая сказанное.
               

Иван Алексеевич Бунин

     Иван Алексеевич Бунин родился в Воронеже в 1870 году. Через четыре года семья с ним переехала в родовое имение под Ельцом. Когда он вырос, он перебрался в  Орёл, где работал в газете  «Орловский вестник». Здесь же он познакомился с Варварой Панченко (1870-1918).  Она работала в этой редакции корректором. В 1892 г. (Бунину 22 г.)  она стала его первой, невенчанной женой.
Она старалась создать семью, но Бунин избегал этого. Когда через два года, она ушла от него, Бунин очень переживал.
М:    Позже, в романе «Жизнь Арсеньева» он изобразил её в образе Лики. Свои переживания он изливал в стихах:
   
       Ту звезду, что качалася в тёмной воде
       Под кривою ракитой в заглохшем саду,-
       Огонёк, до рассвета мерцавший в пруду,
       Я теперь в небесах никогда не найду.
             В то селенье, где шли молодые года,
             В старый дом, где я первые песни слагал,
             Где я счастья и радости в юности ждал,
             Я теперь не вернусь никогда, никогда.

Ж:    Периодически он приезжал  и в Ефремов Тульской области. Там жил родной брат Бунина.  Это позволило ему познать Родину, и он немало написал стихов о Руси.

          Они глумятся над тобою,
          Они, о родина, корят
          Тебя твоею простотою,
          Убогим видом чёрных хат…
              Так сын, спокойный и нахальный,
              Стыдится матери своей -
              Усталой, робкой и печальной
              Средь городских его друзей.
        Глядит с улыбкой состраданья
        На ту, кто сотни вёрст брела,
        И для него, ко дню свиданья,
        Последний грошик берегла.

М:      Вообще он часто вспоминал свой дом родной:

      У птицы есть гнездо,  у зверя есть нора;
      Как горько было сердцу молодому,
      Когда я уходил с отцовского двора,
      Сказать  «прости»  родному дому.         

Ж:           В 27 лет Бунин женится на Анне Цакни. Она была первая официальная его жена. Но он прожил с ней недолго.  Сразу после свадьбы их жизнь как-то разладилась, и вскоре он ушёл от неё. Но в период их любви он  писал ей и о ней страстные стихи:

М:        Я к ней вошёл в полночный час,
              Она спала, - луна сияла
              В её окно, - и одеяла
              Светился спущенный атлас,
                Она лежала на спине,
                Нагие раздвоивши груди, -
                И тихо, как вода в сосуде,
                Стояла жизнь её во сне.

Ж:           В 1903 г. Бунин получил «Пушкинскую премию» за сборник стихов «Листопад». Там было и это стихотворение:

          Лес зелёный кругом – молодой и росистый,
          А в лесу тишина,  и среди тишины –
          Только голос кукушки.  Вещун голосистый!
          Отзовись, доживу ли до новой весны?
               И приду ли опять в этот лес, напоённый
               Ароматом весенним и блеском лучей,
               Буду ль снова считать в чаще тёмной, зелёной,
               Сколько светлых ещё мне осталося дней?
        Буду ль снова внимать тебе с грустью глубокой,
        С тайной грустью в душе, что проходят года,
        Что весь мир я люблю, но люблю одиноко,
        Одинокий везде и всегда?

М:       Это одиночество заставило его перебраться в Москву. Бунин прибыл в Москву  (в возрасте 36 лет) в 1906 году. И на литературном вечере в квартире Бориса Зайцева познакомился с Верой Муромцевой. Ей – 25.

Ж:           Муромцева (1881-1961) – выпускница Высших Курсов, знала несколько европейских языков. Она стала второй и последней женой Бунина, Она стала его преданным другом, Вместе они прошли все тяготы эмиграции и войны.  Прожили они вместе почти полвека. Но обвенчались только в 1922 году, после того, как его первая официальная жена Анна Цакни дала ему развод.

М:       В конце жизни Вера Николаевна написала мемуары «Жизнь Бунина. Беседы с памятью».   С Муромцевой Иван Алексеевич был счастлив.

Ж:           О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
                А счастье всюду.   Может быть, оно
                Вот этот сад осенний за сараем
                Иль чистый воздух, льющийся в окно.
                В бездонном небе лёгким белым краем
                Встаёт, сияет облако. Давно
                Слежу за ним… Мы мало видим, мало знаем,
                А счастье только знающим дано.
                Окно открыто:  пискнула и села
                На подоконник птичка,  и от книг
                Усталый взгляд я отвожу на миг.
                День вечереет,  небо опустело,
                Гул молотилки слышен на гумне…
                Я вижу, слышу, счастлив,  всё во мне.

М:         В 1920 г. вместе с Верой Николаевной  Бунин эмигрировал. Ему было 50 лет. Он был уже сложившийся писатель, но и для него началась трудная, эмигрантская жизнь:
               
               У зверя есть нора,  у птицы есть гнездо;
               Как бьётся сердце, горестно и громко,
               Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
               С своей уж ветхою котомкой!

Ж:       В столицах жизнь была не по средствам, даже Бунину, поэтому приходилось жить в пригороде или в деревнях. Это его устраивало: он искал тишины, чтобы писать. Но писать в эмиграции было трудно, без родной земли, без родного неба. Родину он вспоминал часто.

         В лесу, в горе родник, живой и звонкий,
         Над родником старинный голубец
         С лубочной почерневшею иконкой,
         А в роднике берёзовый корец.
               Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
               Тысячелетней рабской нищеты.
               Но этот крест,  но этот ковшик белый…
               Смиренные, родимые черты!
               
М:       Часто он вспоминал и юность свою:
              Скоро Троицын день,  скоро песни,  венки и покосы…
              Всё цветёт и поёт,  молодые надежды тая…
              О весенние зори и тёплые майские росы!
              О далёкая юность моя!

Ж:         В тоже время Бунин не забывал,  что он – писатель и поэт.

           Поэзия не в том,  совсем не в том,
           Что свет поэзией зовёт.
           Она -  в моём наследстве.
           Чем я богаче им,  тем больше я поэт.

М:     При всей своей любви Бунин казался одиноким человеком:
   
           И ветер, и дождик,  и мгла
           Над холодной пустыней воды.
           Здесь жизнь до весны умерла,
           До весны опустели сады.
                Я на даче один.  Мне темно
                За мольбертом,  и дует в окно.
          Вчера ты была у меня,
          Но тебе уж тоскливо со мной…
          Под вечер ненастного дня
          Ты мне стала казаться женой…
                Что ж, прощай!  Как-нибудь до весны
                Проживу и один  -  без жены…
         Сегодня идут без конца
         Те же тучи  -  гряда за грядой.
         Твой след под дождём у крыльца
         Расплылся,  налился водой.
                И мне больно глядеть одному
                В предвечернюю серую тьму.
        Мне крикнуть хотелось вослед:
         «Воротись, я сроднился с тобой!»
        Но для женщины прошлого нет:
        Разлюбила – и стал ей чужой.
                Что ж, камин затоплю,  буду пить…
                Хорошо бы собаку купить.

Ж:        Бунин понимал, что стихами прокормиться нельзя, и он писал прозу.  В 1924 г. была написана  «Митина любовь»,  в 1927  -  «Жизнь Арсеньева».  Он продолжал писать рассказы и повести. В них много говорилось о любви. Любовь всегда была хорошим двигателем для творчества Бунина.  Его лучшие произведения были наполнены этим сильнейшим чувством. Так, как он,  о любви ещё никто не писал.
М:      Бунин прожил во Франции 33 года.  Он прижился там.  Жили они, в основном,  в Париже,  но летом уезжали  свой загородный дом в Грас..
Ж:        В 1927 году Бунин познакомился  и  познал Галину Кузнецову (1900-19..)    Галина была намного моложе и его жены, и его самого. Женская красота  -  нечто недостижимое для понимания.  Она сводит с ума самых сильных мужчин и заставляет их совершать необдуманные поступки. Так было и с Буниным. Уже не молодой Бунин (56 лет) страстно влюбился в 26 летнюю писательницу Галину Кузнецову.

М:    Барская осанка Бунина,  его врождённая элегантность,  умение свободно держаться  и чувствовать себя свободно в любом обществе делали то,  что Галина не в силах  была сопротивляться  магнетизму  Бунина. И начался её страстный роман с Иваном Алексеевичем.    Любовь  Бунина  и  Кузнецовой  была вызовом обществу -  жизнь втроём была на виду у всех.  Но мнение других не интересовало влюблённых.

Ж:      Эта любовь помогла ему выработать свои критерии  любви. Он не раз говорил, что это и есть та любовь, которая была послана богами человечеству в наказание. Толку в этой любви никакого, одно беспокойство и мучение.  А поделать ничего нельзя,  приходится терпеть,  потому что это – самая неподдельная,  великая любовь.

М:       «А существует другая любовь,  это любовь к жене,  к Вере Николаевне. Люблю ли я её ???  Разве я люблю свою руку или ногу? Разве я замечаю воздух, которым дышу?  А отсеки мне руку или ногу, или лиши меня воздуха  -  я изойду кровью, задохнусь  -  умру. Без неё я вряд ли могу жить.  Но сказать, что я её люблю... Нет, или вернее люблю, как себя, не замечая этого, ведь о том,  что я люблю себя, я не помню. Возможно, это и есть самый  высокий, правильный род любви  -
по завету  Христа:  «Люби ближнего, как самого себя.»  Без преувеличений, трагедий и мук. Не замечая своей любви. Она  -  часть меня,  составная, неотъемлемая  часть меня. И разлуку с ней мне бы не пережить,  Всегда благодарю Бога,  до последнего моего вздоха благодарить буду Его за то, что Он послал мне Веру Николаевну.»

Ж:        В 1933 году Бунин получил  Нобелевскую премию.  Впервые Нобелевскую премию получал русский писатель.  Радость эту вместе с ним разделили и его жена Вера Николаевна и его пассия Галина Кузнецова.  Вместе с Буниным на эту премию претендовали и Куприн, и Мережковский, и Горький, и Бальмонт. Но Королевский  Совет присудил её Бунину Ивану Алексеевичу. Присудил за то мастерство,  с которым Бунин развивал традиции русской классической прозы и поэзии.
       Уже были написаны романы,  множество рассказов и стихотворений.  Русская литература всегда была сильна сплавом опыта и молодости.

М:        Скачет пристяжная,  снегом обдаёт…
            Сонный зимний ветер надо мной поёт,
            В полусне волнуясь,  по полю бежит,
            Вместе с колокольчиком жалобно дрожит.
                Эй,  проснися, ветер! Подыми пургу,
                Задымись метелью белою в лугу,
                Загуди позёмкой,  закружись в степи,
                Крикни вместо песни:  «Постыдись,  не спи!»
           Безотраден путь мой!   Каждый божий день –
           Глушь лесов  да холод-голод  деревень…
           Стыдно мне и больно…    Только стыд-то  мой
           Слишком скоро гаснет в тишине немой!
                Сонный зимний ветер надо мной поёт,
                Усыпляет песней,  воли не даёт,
                Пусть заносит снегом,  по полю бежит,
                Вместе с колокольчиком жалобно дрожит…

Ж:        Но Бунин никогда не умел распоряжаться деньгами. И в результате та Нобелевская премия,  которая могла бы обеспечить старость  Ивану Алексеевичу,  была быстро растрачена.

М:       А роман с Галиной продолжался.  Ему, писателю и поэту,  нужна была подпитка чувств,  поэтому в каждый новый роман  Бунин бросался с головой, как в омут.

Ж:    После разрыва с Галиной  (в 1942 г.)  Бунин переключился на творчество.  Он продолжал писать о любви. Готовя к изданию  «Тёмные аллеи»,  он хотел было туда вставить один случай. Но потом раздумал. Этот случай, по признанию самого Бунина, возмутил бы святош – осквернение могилы. Бунин считал, что за этот случай его бы заклевали. Бунин сам рассказывал его:

(Попеременно, М: и Ж:    Начинает  М: )
             -«Было это с одним моим приятелем, довольно красивым, стройным и статным парнем.  Приехал он в какой-то украинский городок просто так, без всякого дела, взглянуть на него – и дальше.  Днём всё, что полагается, осмотрел, хотя,  в сущности, и осматривать было нечего.  Поужинал в трактире.  И стало ему скучно и тоскливо. Не стоило приезжать сюда, зря только последние деньги истратил. Ведь у него деньги всегда были последние. Вышел он из трактира, а ночь такая лунная,  таинственная, по Гоголю: «Знаете ли вы украинскую ночь? -  Нет, вы не знаете украинской ночи». К тому же  -  весна,  в садах вишни в цвету. Такая тишина.  Такое одиночество, будто он один в этом чужом, спящем городе.

           И вдруг совсем близко виолончелью запела калитка. Из душистого белого сада вышла молодая женщина.  От луны ли и неожиданности, или действительно она была так уж хороша, но его сразу неудержимо потянуло к ней.  Она остановилась у калитки и вскинула на него сияющую черноту своих глаз, неопределённо улыбнулась, сверкнув белыми зубами.  Под ловким, туго перехваченным  в талии чёрным платьем угадывалось её молодое, лёгкое, гибкое тело.  Кружевная косынка обрисовывала маленькие, круглые груди.

       Он тоже остановился.

      А она подняла руку и поманила его – догоняй, мол, меня.  И пошла вперёд, тонкая, стройная, перебирая на ходу крутыми бёдрами, вихляя юбкой, всё ускоряя шаг.

     Он за ней.

    Вот она обернулась, убедилась, что он идёт за ней, и снова улыбнулась, уже по-новому  -  радостно.

     Он нагнал её. Снял шляпу и поклонился ей, не зная, что сказать от смущения.
 


    Она тоже смутилась, видно, ещё не привыкла к ночным приключениям.
 -Вы приезжий? – спрашивает.

   Он ей объяснил, что он здесь проездом, уезжает завтра утром и очень хотел бы с ней провести этот вечер, если можно.
 
  -  Вот это хорошо, -  обрадовано сказала она и взяла его под руку. – Можно. Даже очень можно.

     Пошли вместе. Но разговор не клеится. Она отвечает односложно  -  «да» и «нет»  и, хотя продолжает улыбаться,  кажется озабоченной.  – Зайдём ко мне в гостиницу,  -  осмелев, предлагает он,  -  выпьем вина, посидим в моём номере,

    -Нет, в гостиницу мне идти не с руки, - отвечает она,  -  Меня тут каждая собака знает.  Но, вот увидите -  мы прекрасно и без гостиницы, без вашего номера обойдёмся!  -   И она рассмеялась, как ему почудилось, щекочущим, русалочным смехом. И стала ещё прелестней.

     Он порывисто обнял и поцеловал её в горячую нежную шею, упоительно пахнущую чем-то женским.

   Она не оттолкнула его, но как-то деловито заторопилась:  -  Идём, идём! – и снова, властно взяв его под руку, зашагала ещё быстрее, дробно стуча своими подкованными полусапожками.

     -Куда вы меня ведёте?  -  всё же осведомился он, хотя ему было безразлично, куда она ведёт, лишь бы шагать с ней в ногу и любоваться её прелестным лицом, освещённым луной.
    Они прошли молча несколько пустых улиц,  завернули в какой-то переулок. Он вдруг увидел кладбище и испуганно попятился.

    -Здесь нам никто не помешает. Здесь нам будет хорошо, - горячо и страстно зашептала она,  -  увидишь, как будет хорошо!..

    Ворота кладбища были открыты, и он, не рассуждая,  чувствуя, что уже весь в её власти, пошёл с ней мимо могил.  На узких аллеях пестрели  кресты и памятники.  Он шёл рядом с ней, уже ничего не сознавая, кроме её близости.

     Она остановилась перед одной могилой.  – Тут нам будет хорошо, -  снова зашептала она,  -  увидите, как хорошо!  И она стала торопливо стаскивать тяжёлый венок с могильного холма.
-Помогите же мне,  -  отрывисто произнесла она,  -  мне одной не под силу.  Тащите!  Тащите его!

     Но у него так дрожали руки от страха и страсти,  что он скорее мешал  ей, чем  помогал. 

  Наконец она справилась с венком  и не то со вздохом,  не то со стоном упала плашмя на могильный холм. Уже лёжа, потянула его за руку.   
- Иди ко мне!

    Он мельком увидел белизну её колен и с помутившейся головой бросился на неё, ощупью нашёл её горячие губы и в смертельной истоме жадно припал к ним.

     Она исступлённо обняла его.

    Он чувствовал, что что-то страшное и дивное свершается в его жизни.  Подобного счастья он ещё никогда не испытывал.  Ему казалось, что  до этой минуты он не знал ни любви, ни страсти.  Она  была его первой женщиной. Та, с которой он навеки должен был соединиться в самой тайной, блаженной, смертельной близости.    Сразу же в его отуманенной голове стал возникать план остаться в этом украинском городе навсегда.   Или увезти её с собой в Москву. Жениться на ней.  И никогда, до самой смерти не расставаться с ней.

    Она  - он это чувствовал -  делила его восторг, вся извивалась и дико и самозабвенно вскрикивала:  -Ах, хорошо, хорошо!  Ещё! Ещё!

   Потом, после изнурительно-страстных объятий, они долго лежали, тесно обнявшись.  Оба молчали, будто боясь нарушить лунное очарование безмолвья.  Ведь и без слов всё было раз и навсегда понятно теперь, когда они нашли друг друга и уже не смогут расстаться.
Он,  чувствуя восторг и благодарность,  осторожно целовал её маленькие круглые груди с крохотными сосками,  -  «Да ведь она ещё совсем девочка»,  -  с мучительной нежностью думал он.

    Она была бледна.

   Никогда ни на чьём лице он не видел такого выражения блаженства.

    Она счастливо и устало вздыхала и вдруг вся вытянулась,  выскользнула из его объятий,  ловким,  гибким движением вскочила на ноги и принялась стряхивать со своего измятого платья прилипшие к нему комья земли.

     Он тоже поднялся и в порыве восторга и благодарности стал на колени, покрывая поцелуями её маленькие полусапожки, остро пахнувшие свежей землёй и ваксой.

   -Ой, что вы делаете? – вскрикнула она.  -  Встаньте!  Я тороплюсь.  Не мешайте мне.  Не ровен час свекровь меня хватится.  Она торопливо застегнула пуговицы лифа на груди и,  держа шпильки в белых зубах, высоко подняв тонкие руки, оплела голову своей великолепной разметавшейся косой.

   Он, сбитый с толку, молча стоял перед ней,  следя за тем, как она поспешно приводила себя в порядок.

   - Два года мечтала  -  вот сдохнешь, гад, а я на твоей могиле…. И дождалась-таки!  -  вдруг яростным шепотом произнесла она.

   Он так и оторопел.  – Чья это могила?

  - Чья?  И  залилась своим русалочным смехом. – Мужа моего, вестимо!
А то чья же ещё?  Вчера только его, старого урода, схоронили.  Я уже давеча выходила. Никого подходящего не встретила.  -  А вас, голубчик,  мне просто Бог послал. Молодой, пригожий, ласковый,  да к тому же не из наших мест.  Ох, как мне хорошо теперь.  Она снова засмеялась своим русалочным  смехом.  – Вы-то своё сполна получили, а обо мне и говорить  нечего  - я сейчас как в раю.

  Он всё ещё стоял перед ней, бессмысленно глядя на неё.

  Она взяла его руку своей маленькой горячей рукой и крепко пожала: 
- Спасибо, голубчик!  До чего же вы мне угодили! Как по заказу!  Ну, я пошла. Дорогу в гостиницу сами легко найдёте,  не собьётесь.  Она аккуратно оправила складки платья и вдруг звонко плюнула на могилу:  - Получай, гад! Потом залила его сияньем своих счастливых чёрных глаз
  - Ну, прощайте, голубчик!  Не поминайте лихом.  -  И кивнув ему, быстро пошла своей лёгкой походкой.   Пройдя уже довольно далеко, она крикнула:
- А звать-то вас как?

    -Андрей!  -  Голос его прозвучал так странно и хрипло, будто не он, а кто-то другой ответил за него.

  -Даже имечко у вас красивое!  Это я, чтобы за здравие ваше подавать.  Век буду молиться за вас, Андрюша!  - донеслось до него.  И всё смолкло.

   Он долго бессмысленно и бездумно стоял, глядя на опустевшую аллею. Потом,  опомнившись,  со всех ног бросился вон с кладбища. Уже почти добежав до своей гостиницы, он почувствовал ветер в волосах и смутно вспомнил, что его новая поярковая шляпа осталась там,  на могиле.  Она стоила очень дорого, но он даже не пожалел о ней.
          - Вот тот случай. Вот вам украинская ночь не по Гоголю  -  Заключил Бунин.

  Как он всё это рассказывал!?   Живо, красочно, образно, заставляя слушателя всё видеть.
   
                /Музыка\               

  М:      В тоже время он всегда интересовался ,  что происходит на покинутой им родине. В годы войны Бунин развешивал карты, где ежедневно фиксировал движение советских войск.  В это время он,  верный своим принципам,  вместе со всеми дрожал от  холода,  потел от жары,  негодовал от злобы.

Ж:     И не случайно он, - Бунин Иван Алексеевич – оценил   «Книгу про бойца»  Александра Твардовского:  «Какая свобода,  какая чудесная удаль, какая меткость,  точность во всём  и  какой необыкновенный  народный  солдатский язык – ни сучка,  ни задоринки,  ни единого фальшивого,  пошлого  слова!»

М:    Он видел,  что замученный,  но великий  русский народ,  побеждает. И он был рад этому.
          Но это не дало ему сил,  чтобы возвратиться на родину.  Он не поддался уговорам  Константина  Симонова  и  Ильи Эренбурга.    Возвращение  не состоялось.
                /Музыка\
Ж:      Он родился в патриархальной  семье  и  всегда верил в Бога.
               
                Есть Бог, есть мир,  они живут вовек!
                А жизнь людей мгновенна и убога.
                Но всё в себя вмещает человек,
                Который любит мир и верит в Бога!

          И здесь Бунин близок ко многим русским поэтам.

М:      И у него самого  много есть стихотворений, посвященных  Богу:
   
               За всё тебя,  Господь,  благодарю!
               Ты,  после дня тревоги  и  печали,
               Даруешь мне вечернюю зарю,
               Простор полей  и  кротость синей дали.
                Я одинок и ныне  -  как всегда.
                Но вот закат разлил свой пышный пламень,
                И тает в нём  Вечерняя  Звезда,
                Дрожа насквозь,  как драгоценный камень.
             И счастлив  я  печальною судьбой,
             И есть отрада сладкая в сознанье,
             Что  я  один в безмолвном созерцанье,
             Что  я  всем чужд  и  говорю с Тобой.

Ж:      И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
           И лазурь, и полуденный зной…
           Срок  настанет -  Господь сына блудного спросит:
           «Был ли счастлив ты в жизни земной?»
                И забуду я всё -  вспомню только вот эти
                Полевые цветы меж колосьев и трав.
                И от сладостных слёз не успею ответить,
                К милосердным коленям припав.

М:  Он прожил долгую жизнь, и под конец жизни мог сказать:
               Я пережил и многое, и многих,
               и многому изведал цену я.
               Изведал он цену и Господу Богу, хотя он давно понял,  что без него – никуда:
           И за праздники, и за будни,
           За всё тебя, господь,  благодарю.
           Спасибо, Господи,  что я перед тобой в долгу,
           За всё, что я ещё успею и  смогу,
           Спасибо,  Господи,  воистину спасибо.
                /Музыка/

Ж:    На протяжении всего своего писательства Бунин  очень бережно обращался с русским словом.  Он прожил во Франции 33 года, но не стал Французом. Он всегда оставался русским.  О его строгости  к русскому слову было известно и коллегам, и редакторам.
               
             Молчат гробницы,  мумии   и  кости, -
                Лишь слову жизнь дана:
            Из древней тьмы, на мировом погосте
                Звучат лишь  Письмена.
            И нет у нас иного достоянья!
                Умейте же беречь,
            Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
                Наш дар бессмертный  -  речь.

М:       В своей жизни Иван Алексеевич был (как он говорил) «бродником», его всегда тянуло бродить.  А в конце жизни он признавался:  «А теперь вот сиднем сижу;  выйду на полчаса  и обратно в свою конуру.  Устал»

            Часы,  шипя, двенадцать раз пробили
            В соседней зале,  тёмной и пустой,
            Мгновения,  бегущие чредой,  зовут
            К безвестности,  к забвению,  к могиле.

Ж:       Умер Бунин Иван Алексеевич в 1953 году.
                Он родился в год рождения В.И. Ленина.  А умер в год смерти И.В.Сталина.  Прожил Бунин 83 года, и он оставил яркий след в истории литературы.
                Настанет Ночь моя,  ночь долгая, немая.
                Тогда велит  Господь,  творящий чудеса,
                Светилу новому взойти на небеса.
                - Сияй, сияй,  Луна,  всё выше поднимая
                Свой,  Солнцем данный лик.
                Да будет миру весть,  что день мой догорел,
                Но  след мой в мире есть!

М:       Да, след он оставил,  и не малый. В СССР сочинения Бунина замалчивались. Только во время  перестройки  вышли его творения  полностью.  Но нет, не забыли его соотечественники.  И хотя он похоронен не у нас,  а во  Франции, недаром на родине открыты его музеи:  и в Ельце,  и в Орле, и в Ефремове.

Ж:       Был такой  -  Иван Алексеевич Бунин -  поэт, прозаик, рассказчик, лауреат Нобелевской премии. Он оставил нам массу стихов и произведений в прозе.  Читайте!  Читайте  Бунина!!!

                К О Н Е Ц
               


Рецензии