Ресторан Яр - достопримечательность Москвы

           Ресторан «Яр» - достопримечательность Москвы

(В композиции участвуют два рассказчика  и  звучит музыка, подтверждающая сказанное)

       Что ни песчинка, что ни камушек -
       то и исторический памятник.

Произнеся эти слова,  возникает чувство, что мы – как машина времени –можем переноситься из одной эпохи в другую. Сейчас мы  в Москве. В Москве, когда в ней существовал ресторан  «ЯР».
                /Музыка/
      
       В 1820 году из Франции в Москву приехал француз. Этому французу было примерно 20 лет. Ему приглянулась Покровка,  и он поселился недалеко от неё, в Машковом переулке.  Звали этого француза Транкиль Ярд.
В 1826 г. он открыл ресторан на углу Кузнецкого моста и речки Неглинной, (дом номер 9). С названием он долго не раздумывал и назвал ресторан по своей фамилии  -  «ЯРД».
     Но очень скоро москвичи заменили букву «Д»,  поставили вместо неё на конце твёрдый знак (имевший тогда место) и получился  «ЯРЪ».  Под этим именем ресторан и вошёл в историю. Знал бы этот француз, каким популярным окажется этот ресторан.  Москва первопрестольная обрела ещё одну достопримечательность.
     Посетители «Яра»  -  аристократы,  офицерская молодёжь,  художественная интеллигенция.   Их привлекала сюда изысканная французская кухня  и  лучшие французские вина.  Цены были баснословные, а порции  -  микроскопические.  Так что из-за стола вставали налегке.

     Но были и дешёвые комплексные обеды,  примерно за один рубль.

        Да,  были.  Но посетителей ресторана привлекало сюда также и обхождение молодого галантного француза-хозяина.
      История «Яра»  -  это история страстей:  здесь из-за ревности стрелялись, здесь из-за страсти объединялись.

     Москва  -  матушка,  Москва  -  белокаменная.
     Москва Х1Х века была почти провинциальной: 
- здесь, как в какой-нибудь деревне  пахло лошадьми,  а,  значит,  и навозом
- здесь, в большинстве  московских дворов были дрова,
- здесь же пахло пирогами,  а окна деревянных домов украшали наличники.
      В почтенной кичке, в шушуне,
      Москва -  премилая старушка.
      Разнообразной и живой
      Она пленяет пестротой,
      Старинной роскошью,  пирами,
      Невестами, колоколами
      Забавной,  лёгкой суетой,
      Невинной прозой и стихами.     (А.С.Пушкин)

          Сюда, в Москву  Пушкин возвратился в 1826 году  из своей многолетней ссылки,  когда его призвал император  Николай Первый.  Сюда же,  в Москву Пушкин приезжал много раз по своим делам.

     Вы знаете,  что в ХIХ веке  Кузнецкий мост стал главным променадом города. Здесь можно было поглазеть на последние новинки, доставленные из Европы.  Среди парфюмеров,  портных и кондитеров,  обосновавшихся  на Кузнецком мосту, были и немцы, и англичане и итальянцы,  но тон задавали французы.  Ведь к этому времени  Париж уже стал мировой столицей  моды.
А рядом располагались такие знаменитые московские рестораны,  как «Эрмитаж» Люсьена Оливье   и «ЯР»  Транкиля  Ярда.
    Именно тогда завсегдатаем «Яра» был Александр Сергеевич Пушкин. В  «Дорожных жалобах»  он вспоминал  «Яр»:
       Долго ль мне в тоске голодной
       Пост невольный соблюдать
       И телятиной холодной

       Трюфли  Яра поминать,      
       То ли дело рюмка рома,
       Ночью сон,  поутру чай;
       То ли дело, братцы, дома!...
       Ну, пошёл же, погоняй!...             
               
(Звучит романс «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру». Поёт Вл.Самсонов. Музыка Е. Юрьева.
Слова  Б. Андржиевского)

Но вот уж близко. Перед нами
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
    Ах, братцы! Как я был доволен,
    Когда церквей и колоколен,
    Садов, чертогов полукруг
    Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
    Москва…как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось!
    Как много в нём отозвалось!

     А это – опять А.С.Пушкин. В Москве как будто витает тень Пушкина. Во времена Пушкина над землёй пролетала большая безымянная комета и вслед за этим случился небывалый урожай винограда.  Из него делали шампанское.  Вкус этого шампанского был необычайный и необычный. Название этого шампанского – «Вдова Клико».  О-очень ценился этот сорт шампанского. Бутылка этого вина стоила 12 рублей. За такие деньги можно было снять квартиру с поваром и со всеми атрибутами.  Но несмотря ни на что, Пушкин часто заказывал это шампанское в «Яре».

Вино Клико или Моэта
Благословенное вино,
В бутылке мёрзлой для поэта
На стол тотчас принесено.
    Оно своей игрой и пеной
    Меня пленяло: за него
    Последний бедный грош, бывало, медный
    Давал я.  Помните ль, друзья?
Его волшебная струя
Рождала глупостей не мало.               
А сколько шуток и стихов,
И споров, и весёлых снов!

     Залы и комнаты «Яра» долго хранили память о Пушкине. Здесь звучал его голос, звучали его стихи.  Позже в «Яре» была оборудована комната Пушкина, и имя поэта навсегда вошло в культурный ореол легендарного заведения.

     Сюда, в те же годы приходили Евгений Баратынский, Пётр Вяземский, Александр Чаадаев и др.  В этом заведении всегда были свои завсегдатаи. У них был вкус к лирике, и они с удовольствием слушали песни и романсы, окрашенные тоской и грустью.
                /Звучит романс «Ямщик, не гони лошадей…»
                Музыка – Я.Фельдман.  Слова – Н.Риттер/

Московское студенчество  -  это особая страница в истории ресторана  «Яр». После 25 января – Дня Святой Татианы – студентов звали яристами, были юристы, а стали яристы.  Самая спрашиваемая еда  - огуречный рассол.  Студенческая  столовая пустовала. В этот день служители «Яра» спешно заменяли хрустальные бокалы на глиняные, а полицейским было предписано ласково относиться к подвыпившим студентам.
    Они выпили, кажется, всё!  Кроме Москвы-реки, и то, потому что она замёрзла.
   Кони мчат по дороге, цокают подковами и тащат подвыпивших студентов, засидевшихся в «Яре».

     Дорога, кибитка, бубенцы, песня… Песня ямщика… Его неискусный напев проникал в сердца слушателей:
Ямщик лихой, лихая тройка
И колокольчик под дугой,
И дождь, и грязь, но кони бойко
Телегу мчат.

А мчат куда?

К милушке своей!         /Звучит песня «Живёт моя отрада…»/

        А колокольчик?  Почти на каждом колокольчике (особенно, если он касимовский)  на юбке был девиз, или поговорка, или пословица. На одном из них, например, было написано:  «Живи долгонько, воруй маленько  - будешь вор и честный человек» Звон колокольчика олицетворял жизнь, в нём можно было услышать  и радость, и горе… Подумаешь…всего-то на всего колокольчик, бубенчик!
А без этих бубенчиков жизнь казалась бы  и серой, и тусклой.
                /Звучит песня «Бубенцы»  Слова А Кусиков.  Музыка - Братья Бакалейниковы/

     «Яр» на Кузнецком мосту просуществовал до 1847 года. Потом он переехал в здание на Тверской-Ямской (ныне Ленинградское шоссе). Здесь же, недалеко, располагались бега.  Ипподром был открыт в 1834 году. Обмыть ипподромовский выигрыш часто заходили в «Яр», поэтому «Яр»  был всегда на плаву.

    Ещё в 18 веке граф Орлов привёз в свою усадьбу группу цыган.  Он был большой охотник до музыки, до песен.  И с этого началась цыганомания.

Первая скрипка оркестра,
Лишь объявили антракт,
Вдруг заявила:  «Маэстро!
Я разрываю контракт!
Хватит диезов, бемолей,
Не нужен Бетховен и Бах!
Мне бы разнежиться вволю
В лёгких цыганских руках
     Мне б порезвиться с гитарой,
     Передразнить соловьёв,
     С юношей смуглым на пару
     Спеть про земную любовь.
     Двери из нотной решётки
     Вскрыть бы скрипичным ключом,
     И музицировать бойко
С чёрным хмельным трубачом.
Радуясь новым созвучьям,
Искренним полутонам,
Выплеснуть песню цыганки
В дымный ночной ресторан…»
                /Стихотворение С.Леонтьева/  https://stihi.ru/avtor/leontyevsergey

     Одним из ярких сочинителей и исполнителей своих романсов был Аполлон Григорьев. Как хорош он был, когда входил в ресторан в чёрной венгерке, в начищенных сапогах с высокими голенищами, вырезанными под коленками  сердечками.


      Брал гитару и … начиналось:
      Поговори хоть ты со мной,
      Подруга семиструнная!..
      Вся душа полна тобой,
      А ночь такая лунная!

      А позже был цыганский хор:
             Соколовский хор у «Яра»
        Был когда-то знаменит.
       Соколовская гитара
            До сих пор в ушах звенит!
                /Звучит песня «Соколовский хор у «Яра»

      Вряд ли какая песня была тогда более популярна, чем этот славный напев, несмотря на её бездуховность, особенно припева, который вдруг неожиданно стал актуален:   

   Всюду деньги, деньги, деньги,
                Всюду деньги, господа,
                А без денег жизнь плохая,
                Не годится никуда!

       Илья Соколовский был знаменитый гитарист и играл в «Яре».

      Да, много лет прошло с тех пор, а гитара – Соколовская гитара – звучит и ныне; и когда вспоминают «Яр», вспоминают, прежде всего, Соколовскую гитару.   А сейчас – небольшое лирическое отступление: дело в том, что моя девичья фамилия была Соколова.  И мой первый начальник звал меня «Соколовская гитара».  Тогда моя фигура действительно походила на гитару. «Соколовская гитара…»   Мне это нравилось, хотя для меня это был пустой звук. Но не пустой звук был для моего начальника: он был уже в таком возрасте, что наверняка помнил и цыганщину,  и существовавший тогда ресторан «Яр».

      Завсегдатаями ресторана «Яр» были и Куприн, и Чехов, и Шаляпин

            Шаляпин… Существует царь-колокол,  царь-пушка. Это все знают.
Но мало кто знает, что есть царь-поэт, Пушкин;  царь-ресторан  - Яр  и царь-бас. Это Шаляпин.

      Задушевный друг М.Горького – Ф.Шаляпин. Оба с Волги, оба –богатыри-волгари, в юности жили на Волге бок о бок.  В один день и час ходили наниматься в хор Казанского оперного театра

    И надо же такому случиться – Горького приняли, а Шаляпина нет.
    А Шаляпин пел в «Яре» и …обедал в «Яре»  Люди в это время естественны и раскрываются в еде. Выросший на Волге, Шаляпин не понимал дорогой еды:  он любил простую русскую еду: стерляжью двойную уху и пироги с капустой.
      Шаляпин – легендарный бас. Он обладал мощным голосом.  В русском искусстве Шаляпин – эпоха, как и Пушкин. Он исполнял в «Яре» и романсы и народные песни.

     Песню можно считать народной, когда её поют и дети, и взрослые, и пьяные. Пьяные в «Яре» часто пели песни и романсы Шаляпина. 
Голос у Шаляпина был такой силы, что гасли свечи и дрожали стены.  Ему аплодировали короли, что ему «Яр». Русский бас вызывал сильные овации.  Это вечно! Меняется время, меняется жизнь, но Шаляпин остаётся таким же.

      Видимо Бог был в хорошем настроении, когда создавал Шаляпина.
Шаляпин твёрдо по жизни стоял на ногах, пока в его жизни не появилась она. Не зря он пел другу:
Онегин, я клянусь на шпаге,
                Безумно я люблю Тарнаги!

      С ней он прожил долгую жизнь, несмотря на свой русский, бесшабашный характер,  Недаром в книге «Летопись своей жизни» он писал: «Еду на извозчике. – Барин, а чем вы занимаетесь?  - Пою -  Ну, пою и я тоже, особенно, когда выпью»
      Существует такая байка:  Как-то раз Шаляпин, прогуливаясь по парку, услышал, как замечательно поёт какой-то мужик. Подошёл.., послушал. Денег у Шаляпина с собой не оказалось, тогда он снял с пальца перстень и подал мужику. Тот принять перстень отказался, сославшись на то, что его обвинят в воровстве.  Таким дорогим был этот перстень.  Тогда Шаляпин
сам  запел и после пошёл с шапкой по кругу. Всю сумму денег он выложил уличному певцу. А пел Шаляпин, находясь в Москве, «Вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской», улице, которая вела к «Яру».
                /Звучит песня в исполнении Шаляпина  «Вдоль по Питерской, по Тверской-Ямской…»
               
В «Яре» не только пили, ели, сквернословили.  В «Яре» были и все знаменитости.  Антон Чехов проводил здесь скромный ужин юбиляра:  ему вручили литературную пушкинскую премию. Чехов был в «Яре» не единожды.  Однажды он обмывал там медаль.  Как он сам говорил: «Медаль я получил не за то, что я писал, а за то, что переписывал».  Чехов был активным членом первой переписи России.

       Завсегдатаем «Яра» считался и Куприн.  «Яр» дал ему пищу для многих литературных произведений.
     А Иван Шмелёв с благодарностью «Яру»  написал «Человек из ресторана»

    В 1912 году «Яр» посетил Григорий Распутин.  Там ещё долго висел его портрет.

    В «Яре» был коридор с картинами. Назывался он  «Пьяная галерея». Этими картинами рассчитывались пропившиеся художники, когда у них не было денег.

     В Москве проводились народные гуляния с хороводами, песнями, играми. Московские трактиры славились не только своими обедами, но и песенниками. Бытовая музыка, тесно связанная с русской народной песней, звучала в Москве широко и привольно.  Поэтому неудивительно, что именно в Москве нашёл прибежище русский бытовой романс, в отличии от Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург был слишком чопорным для такой музыки.
 Я восклицаю с нетерпеньем:
 Пора в Москву! В Москву сейчас!
 Здесь город чопорный, унылый,
 Здесь речи – лёд, сердца – гранит,
 Здесь нет ни ветрености милой,
 Ни муз, ни Пресни, ни харит.         /А.Пушкин/

      В Санкт-Петербурге правили, но короновались-то в Москве!!!
     Процветай же славой вечной,
     Город храмов и палат,
     Град срединный, град сердечный,
     Коренной России град!
          На твоих церквах старинных
          Вырастают дерева,
           Глаз не схватит улиц длинных –
         Это матушка-Москва!                /Ф. Глинка/

                /Звучит песня «Москва-златоглавая…» Конфетки-бараночки…/

   Позже управляла цыганским хором  «Яра»  Варвара Панина. «Божественная Варя»  -  это сказал А.Блок ещё в 1913 году. Панина – дитя старой Москвы, воспитанница цыганских хоров. Она перенимала певческую манеру у старых мастеров – цыган.
    Слава о белой цыганке шла по всей России, и послушать её приезжали отовсюду. Панина увлекала не столько красотою и силой своего голоса, сколько «нутром», глубокой, затаённой, как ночь, непроницаемой страстью. Она пела русские и цыганские романсы о несчастной любви и разбитых сердцах. Она пела низким контральто, почти мужского тембра и любой, будь то подвыпивший купец, столичный аристократ или знаток-меломан слушал её с затаённым дыханием и жаждой сострадания.
После обеда в «Яре», когда все шли отдыхать, она садилась в укромный уголок, брала гитару и пела потихоньку.
Один из романсов, которые пела Панина в «Яре»  -«Хризантемы».

                /Звучит романс «Отцвели хризантемы» Музыка – Н.Зубов    Слова – М.Пойгин/

Рифма «Яра»  -  гитара не сходила с репертуара. Но было время, когда в «Яре» звучала балалайка.  Это было, когда в «Яре» выступал Андреев Василий Васильевич (1861-1918) со своим Великорусским оркестром народных инструментов. Тогда запросто заходили в «Яр» Василий Ключевский,  Владимир Гиляровский и др.

Три струны всего у балалайки,
Но широк её размах большой.
Взмах руки  -  и пролетают чайки
С набежавшей песенной волной.
     Парень укорачивает струны,
     Прижимает крепко их к ладам,
     И плывёт напев простой и юный
     По окрестным паркам и садам.
Слушаю его и молодею,
Прохожу по саду налегке,
Всё-то, видно, знает и умеет
Парень с балалайкою в руке.    
 /Стихотворение В.Саянова/

      Пела в «Яре» и Анастасия Вяльцева.  Уникальный голос был дан ей от Бога. Это было море обаяния, да ещё с заливом. Правда, в «Яре» она пела недолго, Она вынуждена была уехать на Дальний Восток. Вяльцева тайно была обвенчана с кавалергардом. Им, кавалергардам, влюбляться в певиц можно было, но жениться – нет! И только, когда он был ранен, а он был   участник Русско-Японской войны, вот тогда всё и раскрылось. Она разорвала все контракты, потеряла кучу денег и уехала к мужу.
     А здесь, в Москве  в неё был влюблён музыкант, автор многих романсов Николай Зубов. Он посвятил ей 23 романса. Когда она спешно уехала на Дальний Восток, к мужу, Зубов едва пережил это и сочинил свой самый задушевный романс «Не уходи».
Люблю, люблю!
Всё больше, больше, больше!
Оставив чуть надежды впереди,
Не уходи, не уходи подольше,
А лучше  -  никогда не уходи!     /Из стихотворения С.Леонтьева/ https://stihi.ru/avtor/leontyevsergey

                /Звучит романс «Не уходи» Музыка  Н Зубов      Слова   М.Пойгин/

     Время брало своё.  Уходила в прошлое дворянская Москва, уступая место Москве капиталистической. Менялся её силуэт:  прошла первая линия конки, потом электрического трамвая.  Звонки трамвая заглушали стук карет и экипажей, извозчичьих пролёток и линеек, летевших к «Яру».

    Летом 1909 года ресторан «Яр» закрылся на ремонт: старое здание совсем обветшало. Но ремонт длился недолго – в 1910 г. на Пасху открылся новый «Яр». Был роскошный обед, на 400 персон. Все персоны были во фраках.  Все они получили специальные приглашения,
    В новом «Яре» впервые был и электрический свет, и первый телефон, и первый автомобиль. Тогда же и родился вопрос к Шаляпину:
- Какая разница между лососем и лососиной? На что Шаляпин со свойственным ему юмором отвечал:
- Такая же, как между дураком и дурачиной.

     История ресторана «Яр» многолика.  Первая мировая война перевернула всю жизнь в стране.  В «Яре» разместился военный госпиталь. Кстати, царь-бас  - Шаляпин устроил в своём доме лазарет на 15 коек. Он просил присылать воинов только низкого звания;  иногда сам пел им.

    В России начавшаяся за Первой мировой гражданская война переросла в революцию. Большевики закрыли «Яр».  23 февраля 1918 г. была создана Красная Армия , и 23 февраля был закрыт «Яр».  Про «Яр» велено было забыть.   Позже в этом здании располагался ВГИК, затем – Клуб лётчиков –
(когда душа поёт и просится сердце в полёт).  В 1952 г., потеряв великолепие, открылся ресторан при гостинице «Советская».  Позже там Королёв праздновал  Первый запуск искусственного спутника Земли.

    Потом ресторан посещали Хрущёв, Аденауэр, миссис Тэтчер.
Ив Монтан и Симона Сеньоре жили в этой гостинице,  но цыганщина из стен здания не ушла:  в нём разместился цыганский театр «Ромен».

    Во времена Цветаевой, в эпоху Серебряного века «Яр» ещё блистал во всю. Цветаева не могла передать дочери свою «необыкновенность»,  но будущее дочери не могло не волновать её, и поэтому она писала:
Знай одно:  ты завтра будешь старой,
Пей вино,  правь тройкой,  пой у «Яра».

   Мы – не Иваны, не помнящие родства, и поэтому Булат Окуджава писал:
ч
Что нельзя с Александром Сергеевичем
поужинать,
 в «Яр» заскочить
хоть на четверть часа.

     На глазах моего поколения неузнаваемо изменился облик Москвы.
Выросли многие многоэтажные здания, протянулись широкие магистрали.
Возникли подземные переходы, тоннели и наземные эстакады.  Центральные улицы и площади больше не напоминают нам о былых деятелях культуры – Горьком,  Маяковском,  Неждановой  и др.  Но «Яр» ещё долго будет будоражить умы людей и своими проникновенными песнями напоминать нам о царе-ресторане с таким звучным названием «Яр».
   А располагался этот ресторан в Москве.
Москва! Ты в сердце народа, как прежде,
Как Вера, Любовь и Надежда.
Москва остаётся Москвой!!!
                /Звучит песня в исполнении Л.Утёсова  «Дорогие мои москвичи»
                Муз. И.Дунаевский      Сл. В.Масс и М.Червинский/
      
   К О Н Е Ц .               
            
        Ну,  пошёл же,  погоняй!..   
               
    


Рецензии